г. Казань |
|
26 июня 2024 г. |
Дело N А57-9060/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королевой Н.Н.,
судей Вильданова Р.А., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Медиа-Лидер", г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью "Медиа-1", г. Саратов, поданной в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.01.2024 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024
по делу N А57-9060/2023
по исковому заявлению Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003) к обществу с ограниченной ответственностью "Медиа-Лидер" (ОГРН 1056415017900, ИНН 6452914459), индивидуальному предпринимателю Медведевой Людмиле Владимировне (ОГРНИП 323645700098978, ИНН 645400209135) о признании недействительными разрешений на установку рекламных конструкций,
третье лицо: Департамент Гагаринского административного района муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1216400015644, ИНН 6452148490),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация, истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Медиа-Лидер" (далее - ООО "Медиа-Лидер", ответчик, общество) о признании недействительными разрешений на установку рекламных конструкций.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и мотивированы тем, что рекламные конструкции, принадлежащие ответчику, исключены из схемы размещения рекламных конструкций, в связи с чем выданные 19.07.2019 разрешения (N 27, 29, 29, 30, 31) на распространение наружной рекламы на земельных участках являются недействительными.
Определением от 31.07.2023 Арбитражный суд Саратовской области привлек к участию в деле Департамент Гагаринского административного района муниципального образования "Город Саратов" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 05.10.2023 Арбитражный суд Саратовской области привлек ИП Медведеву Л.В. к участию в деле в качестве соответчика.
Решением от 10.01.2024, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024, Арбитражный суд Саратовской области иск удовлетворил, признав спорные разрешения, выданные ответчику, недействительными, в иске к ИП Медведевой Л.В. - отказал.
В кассационной жалобе ООО "Медиа-Лидер" просит состоявшиеся судебные акты отменить как не соответствующие нормам права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами не выяснены имеющие значение для дела обстоятельства объективной невозможности дальнейшей эксплуатации рекламной конструкции в месте ее размещения.
В кассационной жалобе ООО "Медиа 1" как лицо, не участвующее в деле, также просит состоявшиеся судебные акты отменить как нарушающие его права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на заключенный с ответчиком договор от 01.10.2022 на право размещения двухсторонней рекламной конструкции на земельном участке площадью 0, 3889 га с кадастровым номером 64:32:022306:0026, в связи с чем судебные акты об удовлетворении иска касаются его прав по этому договору, который не подлежит дальнейшему исполнению.
Арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), руководствуясь статьей 19 Закона о рекламе, установив несоответствие места установки спорных рекламных конструкций схеме размещения рекламных конструкций, утвержденной постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 23.12.2019 N 2615 (далее - постановление от 23.12.2019 N 2615), учитывая, что размещение рекламных конструкций общества в спорных местах в схеме не предусмотрено, пришел к выводу о наличии оснований для признания недействительными спорных разрешений на установку и эксплуатацию таких рекламных конструкций применительно к пункту 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе.
Кроме того суд первой инстанции принял во внимание, что постановление от 23.12.2019 N 2615 не оспорено и не признано недействительным в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело по имеющимся в деле доказательствам, согласился с выводами суда первой инстанции.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
Доводы кассационных жалоб отклоняются судом кассационной инстанции.
В силу части 5.8. статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление от 23.12.2019 N 2615 принято в соответствии с частью 5.8. статьи 19 Закона о рекламе и не признано недействительным в установленном порядке.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).
Пунктом 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.
Суды обеих инстанций установив, что места установки рекламных конструкций, указанные в спорных разрешениях, не вошли в перечень мест размещения, определенных схемой размещения рекламных конструкций на территории Саратовского муниципального района Саратовской области, установленной постановлением от 23.12.2019 N 2615, обоснованно пришли к выводу об удовлетворении иска администрации.
Поэтому доводы кассационной жалобы ответчика не являются основанием к отмене судебных актов.
В соответствии со статьей 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" в случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования кассационная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 281 АПК РФ.
Если после принятия кассационной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.
Между тем удовлетворение иска администрации и признание спорных разрешений, выданных ответчику, недействительными непосредственно не затрагивают права ООО "Медиа-1".
В связи с этим у ООО "Медиа-1" отсутствует право на обжалование судебных актов.
При таких условиях кассационная жалоба ООО "Медиа-1" подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
производство по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Медиа-1", г. Саратов, поданной в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.01.2024 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 по делу N А57-9060/2023 прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Медиа-1", г. Саратов из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб., уплаченную чек-ордером от 29.03.2024.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.01.2024 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 по делу N А57-9060/2023 оставить без изменений, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медиа-Лидер", г. Саратов - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Н. Королева |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействительными разрешения на установку рекламных конструкций, выданные ответчику, так как места их размещения не соответствуют утвержденной схеме. Кассационные жалобы ответчиков отклонены, поскольку суды установили несоответствие размещения рекламных конструкций требованиям законодательства о рекламе. Жалоба третьего лица также прекращена из-за отсутствия прав на обжалование.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 июня 2024 г. N Ф06-3683/24 по делу N А57-9060/2023