г. Казань |
|
24 мая 2023 г. |
Дело N А65-20131/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Карповой В.А., Вильданова Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023
по делу N А65-20131/2022
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "НЧ Престиж" (ИНН 1650077764, ОГРН 1021602024616), г. Набережные Челны, к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан", о признании недействительным условия об увеличении арендной платы, понуждении произвести перерасчет арендной платы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НЧ Престиж" (далее - ООО "НЧ Престиж", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан" (далее - МКУ "ИК МО г. Набережные Челны", ответчик) о признании недействительным расчета арендной платы по договору аренды земельного участка от 27.12.2007 N 788-АЗ в части применения поправочного коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка, равного 10 и ставки земельного налога в размере 1,35%; понуждении МКУ "ИК МО г. Набережные Челны" произвести перерасчет арендной платы с 01.04.2022 по договору аренды от 27.12.2007 N 788-АЗ с применением поправочного коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка, со значением 1 и ставки земельного налога в размере 1,04%.
постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023, исковые требования удовлетворены.
МКУ "ИК МО г. Набережные Челны", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между МКУ "ИК МО г. Набережные Челны" (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Ялт" (далее - ООО "Ялт") заключен договор аренды земельного участка от 27.12.2007 N 788-Аз, по условиям которого ООО "Ялт" в аренду сроком до 29.05.2049 предоставлен земельный участок площадью 6 328 кв.м с кадастровым номером 16:52:090102:70, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, промкомзона, под производственную базу.
На основании договора уступки права аренды земельного участка от 18.03.2013 N 01/03 ООО "Ялт" передало права и обязанности арендатора по договору аренды от 27.12.2007 N 788-Аз обществу с ограниченной ответственностью "Пролайт", которое в свою очередь передало права и обязанности арендатора по данному договору аренды ООО "НЧ Престиж" на основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенайма) от 03.03.2018.
Вышеуказанные сделки зарегистрированы в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи регистрации.
На земельном участке с кадастровым номером 16:52:090102:70 расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности обществу: административно-бытовой корпус площадью 257,5 кв.м с кадастровым номером 16:52:090102:160; производственно-складской корпус площадью 926,3 кв.м с кадастровым номером 16:52:090102:1049; холодный склад N 1 площадью 325,6 кв.м с кадастровым номером 16:52:090102:802; холодный склад N 2 площадью 757 кв.м с кадастровым номером 16:52:090102:615.
Согласно пункту 3.6 договора аренды от 27.12.2007 N 788-Аз в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) Республики Татарстан, либо муниципального образования г. Набережные Челны, регулирующих исчисление размера арендной платы, арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке. Новый размер арендной платы устанавливается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором опубликованы вышеуказанные нормативные акты, за исключением случаев, когда ими установлен иной срок.
В соответствии с пунктом 3.7 договора аренды от 27.12.2007 N 788-Аз в случае изменения вида деятельности арендатора (в рамках целей использования участка в соответствии с пунктом 1.2 договора) арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке. Новый размер арендной платы устанавливается с момента получения арендатором уведомления. Момент получения арендатором уведомления определяется в любом случае не позднее 7 дней с момента его отправки заказным письмом по адресу, указанному в договоре.
Специалистом отдела контроля за использование земли и сохранности зеленых насаждений управления административно-технической инспекции Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 16:52:090102:70, в ходе которого было установлено, что на данном земельном расположены здания, строения, сооружения, в одном из помещений которого имеется режим работы "Надежный шериф", вывеска "Шериф", а также надпись "магазин" (выставлены образцы готового товара), о чем составлен акт обследования земельного участка от 29.03.2022 N 243.
МКУ "ИК МО г. Набережные Челны" письмом от 18.04.2022 N 06/2246 уведомило общество об увеличении размер арендной платы, в связи с применением при расчете арендой платы поправочного коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка, равного 10, установленного для земельных участков под объекты розничной торговли (магазины, павильоны с торговой площадью, киоски мелкорозничной торговли), объекты рынков, аптеки (включая период строительства), и ставки земельного налога в отношении земельных участков, используемых под магазины, в размере 1,35%.
ООО "НЧ Престиж", указывая, что спорный земельный участок не используется под объекты розничной торговли (магазин), на данном земельном участке осуществляется производственная деятельности и размещены склады, в связи с чем у МКУ "ИК МО г. Набережные Челны" отсутствовали основания для увеличения размера арендной, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что земельный участок с кадастровым номером 16:52:090102:70 не используется истцом для размещения объектов розничной торговли (магазин), на данном земельном участке расположены объекты недвижимости производственного назначения и склады, спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования: под производственную базу и для этих целей предоставлен обществу в аренду по договору аренды от 27.12.2007 N 788-Аз, пришли к выводу о том, что при расчете арендной платы подлежит применению поправочный коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка, со значением 1, установленный для земельных участков под объекты производственной сферы (включая период строительства), под складские объекты (включая период строительства), и ставка земельного налога со значением 1,04%, предусмотренная для земельных участком, используемых для производственной деятельности и размещения складов, в связи с чем удовлетворили исковые требования.
Довод кассационной жалобы о том, что данные выводы судов противоречат установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поскольку в ходе обследования спорного земельного участка установлено, что в одном из помещений здания, расположенного на спорном земельном участке, имеется вывеска с указанием режима работы "Надежный шериф", вывеска "Шериф", а также надпись "магазин" (выставлены образцы готового товара), судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010 указано, что регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Ранее аналогичные положения содержались в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", утратившим силу с 01.03.2015.
Земельный участок 6 328 кв.м с кадастровым номером 16:52:090102:0070, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, промкомзона, ул. Транспортный проезд, 73, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, порядок определения размера арендной платы за пользование спорным земельным участком, а также порядок, условия и сроки ее внесения подлежат публичному регулированию и устанавливаются органами государственной власти Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю" утверждено Положение о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение).
Согласно пункту 2.1 Положения размер годовой арендной платы за пользование земельными участками рассчитывается по формуле: А = Рс x Кф, где: А - размер годовой арендной платы за земельный участок; Рс - размер ставки земельного налога; Кф - поправочный коэффициент к ставке земельного налога, учитывающий вид использования земельного участка, указанный в приложении к настоящему Положению.
В соответствии с приложением N 1 к указанному Положению поправочный коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка: под объекты производственной сферы и складские объекты (включая период строительства) составляет 1,0; под объекты розничной торговли (магазины, павильоны с торговой площадью, киоски мелкорозничной торговли), объекты рынков, аптеки (включая период строительства) - 10,0.
Решением Городского Совета муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан от 09.11.2016 N 11/6 "О земельном налоге" ставка земельного налога в отношении земельных участков под магазины установлена в размере 1,35%; под производственную деятельность и склады - 1,04 %.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:52:090102:70: под производственную базу.
По договору аренды от 27.12.2007 N 788-Аз данный земельный участок предоставлен также для целей размещения производственной базы.
На спорном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности истцу: административно-бытовой корпус площадью 257,5 кв.м с кадастровым номером 16:52:090102:160; производственно-складской корпус площадью 926,3 кв.м с кадастровым номером 16:52:090102:1049; холодный склад N 1 площадью 325,6 кв.м с кадастровым номером 16:52:090102:802; холодный склад N 2 площадью 757 кв.м с кадастровым номером 16:52:090102:615.
В материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства, подтверждающие, что на вышеуказанном земельном участке расположен магазин, в котором осуществляется розничная торговля.
При этом акт обследования земельного участка от 29.03.2022 N 243 был оценен судами и признан ненадлежащим доказательством, поскольку был составлен МКУ "ИК МО г. Набережные Челны" в одностороннем порядке, при этом обследование арендуемого земельного участка проводилось 09.03.2022, тогда как акт составлен 29.03.2022, т.е. через 20 дней после фактического осмотра, что не позволяет с достоверностью установить конкретный день обследования арендуемого земельного участка, и обстоятельства данного осмотра, а на приложенных к указанному акту фотографиях указана дата 13.04.2022, т.е. еще через 15 дней после составления акта обследования.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации МКУ "ИК МО г. Набережные Челны" в материалы дела не представлены доказательства, достоверно подтверждающие, что на спорном земельном участке размещен магазин, в котором осуществляется розничная торговля.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что при определении размера арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 16:52:090102:70 подлежит применению поправочный коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка, со значением 1, установленный для земельных участков под объекты производственной сферы (включая период строительства), под складские объекты (включая период строительства), и ставка земельного налога со значением 1,04%, предусмотренная для земельных участком, используемых для производственной деятельности и размещения складов.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и сделаны при правильном применении норм материального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически сводятся к несогласию ответчика с установленными по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую оценку.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств по делу является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций и ее изменение в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2018 N 300-ЭС18-3308.
Таким образом, переоценка доказательств и выводов судов первой и апелляционной инстанций не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права и не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, судебная коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по делу N А65-20131/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств по делу является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций и ее изменение в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2018 N 300-ЭС18-3308.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.11.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 мая 2023 г. N Ф06-3088/23 по делу N А65-20131/2022