г. Казань |
|
22 октября 2021 г. |
Дело N А49-3185/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Хакимова И.А., Мосунова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Харьковой Л.И.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Пензенской области представителей:
Государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области - Суванкулов Д.А, действующего на основании доверенности от 21.10.2021,
общества с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Пенза" - Сениченкова Н.А., действующего на основании доверенности от 30.07.2020,
рассмотрел в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.05.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021,
по делу N А49-3185/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Пенза" (ОГРН 1107746839463, ИНН 7702743761) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (ОГРН 1095836002680, ИНН 5836013690) о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Пенза" (далее - общество, ООО "ТНС энерго Пенза", зваявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (далее - Управление), в котором просило признать недействительными решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.03.2021 N N 068S19210001271, 068S19210001272, 068S19210001273, 068S19210001274, 068S19210001275, 068S19210001276, 068S19210001277, 068S19210001278, 068S19210001279, 068S19210001280, 068S19210001281, 068S19210001282, 068S19210001283, 068S19210001284, 068S19210001285, 068S19210001286, 068S19210001287, 068S19210001288, 068S19210001289, 068S19210001290, 068S19210001291, 068S19210001292, 068S19210001293, 068S19210001294, 068S19210001295, 068S19210001296, 068S19210001297, 068S19210001298, 068S19210001299.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 31.05.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021, заявленные требования удовлетворены.
Пенсионный Фонд, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Пензенской области.
От государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве и замене на Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области ИНН:5836011565 (далее - Управление, Пенсионный фонд), в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд кассационной инстанции находит его подлежащим удовлетворению на основании статьи 48 АПК РФ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалоб, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за октябрь 2018 на 598 застрахованных лиц - 01.11.2018. Срок представления указанных сведений за октябрь 2018 истек 15.11.2018. При этом сведения еще на 2 застрахованных лиц за указанный период общество представило 02.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за ноябрь 2018 на 589 застрахованных лиц - 07.12.2018. Срок представления указанных сведений за ноябрь 2018 истек 17.12.2018.
При этом сведения еще на 2 застрахованных лиц за указанный период общество представило 02.12.2020 и на 8 застрахованных лиц - также 02.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за декабрь 2018 на 591 застрахованных лиц - 10.01.2019. Срок представления указанных сведений за декабрь 2018 истек 15.01.2019.
При этом сведения еще на 1 застрахованное лицо за указанный период общество представило 29.01.2020 и на 2 застрахованных лиц - 02.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за январь 2019 на 587 застрахованных лиц - 13.02.2019. Срок представления указанных сведений за январь 2019 истек 15.02.2019.
При этом сведения еще на 2 застрахованных лиц за указанный период общество представило 02.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за февраль 2019 на 585 застрахованных лиц - 14.03.2019. Срок представления указанных сведений за февраль 2019 истек 15.03.2019.
При этом сведения еще на 2 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за март 2019 на 587 застрахованных лиц - 15.04.2019. Срок представления указанных сведений за март 2019 истек 15.04.2019.
При этом сведения еще на 2 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за апрель 2019 на 590 застрахованных лиц - 15.05.2019. Срок представления указанных сведений за апрель 2019 истек 15.05.2019.
При этом сведения еще на 2 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за май 2019 на 587 застрахованных лиц - 13.06.2019. Срок представления указанных сведений за май 2019 истек 17.06.2019.
При этом сведения еще на 1 застрахованное лицо за указанный период общество представило 04.12.2020 и на 2 застрахованных лиц - также 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за июнь 2019 на 588 застрахованных лиц - 12.07.2019. Срок представления указанных сведений за июнь 2019 истек 15.07.2019.
При этом сведения еще на 1 застрахованное лицо за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за июль 2019 на 588 застрахованных лиц - 14.08.2019. Срок представления указанных сведений за июль 2019 истек 15.08.2019.
При этом сведения еще на 3 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за август 2019 на 583 застрахованных лиц - 10.09.2019. Срок представления указанных сведений за август 2019 истек 16.09.2019.
При этом сведения еще на 3 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за сентябрь 2019 на 584 застрахованных лиц - 15.10.2019. Срок представления указанных сведений за сентябрь 2019 истек 15.10.2019.
При этом сведения еще на 3 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за октябрь 2019 на 573 застрахованных лиц - 13.11.2019. Срок представления указанных сведений за октябрь 2019 истек 15.11.2019.
При этом сведения еще на 1 застрахованное лицо за указанный период общество представило 04.12.2020 и на 10 застрахованных лиц - также 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за ноябрь 2019 на 585 застрахованных лиц - 13.12.2019. Срок представления указанных сведений за ноябрь 2019 истек 16.12.2019.
При этом сведения еще на 3 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за декабрь 2019 на 584 застрахованных лиц - 14.01.2020. Срок представления указанных сведений за декабрь 2019 истек 15.01.2020.
При этом сведения еще на 3 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за декабрь 2019 на 584 застрахованных лиц - 14.01.2020. Срок представления указанных сведений за декабрь 2019 истек 15.01.2020.
При этом сведения еще на 3 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за январь 2020 на 581 застрахованное лицо - 17.02.2020. Срок представления указанных сведений за январь 2020 истек 17.02.2020.
При этом сведения еще на 3 застрахованных лиц за указанный период общество представило 30.09.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за февраль 2020 на 581 застрахованное лицо - 12.03.2020. Срок представления указанных сведений за февраль 2020 истек 16.03.2020.
При этом сведения еще на 3 застрахованных лиц за указанный период общество представило 30.09.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за март 2020 на 570 застрахованных лиц - 14.04.2020. Срок представления указанных сведений за март 2020 истек 15.04.2020.
При этом сведения еще на 11 застрахованных лиц за указанный период общество представило 30.09.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за апрель 2020 на 569 застрахованных лиц - 14.05.2020. Срок представления указанных сведений за апрель 2020 истек 15.05.2020.
При этом сведения еще на 11 застрахованных лиц за указанный период общество представило 30.09.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за май 2020 на 572 застрахованных лица - 15.06.2020. Срок представления указанных сведений за май 2020 истек 15.06.2020.
При этом сведения еще на 8 застрахованных лиц за указанный период общество представило 30.09.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за июнь 2020 на 566 застрахованных лиц - 14.07.2020. Срок представления указанных сведений за июнь 2020 истек 15.07.2020.
При этом сведения еще на 11 застрахованных лиц за указанный период общество представило 30.09.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за август 2020 на 580 застрахованных лиц - 14.09.2020. Срок представления указанных сведений за август 2020 истек 15.09.2020.
При этом сведения еще на 1 застрахованное лицо за указанный период общество представило 30.09.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за октябрь 2020 на 581 застрахованное лицо - 13.11.2020. Срок представления указанных сведений за октябрь 2020 истек 16.11.2020.
При этом сведения еще на 1 застрахованное лицо за указанный период общество представило 24.11.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Кроме того, заявитель представил сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 на 636 застрахованных лиц 22.02.2019, срок представления - 01.03.2019. 03.12.2020 представил дополнительные сведения на 1 застрахованное лицо. 26.02.2020 заявитель представил сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 на 622 застрахованных лица, срок представления - 02.03.2020. 04.12.2020 представил дополнительные сведения на 1 застрахованное лицо.
В связи с указанными обстоятельствами должностными лицами органа Пенсионного фонда были составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.01.2021 N N 068S18210000329, 068S18210000330, 068S18210000331, 068S18210000332, 068S18210000333, 068S18210000334, 068S18210000335, 068S18210000336, 068S18210000337, 068S18210000338, 068S18210000339, 068518210000340, 068S18210000342, 068S18210000343, 068S18210000344, 068S18210000345, 068518210000341, 068S18210000347, 068S18210000348, 068S18210000349, 068S18210000350, 068S18210000351, 068S18210000352, 068S18210000353, 068S18210000354, 068S18210000356, 068S18210000357, 068S18210000358, 068S18210000346. Данные акты направлены обществу по почте и получены заявителем, что подтверждается представителем заявителя в судебном заседании.
02.03.2021 начальник Управления в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки, рассмотрев материалы проверки и представленные заявителем на акты возражения, вынес решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N N 068S19210001271, 068S19210001272, 068S19210001273, 068S19210001274, 068S19210001275, 068S19210001276, 068S19210001277, 068S19210001278, 068S19210001279, 068S19210001280, 068S19210001281, 068S19210001282, 068S19210001283, 068S19210001284, 068S19210001285, 068S19210001286, 068S19210001287, 068S19210001288, 068S19210001289, 068S19210001290, 068S19210001291, 068S19210001292, 068S19210001293, 068S19210001294, 068S19210001295, 068S19210001296, 068S19210001297, 068S19210001298, 068S19210001299, в соответствии с которыми заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафов в общей сумме 52500 руб.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества и Пенсионного фонда в Арбитражный суд Пензенской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "Об обязательном индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета (пункт 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) (пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ)
Согласно со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим законом.
Из пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ следует, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, включая лиц, заключивших договора гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, сведения по форме ОДВ-1 "сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального персонифицированного учета" по форме СЗВ-СТАЖ "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" (формы утверждены постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 года N 3).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н была утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (зарегистрирована в Минюсте России 06.02.2017 N 45549) (действовала в спорные периоды) (далее - Инструкция N 766н).
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В пункте 39 Инструкции N 766н указано, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Судами отмечено, что вышеуказанные правовые акты исходят из того, что страхователи представляют сведения о каждом застрахованном лице, при этом в случае самостоятельного выявления ошибок в ранее представленных сведениях и представления в орган Пенсионного фонда уточненных (исправленных) сведений, а также в случае, когда страхователю органом Пенсионного фонда вручено уведомление об устранении в представленных страхователем сведениях ошибок и несоответствий, и страхователь представил исправленные сведения в орган Пенсионного фонда в течение пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах", согласно которым в пункте 3 страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" -отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Судами установлено и следует из материалов дела, ООО "ТНС энерго Пенза" зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации с присвоением N 068-002-043285.
Заявитель представил в Управление сведения по формам СЗВ-М (исходные) и СЗВ-СТАЖ (исходные) своевременно.
Впоследствии, самостоятельно обнаружив ошибки, представил сведения по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (дополняющие).
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что в данном случае представление сведений о лицах, сведения о которых не были указаны в отчетах по исходным формам, должно квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям статей 8, 15, 17 Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766-н, следовательно, оснований для применения финансовых санкций не имеется.
При таких обстоятельствах суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, пришли к выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
При этом судами отмечено, что то обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
ООО "ТНС энерго Пенза" самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, страхователь реализует свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702.
Ссылка Пенсионного фонда на Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н была исследована судами, и указано на недопустимость ее применения к ситуациям представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за страховые периоды, которые истекли до момента вступления указанной Инструкции в законную силу (до 27.07.2020).
Такой правовой подход обусловлен тем, что положения абзаца 4 пункта 40 Инструкции N 211н не направлены на улучшение положения страхователей, а потому обратной силы не имеют.
То обстоятельство, что Общество представило часть дополняющих сведений, когда уже действовала Инструкция N 211н, не изменяет сути допущенного нарушения в ином отчетном периоде, когда действовало правовое регулирование, определяемое на даты истечения установленных законом сроков исполнения обязанности по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, при этом в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось.
Подзаконное регулирование должно соответствовать смыслу закона, на конкретизацию положений которого оно направлено. Суть данного правила заключается в том, чтобы в целях эффективной реализации положений закона не допустить несогласованности, противоречивости норм закона и конкретизирующих его подзаконных нормативных правовых актов. Подзаконный нормативный правовой акт не может противоречить положениям закона, во исполнение которого он принят. В случае несоответствия таких норм и разъяснений норме, содержащейся в законе, указанная норма применяется в том правовом смысле, который заложен в нее законодателем.
Основания привлечения к публично-правовой ответственности, обстоятельства, при наличии которых она наступает, должны быть установлены законом, а не подзаконным правовым актом.
Следовательно, с принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.05.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу N А49-3185/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Пенсионного фонда на Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н была исследована судами, и указано на недопустимость ее применения к ситуациям представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за страховые периоды, которые истекли до момента вступления указанной Инструкции в законную силу (до 27.07.2020).
Такой правовой подход обусловлен тем, что положения абзаца 4 пункта 40 Инструкции N 211н не направлены на улучшение положения страхователей, а потому обратной силы не имеют.
То обстоятельство, что Общество представило часть дополняющих сведений, когда уже действовала Инструкция N 211н, не изменяет сути допущенного нарушения в ином отчетном периоде, когда действовало правовое регулирование, определяемое на даты истечения установленных законом сроков исполнения обязанности по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, при этом в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось.
...
Основания привлечения к публично-правовой ответственности, обстоятельства, при наличии которых она наступает, должны быть установлены законом, а не подзаконным правовым актом.
Следовательно, с принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 октября 2021 г. N Ф06-9403/21 по делу N А49-3185/2021