г. Казань |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А65-29953/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хлебникова А.Д.,
судей Мосунова С.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
ООО "НПК "Меркурий" - директор Шефер А.В., паспорт,
иные лица не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "НПК Меркурий"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 июня 2022 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2022 года
по делу N А65-29953/2021
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НПК Меркурий" (ОГРН 1022100980516, ИНН 2127013205), город Чебоксары, к Волжско-Камскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849) город Казань Республики Татарстан, о признании незаконными требования о внесении (довнесении) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней от 23 ноября 2021 года N 08-11890, и акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 93 от 22 ноября 2021 года, с участием третьего лица Акционерного общества "Куприт" (ОГРН 1024301305654, ИНН 4346049110), город Киров,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НПК Меркурий" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Волжско-Камскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ответчик, управление), с привлечением в качестве третьего лица Акционерного общества "Куприт", о признании незаконными требования о внесении (довнесении) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней от 23.11.2021 N 08-11890 и акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 93 от 22.11.2021.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с указанными судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт о полном удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции заявитель поддержал кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отзывом просит отказать обществу в удовлетворении кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд округа приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, управление направило в адрес общества требование от 23.11.2021 N 08-11890 о внесении (довнесении) в бюджеты бюджетной системы РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 167 575,26 руб. и пени в размере 5 928,48 руб. Данное требование основано на акте проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 93 от 22.11.2021 период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Заявитель, полагая, что указанные требование и акт являются недействительными, так как отходы образовались не в результате деятельности общества и у него отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего:
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с правилами ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
На основании ст. 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом N 7-ФЗ и данным Федеральным законом. В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается (пункт 8 указанной статьи).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ размещение отходов определено как хранение и захоронение отходов. При этом под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, а под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Накоплением отходов является складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно ст. 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Согласно п. 3 ст. 16.2 Федерального закона N 7-ФЗ платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого класса опасности отходов производства и потребления.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В соответствии с ч. 13 ст. 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 г. N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), нормы которых дублируют положения ст. ст. 16 - 16.5 Федерального закона N 7-ФЗ.
Согласно п. 2 Правил N 255 плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с п. 5 Правил N 255 плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Согласно п. 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утв. распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. N 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 г. N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" (далее - постановление N 913, постановление N 758, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Пунктами 9 - 10 Правил N 255 определено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:
а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ;
б) в отношении каждого класса опасности отходов. При определении платежной базы учитываются:
а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов либо технологических нормативов;
б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов;
в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в п.п. "а" п. 10 Правил, выбросы и сбросы (включая аварийные), указанные в п.п. "б" п. 10 Правил;
г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
В соответствии с п. 32 - 34 Правил N 255 отчетным периодом в отношении платы признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Исходя из приведенных правовых норм и учитывая, что ООО "НПК "Меркурий" в своей хозяйственной деятельности осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, последнее обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС).
Несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 % за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных в п. 32 и 34 Правил.
Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения лицом, обязанным вносить плату, задолженности по плате в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы РФ.
Согласно п. 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - администратор платы).
Согласно п.п. 37 - 41 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату.
Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы.
При проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям настоящих Правил.
В случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
В случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в п. 40 настоящих Правил, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно п. 44 - 47 Правил N 255 при проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы.
Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
В акте проведения контроля за исчислением платы указываются:
а) дата составления акта проведения контроля за исчислением платы;
б) полное и сокращенное наименование юридического лица (обособленного подразделения) либо фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, адрес местонахождения или места жительства;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществляющего проведение контроля за исчислением платы, его должность, наименование администратора платы;
г) дата представления декларации о плате и иных документов;
д) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе проведения контроля за исчислением платы;
е) период, за который проведен контроль за исчислением платы;
ж) наименование видов платы, в отношении которых проводился контроль за исчислением платы;
з) сведения о мероприятиях контроля, осуществленных при проведении контроля за исчислением платы;
и) документально подтвержденные факты ошибок при выполнении расчетов и несоответствий (противоречий) между сведениями, представленными в использованных в ходе проведения контроля документах;
к) выводы и предложения по устранению выявленных ошибок в расчетах и несоответствий (противоречий) в документах.
В случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы РФ доначисленной платы и пеней.
При неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования, указанного в п. 46 настоящих Правил, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ООО "НПК "Меркурий" имеет объект негативного воздействия на окружающую среду (НВОС): Производственная площадка, расположенная по адресу: 428022, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ш. Марпосадское, д. 28, N 97-0121-000006-П, I категории НВОС.
У общества имеются следующие разрешительные документы:
- разрешение на выброс ЗВ в атмосферу стационарными источниками от 15.10.2019 г. N ВР.002.19. Срок действия 15.10.2019 г. по 14.10.2026 г.
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 23.07.2020 г. N 1.132.18.20. Срок действия 01.04.2020 г. по 31.12.2024 г.
Имеются 2 собственных объекта размещения отходов (согласно ПТО УОН-ВОС):
- N 21-00034-Х-00168-070416 - Центр демеркуризации производственной базы ООО "НПК Меркурий".
- N 21 -00033-Х-00168-070416 - Центр демеркуризации производственной базы ООО "НПК Меркурий".
У общества имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 22.03.2019 г. N 21.0004.19.
ООО "НПК "Меркурий" была представлена декларация по плате за НВОС за 2020 год, сумма платы по декларации составила 126 846,06 руб., в том числе:
- плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - 7,80 руб.;
- плата за размещение отходов производства (по объекту размещения отходов "Центр демеркуризации производственной базы ООО "НПК Меркурий" (N 21-00034-Х-00168-070416 г. Чебоксары)) - 12 853,45 руб.;
- плата за размещение отходов производства (по объекту размещения отходов "Объект переработки и захоронения твердых бытовых отходов" (г. Новочебоксарск)) - 113 984,81 руб.
Управление, проверив сведения, указанные в представленной декларации, и журнале учета движения отходов за 2020 год, не согласилось с суммой начисленной платы за размещение отходов на объекте размещения отходов "Центр демеркуризации производственной базы ООО "НПК Меркурий" (раздел 3 декларации) - 12 853,45 руб., считая ее заниженной по следующим основаниям.
В частности, неверно исчислена плата за размещение следующих отходов: "ртуть, утратившая потребительские свойства в качестве рабочей жидкости" - в расчете занижена масса отходов (0,392 тн.), необходимо указать 0,51 тн. (столбец 9). Не исчислена плата за размещение отходов (столбец 9): "отходы термометров ртутных" (1,218 тн.), "ступпа при демеркуризации ртутьсодержащих отходов" (0,045 тн.).
Согласно данным учета в области обращения с отходами за 2020 год (наличие на 01.01.2020), ООО "НПК "Меркурий" допущено хранение (более 11 месяцев) следующих принятых отходов: "ртуть, утратившая потребительские свойства в качестве рабочей жидкости" (0,118 тн.); "отходы термометров ртутных" (1,218 тн.); "ступпа при демеркуризации ртутьсодержащих отходов" (0,045 тн.).
Как указано выше, согласно Федеральному закону N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены следующие понятия:
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Приказом Минприроды России от 10.12.2020 г. N 1043 (приложение 2) утверждена форма декларации о плате за НВОС, в частности форма Раздела 3 декларации - "Расчет суммы платы за размещение отходов производства".
В п. 8 к приложению 2 указано:
В столбце 6 Раздела 3 декларации в строках указывается фактическое количество отходов, образованных в отчетном периоде в собственном производстве (в тоннах) (п. 8.7).
В столбце 7 Раздела 3 декларации в строках указывается фактическое количество отходов в отчетном периоде, утилизированных в течение 11 месяцев в собственном производстве, а также передаваемых для утилизации сторонним организациям (в тоннах).
В случае, если утилизация отходов в собственном производстве не осуществлялась и (или) отходы не передавались на утилизацию сторонним организациям, в столбце 7 Раздела 3 декларации в строках ставится прочерк (п. 8.8).
В столбце 8 Раздела 3 декларации в строках указывается фактическое количество отходов в отчетном периоде, подвергшихся обезвреживанию в собственном производстве, а также переданных в целях обезвреживания сторонними организациями (в тоннах).
В случае, если отходы не подвергались обезвреживанию в собственном производстве и (или) не передавались для целей обезвреживания сторонним организациям, в столбце 8 Раздела 3 декларации в строках ставится прочерк (п. 8.9).
В столбце 9 Раздела 3 декларации в строках указывается фактическое количество складированных отходов предыдущего отчетного периода, которые не были утилизированы в течение 11 месяцев в собственном производстве и (или) не переданы для утилизации сторонним организациям (в тоннах).
В случае, если отсутствуют отходы предыдущего отчетного периода, которые накапливались и не были утилизированы в течение 11 месяцев в собственном производстве и (или) переданы для утилизации сторонним организациям, в столбце 9 Раздела 3 декларации в строках ставится прочерк (п. 8.10).
В столбце 10 Раздела 3 декларации в строках указывается фактический остаток отходов на конец отчетного периода, срок накопления которых не превысил 11 месяцев (в тоннах).
При отсутствии фактических остатков отходов на конец отчетного периода, срок накопления которых не превысил 11 месяцев, в столбце 10 Раздела 3 декларации в строках ставится прочерк (п. 8.11).
Таким образом, в п.п. 8.8 - 8.11 приложения 2 приказа Минприроды России от 10.12.2020 г. N 104 предусматривается указание принятых отходов.
В частности, в столбце 9 раздела 3 указываются массы фактически складированных отходов предыдущего отчетного периода, не утилизированных в течение 11 месяцев.
Таким образом, в столбце 9 указываются отходы, по которым допущено хранение (складирование) более 11 месяцев за предыдущий отчетный период, то есть 2019 г.
При этом, как указано в Законе N 89-ФЗ, хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях не только утилизации, но и обезвреживания.
Согласно ст. 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плательщиками платы при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Согласно ст. 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Как правильно установлено судами, в соответствии с условиями договоров на обезвреживание ртутьсодержащих отходов, право собственности на отходы переходит к ООО "НПК "Меркурий" (исполнитель работ) после сдачи ртутных отходов; исполнитель работ - ООО "НПК "Меркурий" принимает на себя ответственность за обезвреживание ртутьсодержащих отходов (договоры N 2020-1005 от 01.07.2020 г. и N2021-1143 от 01.09.2021).
Так, в соответствии с абз. 2 п. 3.3 договора N 202-1005 от 01.07.2020 на обезвреживание ртутьсодержащих отходов, заключенного между ООО "НПК Меркурий" (исполнитель) и АО "Куприт" (заказчик), при условии соответствия отходов условиям данного договора, право собственности на отходы заказчика и ответственность за их обезвреживание переходит к исполнителю с момента выгрузки отходов исполнителю.
Поскольку ООО "НПК "Меркурий" допустило хранение (складирование) ртутных отходов (своих и принятых от других лиц (право собственности, на которые перешло к исполнителю работ - ООО "НПК "Меркурий")) более 11 месяцев (которые должны были быть направлены на обезвреживание), за указанные отходы обществу необходимо внести плату за размещение отходов, поскольку ООО "НПК Меркурий" приобрело право собственности на них и в разрезе договорных отношений не произвело их обезвреживание, а допустило их размещение.
При направлении отходов производства на захоронение, плательщиком платы за размещение отходов является лицо, у которого данные отходы образовались.
Учитывая, что ООО "НПК "Меркурий" занимается хранением отходов (т.е. накоплением отходов на срок, превышающий 11 месяцев), суды пришли к правильному выводу о наличии у общества обязанности вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, ввиду осуществления заявителем деятельности по размещению отходов.
Доводы общества о том, что оно не обязано вносить плату за принятые от контрагентов отходы, поскольку они образовались не в результате его хозяйственной деятельности, правильно отклонены судами как основанные на неверном толковании норм права.
Судами установлено, что управлением начислена плата за размещение отходов на объекте размещения отходов "Центр демеркуризации производственной базы ООО "НПК Меркурий" в сумме 180 428,71 руб., а общая сумма платы за размещение отходов составляет 294 413,52 руб., из которых:
- 180 428,71 руб. плата за размещение отходов производства (по объекту размещения отходов "Центр демеркуризации производственной базы ООО "НПК Меркурий" (N 21-00034-Х-00168-070416 г. Чебоксары);
- 113 984,81 руб. плата за размещение отходов производства (по объекту размещения отходов "Объект переработки и захоронения твердых бытовых отходов" (г. Новочебоксарск) (без замечаний).
Всего обществом оплачено 126 838,26 руб., в связи с чем, разница между подлежащей внесению платой за НВОС, и уплаченной плательщиком, составила 167575,26 руб.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что оспариваемым актом проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 93 от 22.11.2021 г. управлением обоснованно была доначислены и предъявлены к уплате требованием от 23.11.2021 г. N 08-11890 плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 167 575,26 руб. и пени в размере 5 928,48 руб.
Доводы кассационной жалобы аналогичны ранее заявленным доводам в апелляционной жалобе, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статей 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, представляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципа состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы по заявленным в ней доводам не имеется.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на ее заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.06.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 по делу N А65-29953/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса.
Председательствующий судья |
А.Д.Хлебников |
Судьи |
С.В.Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плательщиками платы при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Согласно ст. 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статей 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, представляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 декабря 2022 г. N Ф06-26949/22 по делу N А65-29953/2021