г. Казань |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А65-13280/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Хакимова И.А., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Абдуллина Н.А., доверенность от 12.01.2021, Николаева Д.А., доверенность от 05.06.2020,
ответчика - Бондаренко Е.А., доверенность от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020
по делу N А65-13280/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Базис" (ОГРН 1151644001431, ИНН 1644051937) к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (Центральное Территориальное управление) о признании решения от 20.05.2020 N 5119/11 об отказе в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых незаконным, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Базис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - министерство) от 20.05.2020 N 5119/11 об отказе в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых незаконным, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления обществу государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых известняка на участке недр "Восточно-Кибячинское", расположенном в 0,6 км юго-восточнее с. Кибячи в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан с направлением министерством в адрес заявителя письма об установлении факта открытия месторождения известняка на участке недр "Восточно-Кибячинское", расположенном в 0,6 км юго-восточнее с. Кибячи в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстане приложением свидетельства на имя заявителя об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2020 заявление общества удовлетворено, оспариваемое решение министерства от 20.05.2020 N 5119/11 признано незаконным, на министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления обществу государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых известняка на участке недр "Восточно-Кибячинское", расположенном в 0,6 км юго-восточнее с. Кибячи в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан с направлением министерством в адрес заявителя письма об установлении факта открытия месторождения известняка на участке недр "Восточно-Кибячинское", расположенном в 0,6 км юго-восточнее с. Кибячи в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстане приложением свидетельства на имя заявителя об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых. С министерства в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, общество на основании лицензии ТАТ ПСТ N 01478 ТП предоставлено право пользования недрами для геологического изучения известняка на участке недр "Восточно-Кибячинское" на участке в 0,6 км юго-восточнее с. Кибячи в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан. В лицензии указано, что участок имеет статус геологического отвода. Лицензия выдана на срок до 30.12.2019.
Пунктом 2.1 лицензионного соглашения установлено, что владелец лицензии обязан до 30.11.2019 предоставить на экспертизу в Республиканскую комиссию по запасам полезных ископаемых при министерстве материалы подсчета запасов промышленных категорий.
Дополнением N 1 к лицензии ТАТ ПСТ N 01478 ТП на основании приказа министерства от 09.04.2019 N 365-п указанный пункт сформулирован в новой редакции, где указано, что владелец лицензии обязан до 20.11.2019 предоставить на экспертизу в Республиканскую комиссию по запасам полезных ископаемых при министерстве материалов подсчета запасов промышленных категорий.
Общество 20.11.2019 обратилось в министерство с заявлением о проведении государственной экспертизы документов и материалов по подсчету запасов песка для строительных работ по отчету "Геологическое изучение (оценка) известняка для строительных работ на участке недр "Восточно-Кибячинское" в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан.
Данное заявление получено министерством 20.11.2019. Однако, министерством в адрес заявителя не был отправлен результат по рассмотрению услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных общераспространенных ископаемых о предоставляемых в пользование участках недр местного значения.
Ввиду длительного отсутствия информации по заявленной услуге по проведению государственной экспертизы запасов полезных общераспространенных ископаемых, заявитель 13.03.2020 обратился в адрес министерства с заявлением о предоставлении протокола Республиканской комиссии по запасам по указанному участку недр, которое получено последним - 13.03.2020.
Министерство в адрес заявителя направило письмо от 15.04.2020 N 3875/11 с приложением копии протокола Республиканской комиссии по запасам (далее по тексту - РКЗ) от 13.12.2019 N 619 по участку недр "Восточно-Кибячинское".
Получив результат экспертизы, общество обратилось в министерство с заявлением от 24.04.2020 N 1 о признании факта открытия месторождения известняка для строительных работ на участке недр "Восточно-Кибячинское", расположенном в 0,6 км юго-восточнее с. Кибячи в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан.
Письмом от 20.05.2020 N 5119/1 министерство отказало заявителю в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пропуск срока, поскольку заявление общества от 24.04.2020 N 1 подано более чем 120 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (протоколом РКЗ N 619 от 13.12.2019).
Полагая, что отказ в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, выраженный в письме (решении) от 20.05.2020 N 5119/11 является незаконным и нарушает права заявителя и посчитав, что министерство, в нарушении приказа министерства от 18.11.2013 N 665-п "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных общераспространенных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения", не произвело необходимые мероприятия, направленные на информирование заявителя о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, поскольку результат государственной услуги по проведению экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых стал известен заявителю лишь спустя 147 дней (с 20.11.2019 до 15.04.2020), что лишило возможности заявителя предпринять следующие действия по получению второй государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулирует Закон Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон о недрах).
Статья 29 Закона о недрах, устанавливает, что в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Правительством Российской Федерации утверждено Положение от 11.02.2005 N 69 о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение (далее - Положение), которое определяет порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее - государственная экспертиза), размер и порядок взимания платы за ее проведение.
В соответствии с пунктом 2 Положения, государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи (пункт 3).
При этом, согласно пункту 4 Положения, предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых (пункт 5).
Согласно пункту 8 Положения, государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов. Требования к составу и правилам оформления материалов определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 9).
Стандарт и порядок предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения по Республике Татарстан установлен Административным регламентом N 665-п, который также определяет административные процедуры по предоставлению государственной услуги, которые включает в себя: консультирование заявителя, оказание помощи заявителю, в том числе в части оформления заявления; принятие документов и регистрация заявления; подготовка и утверждение заключения государственной экспертизы Уполномоченным экспертным органом; вручение (направление) заявителю: заключения государственной экспертизы; письма о мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги; исправление технической ошибки.
Судами установлено, что общество представило в экспертную комиссию по запасам общераспространенных полезных ископаемых министерства следующий комплект документов: заявление, отчет "Геологическое изучение (оценка) известняка для строительных работ на участке недр "Восточно-Кибячинское" в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан в 2-х экземплярах; отчет в электронном виде на CD-дисках в 1-м экземпляре; копию платежного поручения оплаты экспертизы подсчета запасов от 19.11.2019 N 314.
Ввиду длительного отсутствия информации по заявленной услуге по проведению государственной экспертизы запасов полезных общераспространенных ископаемых, общество 13.03.2020 обратилось в адрес министерства с заявлением о предоставлении протокола Республиканской комиссии по запасам по указанному участку недр, которое получено последним - 13.03.2020.
Министерство в адрес заявителя письмо от 15.04.2020 N 3875/11 с приложением копии протокола Республиканской комиссии по запасам от 13.12.2019 N 619 по участку недр "Восточно-Кибячинское".
Получив результат экспертизы 15.04.2020, заявитель, в рамках 60-дневного срока, установленного для подачи заявления о предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, обратился в министерство с заявлением от 24.04.2020 N 1 о признании факта открытия месторождения песка строительного на участке недр "Восточно-Кибячинское", расположенном в 0,6 км юго-восточнее с. Кибячи в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан.
Письмом от 20.05.2020 N 5119/1 министерство отказало заявителю в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых со ссылкой на пункт 2.9 приказа Министерства от 18.11.2013 N 666-п "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых" указав, что заявление общества от 24.04.2020 N 1 подано заявителем позднее более чем 120 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (протоколом РКЗ N 619 от 13.12.2019).
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, установили, что министерство, получив заявление общества о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, нарушило порядок, установленный Административным регламентом N 665-п и не исполнило обязанность по вручению или направлению заявителю заключения государственной экспертизы. Доказательств обратного в материалы дела не представлено
С момента направления заявителем заявления о предоставлении первоначальной услуги от 20.11.2019 и до 15.04.2020 обществу не было известно, приняты ли документы, подготовлена и проведена ли экспертиза уполномоченным органом, имеется ли заключение государственной экспертизы, либо мотивированный отказ или исправление технической ошибки.
Судами установлено, что результат государственной услуги по проведению экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых стал известен заявителю спустя 147 дней (с 20.11.2019 до 15.04.2020)
Неисполнение ответчиком пункта 3.5 Административного регламента N 665-п и несвоевременное направление (вручение) заявителю заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения, а именно протокола РКЗ от 13.12.2019 г. N 619 повлияло на позднее обращение заявителя в адрес министерства для предоставления второй государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых (24.04.2020), что в результате явилось основанием для отказа в предоставление указанной услуги.
Доводы ответчика о том, что согласно явочному листу на заседании присутствовали как ответственный исполнитель работ - общество с ограниченной ответственностью "ГеоМаркСервис", так и представитель общества Салихов И.М., и на заседании было озвучено положительное экспертное заключение и решение о постановке на государственный баланс выявленных запасов ОПИ месторождение известняка "Восточно-Кибячинское", о чем сообщено представителю недропользователя, который находился в зале заседаний, судами обоснованно отклонены, поскольку пунктом 3.5 Административного регламента N 665-п оговорена отдельная процедура и на министерство возложена обязанность по вручению (направлению) заявителю заключения государственной экспертизы либо письма о мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги.
Указание в явочном листе заседания РКЗ от 13.12.2019 в столбце 3 строке 29 "ООО Базис" под фамилией Салихова И.М. не освобождает министерство от соблюдения требований Административного регламента N 665-п, поскольку устное оглашение протокола заседаний РКЗ от 13.12.2019 N 619 не предоставляет возможности побуквенного донесения полного текста протокола, который изложен на 4-х листах с указанием таблиц подсчета запасов известняка "Восточно-Кибячинское" месторождения.
Как установлено в ходе судебного заседания представитель заявителя указал, что на заседании Республиканской комиссии по запасам лица, в установленном законом порядке уполномоченные представлять интересы общества, не присутствовали.
Таким образом, суды пришли к выводу, что министерством не представлены доказательства о наличии у лиц, участвовавших в заседании РКЗ, полномочий представлять интересы общества.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суды признали, что министерством при предоставлении заявителю услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, нарушены условия Административного регламента N 665-п, которые привели в последующем к нарушению прав и законных интересов заявителя по предоставлению услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, в результате которых было отказано в признании факта открытия месторождения.
Доказательства применения министерством необходимой меры по законному предоставлению государственных услуг с учетом требований справедливости, адекватности, пропорциональности, соразмерности и необходимости для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов субъектов недропользования и иных лиц, в материалы дела не представлены.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Министерством в материалы дела не представлены документальные доказательства правомерности отказа в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, выраженного в решении от 20.05.2020 N 5119/11, в связи с чем, он правомерно признан незаконным.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку. Доводы подателя жалобы были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства. Основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по делу N А65-13280/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Кормаков |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 Положения, государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи (пункт 3).
При этом, согласно пункту 4 Положения, предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых (пункт 5).
Согласно пункту 8 Положения, государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов. Требования к составу и правилам оформления материалов определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 9)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 февраля 2021 г. N Ф06-130/21 по делу N А65-13280/2020
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5900/2021
17.02.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-130/2021
02.12.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15803/20
10.09.2020 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-13280/20