г. Казань |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А06-11324/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Мосунова С.В.,
при участии представителей в Арбитражном суде Астраханской области:
истца - Баишевой А.Б. (доверенность от 07.02.2023), Ундасиновой И.С. (доверенность от 29.01.2023),
при участии представителей в Арбитражном суде Поволжского округа:
ответчика - Моловкиной Е.Г. (доверенность от 21.03.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27.04.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023
по делу N А06-11324/2022
по исковому заявлению Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698) о взыскании денежных средств с муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал" (ОГРН 1033002812050, ИНН 3017037981) в счет возмещения вреда, причиненного почвам,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал" (далее - МУП г. Астрахани "Астрводоканал", ответчик) денежных средств в размере 1 249 555 руб. в счет возмещения вреда, причиненного почвам.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27.04.2023 по делу N А06-11324/2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе муниципальное унитарное предприятие г. Астрахани "Астрводоканал" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Астраханской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Межрайонным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям в ходе контрольно-надзорных мероприятий выявлено нарушение норм природоохранного законодательства МУП г. Астрахани "Астрводоканал", повлекшее за собой причинение вреда окружающей среде.
В рамках выездного обследования 23.05.2022 по адресному ориентиру г. Астрахань, ул. Южная, 9 осуществлен осмотр территории, в ходе которого в границах географических координат 46.3291846N 48/0153625E зафиксирован излив сточных вод из канализационного колодца на почву. Площадь загрязненного участка почвы составила 574,5 кв.м (38,3-м. х 15 м).
В рамках обследования специалистами аккредитованной лаборатории филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" произведен отбор проб почвы, по результатам которого установлено превышение показателей загрязняющих веществ в почве, а именно, анионных поверхностно-активных веществ по отношению к фоновым точкам. Канализационный колодец и сеть самотечной канализации Д-400 мм, расположенные по вышеуказанному адресу, состоят на балансе МУП г. Астрахани "Астрводоканал".
Управление на основании статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 77-78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7 "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), разъяснений, указанных в пункте 6-7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" пришло к выводу об обязанности МУП г. Астрахани "Астрводоканал" возместить причиненный почвам вред в размере 1 249 555 руб. Данная сумма рассчитана на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238.
В целях досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензию от 13.10.2022 с требованием об уплате вреда в размере 1 249 555 руб., которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды одним из основных принципов охраны окружающей среды является охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
По пункту 2 статьи 15 ГК РФ права под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу с пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1). Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3).
Как разъяснено в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49) лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
В силу пункта 12 Постановления N 49 и пунктов 34, 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Пунктом 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды установлено, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Судами установлено, что по факту излива канализационных стоков истцом проведены контрольно-надзорные мероприятия в виде выездного обследования от 23.05.2022.
Факт загрязнения почвы и противоправность действий МУП г. Астрахани "Астрводоканал" подтверждена протоколом осмотра территории от 23.05.2022; протоколом отбора (измерения) проб почвы от 23.05.2022 ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО"; протоколом измерений почвы от 22.06.2022; схемой отбора проб; сведениями УМИ администрации МО "Город Астрахань" о том, что канализационный колодец и сеть самотечной канализации по адресу г. Астрахань ул. Южная 9 состоят на балансе ответчика; фототаблицей к протоколу осмотра от 23.05.2022 по адресному ориентиру г. Астрахань ул. Южная, 9; заключением по результатам проведения лабораторных исследований и измерений от 22.06.2022 N 120п/22 гк ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", согласно которому выявлена кратность превышений относительно фона в 1,6-1,8 раза.
Как установлено судами, определение концентрации анионных поверхностно-активных веществ (АПАВ) проводилось согласно ПНД Ф 16.1:2:2:2.2:3.66-10 "Методика измерений массовой доли анионных поверхностно-активных веществ в пробах почв, грунтов, донных отложений, илов, отходов производства и потребления экстракционно-фотометрическим методом".
Согласно данной методике в ходе измерений определяются соли карбоновых кислот, альфосульфанаты первичные и вторичные, сульфанаты карбоновых кислот, их эфиры и амиды, алкилскльфонаты, фосфор и кремнийорганические соединения анионного типа (в комплексе). Для получения сравнительных результатов и определения степени загрязнения отбираются фоновые пробы не незагрязненном участке идентичного почвенного горизонта (пункт 6 ГОСТ 17.4.3.01-2017).
Большинство веществ, входящих в комплекс анионных поверхностно-активных веществ (АПАВ) являются токсикантами и наносят вред окружающей среде. Тем самым привнесенные в ходе разлива сточных вод АПАВ не являются показателем естественного (фонового) содержания данных веществ в почве, а являются причиной ее загрязнения.
К группе АПАВ относятся соединения, которые растворяясь в воде, образуют отрицательно заряженные ионы. Их основное применение в промышленности - использование в качестве компонента моющих средств. АПАВ являются источником химического загрязнения почвы, проникают в верхние слои грунта с атмосферными осадками, сельскохозяйственными и городскими сточными водами. Взаимодействие анионных ПАВ с почвенной микрофлорой зависит от качественного и количественного состава грунта, концентрация возрастает при увеличении процентного содержания соединений в сточных водах. Накопление АПАВ вызывает изменение гумусовой структуры земли, негативно сказывается на вегетации растений.
Приводя изложенные выводы, суды ссылаются на пояснения специалиста, опрошенного в суде первой инстанции, согласившегося, что разлив канализационных стоков является источником загрязнения почв.
Превышение концентрации по АПАВ фоновой концентрации само по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки, а, следовательно, о причинении ущерба почве, как объекту охраны окружающей среды.
Расчет ущерба проведен в соответствии с Методикой N 238, исходя из площади загрязнения, указанная площадь определена и отражена в акте осмотра территории от 23.05.2022 (574, 5 кв.м), размер ущерба составил 1 249 555 руб.
С учетом представленных материалов обследования, данный метод отбора проб соответствует пункту 5.1 ГОСТ 17.4.3.01-2017, которым установлено, что для определения содержания в почве химических веществ берется не менее одной объединенной пробы, что имеет место в рассматриваемом случае.
При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв в качестве значения норматива качества окружающей среды суд применяет значение концентрации этого вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения, что и было сделано управлением при проведении проверки. В результате полученных анализов проб почвы установлено значительное расхождение в показаниях по АПАВ.
В рассматриваемом случае последствия излива стоков на почву подтверждается материалами дела, в том числе заключением "ЦЛАТИ по ЮФО".
Отклоняя доводы ответчика о наличии существенных нарушений, допущенных истцом при составлении протокола осмотра и акта обследования, отбора проб и измерений, суды указали на отсутствие обстоятельств, позволяющих признать такие документы недействительными либо нарушающими положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248).
Неприменение видеозаписи не свидетельствует о наличии безусловного основания для признания протокола незаконным, не является грубым в контексте статьи 91 Федерального закона N 248. Более того, к протоколу осмотра представлены фотоматериалы.
Направление уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа мотивированного представления о проведении контрольного (надзорного) мероприятия (статья 60 Федерального закона N 248) является основанием (но не обязательством) для проведения контрольного (надзорного) мероприятия при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда или об угрозе причинения вреда.
Прямого обязательства руководствоваться статьей 60 Федерального закона N 248 при подтверждении сведений о причинении вреда (ущерба) законом не предусмотрено.
Ненаправление акта контролируемому лицу в случае проведения мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом также не свидетельствует о недостоверности сведений, содержащихся в данном акте, и не влечет исключения его из числа доказательств по делу.
Кроме того, как верно указано судами, в момент составления акта выездного обследования субъект нарушения установлен не был, в связи с этим обязанность по направлению акта отсутствовала.
Таким образом суды признали, что представленные в материалы дела доказательства свидетельствует о виновных действиях ответчика в причинении вреда окружающей среде в результате загрязнения почвы. При этом при рассмотрении вопроса о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившим вредом для определения наличия вреда первостепенное значение имеет сам факт разлива канализационных сточных вод, в результате чего произошло загрязнение почвы химическими элементами в концентрациях, превышающих фоновые показатели, и как следствие наличие вреда, размер которого верно рассчитан Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям в соответствии с нормами действующего законодательства. Контрасчет ущерба МУП г. Астрахани "Астрводоканал" не представлен.
Суды проверили расчет причиненного вреда, который определен истцом на основании Методики исчисления размера вреда, и признали его верным.
Повторяющие доводы общества об отсутствии доказательств его виновных действий, в результате которых причинен вред почвам, опровергаются материалами дела.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
При принятии кассационной жалобы к производству определением суда от 24.08.2023 заявителю кассационной жалобы предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу. С учетом подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", с муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 3000 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 27.04.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2023 по делу N А06-11324/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3000 рублей.
Арбитражному суду Астраханской области выдать исполнительный лист в соответствии с настоящим постановлением.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2023 г. N Ф06-8539/23 по делу N А06-11324/2022