г. Казань |
|
24 августа 2023 г. |
Дело N А57-17563/2022 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Мельниковой Н.Ю., Савкиной М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казённого учреждения "Капитальное строительство", г. Саратов (ОГРН 1036405005218, ИНН 6450040477),
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2023
по делу N А57-17563/2022
по исковому заявлению муниципального казённого учреждения "Капитальное строительство" к обществу с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Стройресурс", г. Саратов (ОГРН 1116450005440, ИНН 6452037127), о взыскании неустойки,
с участием в деле в качестве третьего лица администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казённое учреждения "Капитальное строительство" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Стройресурс" (далее - Общество) о взыскании пени по муниципальным контрактам:
1) от 30.06.2021 N 0360300298221000919 за период с 16.12.2021 по 03.06.2022 в размере 129159 руб. 80 коп.;
2) от 30.06.2021 N 0360300298221000920 за период с 16.12.2021 по 03.06.2022 в размере 129159 руб. 80 коп.;
3) от 30.06.2021 N 0360300298221000921 за период с 16.12.2021 по 03.06.2022 в размере 129159 руб. 80 коп.;
4) от 30.06.2021 N 0360300298221000922 за период с 16.12.2021 по 03.06.2022 в размере 129159 руб. 80 коп.;
5) от 30.06.2021 N 0360300298221000923 за период с 16.12.2021 по 03.06.2022 в размере 129159 руб. 80 коп.
Исковое заявление мотивировано нарушением Обществом предусмотренных муниципальными контрактами сроков передачи Учреждению объектов долевого строительства.
Определением от 19.07.2022 исковое заявление назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства.
Общество в возражениях на исковое заявление просило отказать в его удовлетворении, поскольку Учреждением не учтено введение моратория на начисление неустоек, начисленные Учреждением неустойки подлежали списанию.
Определением от 12.09.2022 суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 08.11.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.01.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано не верным определением Учреждением размера неустоек, наличием у Учреждения обязанности по списанию предъявленных в рамках настоящего дела неустоек.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2023 решение суда первой инстанции от 24.01.2023 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судебными инстанциями не учтено следующее: материалами дела подтверждено нарушение Обществом сроков исполнения обязательств, размер предъявленной неустойки соответствует требованиям законодательства, суды необоснованно произвели пересчёт неустоек, размер неустоек не отвечает критериям для списания, Обществом не признана и не уплачена в добровольном порядке часть неустоек.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствии участвующих в деле лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет законность обжалованных по делу судебных актов, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Проверив законность обжалованных по делу судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Учреждения, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для её удовлетворения.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Между сторонами по делу по результатам электронного аукциона 30.06.2021 заключены аналогичные муниципальные контракты N 0360300298221000919, N 0360300298221000920, N 0360300298221000921, N 0360300298221000922, N 0360300298221000923, предметом которых является приобретение Учреждением, выступающим в качестве участника долевого строительства, у Общества, являющегося застройщиком, в собственность муниципального образования жилых помещений в многоквартирном жилом доме, на земельном участке с кадастровым номером: 64:48:020266:7, по строительному адресу: г. Саратов, ул. Миллеровская, N N 25, 25а, 256, 27, 27а СарГРЭС посредством участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для последующего предоставления жилых помещений гражданам.
Согласно пункту 1.2 контрактов Общество обязуется в предусмотренный контрактами срок своими силами и (или) с привлечением третьих лиц построить (создать) многоквартирный жилой дом в городе Саратове с подводящими сетями и благоустройством прилегающей территории, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020266:7, по строительному адресу: г. Саратов, ул. Миллеровская, 25, расположенный по адресу: РФ, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Миллеровская, N 25, 25а, 25б, 27, 27а СарГРЭС, и после завершения строительства и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в установленный контрактом срок передать Учреждению в муниципальную собственность жилые помещения, обусловленные пунктом 1.3 контрактов, а Учреждение обязуется в установленных контрактами порядке и срок уплатить Обществу обусловленную контрактом цену, и по окончании строительства принять в муниципальную собственность жилые помещения при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 1.3 вышеуказанных муниципальных контрактов, передаче Учреждению подлежали жилые помещения (квартиры), имеющие индивидуальные характеристики, указанные в приложении N 1 к муниципальным контрактам, а именно:
по муниципальному контракту N 0360300298221000919 - квартира N 46 (строительный номер) расположенная на 8-ом этаже 11 этажного панельного дома в блок-секции "А", общей площадью 57,68 кв.м.;
по муниципальному контракту N 0360300298221000920 - квартира N 40 (строительный номер) расположенная на 7-ом этаже 11 этажного панельного дома в блок-секции "А", общей площадью 57,68 кв.м.;
по муниципальному контракту N 0360300298221000921 - квартира N 34 (строительный номер) расположенная на 6-ом этаже 11 этажного панельного дома в блок-секции "А", общей площадью 57,68 кв.м.;
по муниципальному контракту N 0360300298221000922 - квартира N 28 (строительный номер) расположенная на 5-ом этаже 11 этажного панельного дома в блок-секции "А", общей площадью 57,68 кв.м.;
по муниципальному контракту N 0360300298221000923 - квартира N 22 (строительный номер) расположенная на 4-ом этаже 11 этажного панельного дома в блок-секции "А", общей площадью 57,68 кв.м.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 контрактов, Общество обязано передать Учреждению жилые помещения не позднее 15.12.2021. Датой передачи жилого помещения является дата передаточного акта объекта долевого строительства, подписанного обеими сторонами.
В соответствии с пунктом 3.1 цена контрактов N 0360300298221000919, N 0360300298221000920, N 0360300298221000921, N 0360300298221000922, N 0360300298221000923 составляет 1990135 руб. 65 коп.
Пунктами 9.2, 9.2.1 контрактов предусмотрено, что в случае просрочки исполнения Обществом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Обществом обязательств, предусмотренных контрактом, Учреждение направляет Обществу требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Обществом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных контрактом и фактических исполненных Обществом, за исключением случаев, если законодательством установлен иной порядок начисления пени.
Согласно доводам Учреждения, Обществом нарушен предусмотренный контрактами срок передачи объекта долевого строительства.
Претензией от 07.04.2022 N 01-09/854 Учреждение потребовало от Общества уплаты неустойки.
Согласно представленному Учреждением расчёту по контракту N 0360300298221000919 за период с 16.12.2021 по 03.06.2022 неустойка составила 129159 руб. 80 коп., по контракту N 0360300298221000920 за период с 16.12.2021 по 03.06.2022 неустойка составила 129159 руб. 80 коп., по контракту N 0360300298221000921 за период с 16.12.2021 по 03.06.2022 неустойка составила 129159 руб. 80 коп., по контракту N 0360300298221000922 за период с 16.12.2021 по 03.06.2022 неустойка составила 129159 руб. 80 коп., по контракту N 0360300298221000923 за период с 16.12.2021 по 03.06.2022 неустойка составила 129159 руб. 80 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Учреждения в суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённое действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьёй 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения муниципальных нужд, осуществляются на основе муниципального контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по муниципальному контракту на выполнение работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие, связанные со строительством объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Как указано судебными инстанциями, спорные отношения регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, общими положениями об обязательствах Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки) (пункт 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о долевом строительстве) по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о долевом строительстве застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного частью 3 статьи.
Как указано выше, пунктом 2.1 контрактов предусмотрена обязанность Общества по передаче Учреждению жилых помещений не позднее 15.12.2021.
Согласно материалам дела, акты приёма-передачи жилого помещения по являющимся предметом рассмотрения по настоящему делу контрактам подписаны сторонами 28.09.2022.
Указанное свидетельствует о подтверждении материалами дела нарушения Обществом предусмотренных контрактами сроков передачи объектов долевого строительства Учреждению.
В соответствии с положениями статей 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов обеспечения исполнения обязательств является неустойка (штраф, пеня), которой признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В пункте 9.2.1 контрактов предусмотрена ответственность Общества в случае просрочки исполнения обязательства по передаче объекта долевого строительства.
Проанализировав представленный Учреждением расчёт неустойки, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, признал его составленным не верно, без учёта положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 479 "Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве" (далее - Постановление Правительства N 479).
В соответствии с Постановлением Правительства N 479 в период начисления неустойки (пени) по договорам участия в долевом строительстве, предусмотренной частью 6 статьи 5 и частью 2 статьи 6 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", не включается период, исчисляемый со дня вступления в силу постановления до 30.06.2023 включительно.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства N 479, постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление опубликовано 29.03.2022.
В соответствии с пунктом 1 (1) указанного постановления, в период с 25.02.2022 до 31.12.2022 включительно размер процентов, неустойки (штрафов, пени), иных финансовых санкций по договорам участия в долевом строительстве, исчисляется, исходя из текущей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательств, но не выше ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей по состоянию на 25.02.2022.
Согласно пункту 1 (2) постановления, особенности, установленные пунктами 1 и 1 (1) постановления, применяются, в том числе к правоотношениям, возникшим из договоров участия в долевом строительстве, заключённых до дня вступления в силу постановления.
Судебными инстанциями правомерно отклонены доводы Учреждения о не применении к спорным правоотношениям Постановления Правительства N 479, поскольку требования по настоящему делу предъявлены Учреждением в связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по контрактам участия в долевом строительстве.
При этом, в данном случае не может иметь правового значения заключение контрактов в рамках законодательства о контрактной системе.
Судебными инстанциями обоснованно указано, что, с учётом Постановления Правительства N 479, неустойка за нарушение Обществом сроков исполнения обязательств по контрактам подлежит начислению за период с 16.12.2021 по 28.03.2022 по ставке 9,5 % годовых, действовавшей по состоянию на 25.02.2022.
Произведя собственный расчёт неустойки, суд первой инстанции пришёл к выводу, что размер неустойки за период с 16.12.2021 по 28.03.2022 по контрактам N 0360300298221000919, N 0360300298221000920, N 0360300298221000921, N 0360300298221000922, N 0360300298221000923 составляет 64911 руб. 59 коп. (по каждому контракту).
Апелляционный суд, проверив расчёт неустойки судом первой инстанции, признал его верным, соответствующим требованиям законодательства и условиям заключённых между сторонами контрактов.
В отношении доводов кассационной жалобы Учреждения об отсутствии у Учреждения обязанности по списанию неустоек, судебные инстанции указали следующее.
В части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 42.1 статьи 112 Закона о контрактной системе начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Постановление Правительства N 783) утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021 и 2022 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объёме.
Согласно подпункту а) пункта 3 Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, в том числе, в случае если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.
Из материалов дела следует, что обязательства по контрактам N 0360300298221000919, N 0360300298221000920, N 0360300298221000921, N 0360300298221000922, N 0360300298221000923 исполнены Обществом в полном объёме.
Заявленные Учреждением суммы пени, согласно правомерному расчёту суда, не превышают 5% от цены контрактов.
Доказательства наличия обстоятельств, исключающих в соответствии с Постановлением Правительства N 783 возможность списания неустоек, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта является обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
При изложенных обстоятельствах судебные инстанции пришли к правомерному выводу о наличии у Учреждения обязанности по списанию предъявленных Обществу в рамках настоящего дела неустоек и отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы Учреждения, обусловленные отсутствием оснований для списания неустоек с учётом подпункта "б" пункта 3 и пункта 5 Правил судом округа отклоняются, поскольку судами обоснованно указано на не превышение размера подлежащих уплате Обществом неустоек 5% цены контрактов.
Фактически доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о незаконности обжалованных судебных актов, основаны на ошибочном толковании законодательства, иной оценке доказательств по делу и направлены на переоценку выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда округа.
При изложенных выше обстоятельствах, судебной коллегией суда округа правовые основания для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы и отмены обжалованных судебных актов не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2023 по делу N А57-17563/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.М. Сабиров |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту а) пункта 3 Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, в том числе, в случае если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.
...
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта является обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
...
Доводы кассационной жалобы Учреждения, обусловленные отсутствием оснований для списания неустоек с учётом подпункта "б" пункта 3 и пункта 5 Правил судом округа отклоняются, поскольку судами обоснованно указано на не превышение размера подлежащих уплате Обществом неустоек 5% цены контрактов."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 августа 2023 г. N Ф06-5612/23 по делу N А57-17563/2022