г. Самара |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А65-13280/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2020 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Николаевой С.Ю., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "Базис" - представитель Абдуллин Наиль Азатович (доверенность от 05.06.2020),
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ( Центральное Территориальное управление), г.Казань - представитель Бондаренко Елена Александровна (доверенность от 14.07.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 ноября 2020 в помещении суда апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2020 года по делу N А65-13280/2020 (судья Бредихина Н.Ю.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Базис", г.Казань (ОГРН 1151644001431, ИНН 1644051937)
к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ( Центральное Территориальное управление), г.Казань (ОГРН 1021603473616, ИНН 1659036508)
о признании решения N 5119/11 от 20.05.2020 г. об отказе в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых незаконным,
об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Базис" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - ответчик, Министерство) о признании решения N 5119/11 от 20.05.2020 об отказе в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых незаконным, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления заявителю государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых известняка на участке недр "Восточно-Кибячинское", расположенном в 0,6 км юго-восточнее с. Кибячи в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан с направлением Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в адрес заявителя письма об установлении факта открытия месторождения известняка на участке недр "Восточно-Кибячинское", расположенном в 0,6 км юго-восточнее с. Кибячи в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстане приложением Свидетельства на имя заявителя об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2020 года заявление удовлетворено.
Признано незаконным решение Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан исх. N 5119/11 от 20.05.2020 об отказе в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, и возложена обязанность на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя путем предоставления ООО "Базис" государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых известняка на участке недр "Восточно-Кибячинское", расположенном в 0,6 км юго-восточнее с. Кибячи в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан с направлением Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в адрес Заявителя письма об установлении факта открытия месторождения известняка на участке недр "Восточно-Кибячинское", расположенном в 0,6 км юго-восточнее с. Кибячи в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстане приложением Свидетельства на имя Заявителя об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Взысканы с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Базис" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
В апелляционной жалобе Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что при вынесении решения суд первой инстанции руководствовался Административным регламентом по оказанию государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в использование участков недр местного значения, утвержденным Приказом Министерства от 18.11.2013 N665-п, при том, что порядок предоставления государственной услуги по установлению факта открытия месторождения предусмотрен Регламентом, утвержденным Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 18.11.2013 N 666-п.
В судебном заседании представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Базис" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Базис" на основании лицензии ТАТ ПСТ N 01478 ТП предоставлено право пользования недрами для геологического изучения известняка на участке недр "Восточно-Кибячинское" на участке в 0,6 км юго-восточнее с. Кибячи в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан. В лицензии указано, что участок имеет статус геологического отвода. Лицензия выдана на срок до 30.12.2019.
Пунктом 2.1 лицензионного соглашения установлено, что владелец лицензии обязан до 30.11.2019 предоставить на экспертизу в Республиканскую комиссию по запасам полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов РТ материалы подсчета запасов промышленных категорий.
Дополнением N 1 к лицензии ТАТ ПСТ N 01478 ТП на основании Приказа Министерства экологии и природных ресурсов РТ от 09.04.2019 N 365-п указанный пункт сформулирован в новой редакции, где указано, что владелец лицензии обязан до 20.11.2019 предоставить на экспертизу в Республиканскую комиссию по запасам полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов РТ материалов подсчета запасов промышленных категорий.
20.11.2019 заявитель обратился в Министерство с заявлением с исх. N 8 о проведении государственной экспертизы документов и материалов по подсчету запасов песка для строительных работ по отчету "Геологическое изучение (оценка) известняка для строительных работ на участке недр "Восточно-Кибячинское" в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан. Данное заявление получено Министерством за вх. N22855 от 20.11.2019.
Однако, Министерством в адрес заявителя не был отправлен результат по рассмотрению услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных общераспространенных ископаемых о предоставляемых в пользование участках недр местного значения.
Ввиду длительного отсутствия информации по заявленной услуге по проведению государственной экспертизы запасов полезных общераспространенных ископаемых, заявитель 13.03.2020 обратился в адрес Министерства с заявлением о предоставлении протокола Республиканской комиссии по запасам по указанному участку недр, которое получено последним - 13.03.2020 вх. N 5039.
15.04.2020 Министерство в адрес заявителя направило письмо за N 3875/11 с приложением копии протокола Республиканской комиссии по запасам (далее по тексту - РКЗ) N 619 от 13.12.2019 по участку недр "Восточно-Кибячинское".
Получив результат экспертизы 15.04.2020 г., заявитель, в рамках 60-дневного срока, установленного для подачи заявления о предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, обратился в Министерство с заявлением N 1 от 24.04.2020 г. о признании факта открытия месторождения известняка для строительных работ на участке недр "Восточно-Кибячинское", расположенном в 0,6 км юго-восточнее с. Кибячи в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан.
Письмом от 20.05.2020 за N 5119/1 Министерство отказало заявителю в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых со ссылкой на п.2.9 Приказа Минэкологии и природных ресурсов РТ от 18.11.2013 N 666-п "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых" указав, что заявление Общества от 24.04.2020 N 1 подано заявителем позднее более чем 120 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (протоколом РКЗ N 619 от 13.12.2019).
Полагая, что отказ в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, выраженный в письме (решении) N 5119/11 от 20.05.2020 г. является незаконным и нарушает права заявителя, посчитав, что Министерство, в нарушении Приказа Минэкологии и природных ресурсов РТ от 18.11.2013 N 665-п "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных общераспространенных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения", не произвело необходимые мероприятия, направленные на информирование заявителя о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, поскольку результат государственной услуги по проведению экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых стал известен заявителю лишь спустя 147 дней (с 20.11.2019 г. до 15.04.2020 г.), что лишило возможности заявителя предпринять следующие действия по получению второй государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, ООО "Базис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулирует Закон Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон о недрах) (здесь и далее приводится редакция Закона, и иных нормативных актов на дату издания оспариваемого акта).
В соответствии со ст. 29 Закона о недрах, устанавливает, что в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.
Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.
Статья 29 Закона о недрах устанавливает также, что проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 утверждено Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение (далее - Положение), которое определяет порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее - государственная экспертиза), размер и порядок взимания платы за ее проведение.
Так, в соответствии с п. 2. Положения, государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.
Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи (п. 3).
При этом, согласно п. 4. Положения, предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых (п. 5).
Как установлено п. 7 Положения, объектами государственной экспертизы являются запасы полезных ископаемых, геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.
Согласно п. 8. Положения, государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов (далее - материалы) по:
а) подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых;
б) технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата;
в) оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов;
г) геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, сброса сточных вод и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;
д) подсчету запасов полезных ископаемых выявленных месторождений полезных ископаемых.
Требования к составу и правилам оформления материалов определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 9).
Приказом Минэкологии и природных ресурсов РТ от 18.11.2013 N 665-п был утвержден Административный регламент (далее - Административный регламент N 665-п) предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения по Республике Татарстан устанавливает стандарт и порядок предоставления государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения по Республике Татарстан.
Согласно п. 1.3 Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Результатом исполнения Министерством государственной услуги является выдача заявителю заключения государственной экспертизы общераспространенных полезных ископаемых (п.2.3)
Срок предоставления Министерством государственной услуги составляет 30 дней с момента регистрации заявления (п. 2.4).
Как следует из содержания п. 2.5. Административного регламента N 665-п, для получения государственной услуги необходимы следующие документы:
- Заявление (приложение N 1) владельца лицензии на проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения по Республике Татарстан;
- Материалы подсчета запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения и обоснования эксплуатационных кондиций на минеральное сырье, подготовленные в соответствии с требованиями, определяемыми Министерством природных ресурсов Российской Федерации (2 экземпляра на бумажном носителе и 1 экземпляр в электронном виде) (далее - Отчет);
- Документы, подтверждающие оплату государственной услуги.
Как следует из материалов дела, ООО "Базис" представило в экспертную комиссию по запасам общераспространенных полезных ископаемых Министерства: заявление, Отчет "Геологическое изучение (оценка) известняка для строительных работ на участке недр "Восточно-Кибячинское" в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан в 2-х экземплярах; отчет в электронном виде на CD-дисках в 1-м экземпляре ; копию платежного поручения оплаты экспертизы подсчета запасов N 314 от 19.11.2019.
При этом, пунктом 3.1.1 Административного регламента N 665-п определены административные процедуры по предоставлению государственной услуги, которые включает в себя:
- консультирование заявителя, оказание помощи заявителю, в том числе в части оформления заявления;
- принятие документов и регистрация заявления;
- подготовка и утверждение заключения государственной экспертизы Уполномоченным экспертным органом;
- вручение (направление) заявителю:
- заключения государственной экспертизы;
- письма о мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги;
-исправление технической ошибки.
Пунктом 3.4 Административного регламента N 665-п предусмотрена процедура подготовки и утверждение заключения государственной экспертизы Уполномоченным экспертным органом.
3.4.1. Начальник Отдела направляет заявление и приложенные к нему документы в Уполномоченный экспертный орган - Республиканскую комиссию по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Уполномоченный экспертный орган).
Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом, осуществляются в течение 1 дня с момента окончания предыдущей процедуры.
Результат процедур: заявление и документы направлены в Уполномоченный экспертный орган.
3.4.2. Специалист Уполномоченного экспертного органа на основании поступившего заявления и приложенных к нему документов проводит анализ представленных материалов на наличие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 2.9 настоящего Регламента, определяет их комплектность и информирует руководителя Уполномоченного экспертного органа о возможности проведения государственной экспертизы.
Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом, осуществляются в течение 1 дня с момента окончания предыдущей процедуры.
Результат процедур: рассмотренные документы и определение возможности проведения государственной экспертизы.
3.4.3. Специалист Уполномоченного экспертного органа комплектные материалы, предоставленные заявителем, направляет в экспертную организацию для подготовки сводного экспертного заключения по рассмотрению Отчета.
Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом настоящего Регламента, осуществляются в течение 3 дней с момента окончания предыдущей процедуры.
Результат процедур: документы переданы в экспертную организацию.
3.4.4. Экспертная организация проводит работу с поступившими документами и готовит сводное экспертное заключение по рассмотрению Отчета.
Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом настоящего Регламента, осуществляются в течение 14 дней с момента окончания предыдущей процедуры.
Результат процедур: подготовленное сводное экспертное заключение по рассмотрению Отчета.
3.4.5. Экспертная организация направляет сводное экспертное заключение по рассмотрению Отчета в Уполномоченный экспертный орган.
Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом настоящего Регламента, осуществляются в течение 1 дня с момента окончания предыдущей процедуры.
Результат процедуры: сводное экспертное заключение по рассмотрению Отчета, направленное в Уполномоченный экспертный орган.
3.4.6. Специалист Уполномоченного экспертного органа проводит работу с поступившими документами и готовит сводное экспертное заключение по соблюдению условий лицензионного соглашения и соответствия проекту геологоразведочных работ.
Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом настоящего Регламента, осуществляются в течение 14 дней с момента окончания процедур, указанных в пункте 3.4.3 настоящего Регламента.
Результат процедур: сводное экспертное заключение по соблюдению условий лицензионного соглашения и соответствия проекту геологоразведочных работ.
3.4.7. Специалист Уполномоченного экспертного органа на основании сводного экспертного заключения по соблюдению условий лицензионного соглашения и соответствия проекту геологоразведочных работ и полученного от экспертной организации экспертного заключения по рассмотрению Отчета формирует заключение государственной экспертизы и организует проведение заседания Уполномоченного экспертного органа (далее - Заседание экспертной комиссии).
Результат процедуры: подготовленное заключение государственной экспертизы и организованное Заседание экспертной комиссии.
Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом, осуществляются в течение 2 дней с момента окончания процедур, указанных в пункте 3.4.5 настоящего Регламента.
3.4.8. Заключение государственной экспертизы рассматривается на заседании экспертной комиссии, подписывается членами экспертной комиссии и утверждается руководителем Уполномоченного экспертного органа в форме протокола.
Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом, осуществляются в течение 4 дней с момента окончания предыдущей процедуры.
Результат процедур: Заключение государственной экспертизы, утвержденное руководителем Уполномоченного экспертного органа.
Иными словами функция и полномочия государственного органа определяется не только формальным приемом документов, в соответствии с утвержденным перечнем, но и их анализом для последующей постановки выводов по обозначенным выше критериям.
Следующим действием Уполномоченного экспертного органа является вручение (направление) заявителю:
- заключения государственной экспертизы;
- письма о мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги, которое предусмотрено п.3.5 Административного регламента N 665-п.
В пункте 3.5.1. Административного регламента N 665-п указано, что специалист Уполномоченного экспертного органа направляет Заявителю заключение государственной экспертизы, утвержденное руководителем Уполномоченного экспертного органа.
Процедуры, устанавливаемые настоящим пунктом, осуществляются в течение 3 дней с момента окончания предыдущей процедуры.
Результат процедуры: направленное заявителю заключение государственной экспертизы, утвержденное руководителем Уполномоченного экспертного органа.
В материалы дела представлен протокол Республиканской комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых при Министерстве экологии и природных ресурсов РТ от 13.12.2019 за N 619 по рассмотрению материалов отчета: "Геологическое изучение (оценка) известняка для строительных работ на участке недр "Восточно-Кибячинское" в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан являющимся заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения.
Вместе с тем, в нарушении п.3.5 Административного регламента N 665-п в материалах дела отсутствуют доказательства направления (вручения) в адрес заявителя заключения государственной экспертизы, в ходе судебного заседания представителем ответчика не представлено.
Доводы ответчика о том, что согласно явочному листу на заседании присутствовали как ответственный исполнитель работ - ООО "ГеоМаркСервис", так и представитель ООО "Базис" Салихов И.М., и на заседании было озвучено положительное экспертное заключение и решение о постановке на государственный баланс выявленных запасов ОПИ месторождение известняка "Восточно-Кибячинское", о чем сообщено представителю недропользователя, который находился в зале заседаний, судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку п.3.5 Административного регламента N 665-п оговорена отдельная процедура и на Министерство возложена обязанность по вручению (направлению) заявителю заключения государственной экспертизы либо письма о мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги.
Указание в явочном листе заседания РКЗ от 13.12.2019 в столбце 3 строке 29 "ООО "Базис" под фамилией Салихова И.М. не освобождает Министерство от соблюдения требований Административного регламента N 665-п, поскольку устное оглашение протокола заседаний РКЗ от 13.12.2019 N 619 не предоставляет возможности побуквенного донесения полного текста протокола, который изложен на 4-х листах с указанием таблиц подсчета запасов известняка "Восточно-Кибячинское" месторождения.
В ходе судебного заседания представитель заявителя указал, что на заседании Республиканской комиссии по запасам лица, в установленном законом порядке уполномоченные представлять интересы ООО "Базис", не присутствовали.
Следовательно, ответчиком не представлены доказательства о наличии у лиц, участвовавших в заседании РКЗ, полномочий представлять интересы ООО "Базис".
Довод ответчика о том, что заявитель обладал информацией о вынесении РКЗ протокола от 13.12.2019 N 619, поскольку руководитель ООО "Базис" лично подписал и заверил печатью организации от 14.01.2020 паспорт Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых РФ, который в последующем был направлен на хранение в Татарстанский филиал ФБУ "ТФГИ по ПФО" 14.01.2020 за N 454, также судом первой инстанции обоснованно отклонен, так как в указанном документе имеется лишь ссылка на протокол РКЗ. Наличие у заявителя неподтвержденных сведений о номере и дате протокола не свидетельствует о том, что ответчиком в соответствии с требованиями Административного регламента N 665-п вручено (направлено) заявителю заключение государственной экспертизы.
Также из материалов дела следует, что ввиду длительного отсутствия информации по заявленной услуге по проведению государственной экспертизы запасов полезных общераспространенных ископаемых, заявитель 13.03.2020 обратился в адрес Министерства с заявлением о предоставлении протокола Республиканской комиссии по запасам по указанному участку недр, которое получено последним - 13.03.2020 вх. N 5039.
15.04.2020 Министерство в адрес заявителя письмо за N 3875/11 с приложением копии протокола Республиканской комиссии по запасам N 619 от 13.12.2019 по участку недр "Восточно-Кибячинское".
Получив результат экспертизы 15.04.2020 г., заявитель, в рамках 60-дневного срока, установленного для подачи заявления о предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, обратился в Министерство с заявлением N 1 от 24.04.2020 г. о признании факта открытия месторождения песка строительного на участке недр "Восточно-Кибячинское", расположенном в 0,6 км юго-восточнее с. Кибячи в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан.
Письмом от 20.05.2020 за N 5119/1 Министерство отказало заявителю в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых со ссылкой на п.2.9 Приказа Минэкологии и природных ресурсов РТ от 18.11.2013 N 666-п "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых" указав, что заявление Общества от 24.04.2020 N 1 подано заявителем позднее более чем 120 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (протоколом РКЗ N 619 от 13.12.2019).
Приказ Минэкологии и природных ресурсов РТ от 18.11.2013 N 666-п утвержден Административным регламентом (далее - Административный регламент N 666-п) предоставления государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых устанавливает стандарт и порядок предоставления государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых в Республике Татарстан (далее - Регламент).
Как следует из содержания п. 2.5. Административного регламента N 666-п, для получения государственной услуги необходимы следующие документы:
- Заявление (приложение N 1) владельца лицензии на установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых;
- Краткая справка об истории открытия месторождения полезных ископаемых и его основных геологических и экономических параметрах (характеристиках);
- Геологическая карта с координатной сеткой и контурами выявленного месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Пунктом 2.9 Административного регламента N 666-п установлены основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
- заявление на установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых подано заявителем позднее 60 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения;
- представленные заявителем фактические данные не позволяют квалифицировать их как открытие месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Следовательно, для оказания услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых заявителю согласно Административному регламенту N 666-п следовало представить геологическую карту с координатной сеткой и контурами выявленного месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Сведения по геологической карте с координатной сеткой и контурами выявленного месторождения общераспространенных полезных ископаемых указаны в заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения, а именно в протоколе РКЗ от 13.12.2019 г. N 619.
Вместе с тем, неисполнение ответчиком п.3.5 Административного регламента N 665-п и несвоевременное направление (вручение) заявителю заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения, а именно протокола РКЗ от 13.12.2019 г. N 619 повлияло на позднее обращение заявителя в адрес Министерства для предоставления второй государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых (24.04.2020), что в результате явилось основанием для отказа в предоставление указанной услуги со ссылкой на п.2.9 Административного регламента N 666-п (заявление подано позднее более чем 120 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых).
Отсутствие результатов по услуге по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых дало заявителю право предположить, что запасы полезных ископаемых не были утверждены и не поставлены на учет, в связи с чем, заявителем были предприняты меры для самостоятельного получения результатов по указанной услуге путем направления запроса от 13.03.2020 о предоставлении копии протокола РКЗ. По истечении месяца Министерство в ответ на запрос направило с сопроводительным письмом от 15.04.2020 за N 3875/11 копию протокола РКЗ от 13.12.2019 г. N 619.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что с момента направления заявителем заявления о предоставлении первоначальной услуги от 20.11.2019 г. и до 15.04.2020 г. ООО "Базис" не было известно, приняты ли документы, подготовлена и проведена ли экспертиза Уполномоченным органом, имеется ли заключение государственной экспертизы, либо мотивированный отказ или исправление технической ошибки.
Министерство, получив указанное заявление от 20.11.2019 о предоставлении государственной услуге по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, в соответствии с Административным регламентом N 665-п обязано было осуществить действия согласно п.3.5 регламента, а именно вручить или направить заявителю заключение государственной экспертизы.
Из представленных документов, судом первой инстанции установлено, что результат государственной услуги по проведению экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых стал известен заявителю спустя 147 дней (с 20.11.2019 г. до 15.04.2020 г.).
Министерство, в нарушении утвержденного Административного Регламента N 665-п, не произвело необходимых мероприятий, направленных на информирование заявителя о предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых, тем самым лишило возможности выполнить последующие действия, связанные с подачей заявления по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Министерством при предоставлении заявителю услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, нарушены условия Административного регламента N 665-п, которые привели в последующем к нарушению прав и законных интересов заявителя по предоставлению услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, в результате которых было отказано в признании факта открытия месторождения.
Доказательства применения Министерством необходимой меры по законному предоставлению государственных услуг с учетом требований справедливости, адекватности, пропорциональности, соразмерности и необходимости для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов субъектов недропользования и иных лиц, в материалы дела не представлены.
Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ответчиком в материалы дела не представлены документальные доказательства правомерности отказа в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемы, выраженного в решении N 5119/11 от 20.05.2020 г.
Оспариваемый отказ в предоставлении государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых, выраженный в решении N 5119/11 от 20.05.2020 г. суд первой инстанции обоснованно признал законным..
Согласно положениям пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд должен определить способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, признав решение органа незаконным, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), и быть обусловленной существом спора.
При таком положении в данном случае надлежащим способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ будет возложение на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя путем предоставления ООО "Базис" государственной услуги по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых известняка на участке недр "Восточно-Кибячинское", расположенном в 0,6 км юго-восточнее с. Кибячи в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан с направлением Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в адрес Заявителя письма об установлении факта открытия месторождения известняка на участке недр "Восточно-Кибячинское", расположенном в 0,6 км юго-восточнее с. Кибячи в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстане приложением Свидетельства на имя Заявителя об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2020 года по делу N А65-13280/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13280/2020
Истец: ООО "Базис", ООО "Базис", г.Казань
Ответчик: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Центральное Территориальное управление, г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5900/2021
17.02.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-130/2021
02.12.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15803/20
10.09.2020 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-13280/20