26 июля 2021 г. |
Дело N А49-3185/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Лихоманенко О.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 31 мая 2021 года по делу N А49-3185/2021 (судья Петрова Н.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Пенза" (ОГРН 1107746839463, ИНН 7702743761)
к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (ОГРН 1095836002680, ИНН 5836013690)
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Пенза" (далее - общество, ООО "ТНС энерго Пенза") обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (далее - Управление), в котором просило признать недействительными решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.03.2021 N N 068S19210001271, 068S19210001272, 068S19210001273, 068S19210001274, 068S19210001275, 068S19210001276, 068S19210001277, 068S19210001278, 068S19210001279, 068S19210001280, 068S19210001281, 068S19210001282, 068S19210001283, 068S19210001284, 068S19210001285, 068S19210001286, 068S19210001287, 068S19210001288, 068S19210001289, 068S19210001290, 068S19210001291, 068S19210001292, 068S19210001293, 068S19210001294, 068S19210001295, 068S19210001296, 068S19210001297, 068S19210001298, 068S19210001299.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 31 мая 2021 года требования заявителя удовлетворены.
Признаны недействительными как несоответствующие нормам Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области о привлечении ООО "ТНС энерго Пенза" к ответственности в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N N 068S19210001271, 068S19210001272, 068S19210001273, 068S19210001274, 068S19210001275, 068S19210001276, 068S19210001277, 068S19210001278, 068S19210001279, 068S19210001280, 068S19210001281, 068S19210001282, 068S19210001283, 068S19210001284, 068S19210001285, 068S19210001286, 068S19210001287, 068S19210001288, 068S19210001289, 068S19210001290, 068S19210001291, 068S19210001292, 068S19210001293, 068S19210001294, 068S19210001295, 068S19210001296, 068S19210001297, 068S19210001298, 068S19210001299 от 02.03.2021 и возложена обязанность на ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взысканы с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Пенза" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 87000 руб.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что представление ООО "ТНС энерго Пенза" сведений на застрахованных лиц, данные о которых не были представлены в отчете по исходной форме, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, применительно к положениям статей 8.1, 15, 17 Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока. Также в жалобе ссылается на то, что сведения по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (тип формы "доп") с нарушением срока, были представлены после вступления в силу Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, т.е. после 27.07.2020. В связи с чем считает, что к ним должны применяться нормы инструкции, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н.
Общество с ограниченной ответственностью "ТНС энерго Пенза" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за октябрь 2018 на 598 застрахованных лиц - 01.11.2018. Срок представления указанных сведений за октябрь 2018 истек 15.11.2018.
При этом сведения еще на 2 застрахованных лиц за указанный период общество представило 02.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за ноябрь 2018 на 589 застрахованных лиц - 07.12.2018. Срок представления указанных сведений за ноябрь 2018 истек 17.12.2018.
При этом сведения еще на 2 застрахованных лиц за указанный период общество представило 02.12.2020 и на 8 застрахованных лиц - также 02.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за декабрь 2018 на 591 застрахованных лиц - 10.01.2019. Срок представления указанных сведений за декабрь 2018 истек 15.01.2019.
При этом сведения еще на 1 застрахованное лицо за указанный период общество представило 29.01.2020 и на 2 застрахованных лиц - 02.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за январь 2019 на 587 застрахованных лиц - 13.02.2019. Срок представления указанных сведений за январь 2019 истек 15.02.2019.
При этом сведения еще на 2 застрахованных лиц за указанный период общество представило 02.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за февраль 2019 на 585 застрахованных лиц - 14.03.2019. Срок представления указанных сведений за февраль 2019 истек 15.03.2019.
При этом сведения еще на 2 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за март 2019 на 587 застрахованных лиц - 15.04.2019. Срок представления указанных сведений за март 2019 истек 15.04.2019.
При этом сведения еще на 2 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за апрель 2019 на 590 застрахованных лиц - 15.05.2019. Срок представления указанных сведений за апрель 2019 истек 15.05.2019.
При этом сведения еще на 2 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за май 2019 на 587 застрахованных лиц - 13.06.2019. Срок представления указанных сведений за май 2019 истек 17.06.2019.
При этом сведения еще на 1 застрахованное лицо за указанный период общество представило 04.12.2020 и на 2 застрахованных лиц - также 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за июнь 2019 на 588 застрахованных лиц - 12.07.2019. Срок представления указанных сведений за июнь 2019 истек 15.07.2019.
При этом сведения еще на 1 застрахованное лицо за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за июль 2019 на 588 застрахованных лиц - 14.08.2019. Срок представления указанных сведений за июль 2019 истек 15.08.2019.
При этом сведения еще на 3 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за август 2019 на 583 застрахованных лиц - 10.09.2019. Срок представления указанных сведений за август 2019 истек 16.09.2019.
При этом сведения еще на 3 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за сентябрь 2019 на 584 застрахованных лиц - 15.10.2019. Срок представления указанных сведений за сентябрь 2019 истек 15.10.2019.
При этом сведения еще на 3 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за октябрь 2019 на 573 застрахованных лиц - 13.11.2019. Срок представления указанных сведений за октябрь 2019 истек 15.11.2019.
При этом сведения еще на 1 застрахованное лицо за указанный период общество представило 04.12.2020 и на 10 застрахованных лиц - также 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за ноябрь 2019 на 585 застрахованных лиц - 13.12.2019. Срок представления указанных сведений за ноябрь 2019 истек 16.12.2019.
При этом сведения еще на 3 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за декабрь 2019 на 584 застрахованных лиц - 14.01.2020. Срок представления указанных сведений за декабрь 2019 истек 15.01.2020.
При этом сведения еще на 3 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за декабрь 2019 на 584 застрахованных лиц - 14.01.2020. Срок представления указанных сведений за декабрь 2019 истек 15.01.2020.
При этом сведения еще на 3 застрахованных лиц за указанный период общество представило 04.12.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за январь 2020 на 581 застрахованное лицо - 17.02.2020. Срок представления указанных сведений за январь 2020 истек 17.02.2020.
При этом сведения еще на 3 застрахованных лиц за указанный период общество представило 30.09.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за февраль 2020 на 581 застрахованное лицо - 12.03.2020. Срок представления указанных сведений за февраль 2020 истек 16.03.2020.
При этом сведения еще на 3 застрахованных лиц за указанный период общество представило 30.09.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за март 2020 на 570 застрахованных лиц - 14.04.2020. Срок представления указанных сведений за март 2020 истек 15.04.2020.
При этом сведения еще на 11 застрахованных лиц за указанный период общество представило 30.09.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за апрель 2020 на 569 застрахованных лиц - 14.05.2020. Срок представления указанных сведений за апрель 2020 истек 15.05.2020.
При этом сведения еще на 11 застрахованных лиц за указанный период общество представило 30.09.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за май 2020 на 572 застрахованных лица - 15.06.2020. Срок представления указанных сведений за май 2020 истек 15.06.2020.
При этом сведения еще на 8 застрахованных лиц за указанный период общество представило 30.09.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за июнь 2020 на 566 застрахованных лиц - 14.07.2020. Срок представления указанных сведений за июнь 2020 истек 15.07.2020.
При этом сведения еще на 11 застрахованных лиц за указанный период общество представило 30.09.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за август 2020 на 580 застрахованных лиц - 14.09.2020. Срок представления указанных сведений за август 2020 истек 15.09.2020.
При этом сведения еще на 1 застрахованное лицо за указанный период общество представило 30.09.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Заявитель представил сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, за октябрь 2020 на 581 застрахованное лицо - 13.11.2020. Срок представления указанных сведений за октябрь 2020 истек 16.11.2020.
При этом сведения еще на 1 застрахованное лицо за указанный период общество представило 24.11.2020, самостоятельно обнаружив неполноту в представленных ранее сведениях.
Кроме того, заявитель представил сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 на 636 застрахованных лиц 22.02.2019, срок представления - 01.03.2019. 03.12.2020 представил дополнительные сведения на 1 застрахованное лицо.
26.02.2020 заявитель представил сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 на 622 застрахованных лица, срок представления - 02.03.2020. 04.12.2020 представил дополнительные сведения на 1 застрахованное лицо.
В связи с указанными обстоятельствами должностными лицами органа Пенсионного фонда были составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.01.2021 N N 068S18210000329, 068S18210000330, 068S18210000331, 068S18210000332, 068S18210000333, 068S18210000334, 068S18210000335, 068S18210000336, 068S18210000337, 068S18210000338, 068S18210000339, 068518210000340, 068S18210000342, 068S18210000343, 068S18210000344, 068S18210000345, 068518210000341, 068S18210000347, 068S18210000348, 068S18210000349, 068S18210000350, 068S18210000351, 068S18210000352, 068S18210000353, 068S18210000354, 068S18210000356, 068S18210000357, 068S18210000358, 068S18210000346. Данные акты направлены обществу по почте и получены заявителем, что подтверждается представителем заявителя в судебном заседании.
02.03.2021 начальник Управления в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки, рассмотрев материалы проверки и представленные заявителем на акты возражения, вынес решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N N 068S19210001271, 068S19210001272, 068S19210001273, 068S19210001274, 068S19210001275, 068S19210001276, 068S19210001277, 068S19210001278, 068S19210001279, 068S19210001280, 068S19210001281, 068S19210001282, 068S19210001283, 068S19210001284, 068S19210001285, 068S19210001286, 068S19210001287, 068S19210001288, 068S19210001289, 068S19210001290, 068S19210001291, 068S19210001292, 068S19210001293, 068S19210001294, 068S19210001295, 068S19210001296, 068S19210001297, 068S19210001298, 068S19210001299, в соответствии с которыми заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафов в общей сумме 52500 руб.
Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "Об обязательном индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, должны быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63 -ФЗ "Об электронной подписи". Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Страхователь при представлении сведений на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период. Форма представления сведений в форме электронного документа определяется Пенсионным фондом Российской Федерации.
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа (пункт 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета (пункт 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) (пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения, указанные в настоящем пункте, о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсий, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н была утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (зарегистрирована в Минюсте России 06.02.2017 N 45549) (действовала в спорные периоды) (далее - Инструкция N 766н).
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В пункте 39 Инструкции N 766н указано, что за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, вышеуказанные правовые акты исходят из того, что страхователи представляют сведения о каждом застрахованном лице, при этом в случае самостоятельного выявления ошибок в ранее представленных сведениях и представления в орган Пенсионного фонда уточненных (исправленных) сведений, а также в случае, когда страхователю органом Пенсионного фонда вручено уведомление об устранении в представленных страхователем сведениях ошибок и несоответствий, и страхователь представил исправленные сведения в орган Пенсионного фонда в течение пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах", согласно которым в пункте 3 страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" -отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Как установлено материалами дела, ООО "ТНС энерго Пенза" зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации с присвоением N 068-002-043285.
Заявитель представил в Управление сведения по формам СЗВ-М (исходные) и СЗВ-СТАЖ (исходные) своевременно. Впоследствии, самостоятельно обнаружив ошибки, представил сведения по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (дополняющие).
В данном случае представление сведений о лицах, сведения о которых не были указаны в отчетах по исходным формам, должно квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям статей 8, 15, 17 Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766-н, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оснований для применения финансовых санкций не имеется.
Аналогичная правовая позиция содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, 15.03.2018 N 306-КГ18-652, 21.05.2018 N 306-КГ18-5521, постановлениях Арбитражного Суда Поволжского округа от 25.04.2018 N Ф06-31604/2018, 16.02.2018 N Ф06-29844/2018, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2020 по делу N А49-10383/2019 и других судебных актах.
Суд первой инстанции верно указал, что доводы ответчика не основаны на нормах Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н и подлежат отклонению.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно счел заявленные требования о признании недействительными решений Управления о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 02.03.2021 обоснованными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание по следующим основаниям. То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
ООО "ТНС энерго Пенза" самостоятельно выявило ошибку до ее обнаружения УПФР в г. Пензе и реализовало свое право на уточнение (исправление) ранее представленных сведений, откорректировав их путем представления в УПФР в г. Пензе дополнительных сведений.
Что касается Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, то следует учитывать недопустимость ее применения к ситуациям представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за страховые периоды, которые истекли до момента вступления указанной Инструкции в законную силу (до 27 июля 2020 года). Такой правовой подход обусловлен тем, что положения абзаца 4 пункта 40 Инструкции N 211н не направлены на улучшение положения страхователей, а потому обратной силы не имеют (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.02.2021 N Ф04-6591/2020 по делу N А75-6716/2020, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по делу N АЗЗ-20382/2020, Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.11.2020 по Делу N АЗЗ-16485/2020, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 N 08АП-13865/2020 по делу N А46-15624/2020, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2021 N 13АП-1562/2021 по делу N А21-9105/2020, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 N 14АП-83/2021 по делу N А66-11493/2020, Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2020 N 21АП-3054/2020 по делу N А84-4151/2020). Следовательно, положения абзаца 4 пункта 40 Инструкции N 211н не могут учитываться при рассмотрении правоотношений по представлению дополняющих сведений по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ за страховые периоды, которые истекли до 27 июля 2020 года.
Кроме того, арбитражный апелляционный суд учитывает, что заявитель представил в Управление сведения по формам СЗВ-М (исходные) и СЗВ-СТАЖ (исходные) своевременно. Впоследствии, самостоятельно обнаружив ошибки, представил сведения по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (дополняющие).
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 31 мая 2021 года по делу N А49-3185/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-3185/2021
Истец: ООО "ТНС энерго Пенза"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области, ГУ УПФ РФ в г.Пензе Пензенской области