г. Саратов |
|
15 сентября 2023 г. |
Дело N А06-10397/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Каспийский рыбный промысел" представитель Одинцов С.М., действующий на основании доверенности от 09.01.2023,
от общества с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский" представитель Бердник И.П., действующий на основании доверенности от 27.09.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каспийский рыбный промысел"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 мая 2023 года по делу N А06-10397/2022
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский" (ОГРН 1153025008058, ИНН 3023010709)
к Министерству сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (ОГРН 1053000018224, ИНН 3015068624) и обществу с ограниченной ответственностью "Каспийский рыбный промысел" (ОГРН 1023000846175, ИНН 3015057990)
о признании торгов недействительными, о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский" (далее - ООО "РПЦ "Кировский", истец) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (далее - министерство) и обществу с ограниченной ответственностью "Каспийский рыбный промысел" (далее - ООО "Каспийский рыбный промысел") о признании недействительными торгов, проведенных Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области 25.11.2021 в рамках открытого конкурса N 160621/1053448/01 по лоту N 12 "Девятоогневский", оформленные протоколом заседания комиссии по проведению процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства по лотам N 12 и N 25; о признании недействительным договора пользования рыболовным участком от 11.02.2022 N30/00495/2022, заключенным по итогам торгов от 25.11.2021 между Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области и ООО "Каспийский рыбный промысел"; о прекращении заключенного договора пользования рыболовным участком от 11.02.2022 N30/00495/2022 с ООО "Каспийский рыбный промысел" на будущее время.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26 мая 2023 года по делу N А06-10397/2022 исковые требования удовлетворены, распределены судебные расходы по делу.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Каспийский рыбный промысел" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель ООО "Каспийский рыбный промысел" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что оспариваемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права.
Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области явку своего представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечило, о времени и месте судебного рассмотрения извещено надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзыва на неё и представленных письменных пояснений, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области 16.06.2021 был объявлен конкурс на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации (за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб) на территории муниципальных образований "Ахтубинский район", "Володарский район", "Икрянинский район", "Камызякский район", "Красноярский район", "Лиманский район", "Наримановский район" Астраханской области, извещение N 160621/1053448/01.
Конкурс проводился на основании статьи 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", в соответствии с Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264 (далее - Правила N 264), конкурсной документацией, утверждённой министерством.
Общество с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский" и общество с ограниченной ответственностью "Каспийский рыбный промысел" подали заявки на участие в конкурсе по лоту N 12 - конкурс на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка N 12 "Девятоогневский" в Икрянинском районе Астраханской области.
16.08.2021 общество с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский" и общество с ограниченной ответственностью "Каспийский рыбный промысел" были допущены конкурсной комиссией к участию в конкурсе.
30.08.2021 на заседании комиссии по проведению процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по лоту N 12 победителем было признано общество с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский".
Не согласившись с принятым конкурсной комиссией решением, общество с ограниченной ответственностью "Каспийский рыбный промысел" 21.09.2021 обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области с жалобой на действия министерства при проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком по лоту N 12 "Девятоогневский".
По результатам рассмотрения жалобы Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области 21.09.2021 приняло решение N 030/10/18.1-1156/2021:
- жалобу ООО "Каспийский рыбный промысел" на действия конкурсной комиссии при проведении конкурса признать обоснованной;
- конкурсную комиссию признать нарушившей статью 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) и пункт 15 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2008 N 264, при проведении конкурса;
- выдать конкурсной комиссии предписание, согласно которому в срок до 13.10.2021:
1) отменить результаты конкурса путем отмены протокола заседания конкурсной комиссии по проведению процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 30.08.2021 по лотам N 12 и N 25 и протокола заседания конкурсной комиссии по проведению процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 16.08.2021 по лотам N 12 и N 25;
2) осуществить процедуры рассмотрения и оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в конкурсе по лотам N 12 и N 25, в соответствии с требованиями Правил с учетом решения;
3) разместить информацию об исполнении предписания в соответствии с требованием действующего законодательства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4) сообщить в УФАС по Астраханской области об исполнении предписания, представив надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих факт его исполнения;
5) передать материалы жалобы должностному лицу УФАС по Астраханской области для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении членов конкурсной комиссии.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области также было выдано предписание N 030/10/18.1-1156/2021, согласно которому конкурсной комиссии было предписано в срок до 13.10.2021 устранить нарушение статьи 33.3 Федерального закона N 166-ФЗ и пункта 15 Правил при проведении конкурса по лотам N 12 и N 25, для чего осуществить действия, указанные в решении.
Общество с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский" и Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области обратились в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании решения N 030/10/18.1-1156/2021 и предписания N 030/10/18.1-1156/2021 незаконными (дело N А06-9630/2021).
В рамках рассмотрения дела N А06-9630/2021 Арбитражным судом Астраханской области по ходатайству общества с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский" были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21.09.2021 N030/10/18.1-1156/2021.
В дальнейшем обеспечительные меры по ходатайству общества с ограниченной ответственностью "Каспийский рыбный промысел" были судом отменены.
После отмены судом обеспечительных мер, конкурсная комиссия исполнила предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21.09.2021 N 030/10/18.1-1156/2021 и 25.11.2021 и провела в рамках открытого конкурса N 160621/1053448/01 конкурсные процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в открытом конкурсе на заключение договоров о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства на территории Астраханской области, в том числе по лоту N 12.
Согласно пункту 2 протокола заседания комиссии от 25.11.2021 по проведению процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком по лотам 12 и 25 принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком ООО "РПЦ "Кировский" по причине наличия недостоверных сведений заявки.
Победителем конкурса по лоту N 12 признано общество с ограниченной ответственностью "Каспийский рыбный промысел".
11.02.2022 между Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области и обществом с ограниченной ответственностью "Каспийский рыбный промысел" заключен договор пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства "Девятоогневский" N 30/00495/2022.
В то же время, решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.03.2022 по делу N А06-9630/2021 требования общества с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский" и Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области о признании решения N 030/10/18.1-1156/2021 и предписания N 030/10/18.1-1156/2021 незаконными удовлетворены.
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.03.2022 года по делу N А06-9630/2021 вступило в законную силу.
Таким образом, истец считает, что торги по лоту N 12 в рамках конкурса N160621/1053448/01, проведенные конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области 25.11.2021 и оформленные соответствующим протоколом заседания комиссии, являются недействительными.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 названного кодекса.
В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации публичные торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом.
Частью 4 статьи 33.3 Федерального закона от 20.12.2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определено, что порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления промышленного рыболовства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264.
В силу пункта 61 Правил N 264 участник конкурса вправе обжаловать результаты конкурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "ж" пункта 27 Правил N 264 заявка должна содержать сведения о среднесуточном объеме (в тоннах) производства заявителем рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов на береговых производственных объектах, позволяющих осуществлять переработку водных биологических ресурсов, не обремененных правами третьих лиц и расположенных в границах 1 муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыболовный участок (далее - рыбоперерабатывающий завод), за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, либо за фактический период, предшествующий проведению конкурса, в случае если этот период менее 4 лет (для заявителей, ранее осуществлявших рыболовство).
Пунктом 43 Правил N 264 установлено, что комиссия оценивает заявки на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией. Комиссия проверяет заявителей на соответствие требованиям, установленным пунктом 12 настоящих Правил, а также достоверность сведений, указанных в заявке в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил.
Как следует из системного толкования пунктов 43, 45, 15 Правил N 264, комиссия по проведению конкурса рассматривает заявки на соответствие требованиям, предусмотренным пунктами 12, 27, 28 Правил.
В соответствии с пунктом 45 Правил N 264 на основании рассмотрения заявок конкурсная комиссия принимает решение о допуске или об отказе в допуске заявителей к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 15 Правил.
Из поданной ООО "РПЦ "Кировский" заявки следует, что она содержала следующие сведения о производстве рыбной продукции на береговых производственных объектах Камызякского и Икрянинского районов:
Виды производимой рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов |
Объем/годы |
|||
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Рыба охлаждённая (без сельди) |
5,3 |
6,2 |
4,6 |
5 |
Рыба мороженая (без сельди) |
5,6 |
6,2 |
4,3 |
5,4 |
Филе рыбное мороженое (без сельди) |
0,04 |
0,08 |
0,09 |
0,003 |
Рыба копченая (без сельди) |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
Рыба сушено-вяленая |
0,2 |
0,06 |
0,04 |
0,01 |
Икра прочая |
0,004 |
|
0,02 |
0,02 |
Согласно пункту 2 протокола заседания комиссии от 25.11.2021 по проведению процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком по лотам 12 и 25 ООО "РПЦ "Кировский" отказано в допуске к участию в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком в связи с наличием недостоверных сведений в подпункте "г" пункта 3.2 раздела 3 заявки (предполагается, что в протоколе заседания комиссии допущена описка, поскольку фактически, исходя из предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области предписания от 21.09.2021 N 030/10/18.1-1156/2021, обществу с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский" отказано в допуске к участию в конкурсе на право заключения договора пользования рыболовным участком в связи с наличием недостоверных сведений в подпункте "ж" пункта 3.2 раздела 3 заявки).
С учетом выводов, содержащихся в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21.09.2021 N 030/10/18.1-1156/2021 о том, что в соответствии с пунктом 27 Правил N 264 заявка должна содержать сведения о среднесуточном объеме (в тоннах) производства заявителем рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов на береговых производственных объектах, позволяющих осуществлять переработку водных биологических ресурсов, не обремененных правами третьих лиц и расположенных в границах 1 муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыболовный участок, конкурсная комиссия пришла к выводу о том, что обществом с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский" представлена недостоверная информация.
Согласно пункту 15 Правил N 264 основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:
а) непредставление заявителем предусмотренных пунктами 27 и 28 Правил документов и информации либо наличие в них недостоверных сведений;
б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 12 Правил;
в) несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным пунктами 27 - 29 Правил.
Также пунктом 9 конкурсной документации установлено, что основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются:
а) непредставление заявителем предусмотренных пунктом 3.2 раздела 3 и пунктом 4.1 раздела 4 настоящей конкурсной документации документов и информации либо наличие в них недостоверных сведений;
б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 2.5 раздела 2 настоящей конкурсной документации;
в) несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным разделами 3, 4 настоящей конкурсной документации.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что в составе заявки ООО "РПЦ "Кировский" представлены письменные пояснения (лист 29 заявки), согласно которым ООО "РПЦ "Кировский" располагает береговыми производственными объектами, позволяющими осуществлять переработку водных биологических ресурсов в Икрянинском и Камызякском районах Астраханской области.
Согласно указанным пояснениям на береговых производственных объектах Икрянинского района за последние четыре года, предшествующие году проведения конкурса, среднесуточные объемы производства рыбной продукции составили:
Виды производимой рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов |
Объем/годы |
|||
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Рыба охлаждённая (без сельди) |
4,1 |
5,3 |
4,2 |
4,3 |
Рыба мороженая (без сельди) |
4,2 |
4,5 |
3,6 |
5,2 |
Филе рыбное мороженое (без сельди) |
0,04 |
0,08 |
0,09 |
0,003 |
Рыба копченая (без сельди) |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
Рыба сушено-вяленая |
0,2 |
0,06 |
0,04 |
0,01 |
Икра прочая |
0,004 |
|
0,02 |
0,02 |
Названные пояснения свидетельствуют о представлении ООО "РПЦ "Кировский" сведений о среднесуточном объеме продукции, произведенной на береговом производственном объекте, расположенном в границах 1 муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыболовный участок.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 28.1 Правил N 264 комиссия в течение 1 рабочего дня со дня вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам обращается к организатору конкурса, который запрашивает посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в отношении заявителя сведения о среднесуточном объеме (в тоннах) производства заявителем рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов на рыбоперерабатывающем заводе за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, сведения, подтверждающие виды производимой заявителем рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, предусмотренные перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с подпунктом "и" пункта 27 настоящих Правил, на рыбоперерабатывающем заводе за последний год, предшествующий году проведения конкурса (выписка из формы федерального статистического наблюдения за уловами водных биологических ресурсов, производством рыбной и иной продукции из них), - в территориальном органе Федерального агентства по рыболовству.
Согласно подпункту "и" пункта 3 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 года N 994, мониторинг осуществляется, в частности, в целях применения его данных для обеспечения потребностей государства, юридических лиц и граждан в достоверной информации о состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе для разрешения споров в области рыболовства.
Организация и осуществление мониторинга проводятся Федеральным агентством по рыболовству, подведомственными ему федеральными государственными бюджетными научными учреждениями и федеральными государственными бюджетными учреждениями - бассейновыми управлениями по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства, а также федеральным государственным бюджетным учреждением "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" и его филиалами (пункт 8 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных).
Письмом от 20.07.2021 N 01-13-02-2395 в адрес Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области были запрошены сведения о среднесуточном объеме производства рыбной продукции обществом с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский" за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса.
Ответом Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" от 28.07.2021 N АО/9-51 была подтверждена достоверность сведений, содержащихся в заявке ООО "РПЦ "Кировский".
Кроме того, при рассмотрении Арбитражным судом Астраханской области дела N А06-9630/2021 суд, удовлетворив требования ООО "РПЦ "Кировский" и Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области и признав решение N 030/10/18.1-1156/2021 и предписание N 030/10/18.1-1156/2021 Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области незаконными, установил, что выводы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о содержании в заявках ООО "РПЦ "Кировский" по лотам N 12 и N 25 недостоверной информации являлись ошибочными, и конкурсной комиссией общество с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский" было правомерно допущено к конкурсу.
Представленные обществом с ограниченной ответственностью "Рыбо-перерабатывающий цех "Кировский" в заявке по лотам N 12 и N 25 сведения о среднесуточном объеме производства рыбной продукции соответствуют информации, предоставленной в конкурсную комиссию в качестве межведомственного взаимодействия из ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи".
Частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Следовательно, факты, которые входили в предмет доказывания, были исследованы и затем отражены в судебных актах, приобретают качество достоверности, пока акт не отменен или не изменен.
Поскольку в деле N А06-9630/2021 установлены обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, суд первой инстанции правильно применил нормы процессуального права, учитывая преюдициальность судебных актов по вышеуказанному делу.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, отклоняя заявку ООО "РПЦ "Кировский", конкурсная комиссия организатора торгов действовала на основании выданного ей Управлением Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области предписания от 21.09.2021 года N 030/10/18.1-1156/2021.
Между тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.03.2022 по делу N А06-9630/2021 решение N 030/10/18.1-1156/2021 от 21.09.2021 и предписание N 030/10/18.1-1156/2021 от 21.09.2021 Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области признаны незаконными. Выводы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о том, что заявка ООО "РПЦ "Кировский" содержала недостоверные сведения и должна была быть отклонена конкурсной комиссией, признаны необоснованными.
При этом, как верно отражено в обжалуемом судебном акте, не имеет правового значения, что на момент проведения торгов предписание антимонопольного органа незаконным признано не было, и конкурсная комиссия была обязана его исполнить. Проведенные во исполнение признанного незаконным предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области торги не могут быть признаны законными.
Апелляционная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции, что поскольку истцу было отказано в участии в конкурсе исключительно по основаниям, указанным в предписании Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21.09.2021 года N 030/10/18.1-1156/2021, и именно по этим основанием Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области был отменен конкурс, состоявшийся 30.08.2021, суд не вправе устанавливать иные обстоятельства, которые могли бы явиться основанием для отказа истцу в участии в конкурсе, состоявшемся 25.11.2021, в частности на достоверность сведений о количестве произведенной истцом охлажденной рыбной продукции в период 2017 - 2020 года, на что ссылалось ООО "Каспийский рыбный промысел" в суде первой инстанции.
В этой связи, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.
Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что подобные доводы не приводились ООО "Каспийский рыбный промысел" при обращении 21.09.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области с жалобой на действия министерства при проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком по лоту N 12 "Девятоогневский".
По существу, апеллянт просит повторно пересмотреть обстоятельства, которые были установлены в рамках дела N А06-9630/2021, что недопустимо. Вопрос предоставления ООО "РПЦ "Кировский" соответствующих сведений в целях участия в конкурсе исследовался в названном деле, а потому нет оснований полагать, что истцом были предоставлены недостоверные сведения о количестве произведенной охлажденной рыбной продукции.
Кроме того, как отмечено в деле N А06-9630/2021, Министерством в установленном Правилами организации и проведения конкурса порядке сведения о среднесуточном объеме производства рыбной продукции, представленные участниками конкурса, были проверены и подтверждены, а, следовательно, доводы об отсутствии у Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области достоверных сведений о среднесуточном объеме производства рыбной продукции ООО "РПЦ "Кировский" в 2017-2020 годах являются несостоятельными.
Апелляционная коллегия также принимает во внимание доводы министерства, что предлагаемая ООО "Каспийский рыбный промысел" проверка достоверности сведений с использованием данных Россельхознадзора и иных, не предусмотренных Правилами проведения конкурса, данных и процедур конкурсной комиссией не проводилась не только в отношении ООО "РПЦ "Кировский", но и в отношении ООО "Каспийский рыбный промысел", а, следовательно, подобная проверка только в отношении истца не отвечает принципу создания для заявителей равных условий участия в конкурсе.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что оспариваемые торги проведены именно во исполнение предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, которое в дальнейшем было отменено судом. В таком случае вопрос соответствия либо несоответствия заявки ООО "РПЦ "Кировский" не является определяющим для признания данных торгов недействительными.
Вопрос соответствия/несоответствия заявки истца имеет значение только для первоначальных торгов, а не для оспариваемых в настоящем деле.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к верному выводу о том, что требования о признании недействительными торгов, проведенных Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области 25.11.2021 в рамках открытого конкурса N 160621/1053448/01 по лоту N 12 "Девятоогневский", являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, статья 449 Гражданского кодекса Российской Федерации также устанавливает, что признание торгов недействительными влечет недействительность договора с лицом, выигравшим торги.
В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно пункту 3 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из существа оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.
Предметом договора, заключенного ответчиками по результатам оспариваемого конкурса, является предоставление государственным органом пользователю права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке.
При этом, содержание данной оспоримой сделки в силу пункта 3 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации исключает признание ее недействительной с момента совершения, следовательно, восстановление прав в этом случае возможно посредством прекращения сделки на будущее.
На основании изложенного, исковые требования в указанной части также правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 26 мая 2023 года по делу N А06-10397/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-10397/2022
Истец: ООО "РПЦ "Кировский"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, ООО "Каспийский рыбный промысел"
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Икрянинская районная ветеринарная станция", Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, Федеральное агентство по рыболовству
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2025 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8457/2024
12.12.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10104/2023
15.09.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5826/2023
26.05.2023 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-10397/2022