г. Казань |
|
29 июля 2024 г. |
Дело N А12-15171/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Мухаметшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фатиховой А.Ю.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителей:
Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям - Машталева В.В., доверенность от 20.02.2024,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области - Капарова А.В., доверенность от 08.04.2024,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.12.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2024
по делу N А12-15171/2023
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области (ОГРН 1043400645012, ИНН 3436014977), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (ОГРН 1043400221127, ИНН 3442075551) заинтересованное лицо - Управление Федерального казначейства по Астраханской области (ОГРН 1023000851719, ИНН 3015010078) о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее - Управление Росприроднадзора, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области (далее - МРИ ФНС России N 3 по Волгоградской области, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области) о признании недействительным решения от 22.03.2023 N 328 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федерального казначейства по Астраханской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.12.2023 заявление удовлетворено, решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области от 22.03.2023 N 328 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2024 решение Арбитражного суда Волгоградской области оставлено без изменения.
УФНС России по Волгоградской области, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в суд с жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
В обоснование своей позиции УФНС России по Волгоградской области указало, что субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. По мнению Управления Росприроднадзора, ответственность за представление декларации в налоговый орган несет именно уполномоченная организация, то есть УФК по Астраханской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
В налоговый орган 07.12.2022 в отношении налогоплательщика - Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, представлена первичная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2021 года.
Согласно представленной первичной налоговой декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0,00 руб. Впоследствии, 30.12.2022 представлена уточненная налоговая декларация по налогу прибыль организаций за 12 месяцев 2021 года с номером корректировки 1. Согласно представленной уточненной налоговой декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила - 0,00 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации и установлено, что данная декларация представлена с нарушением установленного срока её представления. Так, в ходе проверки установлено, что первичная декларация по налогу на прибыль за 12 месяцев 2021 года представлена 07.12.2022, в то время как срок её представления не попозднее 28.03.2022.
На основании акта от 31.01.2023 N 200, в котором зафиксировано выявленное нарушение, и с учетом представленных возражений, инспекцией вынесено решение от 22.03.2023 N 328 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 125 руб. Размер штрафа снижен в 8 раз с учётом смягчающих вину обстоятельств.
Решением УФНС России по Волгоградской области от 23.05.2023 N 286 жалоба на решение МРИ ФНС России N 3 по Волгоградской области оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением от 22.03.2023 N 328 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что полномочия по представлению налоговых деклараций от имени Управления Росприроднадзора переданы в УФК по Астраханской области, при этом руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Также, в силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета, расчета сумм выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту нахождения налогового агента влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной (не перечисленной) в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате, перечислению) на основании данной налоговой декларации (расчета), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (пункт 1 статьи 119 НК РФ).
Пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что Правительство Российской Федерации в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, вправе принять решение о передаче Федеральному казначейству полномочий федеральных органов исполнительной власти (их подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.
Во исполнение вышеуказанной нормы Правительством Российской Федерации 15.02.2020 издано постановление N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" (далее - Постановление N 153).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 153 Федеральное казначейство (далее - уполномоченный орган) непосредственно и через свои территориальные органы, федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - уполномоченные организации) осуществляет следующие полномочия отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений согласно приложению N 1 (далее - субъекты централизованного учета): а) начисление физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению; б) ведение бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности (за исключением ведения бюджетного учета операций, осуществляемых в системе казначейских платежей, составления и представления отчетности по операциям системы казначейских платежей), консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.
В отношении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (за исключением территориальных органов Федерального казначейства) и федеральных казенных учреждений, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, полномочия, указанные в пункте 1 Постановления Правительства N 153 от 15.02.2020 (далее - централизуемые полномочия) осуществляют федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" и территориальные органы Федерального казначейства, обслуживающие соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (подпункт "б" пункта 2 Постановления N 153).
Пунктом 6 Постановления Правительства N 153 от 15.02.2020, установлено, что порядок организации осуществления уполномоченными организациями централизуемых полномочий определяется документами единой учетной политики при централизации учета уполномоченного органа.
В силу пункта 341 Приказа Казначейства России от 11.01.2021 N 2н "Об утверждении Графика документооборота при централизации учета и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 31.12.2019 N 41н", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений (зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2021 N 63015) уполномоченная организация формирует и представляет в ИФНС в установленные законодательством сроки налоговые декларации (налог на имущество, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль).
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения (подпункт 2 пункта 1 статьи 109 НК РФ).
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (пункт 1 статьи 110 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
В силу пункта 2 статьи 111 НК РФ при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как следует из материалов дела и подтверждено судами, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям является территориальным органом Росприроднадзора, то есть субъектом централизованного учета (пункт 49 Приложения N 1 к Постановления N 153).
Вопреки позиции заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов о том, что полномочия по представлению налоговых деклараций от имени Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям переданы Управлению Федерального казначейства по Астраханской области.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Управление Росприроднадзора своевременно направило все первичные учетные данные в уполномоченную организацию (УФК по Астраханской области), в подтверждение чего в материалы дела представлен акт приема-передачи баз данных из ведомственной информационной системы для ведения бюджетного учета для миграции в государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами "Электронный бюджет" от 22.07.2021, принимая во внимание, что Инспекцией не установлено искажения первичных учетных данных, либо их несвоевременное направление в адрес уполномоченной организации, пришли к выводу о том, что поскольку обязанности по представлению налоговых деклараций за Управление Росприроднадзора Постановлением Правительства РФ переданы УФК по Астраханской области, в действиях налогоплательщика отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
Кроме того, как указано в отзыве Управления Росприроднадзора и подтверждается материалами дела, в рамках производства делу об административном правонарушении по статье 15.5 КоАП РФ, возбужденного в отношении главного бухгалтера Межрегионального управления Харитоновой М.Б., мировой судья судебного участка N 83 Дзержинского судебного района города Волгограда, а также Дзержинский районный суд города Волгограда по делу N 5-83-159/2023 пришли к выводу о том, что Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям в силу Постановления Правительствам 253 от 15.02.2020 лишено права представлять в налоговые органы отчетную документацию и является субъектом, представляющим только первичные данные в УФК по Астраханской области для свода и представления в соответствующие отделения ФНС налоговых деклараций. Обязанность по предоставлению налоговых деклараций возложена на УФК по Астраханской области. Суды по делу N 5-83-159/2023 указали, что должностное лицо Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям не является субъектом ответственности за непредоставление в установленный законодательством срок в налоговые органы декларации по налогу на прибыль. В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, суды признали, что у налогового органа отсутствовали основания для привлечения Управления Росприроднадзора к налоговой ответственности.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции находит, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций надлежаще мотивированы и аргументированы, основаны на полном исследовании представленных доказательств, совокупность которых была достаточной для вынесения по делу решения и постановления.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.12.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2024 по делу N А12-15171/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком был нарушен срок представления налоговой декларации, за что он обоснованно привлечен к ответственности.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа неправомерной.
В налоговый орган в отношении налогоплательщика была представлена первичная налоговая декларация.
Подтверждено, что полномочия по представлению налоговых деклараций от имени налогоплательщика (орган исполнительной власти по субъекту РФ) переданы в УФК по субъекту РФ. Следовательно, налогоплательщик не имел права и возможности представить декларацию самостоятельно.
Было доказано, что налогоплательщик своевременно передал сведения для представления декларации в УФК по субъекту РФ. Суд пришел к выводу, что вина налогоплательщика в нарушении срока подачи декларации отсутствует и он не может быть привлечен к налоговой ответственности.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 июля 2024 г. N Ф06-5164/24 по делу N А12-15171/2023