г. Казань |
|
28 декабря 2020 г. |
Дело N А12-220/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Саттаровой А.Р.,
при участии представителей:
в Арбитражном суде Ростовской области:
Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Семеновой Е.А. (доверенность от 09.01.2020),
Министерства обороны Российской Федерации - Семеновой Е.А. (доверенность от 09.01.2020), Стехова Д.В. (доверенность от 13.11.2020),
в Арбитражном суде Поволжского округа:
Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Ильченко Н.Ю. (доверенность от 16.01.2020),
Комитета земельных ресурсов и градостроительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Ильченко Н.Ю. (доверенность от 15.04.2020),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.07.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2020
по делу N А12-220/2020
по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1023402008706) о признании права собственности, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1026103739892), комитета земельных ресурсов и градостроительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Управления капитального строительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Управления заказчика капитального строительства Южного военного округа, муниципального бюджетного учреждения "Комбинат благоустройства" городского округа - город Волжский Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
Минобороны России обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - администрация) с исковым заявлением о признании права собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации на объекты недвижимости: - земельный участок с кадастровым номером 34:35:030119:12957 площадью 16 793 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, в районе земельных участков, расположенных по проспекту им. Ленина, 98д, 142а; земельный участок с кадастровым номером 34:35:030119:12958 площадью 13 803 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, в районе земельных участков, расположенных по проспекту им. Ленина, 98д, 142а; земельный участок с кадастровым номером 34:35:030119:12959 площадью 34 423 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, в районе земельных участков, расположенных по проспекту им. Ленина, 98д, 142а.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены, - федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО"), Комитет земельных ресурсов и градостроительства Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Комитет), Управление капитального строительства Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Управление заказчика капитального строительства Южного военного округа, муниципальное бюджетное учреждение "Комбинат благоустройства" городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - МБУ "Комбинат благоустройства").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.07.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2020, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационных жалобах ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" и Минобороны России, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу администрация возражает против изложенных в ней доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.12.2020 судья Хайруллина заменена на судью Петрушкина В.А.
В судебном заседании представители ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" и Минобороны России поддержал доводы, изложенные в собственных кассационных жалобах, а представитель администрации и Комитета просил оставить судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационных жалобах, отзыве и в выступлении представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрация городского округа - город Волжский обратилась в адрес заместителя Министерства обороны Российской Федерации с требованием от 12.12.2013 N 01- 05/13618 о рассмотрении вопроса о передаче в муниципальную собственность имущества Военного городка N 69, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, 14 м/р, Военный городок N 69.
Приказом заместителя Минобороны России от 30.01.2014 N 61 установлена передача объектов недвижимого имущества военного городка N 69 в собственность муниципального образования городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Во исполнение приказа заместителя Минобороны России от 30.01.2014 N 61 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городского округа - город Волжский Волгоградской области" между Федеральным государственным казенным учреждением "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и городским округом - город Волжский Волгоградской области подписан передаточный акт объектов недвижимого имущества, согласно которому городской округ - город Волжский принял следующие объекты недвижимого имущества: здание казармы, общей площадью 794,5 кв. м; здание контрольно-пропускного пункта, общей площадью 61,8 кв. м; здание кухни-столовой, общей площадью 484,3 кв. м; здание склада, общей площадью 291,6 кв. м; пункт заправки ГСМ, площадью 34,1 кв. м; сооружение уборной, общей площадью 51,0 кв. м; сооружение хранилища, общей площадью 698,9 кв. м; штаб, общей площадью 352,0 кв. м; овощехранилище, общей площадью 261,0 кв. м; земельный участок, с кадастровым номером 34:35:030119:0178, площадью 65 000 кв. м.
Право собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области на вышеперечисленные объекты недвижимого имущества зарегистрировано 19.02.2015, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Вместе с тем на основании приказа заместителя Минобороны России от 30.01.2014 N 61 земельный участок с кадастровым номером 34:35:030119:178 площадью 65 019 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, в/г N 69 (п. зеленый остров) подлежал передаче в собственность муниципального образования городской округ-город Волжский Волгоградской области.
На указанный земельный участок также зарегистрировано право собственности муниципального образования городской округ-город Волжский Волгоградской области, о чем сделана запись в ЕГРН от 19.02.2015 N 34-34/003/018/2015-274/3.
Приказом заместителя Минобороны России от 25.03.2015 N 259 приказ заместителя Минобороны России от 30.01.2014 N 61 признан утратившим силу.
ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" обратилось к администрации о возврате земельного участка с кадастровым номером 34:35:030119:178, в связи с отменой приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 30.01.2014 N 61.
Согласно сведениям филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области", изложенным в письме от 28.08.2018 N НБ-5005/2015 указано, что 06.07.2015 осуществлен государственный кадастровый учет трех земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 34:35:030119:178.
По результатам осуществления кадастрового учета образуемым земельным участкам присвоены кадастровые номера 34:35:030119:12957, 34:35:030119:12958, 34:35:030119:12959.
На земельные участки с кадастровыми номерами 34:35:030119:12957 34:35:030119:12958 34:35:030119:12959 зарегистрировано право собственности муниципального образования городской округ-город Волжский Волгоградской области, о чем 11.08.2015 сделана соответствующая запись в ЕГРН.
В соответствии с государственным контрактом от 21.12.2012 N 1214187376782090942000000/ДГЭ-12099, заключенным между Минобороны России обороны Российской Федерации и Федеральным казенным предприятием "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" на полный комплекс работ по объекту: "Жилая застройка на 157 квартир в г. Волжский Волгоградской области" на вышеуказанных земельных участках осуществляется строительство в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с письмом Регионального управления заказчика капитального строительства Южного военного округа от 17.08.2018 N ФКП/ЮВО/11/4634, строительство объекта осуществляется на земельном участке с кадастровым номером 34:35:030119:12957, земельные участки с кадастровыми номерами 34:35:030119:12958, 34:35:030119:12959 планируются под размещение инженерных сетей к объекту "Жилая застройка на 157 квартир в г. Волжский Волгоградской области".
Минобороны России, полагая, что спорные земельные участки не выбывали из его владения, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суды двух инстанций, установив, что спорные земельные участки не находятся во владении Министерства обороны, руководствуясь статьями 209, 223, 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснениями, изложенными в пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отказали в удовлетворении иска.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными названной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.
Согласно положениям статей 1, 11, 12 ГК РФ, статей 4, 65 АПК РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Избрание способа защиты своего нарушенного права является прерогативой истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения и восстановить нарушенное право.
В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом не должны смешиваться способ защиты и предмет доказывания.
Признание права собственности в судебном порядке является исключительным способом защиты, который не должен подменять собой установленный законом порядок регистрации права собственности. Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого оспаривается кем-либо из субъектов гражданского права.
Предъявляя иск о признании права собственности, истец должен документально обосновать наличие оснований для возникновения у него права собственности на спорный объект, а также подтвердить наличие спора о праве между ним и ответчиком. Отсутствие предмета спора исключает возможность удовлетворения иска.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как следует из пункта 4 статьи 35 ЗК РФ отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением установленных данным пунктом случаев.
Порядок безвозмездной передачи военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в муниципальную собственность урегулирован Федеральным законом от 8.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения (в том числе сети инженерно-технического обеспечения), жилые помещения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, жилых помещений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков). В соответствии с пунктом 6 названной статьи, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
В силу части 2.1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ одновременно с передачей в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность указанного в части 1 настоящей статьи имущества, за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, передаче подлежит земельный участок, на котором расположено указанное имущество и который необходим для его использования.
Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (часть 1 статьи 3 Закона N 423-ФЗ).
Из анализа материалов дела следует, что в 2010 году Минобороны России обратилось к администрации с предложением о передаче в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества - высвобождаемых военных городков.
В соответствии с Генеральным планом развития городского округа - город Волжский, территория 14 м/р в районе расположения Военного городка N 69 на земельном участке, площадью 6,5 га предназначена под размещение социально значимых объектов капитального строительства: малоэтажных многоквартирных жилых домов, общеобразовательной школы со стадионом, продолжением улицы Ак. Королева, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Между Минобороны России и Правительством Волгоградской области заключено соглашение от 31.10.2013 о взаимодействии в целях осуществления передачи высвобождаемого военного имущества.
В перечень военных городков, подлежащих передаче в собственность муниципальных образований Волгоградской области, был включен и военный городок N 69, расположенный на территории г. Волжского (приложение N 2 к соглашению).
По результатам совещания Правительства Волгоградской области от 06.12.2013 в адрес заместителя Министерства обороны Российской Федерации было направлено обращение администрации городского округа - город Волжский с просьбой рассмотреть вопрос о передаче в муниципальную собственность имущества Военного городка N 69, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, 14 м/р, Военный городок N 69, что подтверждается письмом от 12.12.2013 N 01- 05/13618.
Впоследствии 30.01.2014 был издан приказ заместителя Минобороны России N 61 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городского округа - город Волжский Волгоградской области".
Во исполнение приказа заместителя Минобороны России от 30.01.2014 N 61 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городского округа - город Волжский Волгоградской области" между Федеральным государственным казенным учреждением "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и городским округом - город Волжский Волгоградской области подписан передаточный акт объектов недвижимого имущества, согласно которому городской округ - город Волжский принял следующие объекты недвижимого имущества: - здание казармы, общей площадью 794,5 кв. м; здание контрольно-пропускного пункта, общей площадью 61,8 кв. м; здание кухни-столовой, общей площадью 484,3 кв. м; здание склада, общей площадью 291,6 кв. м; пункт заправки ГСМ, площадью 34,1 кв. м; сооружение уборной, общей площадью 51,0 кв. м.; сооружение хранилища, общей площадью 698,9 кв. м; штаб, общей площадью 352,0 кв. м; овощехранилище, общей площадью 261,0 кв. м; земельный участок, с кадастровым номером 34:35:030119:0178, площадью 65 000 кв. м.
Право собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области на вышеперечисленные объекты недвижимого имущества зарегистрировано 19.02.2015, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
С учетом изложенного суды правомерно пришли к выводу о том, что право собственности муниципального образования - городского округа - город Волжский Волгоградской области на вышеуказанные объекты было зарегистрировано в установленном законом порядке до издания приказа заместителя Минобороны России от 25.03.2015 N 259.
Кроме того, Минобороны России не оспаривается, что объекты недвижимого имущества являются собственностью муниципального образования.
В Приказе заместителя Минобороны России от 25.03.2015 N 259 "О признании утратившим силу приказа заместителя Министерства обороны Российской Федерации от 30.01.2004 N 61" поступившем в администрацию городского округа - город Волжский 07.05.2015, содержалась просьба выразить согласие на передачу из муниципальной собственности в федеральную собственность объектов недвижимого имущества, указанных в приказе от 30.01.2014 N 61.
В ответ на предложение выразить согласие на передачу имущества бывшего Военного городка, расположенного в 14 м/р г. Волжского, из муниципальной собственности в федеральную, администрацией городского округа - город Волжский в письме от 22.05.2015 N 07-05/5314 сообщено, что согласно Генеральному плану городского округа - город Волжский данная территория предназначена под размещение социально-значимых объектов капитального строительства: общеобразовательной школы со стадионом, детских садов, продолжения улицы Ак. Королева, инженерной и транспортной инфраструктуры, а, следовательно, основания для передачи имущества в федеральную собственность отсутствуют (копия письма прилагается)
Письмом от 08.06.2015 N 141/20350 Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации также просил рассмотреть вопрос о принятии решения о передаче объектов недвижимого имущества в федеральную собственность в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Из содержания части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ следует, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В ответ на данное обращение администрация городского округа - город Волжский письмом от 03.07.2015 N 07-05/7377 сообщила, что на земельном участке, площадью 65 000 кв. м, утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, проводятся мероприятия по межеванию с целью выделения земельного участка, необходимого для застройки жилых домов.
Согласно постановлению администрации городского округа - город Волжский от 28.04.2015 N 3392 земельный участок с кадастровым номером 34:35:030119:178 разделен на три земельных участка и утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории в районе земельных участков, расположенных по пр. Ленина, 98д, 142а, земельный участок, площадью 16 793,0 кв. м, предназначенный для размещения домов среднеэтажной жилой застройки; земельный участок, площадью 34 423 кв. м, предназначенный для размещения домов малоэтажной и среднеэтажной жилой застройки; земельный участок, площадью 3803 кв. м, территория общего пользования.
Приказом Управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский от 11.09.2015 N 1006-р создана комиссия по списанию недвижимого имущества, составляющего казну городского округа - город Волжский.
Управлением муниципального имущества администрации городского округа - город Волжский проведена экспертиза объектов недвижимого имущества, принятого в муниципальную собственность на основании приказа Минобороны РФ от 30.01.2014 N 61, в целях дальнейшего списания муниципального имущества, не подлежащих восстановлению и дальнейшей эксплуатации.
Из представленных в материалы дела экспертных заключений о техническом состоянии строительных конструкций зданий и сооружений следует, что объекты недвижимости находятся в аварийном состоянии.
Экспертной организацией с ООО "Независимая экспертиза" сделан вывод, что эксплуатация и восстановление зданий и сооружений, учитывая объем и характер разрушений, невозможна, физический износ более 80%.
Управлением муниципального имущества администрации городского округа - город Волжский были заключены договоры на выполнение работ по сносу объектов недвижимости, расположенных на территории бывшего Военного городка (14 м/р), а именно: разборке и демонтажу сооружений: хранилища, площадью 698,9 кв. м, кухни-столовой, площадью 484,3 кв. м, уборной, площадью 51 кв. м, здания склада, площадью 291,6 кв. м, здания казармы, площадью 794,5 кв. м, с вывозом строительного мусора и планировкой участка.
Указанные работы выполнены подрядчиком ООО "МирСтрой" и оплачены управлением муниципального имущества администрации, что подтверждается копиями договоров и актами выполненных работ, представленных в материалы дела.
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 34:35:030119:12957 предоставлен в безвозмездное пользование по договору от 14.07.2016 (регистрационный N 514БП) Федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ", а земельный участок с кадастровым номером 34:35:030119:12959 предоставлен в безвозмездное пользование по договору от 24.09.2019 (регистрационный N671БП) муниципальному бюджетному учреждению "Комбинат благоустройства" городского округа - город Волжский. Согласно акту осмотра территорий в районе земельных участков, расположенных по пр. Ленина, 98д, 142а, г. Волжский установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 34:35:030119:12957 предоставленном в безвозмездное пользование по договору от 14.07.2016 (регистрационный номер 514БП) Федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ", строительство домов не ведется, строительная площадка не охраняется меры, препятствующие несанкционированному доступу к объектам незавершенного строительства, не приняты, имеется степная растительность, сухостой, деревья и бытовой мусор.
Согласно информации с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок государственный контракт от 21.12.2012 N 1214187376782090942000000/ДГЭ-12099, заключенный на основании части 8 статьи 95 ФЗ N 44-ФЗ РФ от 05.04.2013, расторгнут 09.10.2019 на основании дополнительного соглашения от 09.10.2019 Nб/н.
В связи с вышеизложенным отклоняется довод Минобороны России об осуществлении комплекса строительных работ по объекту "Жилая застройка на 157 квартир в г. Волжский Волгоградской области" на спорных земельных участках, поскольку испрашиваемые земельные участки не находятся во владении у Министерства обороны Российской Федерации.
На спорные земельные участки и ранее существовавший земельный участок (до его разделения) с кадастровым номером 34:35:030119:0178 зарегистрировано право собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Все распорядительные действия в отношении спорных земельных участков, начиная с февраля 2015, совершались представителем муниципального собственника - администрацией городского округа - город Волжский, считающим себя законным правообладателем данного участка, владеющим им открыто и на законных основаниях.
Доказательства в подтверждение принадлежности истцу земельных участков кадастровые номера 34:35:030119:12957, 34:35:030119:12958, 34:35:030119:12959 в материалы дела не представлены.
Доводы Минобороны России о допустимости восстановления права федеральной собственности на объекты, которые были переданы в состав муниципальной собственности, не основаны на законе.
В силу статьи 8 ГК РФ и части 8 статьи 3 Закона N 432-ФЗ решение уполномоченного органа является основанием для прекращения права собственности РФ и возникновения права муниципальной собственности (статьи 214, 215 ГК РФ).
В судебном заседании представитель Минобороны России указывал, что оснований для признания решения о передаче от 25.03.2015 N 259 не имеется, в судах первой и апелляционной инстанций эти доводы и факты не приводились.
Решение уполномоченного органа о передаче имущества в состав муниципальной собственности недействительным не признано, основания для признания такого акта как противоречащего закону отсутствуют и сторонами не заявлялись.
Положения статьи 235 ГК РФ содержат основания для прекращения права собственности.
Поскольку право муниципального образования возникло на основании решения уполномоченного органа по распоряжению федеральным имуществом и фактической передаче строений (зданий) и земельного участка, при этом отсутствуют правовые основания для его прекращения и возникновения права федеральной собственности, иск удовлетворению не подлежал.
Следует учесть, что поскольку на основании решения уполномоченного органа (приказа Минобороны России) наступили гражданско-правовые последствия в виде возникновения титула у другого публично-правового образования (статьи 214, 218 ГК РФ), прекращение такого права не может осуществляться посредством принятия тем же органом ненормативного акта о признании утратившим силу.
Таким образом, вопрос о прекращении права муниципальной собственности, возникшего на имущество, приобретенное в установленном законом порядке, может определяться только по основаниям, предусмотренным нормами ГК РФ, и другими федеральными законами.
В связи с чем приказ Минобороны от 25.03.2015 N 259, в котором не содержится каких-либо правовых оснований, однако на основании него было признано утратившим силу решение о передаче федерального имущества в муниципальную собственность (приказ от 30.01.2014 N 61) не может являться основанием для возврата объектов и земельных участков в федеральную собственность.
В судебном заседании представитель Минобороны России также не привел доводов относительно нарушений, допущенных при передаче объектов в состав муниципальной собственности.
При избрании иска о признании права собственности Минобороны России не учло следующих обстоятельств.
На основании передачи зданий (сооружений) и земельных участков в состав муниципальной собственности между сторонами был подписан акт приема-передачи, впоследствии 19.02.2015, зарегистрировано право муниципального образования.
Таким образом, Минобороны России, не являясь владеющим собственником, в связи с чем иск о признании права им предъявляться не может (пункт 58 постановления Пленума Верховного Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Иск о признании права подлежит удовлетворению в случае предоставления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Применительно к спорному случаю, право собственности утрачено на основании акта государственного органа не признанного недействительным, и отмена которого не может служить основанием для восстановления титула прежнего собственника при отсутствии оснований, предусмотренных в статье 235 ГК РФ.
В связи с чем избранный Минобороны России вещно-правовой способ защиты, о признании права, предъявленный не владеющим спорным имуществом лицом не подлежит удовлетворению, при этом отсутствие правовых оснований для признания действий уполномоченного органа по его передаче в состав муниципальной собственности незаконными также исключало право на принятие решения от 25.03.2015 N 259 "О признании утратившим силу приказа Минобороны России от 30.01.2004 N 61).
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 209, 223, 301, 302 ГК РФ, статьей 2 Закона N 423-ФЗ, разъяснениями, изложенными в пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установив, что поскольку спорное имущество передано в состав муниципальной собственности с соблюдением закона, оснований для его возврата и возникновения государственной собственности не имеется, при этом способ защиты избранный истцом может не соответствовать характеру нарушенных прав.
Иные доводы заявителей кассационных жалоб не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.07.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2020 по делу N А12-220/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к спорному случаю, право собственности утрачено на основании акта государственного органа не признанного недействительным, и отмена которого не может служить основанием для восстановления титула прежнего собственника при отсутствии оснований, предусмотренных в статье 235 ГК РФ.
...
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 209, 223, 301, 302 ГК РФ, статьей 2 Закона N 423-ФЗ, разъяснениями, изложенными в пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установив, что поскольку спорное имущество передано в состав муниципальной собственности с соблюдением закона, оснований для его возврата и возникновения государственной собственности не имеется, при этом способ защиты избранный истцом может не соответствовать характеру нарушенных прав."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 декабря 2020 г. N Ф06-69199/20 по делу N А12-220/2020
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6871/2021
14.05.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3578/2021
28.12.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-69199/20
18.09.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6962/20
14.07.2020 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-220/20