г. Казань |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А55-25603/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Закировой И.Ш., Ольховикова А.Н.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023
по делу N А55-25603/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Детали торговли" о признании недействительным решения, заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, третье лицо: акционерное общество "Почта России",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Детали торговли" (далее - ООО "Детали торговли", общество. заявитель) с учетом уточнений обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС по Самарской области, антимонопольный орган), Федеральной антимонопольной службе России (далее - ФАС РФ о признании незаконным заключения N 5678/7 УФАС по Самарской области от 04.07.2022 о признании уклонившимся от заключения договора по результатам аукциона на поставку и сборку специализированной клиентской и производственной мебели на металлическом каркасе для оснащения отделений почтовой связи Макрорегиона Волга АО "Почта России" с АО "Почта России" - УФПС Самарской области, признании незаконным пункта 1.6 Приказа ФАС РФ от 15.07.2022 N 515/22, обязании ФАС РФ исключить из Реестра недобросовестных поставщиков.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФАС РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Почта России" (далее - АО "Почта России", заказчик).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2023 изменено, резолютивная часть решения изложена следующим образом:
Прекратить производство по делу в части признания незаконным Заключения N 5678/7 УФАС по Самарской области от 04.07.2022, принятое в отношении ООО "Детали торговли" о признании уклонившимся от заключения договора по результатам аукциона на поставку и сборку специализированной клиентской и производственной мебели на металлическом каркасе для оснащения отделений почтовой связи Макрорегиона Волга АО "Почта России" с АО "Почта России" - УФПС Самарской области.
Признать незаконным пункт 1.6 Приказа ФАС от 15.07.2022 N 515/22 "О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязать ФАС РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия мер по исключению ООО "Детали торговли" из Реестра недобросовестных поставщиков.
Взыскать с ФАС РФ в пользу ООО "Детали торговли" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
В кассационной жалобе ФАС РФ просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и отказать ООО "Детали торговли" в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве ООО "Детали торговли" просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 15.04.2022 на официальном сайте Единой информационной системы (www.zakupki.gov.ru, далее - ЕИС) было размещено извещение N 32211318904 о проведении электронного аукциона на поставку и сборку специализированной клиентской и производственной мебели на металлическом каркасе для оснащения отделений почтовой связи Макрорегиона Волга АО "Почта России", начальная (максимальная) цена контракта - 327 252,09 руб.
Документация о проведении Аукциона размещена в ЕИС 15.04.2022 Разделом 9 Документации о закупке установлен порядок заключения договора по результатам Аукциона. Срок подписания договора установлен в соответствии с пунктом 9.1.1 Документации о закупке - не позднее 06.06.2022.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 17.05.2022, размещенном в ЕИС 19.05.2022, победителем признано ООО "Детали торговли", предложившее цену контракта в сумме 187 184,72 руб.
Заказчик 24.05.2022 в соответствии с пунктом 9.1.6. Документации направил в адрес ООО "Детали торговли" проект договора.
ООО "Детали торговли" 25.05.2022, 31.05.2022 направлены в адрес Заказчика протоколы разногласий для уточнения существенных условий договора. Заказчик 01.06.2022 в ответ на представленные Обществом протоколы разногласий повторно направил проект договора и отказ учесть содержащиеся в указанных протоколах замечания.
По состоянию на 06.06.2022 договор ООО "Детали торговли" подписан не был, в связи с указанным обстоятельством 07.06.2022 в 9.00 ч. (до истечения срока на заключение договора, который заканчивался 08.06.2022 в 24.00 ч. в соответствии с п. 9.1 Общих условий проведения открытого аукциона в электронной форме) был составлен Протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения договора (опубликован 08.06.2022 в ЕИС).
В УФАС по Самарской области 27.06.2022 поступило обращение филиала АО "Почта России" - УФПС Самарской области о рассмотрении вопроса о включении сведений ООО "Детали торговли" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения договора по результатам проведенного Заказчиком аукциона на поставку и сборку специализированной клиентской и производственной мебели на металлическом каркасе для оснащения отделений почтовой связи Макрорегиона Волга АО "Почта России" (извещение N 32211318904).
По результатам рассмотрения обращения Комиссией УФАС по Самарской области 04.07.2019 вынесено заключение о признании ООО "Детали торговли" уклонившимся от заключения договора по результатам аукциона.
Приказом ФАС России 15.07.2022 N 515/22 сведения об ООО "Детали торговли" включены в реестр недобросовестных поставщиков на основании заключения УФАС по Самарской области от 04.07.2022.
Не согласившись с данным решением антимонопольного органа, ООО "Детали торговли" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене заключения о включении представленных УФПС Самарской области сведений в отношении ООО "Детали торговли" в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), пункта 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)).
Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Судом первой инстанции установлено, что Пунктом 6.4.25 Положения о закупке предусмотрено, что в случае наличия разногласий по проекту договора, направленному Заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов.
Пунктом 8.1.13. Положения о закупке указано, что в проекте договора, направляемом Заказчиком для подписания лицу, с которым в соответствии с настоящим Положением заключается договор, указывается стоимость каждого вида товаров, работ, услуг, входящих в предмет договора, цена единицы товара, работы, услуги, а также стоимость каждого этапа договора, если договор выполняется в несколько этапов.
Подпунктами "6", "д" пункта 8.4.1 Положения о закупке установлено, что Участник закупки, для которого заключение договора в соответствии с настоящим Положением является обязательным, признается уклонившимся от заключения договора в случае неподписания проекта договора в предусмотренный для этого в документации срок (отказ от заключения договора), неуплаты победителем Обществу до заключения договора суммы, установленной ч. 5.8.31 ст. 5.8 настоящего Положения; непредоставления в установленные сроки надлежащего обеспечения исполнения договора в соответствии с документацией, настоящим Положением.
Судом первой инстанции установлено, что Заказчик 24.05.2022 направил в адрес Общества проект договора без подписи заказчика.
ООО "Детали торговли" 25.05.2022 и 31.05.2022 направлены в адрес Заказчика протоколы разногласий для уточнения существенных условий договора.
Судом первой инстанции установлено, что в установленный Документацией о закупке срок общество совершило действия, направленные на заключение государственного контракта в установленные сроки. В частности:
- предоставило банковскую гарантию;
- вело активно переписку с Заказчиком, в т.ч. по разъяснению условий поставки;
- направило Протоколы разногласий, в которых общая цена контракта не изменялась, а содержалась просьба по конкретизации комплектности оборудования для каждого ОПС;
- тот факт, что Истец является добросовестным поставщиком ОА "Почта России", так как в 2019 г. было заключено договоров на сумму 88 556 037 руб. посредством аукционов с данным заказчиком.
Кроме того, отметил суд первой инстанции, согласно данных "Картотеки арбитражных дел" с момента регистрации организация не ведет судебных процессов с контрагентами в качестве ответчика, что так же свидетельствует о том, что ООО "Детали торговли" является добросовестным контрагентом.
Суд первой инстанции со ссылкой на разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, изложенные в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, указал, что при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дать оценку обстоятельствам, свидетельствующим о намерении участника отказаться от заключения контракта, направленности его действий на несоблюдение условий контракта или от уклонения его исполнения.
Оценив заключение антимонопольного органа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при принятии заключения о внесении представленных УФПС по Самарской области сведений об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков, УФАС по Самарской области исходило из формальных признаков не подписания Обществом государственного контракта. Между тем, описанные в заключении антимонопольного органа действия общества не могут служить достаточным и безусловным основанием для вывода о недобросовестности ООО "Детали торговли" и включения информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным Заключения УФАС по Самарской области от 04.07.2022 N 5678/7, признания пункта 1.6. Приказа ФАС РФ от 15.07.2022 N 515/22 "О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков", предусмотренный Законом о закупках, принятых в отношении ООО "Детали торговли" в части включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Детали торговли", поскольку они не соответствуют требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции счел необходимым обязать УФАС по Самарской области и ФАС России устранить допущенные нарушения прав ООО "Детали торговли" путем принятия мер по исключению Общества из Реестра недобросовестных поставщиков.
Суд апелляционной инстанции, отметив, что выводы суда первой инстанции о том, что описанные в заключении от 04.07.2022 N 5678/7 действия общества не могут служить достаточным и безусловным основанием для вывода о недобросовестности ООО "Детали торговли" и включения информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, указал следующее.
В соответствии с Законом о закупках и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на ФАС России возложено осуществление полномочий по ведению указанного реестра. Основанием для включения сведений в Реестр в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 5 Закона о закупках, является приказ ФАС РФ, а заключение территориального органа ФАС РФ является документом внутриведомственного характера, не порождающим для субъектов каких-либо прав и обязанностей, не относится к ненормативным правовым актам, в связи с чем в случае оспаривания заключения антимонопольного органа в арбитражном суде обжалованию подлежит соответствующий пункт приказа ФАС РФ.
Указав, что заключение Комиссии Самарского УФАС России от 04.07.2022 в отношении ООО "Детали торговли" не содержит указания на возможность его обжалования в судебном порядке, суд апелляционной инстанции, отметив, что заключение Комиссии УФАС по Самарской области от 04.07.2022 не является ненормативными правовым актом, в смысле, придаваемом ему статьей 198 АПК РФ, не носит властно-распорядительный характер, не возлагает на общество какие-либо обязанности и не предусматривает ответственность за их неисполнение, следовательно, не подлежит обжалованию в судебном порядке по правилам главы 24 АПК РФ, решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2023 изменил в части с изложением резолютивной части решения в следующем виде:
Прекратить производство по делу в части признания незаконным Заключения N 5678/7 УФАС по Самарской области от 04.07.2022, принятое в отношении ООО "Детали торговли" о признании уклонившимся от заключения договора по результатам аукциона на поставку и сборку специализированной клиентской и производственной мебели на металлическом каркасе для оснащения отделений почтовой связи Макрорегиона Волга АО "Почта России" с АО "Почта России" - УФПС Самарской области.
Признать незаконным пункт 1.6 Приказа Федеральной антимонопольной службы РФ от 15.07.2022 N 515/22 "О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязать Федеральную антимонопольную службу РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия мер по исключению ООО "Детали торговли" из Реестра недобросовестных поставщиков. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе ФАС РФ оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, указывая, что ФАС РФ издала оспариваемый приказ в пределах своих полномочий, настаивая на его законности и обоснованности.
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023, изменившее в части решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2023, подлежит оставлению без изменений.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 по делу N А55-25603/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указав, что заключение Комиссии Самарского УФАС России от 04.07.2022 в отношении ООО "Детали торговли" не содержит указания на возможность его обжалования в судебном порядке, суд апелляционной инстанции, отметив, что заключение Комиссии УФАС по Самарской области от 04.07.2022 не является ненормативными правовым актом, в смысле, придаваемом ему статьей 198 АПК РФ, не носит властно-распорядительный характер, не возлагает на общество какие-либо обязанности и не предусматривает ответственность за их неисполнение, следовательно, не подлежит обжалованию в судебном порядке по правилам главы 24 АПК РФ, решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2023 изменил в части с изложением резолютивной части решения в следующем виде:
...
Признать незаконным пункт 1.6 Приказа Федеральной антимонопольной службы РФ от 15.07.2022 N 515/22 "О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
...
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023, изменившее в части решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2023, подлежит оставлению без изменений."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2023 г. N Ф06-8657/23 по делу N А55-25603/2022
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19529/2023
24.10.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8657/2023
21.06.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7896/2023
28.03.2023 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-25603/2022