г. Саратов |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А57-13201/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Дубки" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2019 года по делу N А57-13201/2019 (судья Д.Р. Мамяшева),
по иску Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям (241519, Брянская обл., Брянский район, п. Путевка, ул. Рославльская 3)
к обществу с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Дубки" (410530, Саратовская Область, Район Саратовский, Поселок Дубки, ИНН: 6432013128, ОГРН: 1026401183841)
третье лицо: ФГБУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория",
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании: от ООО "Дубки" - Прониной Е.Н., представителя, действующей на основании доверенности от 10.04.2019 (пост.); Курячего А. И., адвоката, действующего на основании ордера от 13.12.2019 N 45; иные лица не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Управление Россельхознадзора по Саратовской области (далее - Россельхознадзор, заявитель, Управление) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Дубки" (далее - ООО "Мясокомбинат "Дубки", общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2019 года по делу N А57-13201/2019 общество с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат Дубки" (ИНН 6432013128, ОГРНИП 1026401183841) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложен административный штраф в размере 100 000 руб.
Общество не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Административный орган просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии представителя Управления.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ.
Заявитель апелляционной жалобы сообщил, что отзыв не получил и с возражениями не знаком, вопрос приобщения отставляет на усмотрения суда.
Суд апелляционной инстанции возвращает отзыв на апелляционную жалобу административному органу, т.к. не представлены доказательства заблаговременного направления в адрес общества.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 14.02.2019 в рамках федерального лабораторного мониторинга качества и безопасности пищевой продукции (приказ РСХН от 28.12.2018 N 1520), сотрудниками Управления в супермаркете "Старт" Новозыбсковского РАЙПО (Брянская область, г.Новозыбков, ул.Советская, д. 18) в соответствии с государственным заданием был произведен отбор проб (образцов) пищевой продукции - вареное колбасное изделие: колбаса вареная "Со шпиком", для исследований по показателям качества и безопасности (акт отбора проб (образцов) от 14.02.2019 N 1159487).
Результаты проведенных исследований зафиксированы в протоколе испытаний Федерального государственного бюджетного учреждения "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - ФГБУ "БМВЛ") от 07.03.2019 N 19-2991, согласно которым в образце пищевой продукции - вареных колбасных изделий. Колбаса вареная "Со шпиком" (обнаружено наличие остаточного количества лекарственных препаратов энрофлоксацина).
Согласно экспертному заключению ФГБУ "БМВЛ" от 10.04.2019 N 221-19 ЭЗ, в результате проведенных исследований установлено несоответствие образца пищевой продукции - вареное колбасное изделие: колбаса вареная "Со шпиком" - требованиям пункта 3 статьи 13 главы 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" в связи с обнаружением препарата из группы хинолоны - энрофлоксацин количестве 2 мкг/кг.
Согласно маркировочной этикетке и товарносопроводительной документации изготовителем данной продукции является ООО "Мясокомбинат "Дубки".
Испытательный центр ФГБУ "Брянская МВД" аккредитован Федеральной службой по аккредитации (аттестат аккредитации N РОСС 1Ш.0001.21ПФ86, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 30.03.2015).
Информация о выявлении несоответствия пищевой продукции установленным требованиям была размещена в компоненте СИРАНО федеральной государственной информационной системы (ФГИС) ВетИС и направлена в адрес Управления.
Управлением проведена проверка поступившей информации, по итогам которой установлено следующее.
Как указывает заявитель, анализ информации автоматизированной информационной системы "Меркурий", предназначенной для обеспечения прослеживаемости поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов при их производстве, обороте и перемещении по территории Российской Федерации, показал, что указанная продукция выработана ООО "Мясокомбинат "Дубки" - производственный сертификат форма N 1 N 1405883670, номера производственных партий 65040, 65043.
На вареное колбасное изделие: колбаса вареная "Со шпиком" предоставлена Декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д- 1Ш.АП02.В. 17002 (дата регистрации - 29.06.2018) на серийный выпуск. Согласно Декларации заявитель - ООО "Мясокомбинат "Дубки" - подтверждает соответствие указанной продукции требованиям технических регламентов, в том числе Технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных веществ".
Таким образом, управление пришло к выводу, что акт отбора проб (образцов) от 14.02.2019 N 1159487, протокол испытаний ФГБУ "БМВЛ" от 07.03.2019 N 19-2991, экспертное заключение ФГБУ "БМВЛ" от 10.04.2019 N 221-19 ЭЗ, ветеринарные сопроводительные документы, декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д- RU.AIT02.B. 17002, маркировочная этикетка - свидетельствовали о выпуске в обращение изготовителем - ООО "Мясокомбинат "Дубки", пищевой продукции - вареное колбасное изделие: колбаса вареная "Со шпиком", не соответствующей требованиям технических регламентов.
По данному факту уполномоченным органом был составлен протокол об административном правонарушении N 16.05.2019 по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В порядке статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что событие и состав административного правонарушения, вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе. Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ, состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Наличие у Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям полномочий для осуществления контроля качества готовой продукции подтверждается следующим.
Пунктом "б" Постановления Правительства РФ от 14.12.2009 N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" установлено, что нормативно-правовое регулирование в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и организация такого контроля осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с их полномочиями по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении следующих объектов ветеринарного надзора: продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке, в том числе мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, продукты их первичной переработки (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукты, а также пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для реализации на розничных рынках; деятельность юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих заготовку, переработку, перевозку и хранение продукции животного происхождения, указанной в абзаце втором настоящего подпункта.
Пункт 1 Приказа МСХ РФ от 17.10.2016 N 744 "Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Россельхознадзором мероприятий по государственному контролю (надзору) и порядка его ведения" утвержден Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении ветеринарного надзора, (Приложение N 1), в котором включены Решение Комиссии "Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011 в части статьей 5, 6 главы I, главы 3, 4, 6; а также Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" ТР ТС 034/2013 в части главы I, II, IV - XI, XIV.
Кроме того, п. п. "а" п. 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 предусмотрено, что Федеральный государственный надзор осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы: в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, предметом которой являются предназначенные для вывоза, ввезенные и перемещаемые транзитом через таможенную территорию Таможенного союза товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" (далее - Решение Таможенного союза, подконтрольные товары); в отношении подконтрольных товаров при осуществлении ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления; в отношении подконтрольных товаров при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Согласно Единому перечню товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" под кодом 1601 00 включены "Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе".
Таким образом, федеральный государственный надзор осуществляет федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и территориальные органы в отношении подконтрольных товаров (товаров под кодом "1601 00") при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Согласно п. 8.1.3 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 04.10.2012 N 527 (Зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2013 N 26921), Управление на территории, установленной в соответствии со схемой размещения, осуществляет государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 987 "О государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" установлено, что федеральный государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется органами Россельхознадзора в отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства).
Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определено, что пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" пунктами 3, 4, 6 определено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения" в соответствии с Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определено, что Министерству сельского хозяйства Российской Федерации необходимо обеспечить организацию и ведение мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов (далее именуется - мониторинг).
При этом под мониторингом понимается система наблюдения, анализа, оценки качества и безопасности пищевых продуктов (п. 2 Положения о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 883).
Таким образом, системный анализ приведенных выше норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что к полномочиям Управления Россельхознадзора (как территориального подразделения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору) относится, в том числе, осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона этого административного правонарушения выражается в нарушении в том числе требований технических регламентов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон "О техническом регулировании") технический регламент - это документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 (далее - ТР ТС 034/2013) устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются продукты убоя и мясная продукция (мясные и мясосодержащие колбасные изделия), а также процессы производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации продуктов убоя и мясной продукции (подпункт "а, б" пункта 2 ТР ТС 034/2013).
Принятый ТР ТС 034/2013 устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Данный технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продуктов убоя и мясной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на продукты убоя и мясную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Согласно пунктам 9, 12, 13 ТР ТС 034/2013 - продукты убоя и мясная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется. Не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется. Продукты убоя и мясная продукция, находящиеся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должны быть безопасны.
Пункту 59 ТР ТС 034/2013 закреплено, что продукты убоя, используемые при производстве мясной продукции, должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
Кроме того, статья 5 ТР ТС 021/2011 устанавливает правила обращения на рынке - пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно части 1 и части 3 статье 13 ТР ТС 021/2011 продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
Непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения должно быть получено от продуктивных животных, которые не подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных.
Из материалов дела следует, что ООО "Мясокомбинат "Дубки" осуществляет производство колбасных изделий (код ОКВЭД 10.13).
По результатам исследований, проведенных ФГБУ "БМВЛ", было установлено, что в образце пробы Колбаса вареная "Со шпиком", отобранной в супермаркете "Старт" Новозыбсковского РАЙПО (Брянская область, г.Новозыбков, ул.Советская, д. 18) в соответствии с государственным заданием, обнаружен энрофлоксацина (результат испытаний 2 мкг/кг), наличие которого в пищевых продуктах не допускается.
В апелляционной жалобе ООО "Мясокомбинат "Дубки" указывает, что административным органом при исследовании колбасы "Со шпиком" неверно был применен метод исследования, поскольку примененный стандарт ГОСТ 32797-2014 не входит в перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) необходимые для применения и исполнения ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 034/2013. В апелляционной жалобе общество также отмечает, что административным органом при исследовании колбасы (готового продукта) не подлежал применению ГОСТ 32797-2014, который применим только в отношении непереработанной продукции.
Судом апелляционной инстанции отклоняется указанные доводы.
Согласно ГОСТ 32797-2014 "Продукты пищевые, продовольственное сырье. Метод определения остаточного содержания хинолонов с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектором" он распространяется не только на пищевые продукты в части мяса, но и продукты из мяса птицы, яиц, яичного порошка, яичного меланжа, молока, рыбы, меда, а также продовольственное сырье и устанавливает метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием (далее - ВЭЖХ-МС/МС) для определения остаточного содержания хинолонов в диапазоне измерений от 1 до 2000 мкг/кг.
Сущность метода, применяемого ГОСТ 32797-2014: количественное определение остаточного содержания хинолонов проводят методом внутреннего стандарта по площадям хроматографических пиков идентифицированных соединений с помощью градуировочной характеристики, полученной при анализе градуировочных растворов известных соединений в аналогичных условиях.
Отбор проб производился согласно ГОСТ 9792-73 "Колбасные изделия и продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц. Правила приемки и методы отбора проб", который распространяется на фаршированные, варено-копченые, полукопченые, вареные, сырокопченые, сырые, ливерные и кровяные колбасы, мясные хлеба, сосиски, сардельки, продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц (вареные, варено-копченые, копчено-запеченные, запеченные, жареные и сырокопченые), бекон соленый в полутушах, а также зельцы, студни, холодец и паштеты и устанавливает правила приемки и методы отбора проб для определения основных показателей.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011), а также Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, где непосредственно в п. 77 и п. 426 вышеуказанных Перечней включен ГОСТ 9792-73, в соответствии с которым и был выполнен отбор пробы колбасы "Со шпиком".
Кроме того, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2014 N 81 утвержден Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, где в пункте 114 обозначен ГОСТ 9792-73.
Проба направлена в ФГБУ "Брянская МВД" аккредитован Федеральной службой по аккредитации, аттестат аккредитации N РОСС 1Ш.0001.21ПФ86, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 30.03.2015.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что исследования мясной продукции общества проведены лабораторией в полном соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза и иных нормативных актов в установленной сфере деятельности.
Доводы апеллянта судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку результаты испытаний являются достоверными и устанавливают наличие в мясной продукции общества лекарственного средства для ветеринарного применения (энрофлоксацин), что нарушает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к пищевой продукции и в частности мяса и мясной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза.
В качестве довода апелляционной жалобы ООО "Мясокомбинат "Дубки" указывает, что при определении содержания антибиотика в колбасных изделиях следует руководствоваться нормативами, установленными для сырья, из которого изготавливаются колбасные изделия, и о том, что при наличии препарата в сырье в пределах допустимой нормы наличие остатков указанного препарата в готовой продукции следует считать безопасным. В данном случае ТР ТС 034/2013 установлен максимально допустимый остаток энрофлоксацина в размере 0,1 мг/кг, а в продукции общества 2 мкг/кг, т.е 0,002 мг/кг, что, по мнению общества, является допустимым.
Так, требования к безопасности пищевой продукции установлены техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) (далее - ТР ТС 021/2011), а также техническими регламентами на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) (далее - ТР ТС 034/2013) в случае если в отношении продуктов убоя и мясной продукции приняты иные технические регламенты Таможенного союза, устанавливающие требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции, связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции, то продукты убоя и мясная продукция, связанные с ними процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также их маркировка и упаковка должны соответствовать требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Пунктом 59 ТР ТС 034/2013 предусмотрено, что продукты убоя, используемые при производстве мясной продукции, должны соответствовать требованиям названного технического регламента и технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
В силу пункта 3 статьи 13 ТР ТС 021/2011 непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения должно быть получено от продуктивных животных, которые не подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных.
Согласно статье 4 ТР ТС 021/2011 к непереработанной пищевой продукции животного происхождения относятся не прошедшие переработку (обработку) туши (тушки) продуктивных животных всех видов, их части (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сырое обезжиренное молоко, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукция, улов водных биологических ресурсов, продукция аквакультур.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что применение препаратов, содержащих антибиотики, должно осуществляться строго в соответствии с инструкцией об их применении, а перед получением непереработанной пищевой продукции и сырья от животного, которое подвергалось лечению, необходимо соблюдать период каренции.
Каренция (период ожидания) - это период, в течение которого вещество находится в организме животного и выделяется с продуктами (молоко, мясо, яйцо и т.д.). В период каренции запрещается реализовывать любые продукты, полученные от животного.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в продовольственном сырье и продукции, изготовленной из него, не допускается наличие остатков лекарственных препаратов.
В соответствии с приложением N 5 к ТР ТС 034/2013 "Максимальные допустимые уровни остатков антимикробных средств" препарат энрофлоксацин в мясе всех видов продуктивных животных не должен превышать 0,1 мг/кг.
В свою очередь, суд апелляционной инстанции считает, что максимально допустимый уровень (далее - МДУ), разрешенный для определенного препарата в сырье, то есть в непереработанной продукции, не применяется для готовой продукции, которая прошла технологическую обработку.
Для готовой продукции МДУ не оценен, максимальный уровень риска для безопасности жизни и здоровья человека не установлен.
Колбасные изделия являются многокомпонентным продуктом.
Учитывая, что максимально допустимый уровень антибиотиков для каждого сырья различен, при этом риск содержания максимально допустимого уровня антибиотиков для здоровья человека в колбасных изделиях уполномоченным государственным органом не оценен, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что содержание лекарственных препаратов в готовой продукции нормируется, только из расчета "не допускается" (в пределах чувствительности метода).
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Нарушение требований технических регламентов Таможенного союза недопустимо и составляет определенную угрозу, поскольку разработаны регламенты в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей мяса и мясной продукции относительно их назначения и безопасности.
Факт выявления лекарственных средств для ветеринарного применения в мясной продукции в связи с приемом сырья, содержащего энрофлоксацин, и изготовлением мясной продукции, свидетельствуют о недостаточных мерах, принятых обществом при производстве для выпуска в обращение безопасной мясной продукции и нарушении изготовителем требований технических регламентов.
Представленная обществом программа производственного контроля свидетельствует о том, что обществом достаточных и необходимых мер для проверки безопасности мясного сырья при производстве продукции предпринято не было.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, прием сырья и изготовление мясной продукции (колбаса "Со шпиком"), содержащей остатки лекарственных средств для ветеринарного применения (энтрофлоксацина), свидетельствуют о нарушении ООО "Мясокомбинат "Дубки" требований технических регламентов, и, следовательно, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, вопреки мнению подателя апелляционной жалобы, не допущено.
Данные, полученные в ходе указанных мероприятий, являются достаточными для возбуждения на основании положений статьи 28.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении.
Таким образом, порядок привлечения общества к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
При определении меры наказания судом первой инстанции учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершенному деянию.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2019 года по делу N А57-13201/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-13201/2019
Истец: ООО Мясокомбинат "Дубки", Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям
Ответчик: ООО "Мясокомбинат "Дубки", Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям
Третье лицо: ФГБУ "Брянская межобластная ветеринарная лаборатория"