г. Казань |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А55-11186/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Королевой Н.Н., Вильданова Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы веб-конференции помощником судьи Дример Д.Е.,
при участии в судебном заседании путем использования систем веб-конференции представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Лесная быль" - Чуркин М.Г. (доверенность от 21.12.2022),
в отсутствие Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесная быль"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023
по делу N А55-11186/2022
по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (ИНН 6315800805, ОГРН 1046300456234), г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Лесная быль" (ИНН 6319119065, ОГРН 1056319120340), г. Самара, о внесении изменений в договор, взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) обратилось в обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Лесная быль" (далее - ООО "Лесная быль", общество, ответчик) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 19.06.2008 N 41/07 путем заключения дополнительного соглашения, изложив пункт 5 данного договора в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору за 2021 составляет 3 585 832 (три миллиона пятьсот восемьдесят пять тысяч восемьсот триста два) руб. 34 коп. в год (НДС не предусмотрен), из них 1 924 117 (один миллион девятьсот двадцать четыре тысячи сто семнадцать) руб. 75 коп. в год уплачивается в федеральный бюджет. Расчет арендной платы в части минимального размера арендной платы: (19,0599 х 5110 х 1,0 х 2,0 х 3,5 х 1,89) + (7,6601 х 5110 х 1,0 х 1,0 х 3,5 х 1,89) = 1 547 481,94 руб. за 2019 год, где (19,0599 х 5110 х 1,0 х 2,0 х 3,5 х 2,26) + (7,6601 х 5110 х 1,0 х 1,0 х 3,5 х 2,26) = 1 850 428,14 руб. за 2020 год, где (19,0599 х 5110 х 1,0 х 2,0 х 3,5 х 2,35) + (7,6601 х 5110 х 1,0 х 1,0 х 3,5 х 2,35) = 1 924 117,75 руб. за 2021 год, где: 5110,0 - ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; 3,5 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; 1,0 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, учитывающий площадь лесного участка, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; 1,0, 2,0 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, учитывающий категорию защитных лесов и целевое назначение лесов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; 26,72 - площадь лесного участка; 1,89, 2,26, 2,35 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности для осуществления рекреационной деятельности, применяемый в 2019, 2020, 2021 годах, соответственно; взыскании с ООО "Лесная быль" задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 19.06.2008 N 41/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в сумме 1 414 678, 22 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023, исковые требования удовлетворены частично, с ООО "Лесная быль" в пользу Министерства взыскана задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 19.06.2008 N 41/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в размере 1 414 678,22 руб.
ООО "Лесная быль", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ООО "Лесная быль", явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Министерство о времени и месте судебного разбирательства уведомлено, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом лесного хозяйства Самарской области (арендодатель) и ООО "Лесная быль" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 19.06.2008 N 41/07, по условиям которого арендатору в аренду сроком с 19.06.2008 по 28.12.2054 предоставлен лесной участок из земель лесного фонда площадью 26,72 га с кадастровым номером 63:26:1805021:61, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал N 78, для осуществления рекреационной деятельности.
Договор аренды лесного участка от 19.06.2008 N 41/07 зарегистрирован, о чем 15.12.2011 в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации.
Согласно пункту 5 договора аренды лесного участка от 19.06.2008 N 41/07 арендная плата составляет 1 267 950 руб. в год (НДС не предусмотрен).
Пунктом 6 договора аренды лесного участка от 19.06.2008 N 41/07 предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению в сторону увеличения пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 договора аренды лесного участка от 19.06.2008 N 41/07 арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной в пункте 5 договора суммы до истечения последнего дня текущего квартала.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" выделены особо защитные участки лесов на территории Безенчукского, Кинельского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Нефтегорского, Ново-Буянского, Рачейского, Сергиевского, Ставропольского, Шенталинского лесничеств Самарской области и установлены их границы согласно приложениям 12-22.
В соответствии с указанным приказом и выпиской из государственного лесного реестра часть лесного участка с кадастровым номером 63:26:1805021:61 площадью 19,0599 га, расположенная по адресу: Самарская область, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал N 78, выделы 16, 17, 20, 24, 28, 29, 31, относится к особо защитным участкам лесов в защитных лесах, а часть лесного участка с кадастровым номером 63:26:1805021:61 площадью 7,6601 га относится к категории зеленых зон, лесопарков.
Принимая во внимание, что часть арендуемого обществом лесного участка площадью 19,0599 га относится к особо защитным участкам лесов в защитных лесах, а часть лесного участка площадью 7,6601 га относится к категории зеленых зон, лесопарков, в связи с чем при расчете размера арендной платы подлежали применению коэффициенты, учитывающие категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах в размере 2, а в отношении зеленых зон, лесопарковых зон в размере 1, предусмотренные пунктом "а" примечания к таблице 11, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", учитывая, что при расчете размера арендной платы за спорный лесной участок не был применен коэффициент 2, Министерство направило в адрес ответчика письмо от 26.11.2021 N МЛХ-05-02/28741 с требованием об уплате задолженности по арендной плате и заключению дополнительного соглашения о внесении изменений в пункт 5 договора аренды лесного участка от 19.06.2008 N 41/07.
Поскольку ООО "Лесная быль" задолженность по арендной плате не оплатило, дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 19.06.2008 N 41/07 не подписало, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований о внесении изменений в пункт 5 договора аренды лесного участка от 19.06.2008 N 41/07, исходили из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, для внесения изменений в указанный договор, поскольку в рассматриваемом случае арендная плата за спорный лесной участок является нормативно-регулируемой, в связи с чем не может определяться по соглашению сторон и быть предметом спора об урегулировании разногласий, так как договор аренды ленного участка не является публичным, а, следовательно, не порождает у ответчика обязанность заключить предлагаемое Министерством дополнительное соглашение об изменении размера арендной платы.
В данной части судебные акты не обжалуются.
В совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, установив, что часть лесного участка с кадастровым номером 63:26:1805021:61 площадью 19,0599 га относится к особо защитным участкам лесов в защитных лесах, учитывая, что арендная плата за лесной участок с кадастровым номером 63:26:1805021:61, находящийся в федеральной собственности, является нормативно-регулируемой, а также принимая во внимание, что условие договора аренды от 19.06.2008 N 41/07 о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, не противоречит действующему законодательству, пришли к выводу о том, что расчет размера арендной платы за указанный лесной участок подлежит определению с применением коэффициентов, предусмотренных примечанием к таблице 11, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в том числе коэффициента, учитывающего категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах в размере 2, подлежащего применению к площади арендуемого лесного участка 19,0599 га.
Поскольку расчет размера арендной платы за пользование спорным лесным участком в части площади в размере 19,0599 га, относящейся к особо защитным участкам лесов в защитных лесах, по договору аренды от 19.06.2008 N 41/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 был осуществлен без применения коэффициента, учитывающего категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах в размере 2, предусмотренного пунктом "а" примечания к таблице 11, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в результате чего у ООО "Лесная быль" за данный период образовалась задолженность по арендной плате в сумме 1 414 678, 22 руб., суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскали с общества в федеральный бюджет задолженность по арендной плате в указанной сумме.
Довод кассационной жалобы о том, что данные выводы судов сделаны при неправильном применении норм материального права, поскольку новый размер арендной платы подлежит применению только после внесения изменений в договор аренды лесного участка от 19.06.2008 N 41/07 в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик арендуемого лесного участка, судебной коллегией отклоняется.
На основании части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010 сформулирована правовая позиция, согласно которой регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно частям 1 и 3 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Поскольку ставки арендной платы за лесные участки являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за лесные участки, находящиеся в публичной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ставки платы за единицу площади лесных участков, находящихся в федеральной собственности, подлежат публичному регулированию, устанавливаются Правительством Российской, в связи с чем Министерство, являясь уполномоченным органом по распоряжению спорным лесным участком, вправе требовать внесения арендной платы в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды в этом случае не требуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади и лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно таблице 11 к постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности в Самарской области составляет 5 110 руб. за гектар в год.
В примечании к данной таблице утверждены коэффициенты, подлежащие применению к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, в том числе: коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов (пункт "а" примечания к таблице 11).
В соответствии с пунктом "а" примечания к таблице 11, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - 2; в отношении особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах - 1,5; в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарковых зон) - 1,5; в отношении зеленых зон, лесопарковых зон - 1; в отношении эксплуатационных лесов - 0,5.
Как указывалось выше, приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" выделены особо защитные участки лесов на территории Безенчукского, Кинельского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Нефтегорского, Ново-Буянского, Рачейского, Сергиевского, Ставропольского, Шенталинского лесничеств Самарской области и установлены их границы согласно приложениям 12-22.
В соответствии с указанным приказом и выпиской из государственного лесного реестра часть лесного участка с кадастровым номером 63:26:1805021:61 площадью 19,0599 га относится к особо защитным участкам лесов в защитных лесах, а часть данного лесного участка площадью 7,6601 га относится к категории зеленых зон, лесопарков.
Таким образом, при расчете арендной платы по договору аренды от 19.06.2008 N 41/07 в спорный период к площади арендуемого лесного участка в размере 19,0599 га подлежал применению коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - 2; а к площади данного лесного участка в размере 7,6601 га подлежал применению коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов: в отношении зеленых зон, лесопарковых зон - 1.
Суды первой и апелляционной инстанций, произведя расчет размера арендной платы за спорный лесной участок с применением коэффициентов к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, предусмотренных в примечании к таблице 11, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, установили, что за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 у общества имеется задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 19.06.2008 N 41/07 в сумме 1 414 678, 22 руб., в связи с чем удовлетворили исковые требования Министерства в данной части.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 27.02.2023 по делу N А72-5497/2022, от 09.03.2023 по делу N А55-6479/2022, от 17.03.2023 по делу N А55-10447/2022.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и сделаны при правильном применении норм материального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически сводятся к несогласию ответчика с установленными по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую оценку.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств по делу является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций и ее изменение в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2018 N 300-ЭС18-3308.
Таким образом, переоценка доказательств и выводов судов первой и апелляционной инстанций не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права и не может служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023 по делу N А55-11186/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
В соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств по делу является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций и ее изменение в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2018 N 300-ЭС18-3308.
...
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 24.03.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2023 г. N Ф06-9846/23 по делу N А55-11186/2022