Рассмотрев решение Комитета Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию, Совет Федерации постановляет:
1. Направить предложения рабочей группы по отработке методологии формированиия взаимоотношений между республиканским бюджетом Российской Федерации и бюджетами субъектов Российской Федерации на 1994 год (прилагаются) в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Предложить Правительству Российской Федерации поручить Министерству финансов Российской Федерации подготовить и направить в Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию заключение по указанным в пункте 1 настоящего Постановления предложения, отметив конкретно, как они будут использованы при формировании республиканского бюджета Российской Федерации на второй-четвертый кварталы 1994 года.
3. Предложить Правительству Российской Федерации представить в Совет Федерации для ознакомления рабочий проект республиканского бюджета Российской Федерации на 1994 год до его официального представления и направления в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Председатель Совета Федерации |
В.Ф.Шумейко |
Москва
3 февраля 1994 года
N 41-I СФ
Приложение
к постановлению Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 3 февраля 1994 г. N 41-I СФ
Предложения
рабочей группы по отработке методологии формирования
взаимоотношений между республиканским бюджетом Российской Федерации
и бюджетами субъектов Российской Федерации на 1994 год
1. Законодательно закрепить разграничения видов расходов между республиканским бюджетом Российской Федерации и бюджетами субъектов Российской Федерации. При этом передачу регионам функций по финансированию дополнительных видов расходов производить по согласованию с ними.
2. Уточнить расчет трансфертов (финансовой помощи) бюджетам регионов на 1994 год на отчетные данные об исполнениии бюджетов по доходам и расходам субъектов Российской Федерации и данные сводок о поступлении государственных налогов и доходов Государственной налоговой службы по результатам за 1993 год с учетом имеющейся на 1 января 1994 год недоимки и переплат по платежам в бюджет, с учетом изменений в доходной базе в соответствии с указами Президента Российской Федерации: от 22.12.93 г. N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году"; от 22.12.93 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях бюджетов различных уровней", а также с учетом изменений, внесенных Указом Президента Российской Федерации: от 24.12.93 г. N 2292. При этом в показателях по расходам бюджетов необходимо учесть дополнительные ассигнования в связи с указами Президента Российской Федерации от 05.12.93 г. N 2115 и от 10.12.93 г. N 2122.
3. Расчет трансфертов производится на период апрель-декабрь 1994 года, как это предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. N 2268, с исключением в расчетах показателей по доходам и расходам бюджетов закрытых административно-территориальных образований Министерства обороны Российской Федерации, других министерств, по которым все закрепленные и регулирующие доходы, поступающие на их территорию, полностью зачисляются в эти бюджеты.
4. Определить, что при принятии решений федеральными органами власти, влекущих изменения по доходам и расходам бюджетов субъектов Российской Федерации, а также при передаче ведомственных объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства на баланс муниципальных органов власти образующиеся в бюджетах выпадающие доходы и дополнительные расходы должны компенсироваться из республиканского бюджета Российской Федерации с учетом введения на территориях специальных налогов и доходов (налога на содержание жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы и так далее). В этой связи предполагает отменить положение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. N 2268 о том, что принимаемые после 1 января 1994 года решения федеральных органов власти, приводящие к увеличению расходов бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, носят рекомендательный характер, а их реализация осуществляется по отдельным решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет и в пределах собственных доходов соответствующих бюджетов.
5. Установить, что при расчете финансовой помощи регионам показатели по численности населения регионов используются на основании данных Госкомстата России на начало планируемого года, а в случае отсутствия таких данных - на начало года, предшествующего планируемому.
6. Учитывая существенное значение подоходного налога с физических лиц для регулирования местных бюджетов, рассмотреть возможность отмены федерального подоходного налога с физических лиц (в размере 1% от фонда оплаты труда).
7. В целях создания стимулов для изыскания территориями резервов увеличения доходов бюджетов при расчете оказываемой регионам финансовой помощи на 1994 год установить поправочный коэффициент по среднедушевому доходу всех регионов Российской Федерации в размере 0,95.
8. Подготовить альтернативный вариант расчета поправочного коэффициента расходов, исходя из медианы расходов по их бюджетам и рассмотреть возможность отмены понижающего коэффициента.
9. Уточнить норматив образования фонда финансовой поддержки регионов, его двух составных частей и доли каждого региона (субъекта Российской Федерации), получающего финансовую помощь (трансферт) в зависимости от статуса, с учетом фактически сложившегося соотношения между указанным фондом и налогом на добавленную стоимость в 1993 году.
10. В целях обеспечения устойчивого перечисления регионам средств из Фонда финансовой поддержки регионов открыть на федеральном уровне целевой счет для аккумулирования средств, перечисляемых в указанный Фонд из поступлений платежей по НДС в республиканский бюджет Российской Федерации.
11. Установить срок перечисления средств регионам из фонда финансовой поддержки регионов 1 раз в месяц до 15 числа текущего месяца. Рассмотреть вопрос об использовании авансовых перечислений.
12. Обеспечить ежемесячную информацию о суммах финансовой помощи (трансфертов), перечисляемых регионам, исходя из фактического поступления налога на добавленную стоимость и доведение этой информации до регионов.
13. Согласовать контингент прогнозируемого налога на добавленную стоимость на 1994 год с представителями субъектов Российской Федерации.
14. Определить порядок выделения регионам ассигнований на финансирование централизованных капитальных вложений в целях выравнивания их развития. В связи с этим предусмотреть в республиканском бюджете Российской Федерации необходимые средства.
15. В связи с возможным недопоступлением в течение года налога на добавленную стоимость целесообразно предусмотреть в республиканском бюджете Российской Федерации резервный страховой фонд для оказания, в случае необходимости, финансовой помощи соответствующим регионам, имея в виду регионы, по которым предусматриваются трансферты и произошло снижение норматива отчислений по НДС и имеются потери от разделения ставок по подоходному налогу с физических лиц.
16. Поручить ученым - членам рабочей группы совместно с работниками Министерства финансов Российской Федерации разработать рекомендации по регулированию межбюджетных отношений внутри субъектов Российской Федерации с учетом нового порядка взаимоотношений между республиканским бюджетом Российской Федерации и бюджетами субъектов Российской Федерации.
17. В процессе реализации нового порядка межбюджетных отношений в Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации, НИФИ проанализировать ход его внедрения с целью внесения при необходимости соответствующих корректировок.
Предложенный новый механизм межбюджетных отношений призван обеспечить установление в Российской Федерации единой методологии бюджетного регулирования регионов и устранение субъективного подхода к формированию взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации как со стороны Центра, так и со стороны регионов.
В основу этой методологии заложено фактически сложившееся в базовом году отклонение между среднедушевым бюджетным доходом по всем регионам Российской Федерации и душевым бюджетным доходом каждого региона (с корректировкой его на поправочные коэффициенты по доходам и расходам).
Предложенный метод определения финансовой помощи (трансферта) соответствующим регионам Российской Федерации (исходя из фактических поступлений от налога на добавленную стоимость в целом по Российской Федерации) позволяет снять проблему индексации сумм трансферта.
Введение предложенной методики определения трансфертов преследует цель обеспечить территориям определенный уровень среднедушевых доходов по Российской Федерации и позволяет избежать разногласий, связанных с определением минимального бюджета.
В то же время новый порядок в условиях после принятия указов Президента Российской Федерации по вопросам налогообложения:
1) сокращает в целом поступления, за счет изменения нормативов и ставок, в территориальные бюджеты налога на добавленную стоимость и подоходного налога с физических лиц, что в сложившихся условиях, даже при использовании дополнительных прав, предоставляемых регионам в области налогообложения, может не дать возможность в короткий срок полностью компенсировать выпадающие доходы бюджетов (особенно это касается бюджетов сельских регионов, сельских и поселковых населенных пунктов);
2) не решает проблему сокращения объемов перераспределяемых средств между республиканским бюджетом Российской Федерации и бюджетами субъектов Российской Федерации, наоборот увеличивает встречные финансовые потоки в связи с применением единого норматива отчислений в бюджеты территорий от налога на добавленную стоимость (25 процентов);
3) привязывает расчеты трансфертов, выделяемых регионам, только в сумме контингента НДС в целом по Российской Федерации, что усиливает зависимость исполнения бюджетов территорий от выполнения этого источника;
4) не гарантирует в случае отсутствия на федеральном уровне специального целевого счета для аккумулирования средств в фонде финансовой поддержки регионов возможности в полном объеме, исходя из фактических поступлений НДС, перечисления средств финансовой помощи регионам, что может свести на нет преимущества данного механизма.
Положение с перечислением трансфертов регионам может усугубиться в связи с нечеткой работой банковской системы, а также в связи с тем, что система казначейства находится в стадии становления.
Учитывая это, рабочая группа по отработке методологии формирования взаимоотношений между республиканскими бюджетами Российской Федерации и бюджетами субъектов Российской Федерации на 1994 год считает необходимым рекомендовать увеличить нормативы отчислений от НДС в бюджеты субъектов Российской Федерации, получающих трансферты, при соответствующем уменьшении последних, что требует разработки необходимого механизма.
Рабочая группа считает целесообразным продолжить работу по дальнейшей отработке нового порядка бюджетного регулирования.
Заместитель руководителя |
А.И.Лубяной |
Заместитель начальника |
А.А.Ларина |
Заместитель начальника |
В.В.Кузнецова |
Заместитель руководителя |
В.П.Ширяев |
Заместитель начальника |
А.В.Краснова |
Заместитель министра финансов |
И.Н.Клюкова |
Министр финансов |
А.В.Захаров |
Заместитель начальника Комитета |
С.И.Соболева |
Начальник финансового управления |
З.А.Мосолов |
Начальник Бюджетного отдела |
Л.Ю.Молчанова |
Министр финансов |
Х.В.Шеожев |
Начальник Финансового управления |
В.Ф.Костюченко |
Министр финансов Республики |
Ю.В.Кинзябулатов |
Начальник Финансового управления |
В.А.Пылин |
И.О.начальника финансового |
Н.А.Зименков |
Первый заместитель председателя |
Н.И.Гудыма |
Профессор Всероссийского заочного |
Г.Б.Поляк |
Профессор Финансовой академии, |
В.М.Родинова |
Профессор Всероссийского заочного |
М.И.Ходорович |
Заведующий сектором финансов |
А.Г.Игудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 3 февраля 1994 г. N 41-I СФ "О предложениях рабочей группы по отработке методологии формирования взаимоотношений между республиканским бюджетом Российской Федерации и бюджетами субъектов Российской Федерации на 1994 год"
Текст постановления официально опубликован не был