г. Казань |
|
12 декабря 2023 г. |
Дело N А06-10397/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Нагимуллина И.Р., Галиуллина Э.Р.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский" - Бердникова И.П., доверенность от 21.11.2022,
общества с ограниченной ответственностью "Каспийский рыбный промысел" - Одинцова С.М., доверенность от 09.08.2023,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каспийский рыбный промысел"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.05.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023
по делу N А06-10397/2022
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский" (ОГРН 1153025008058, ИНН 3023010709) к Министерству сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (ОГРН 1053000018224, ИНН 3015068624) и обществу с ограниченной ответственностью "Каспийский рыбный промысел" (ОГРН 1023000846175, ИНН 3015057990) о признании торгов недействительными, признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский" (далее - истец, общество "РПЦ "Кировский") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (далее - ответчик, Министерство) и обществу с ограниченной ответственностью "Каспийский рыбный промысел" (далее - общество "Каспийский рыбный промысел", ответчик) о признании недействительными торгов, проведенных Министерством 25.11.2021 в рамках открытого конкурса N 160621/1053448/01 по лоту N 12 "Девятоогневский", оформленных протоколом заседания комиссии по проведению процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства по лотам N 12 и N 25; признании недействительным договора пользования рыболовным участком от 11.02.2022 N 30/00495/2022, заключенным по итогам торгов от 25.11.2021 между Министерством и общество "Каспийский рыбный промысел"; прекращении заключенного договора пользования рыболовным участком от 11.02.2022 N 30/00495/2022 с обществом "Каспийский рыбный промысел" на будущее время.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26.05.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023, исковые требования удовлетворены.
Общество "Каспийский рыбный промысел" в кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области, считая, что судами неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, а их выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу возражало на доводы жалобы.
В судебном заседании представитель общества "Каспийский рыбный промысел" поддержал доводы кассационной жалобы, письменных пояснений к ней, а представитель общества "РПЦ "Кировский" возражал на доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в письменных объяснениях в порядке статьи 81 АПК РФ.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 30.11.2023 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлен перерыв до 05.12.2023.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей общества "Каспийский рыбный промысел" и общества "РПЦ "Кировский", Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Министерством 16.06.2021 был объявлен конкурс на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб) на территории муниципальных образований "Ахтубинский район", "Володарский район", "Икрянинский район", "Камызякский район", "Красноярский район", "Лиманский район", "Наримановский район" Астраханской области, извещение N 160621/1053448/01.
Конкурс проводился на основании статьи 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ), в соответствии с Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264 (далее - Правила N 264), конкурсной документацией, утвержденной Министерством.
Общество "РПЦ "Кировский" и общество "Каспийский рыбный промысел" подали заявки на участие в конкурсе по лоту N 12 - конкурс на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка N 12 "Девятоогневский" в Икрянинском районе Астраханской области.
16.08.2021 общество "РПЦ "Кировский" и общество "Каспийский рыбный промысел" были допущены конкурсной комиссией к участию в конкурсе.
30.08.2021 на заседании комиссии по проведению процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по лоту N 12 победителем было признано общество "РПЦ "Кировский".
Общество "Каспийский рыбный промысел", не согласившись с принятым конкурсной комиссией решением, 21.09.2021 обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по Астраханской области) с жалобой на действия Министерства при проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком по лотам N 12 и N 25 по основаниям, что общество "РПЦ "Кировский", подавшее заявку, представило в составе заявки на участие в конкурсе недостоверную информацию о среднесуточном объеме производства рыбной продукции, в связи с чем отсутствовали основания для его допуска к участию в конкурсе по данным лотам.
УФАС по Астраханской области, рассмотрев жалобу, 21.09.2021 приняло решение N 030/10/18.1-1156/2021 (далее - решение от 21.09.2021):
- о признании жалобы общества "Каспийский рыбный промысел", на действия конкурсной комиссии при проведении конкурса обоснованной;
- о признании конкурсной комиссии при проведении конкурса нарушившей положения статьи 33.3 Закона N 166-ФЗ и пункта 15 Правил N 264;
- выдать конкурсной комиссии предписание, согласно которому в срок до 13.10.2021:
1) отменить результаты конкурса путем отмены протокола заседания конкурсной комиссии по проведению процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 30.08.2021 по лотам N 12 и N 25 и протокола заседания конкурсной комиссии по проведению процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 16.08.2021 по лотам N 12 и N 25;
2) осуществить процедуры рассмотрения и оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в конкурсе по лотам N 12 и N 25, в соответствии с требованиями Правил с учетом решения;
3) разместить информацию об исполнении предписания в соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4) сообщить в УФАС по Астраханской области об исполнении предписания, представив надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих факт его исполнения;
5) передать материалы жалобы должностному лицу УФАС по Астраханской области для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении членов конкурсной комиссии.
УФАС по Астраханской области по результатам принятого решения выдало предписание от 21.09.2021 N 030/10/18.1-1156/2021 (далее - предписание от 21.09.2021) о необходимости конкурсной комиссии в срок до 13.10.2021 устранить нарушение статьи 33.3 Закона N 166-ФЗ и пункта 15 Правил N 264 при проведении конкурса по лотам N 12 и N 25, путем осуществления действий, указанных в решении от 21.09.2021.
Министерство и общество "РПЦ "Кировский" оспорили решение и предписание от 21.09.2021 в Арбитражный суд Астраханской области (объединенному делу присвоен N А06-9630/2021); в рамках которого судом были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания УФАС по Астраханской области от 21.09.2021.
После отмены судом обеспечительных мер, конкурсная комиссия исполнила предписание от 21.09.2021 и провела 25.11.2021 в рамках открытого конкурса N 160621/1053448/01 конкурсные процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в открытом конкурсе на заключение договоров о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства на территории Астраханской области, в том числе по лоту N 12.
По результатам проведения процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком по лотам N 12 и 25, в соответствие с предписанием от 21.09.2022, конкурсная комиссия приняла решение об отказе обществу "РПЦ "Кировский" в допуске к участию в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком по лоту N 12 по причине наличия недостоверных сведений заявки (нарушение подпункта "г" пункта 3.2 раздела 3 заявки), что следует из пункта 2 протокола заседания комиссии от 25.11.2021; победителем конкурса по лоту N 12 признано общество "Каспийский рыбный промысел", 11.02.2022 с ним заключен договор N 30/00495/2022 пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства "Девятоогневский".
В последующем, Арбитражный суд Астраханской области решением от 03.03.2022 по делу N А06-9630/2021 удовлетворил требования общества "РПЦ "Кировский" и Министерства о признании решения и предписания от 21.09.2022 незаконными, что следует из вступивших в законную силу судебных актов по делу N А06-9630/2021, где обществу "Каспийский рыбный промысел" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определением от 10.02.2023 по делу N 306-ЭС22-28262.
Суд пришел к выводу о том, что обществом "РПЦ "Кировский" в составе заявки представлена достоверная информация в отношении сведений о среднесуточном объеме производства рыбной продукции, в связи с чем отсутствовали основания для отказа в его допуске к участию в конкурсе по лоту N 12.
Общество "РПЦ "Кировский", ссылаясь на то обстоятельство, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А06-9630/2021 решение и предписание от 21.09.2021 признаны незаконными, полагая, что он необоснованно отстранен от участия в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства по лоту N 12, торги по лоту N 12 в рамках конкурса N 160621/1053448/01, проведенные конкурсной комиссией Министерства 25.11.2021 и оформленные соответствующим протоколом заседания комиссии, являются недействительными, заключенный по итогам торгов договор от 11.02.2022 недействительным, подлежащим прекращению на будущее время, обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, предусмотренным для признания недействительными оспоримых сделок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 7781/10).
Торги являются способом заключения договора, а признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. В связи с этим предъявление требования о признании недействительными торгов означает также предъявление требования о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов, и применении последствий ее недействительности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 N 301-ЭС15-12618, отказ в иске по мотиву частичного исполнения сделки, заключенной по результатам торгов, означает воспрепятствование заинтересованному лицу (в частности, участнику торгов) защитить свое нарушенное право предусмотренным законом способом, который это лицо избрало.
Предметом договора, заключенного ответчиками по результатам оспариваемого конкурса, является предоставление государственным органом пользователю права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке.
При этом, содержание данной оспоримой сделки в силу пункта 3 статьи 167 ГК РФ исключает признание ее недействительной с момента совершения, следовательно, восстановление прав в этом случае возможно посредством прекращения сделки на будущее.
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 449 ГК РФ противоправное отстранение истца от участия в торгах является основанием для признания торгов недействительными.
При рассмотрении дела N А06-9630/2021 установлен факт незаконного недопуска участника (истца по делу) к конкурсной процедуре; данный факт при рассмотрении указанного дела ответчиками не опровергнут, что свидетельствует о нарушении порядка проведения торгов.
С учетом изложенного, при наличии обстоятельств, установленных по делу N А06-9630/2021, и соответствующих доводов истца, суды правомерно оценили законность аукциона от 25.11.2022, и приняли во внимание, что при рассмотрении настоящего дела ответчики не представили иных доказательств, в том числе опровергающих выводы, сделанные по делу N А06-9630/2021.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствовались положениями статей 167, 449 ГК РФ, статьи 33.3 Закона N 166-ФЗ, пункта 44 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Правилами N 264, обстоятельствами дела N А06-9630/2021и исходили из следующего.
Из поданной обществом "РПЦ "Кировский" заявки следует, что она содержала следующие сведения о производстве рыбной продукции на береговых производственных объектах Камызякского и Икрянинского районов:
Виды производимой рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов |
Объем/годы |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Рыба охлажденная (без сельди) |
5,3 |
6,2 |
4,6 |
5 |
Рыба мороженая (без сельди) |
5,6 |
6,2 |
4,3 |
5,4 |
Филе рыбное мороженое (без сельди) |
0,04 |
0,08 |
0,09 |
0,003 |
Рыба копченая (без сельди) |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
Рыба сушено-вяленая |
0,2 |
0,06 |
0,04 |
0,01 |
Икра прочая |
0,004 |
|
0,02 |
0,02 |
Согласно пункту 2 протокола заседания комиссии от 25.11.2021 по проведению процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком по лотам 12 и 25 обществу "РПЦ "Кировский" отказано в допуске к участию в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком по лоту 12 в связи с наличием недостоверных сведений в подпункте "г" пункта 3.2 раздела 3 заявки (предполагается, что в протоколе заседания комиссии допущена описка в указании подпункте "г" вместо в подпункта "ж", поскольку фактически, исходя из предписания УФАС по Астраханской области от 21.09.2021, обществу "РПЦ "Кировский" отказано в допуске к участию в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком в связи с наличием недостоверных сведений, указанных в подпункте "ж" пункта 3.2 раздела 3 заявки).
С учетом выводов, содержащихся в решении от 21.09.2021 о том, что в соответствии с пунктом 27 Правил N 264 заявка должна содержать сведения о среднесуточном объеме (в тоннах) производства заявителем рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов на береговых производственных объектах, позволяющих осуществлять переработку водных биологических ресурсов, не обремененных правами третьих лиц и расположенных в границах одного муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыболовный участок, конкурсная комиссия пришла к выводу о том, что обществом "РПЦ "Кировский" представлена недостоверная информация.
Однако согласно пункту 15 Правил N 264 основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:
а) непредставление заявителем предусмотренных пунктами 27 и 28 Правил документов и информации либо наличие в них недостоверных сведений;
б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 12 Правил;
в) несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным пунктами 27 - 29 Правил.
Также пунктом 9 конкурсной документации установлено, что основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:
а) непредставление заявителем предусмотренных пунктом 3.2 раздела 3 и пунктом 4.1 раздела 4 настоящей конкурсной документации документов и информации либо наличие в них недостоверных сведений;
б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 2.5 раздела 2 настоящей конкурсной документации;
в) несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным разделами 3, 4 настоящей конкурсной документации.
Между тем, как установлено судами, в составе заявки общества "РПЦ "Кировский" представлены письменные пояснения (лист 29 заявки), согласно которым общество "РПЦ "Кировский" располагает береговыми производственными объектами, позволяющими осуществлять переработку водных биологических ресурсов в Икрянинском и Камызякском районах Астраханской области.
Согласно указанным пояснениям на береговых производственных объектах Икрянинского района за последние четыре года, предшествующие году проведения конкурса, среднесуточные объемы производства рыбной продукции составили:
Виды производимой рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов |
Объем/годы |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Рыба охлажденная (без сельди) |
4,1 |
5,3 |
4,2 |
4,3 |
Рыба мороженая (без сельди) |
4,2 |
4,5 |
3,6 |
5,2 |
Филе рыбное мороженое (без сельди) |
0,04 |
0,08 |
0,09 |
0,003 |
Рыба копченая (без сельди) |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
Рыба сушено-вяленая |
0,2 |
0,06 |
0,04 |
0,01 |
Икра прочая |
0,004 |
|
0,02 |
0,02 |
Как верно отмечено судами, названные пояснения свидетельствуют о представлении обществом "РПЦ "Кировский" сведений о среднесуточном объеме продукции, произведенной на береговом производственном объекте, расположенном в границах одного муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыболовный участок.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 28.1 Правил N 264 комиссия в течение 1 рабочего дня со дня вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам обращается к организатору конкурса, который запрашивает посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в отношении заявителя сведения о среднесуточном объеме (в тоннах) производства заявителем рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов на рыбоперерабатывающем заводе за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, сведения, подтверждающие виды производимой заявителем рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, предусмотренные перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с подпунктом "и" пункта 27 настоящих Правил, на рыбоперерабатывающем заводе за последний год, предшествующий году проведения конкурса (выписка из формы федерального статистического наблюдения за уловами водных биологических ресурсов, производством рыбной и иной продукции из них), - в территориальном органе Федерального агентства по рыболовству.
Согласно подпункту "и" пункта 3 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 994, мониторинг осуществляется, в частности, в целях применения его данных для обеспечения потребностей государства, юридических лиц и граждан в достоверной информации о состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе для разрешения споров в области рыболовства.
Организация и осуществление мониторинга проводятся Федеральным агентством по рыболовству, подведомственными ему федеральными государственными бюджетными научными учреждениями и федеральными государственными бюджетными учреждениями - бассейновыми управлениями по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства, а также федеральным государственным бюджетным учреждением "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" и его филиалами (пункт 8 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных).
Также судами установлено, что Министерство письмом от 20.07.2021 N 01-13-02-2395 запросило у Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства сведения о среднесуточном объеме производства рыбной продукции обществом "РПЦ "Кировский" за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса.
Ответом Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" от 28.07.2021 N АО/9-51 была подтверждена достоверность сведений, содержащихся в заявке общества "РПЦ "Кировский".
Аналогичные обстоятельства установлены при рассмотрении Арбитражным судом Астраханской области дела N А06-9630/2021, где суд, удовлетворяя требования общества "РПЦ "Кировский" и Министерства, признавая решение и предписание от 21.09.2022 незаконными, установил, что: выводы УФАС по Астраханской области о содержании в заявках общества "РПЦ "Кировский" по лотам N 12 и N 25 о наличии недостоверной информации являлись ошибочными, конкурсная комиссия правомерно допустила к конкурсу общество "РПЦ "Кировский"; сведения о среднесуточном объеме производства рыбной продукции представленные обществом "РПЦ "Кировский" в заявке по лотам N 12 и N 25 соответствуют информации, предоставленной в конкурсную комиссию в качестве межведомственного взаимодействия из ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи".
Частью 2 статьи 69 АПК РФ определено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку в деле N А06-9630/2021 установлены обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы процессуального права, учитывая преюдициальность судебных актов по вышеуказанному делу.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что отклоняя заявку общества "РПЦ "Кировский", конкурсная комиссия организатора торгов действовала на основании выданного ей УФАС по Астраханской области предписания от 21.09.2021, в то время как вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.03.2022 по делу N А06-9630/2021 решение и предписание антимонопольного органа от 21.09.2021 признаны незаконными. Выводы УФАС по Астраханской области о том, что заявка общества "РПЦ "Кировский" содержала недостоверные сведения и должна была быть отклонена конкурсной комиссией, признаны судами необоснованными.
При этом суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что не имеет правового значения, что на момент проведения торгов предписание антимонопольного органа не было признано незаконным, и конкурсная комиссия была обязана его исполнить; проведенные во исполнение признанного незаконным предписания УФАС по Астраханской области торги не могут быть признаны законными, поскольку в рамках дела N А06-9630/2021 установлено, что истец необоснованно был отстранен от участия в торгах.
Судебная коллегия соглашается и с выводами судов предыдущих инстанции о том, что поскольку истцу было отказано в участии в конкурсе исключительно по основаниям, указанным в предписании УФАС по Астраханской области от 21.09.2021, и именно по этим основаниям Министерством был отменен конкурс, состоявшийся 30.08.2021, суд не вправе устанавливать иные обстоятельства, которые могли бы явиться основанием для отказа истцу в участии в конкурсе, состоявшемся 25.11.2021, в частности, достоверность сведений о количестве произведенной истцом охлажденной рыбной продукции в период 2017 - 2020 года, на что ссылалось общество "Каспийский рыбный промысел" как в суде первой инстанции, так и в апелляционной и кассационной жалобах, поскольку такое основание не приводилось обществом "Каспийский рыбный промысел" в качестве допущенного нарушения при обращении им 21.09.2021 в УФАС по Астраханской области с жалобой на действия министерства при проведении конкурса, состоявшегося 30.08.2021, в антимонопольный орган, где единственным доводом было несогласие общества "Каспийский рыбный промысел" с заявкой истца и его информацией о среднесуточном объеме производства рыбной продукции.
Как правомерно указано судами, общество "Каспийский рыбный промысел" по существу, просит повторно пересмотреть обстоятельства, которые были установлены судами в рамках дела N А06-9630/2021, что недопустимо. Вопрос предоставления обществом "РПЦ "Кировский" соответствующих сведений в целях участия в конкурсе исследовался в названном деле, а потому нет оснований полагать, что истцом были предоставлены недостоверные сведения о количестве произведенной охлажденной рыбной продукции.
Кроме того, как отмечено в деле N А06-9630/2021, Министерством в установленном Правилами N 264 порядке сведения о среднесуточном объеме производства рыбной продукции, представленные участниками конкурса, были проверены и подтверждены, а, следовательно, доводы об отсутствии у Министерства достоверных сведений о среднесуточном объеме производства рыбной продукции общества "РПЦ "Кировский" в 2017-2020 годах являются несостоятельными.
Суд апелляционной инстанции указал, что оспариваемые торги проведены именно во исполнение предписания УФАС по Астраханской области, которое в дальнейшем было отменено судом. В таком случае вопрос соответствия либо несоответствия заявки общества "РПЦ "Кировский" не является определяющим для признания данных торгов недействительными, поскольку не могут быть признаны законными повторные торги, которые проведены во исполнение незаконного решения и предписания, чья незаконность, и законность проведения первоначальных торгов, подтверждена судебными актами.
Более того, суд кассационной инстанции полагает необходимым указать и на следующее. Из материалов дела видно, что фактически, конкурсной комиссией 25.11.2021 на заседании комиссии по проведению процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе принято решение об отстранении общества "РПЦ "Кировский" от допуска к участию в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком по тому же основанию (недостоверные сведения о среднесуточном объеме производства рыбной продукции), по которому его заявка была признана незаконной ранее, первоначально при рассмотрении заявок 30.08.2021 на заседании комиссии по проведению процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, что в последующем было опровергнуто судами в рамках дела N А06-9630/2021. Следовательно, недопущение истца конкурсной комиссией к торгам по этому же основанию повторно (необоснованное отстранение от участия), при проведении конкурса 25.11.2021, свидетельствует о признании торгов недействительными.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что требования о признании недействительными торгов, проведенных Министерством 25.11.2021 в рамках открытого конкурса N 160621/1053448/01 по лоту N 12 "Девятоогневский", являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь положениями статей 167, 449 ГК РФ, суды также правомерно удовлетворили требования в части признания договора пользования рыболовным участком от 11.02.2022 N 30/00495/2022, заключенным по итогам торгов от 25.11.2021 между Министерством и общество "Каспийский рыбный промысел", недействительным, и прекращении заключенного договора пользования рыболовным участком от 11.02.2022 N 30/00495/2022 с обществом "Каспийский рыбный промысел" на будущее время.
В целом доводы кассационной жалобы, аналогичные доводам апелляционной жалобы общества "Каспийский рыбный промысел", являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Несогласие заявителя жалобы с выводами судов не свидетельствует о нарушении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.05.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023 по делу N А06-10397/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
И.Р. Нагимуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "и" пункта 3 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 994, мониторинг осуществляется, в частности, в целях применения его данных для обеспечения потребностей государства, юридических лиц и граждан в достоверной информации о состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе для разрешения споров в области рыболовства.
...
Суды правомерно пришли к выводу о том, что отклоняя заявку общества "РПЦ "Кировский", конкурсная комиссия организатора торгов действовала на основании выданного ей УФАС по Астраханской области предписания от 21.09.2021, в то время как вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.03.2022 по делу N А06-9630/2021 решение и предписание антимонопольного органа от 21.09.2021 признаны незаконными. Выводы УФАС по Астраханской области о том, что заявка общества "РПЦ "Кировский" содержала недостоверные сведения и должна была быть отклонена конкурсной комиссией, признаны судами необоснованными."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2023 г. N Ф06-10104/23 по делу N А06-10397/2022
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2025 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8457/2024
12.12.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10104/2023
15.09.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5826/2023
26.05.2023 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-10397/2022