г. Саратов |
|
08 апреля 2024 г. |
Дело N А12-15171/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 04.04.2024 года.
Полный текст постановления изготовлен - 08.04.2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании путём использования системы веб-конференции апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 декабря 2023 года по делу N А12-15171/2023 (судья Бритвин Д.М.)
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 113, ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области (Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Короленко, д. 18, ОГРН 1043400645012, ИНН 3436014977), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград город, пр. Ленина, д. 90, ОГРН 1043400221127, ИНН 3442075551)
заинтересованное лицо - Управление Федерального казначейства по Астраханской области (414056, г. Астрахань, ул. Латышева, д.6Г, ОГРН 1023000851719, ИНН 3015010078)
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании, проведенном 01.04.2024 - 04.04.2024 в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с использованием системы веб-конференции, представителей:
от Нижне-Волжского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Бондарева А.М., представитель по доверенности от 20.02.2024 года N 01-07/237 (срок доверенности до 31.12.2024 года), имеет высшее юридическое образование;
от Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области - Капаров А.Б., представитель по доверенности от 09.01.2024 года N 17 (срок доверенности до 31.12.2024 года), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее - Управление Росприроднадзора, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области (далее - МРИ ФНС России N 3 по Волгоградской области, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области) о признании недействительным решения от 22.03.2023 N 328 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федерального казначейства по Астраханской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 декабря 2023 года заявление удовлетворено. Решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области от 22.03.2023 N 328 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям отказать.
Управлением Росприроднадзора в порядке ст. 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 21.02.2024, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 1 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец представил арбитражному суду апелляционной инстанции пояснения об изменении своего наименования с Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям на Нижне-Волжское Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Факт изменения наименования юридического лица подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 30.03.2024.
При таких обстоятельствах наименование заинтересованного лица по делу подлежит изменению с Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям на Нижне-Волжское Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 04 апреля 2024 на 15 час. 00 мин.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в МРИ ФНС России N 3 по Волгоградской области 07.12.2022 в отношении налогоплательщика - Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, представлена первичная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2021 года (т. 4 л.д. 69-94).
Согласно представленной первичной налоговой декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0,00 руб.
Впоследствии, 30.12.2022 представлена уточненная налоговая декларация по налогу прибыль организаций за 12 месяцев 2021 года с номером корректировки 1.
Согласно представленной уточненной налоговой декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила - 0,00 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной налоговой декларации и установлено, что данная декларация представлена с нарушением установленного срока её представления. Так, в ходе проверки установлено, что первичная декларация по налогу на прибыль за 12 месяцев 2021 года представлена 07.12.2022, в то время как срок её представления не попозднее 28.03.2022.
В связи с нарушением срока представления налоговой декларации составлен акт от 31.01.2023 N 200, в котором зафиксировано выявленное нарушение (т. 1 л.д. 107-111).
На основании указанного акта и с учетом представленных возражений, инспекцией вынесено решение от 22.03.2023 N 328 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 125 руб. Размер штрафа снижен в 8 раз с учётом смягчающих вину обстоятельств (т. 1 л.д. 86-94).
Не согласившись с решением налогового органа, Управление Росприроднадзора обжаловало его в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Волгоградской области (т. 1 л.д. 18-21).
Решением УФНС России по Волгоградской области от 23.05.2023 N 286 жалоба на решение МРИ ФНС России N 3 по Волгоградской области оставлена без удовлетворения (т. 1 л.д. 32-34).
Не согласившись с решением от 22.03.2023 N 328 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что полномочия по представлению налоговых деклараций от имени Управления Росприроднадзора переданы в УФК по Астраханской области.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными, в силу следующего.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росприроднадзора признается плательщиком налога на прибыль организаций.
В соответствии с пунктом 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из пункта 1 статьи 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Срок представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2021 года - не позднее 28.03.2022.
Как было указано выше, первичная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2021 года была представлена 07.12.2022 по ТКС с ЭЦП. 30.12.2022 была представлена уточненная налоговая декларация по налогу прибыль организаций за 12 месяцев 2021 года с номером корректировки 1.
Пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлена налоговая ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.
Поскольку в отношении Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2021 год представлена с нарушением установленного срока её представления, Инспекция пришла к выводу о нарушении Управлением Росприроднадзора пункта 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации, что образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
При обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением Управление Росприроднадзора указывает на то, что не является субъектом правонарушения, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 N 153 полномочия по представлению налоговых деклараций переданы Управлению Федерального казначейства Российской Федерации.
Налоговый орган полагает, что обязанность по представлению в налоговые органы налоговых деклараций возложена на налогоплательщиков. При этом налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком лично, либо через его представителя (пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 4 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как указывает налоговый орган, по смыслу главы 4 НК РФ, в том числе пункта 1 статьи 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
При оценке доводов сторон, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Также, в силу пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета, расчета сумм выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту нахождения налогового агента влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной (не перечисленной) в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате, перечислению) на основании данной налоговой декларации (расчета), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Налоговый орган пришёл к выводу о том, что ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации лежит на налогоплательщике, в связи с чем, привлёк Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям к налоговой ответственности в виде штрафа.
Вместе с тем, налоговым органом не учтено следующее.
Пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что Правительство Российской Федерации в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, вправе принять решение о передаче Федеральному казначейству полномочий федеральных органов исполнительной власти (их подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.
Во исполнение вышеуказанной нормы Правительством Российской Федерации 15 февраля 2020 года издано постановление N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" (далее - Постановление N 153).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 153 Федеральное казначейство (далее - уполномоченный орган) непосредственно и через свои территориальные органы, федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - уполномоченные организации) осуществляет следующие полномочия отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений согласно приложению N 1 (далее - субъекты централизованного учета):
а) начисление физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению;
б) ведение бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности (за исключением ведения бюджетного учета операций, осуществляемых в системе казначейских платежей, составления и представления отчетности по операциям системы казначейских платежей), консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.
Согласно п.п. "б" п. 2 Постановления N 153 в отношении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (за исключением территориальных органов Федерального казначейства) и федеральных казенных учреждений, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, полномочия, указанные в пункте 1 Постановления Правительства N 153 от 15.02.2020 (далее - централизуемые полномочия) осуществляют федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" и территориальные органы Федерального казначейства, обслуживающие соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 7 Постановления N 153 при осуществлении централизуемых полномочий уполномоченная организация осуществляет от имени соответствующего субъекта централизованного учета взаимодействие с Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной статистики и иными государственными органами, а также Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям является территориальным органом Росприроднадзора, т.е. субъектом централизованного учета (п. 49 Приложения N 1 к Постановления N 153).
Пунктом 6 Постановления Правительства N 153 от 15.02.2020, установлено, что порядок организации осуществления уполномоченными организациями централизуемых полномочий определяется документами единой учетной политики при централизации учета уполномоченного органа.
Взаимодействие между уполномоченным органом, уполномоченными организациями и субъектами централизованного учета по обеспечению документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления (получения) документов (сведений), необходимых для осуществления централизуемых полномочий, а также по представлению субъектам централизованного учета документов (сведений), сформированных (используемых) при осуществлении централизуемых полномочий, организуется в соответствии с правилами документооборота (графиком документооборота при централизации учета), установленными уполномоченным органом в рамках единой учетной политики при централизации учета.
В соответствии с п. 341 Приказа Казначейства России от 11.01.2021 N 2н "Об утверждении Графика документооборота при централизации учета и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 31 декабря 2019 г. N 41н", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений (зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2021 N 63015) уполномоченная организация формирует и представляет в ИФНС в установленные законодательством сроки налоговые декларации (налог на имущество, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль).
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что полномочия по представлению налоговых деклараций от имени Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям переданы Управлению Федерального казначейства по Астраханской области.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что в данном случае налоговый орган не вменяет заявителю нарушение, связанное с несвоевременным предоставлением первичных данных в УФК по Астраханской области.
Также при рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Исходя из пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
На основании пункта 6 статьи 108 Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения (подпункт 2 пункта 1 статьи 109 НК РФ).
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (пункт 1 статьи 110 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
В силу п. 2 ст. 111 НК РФ при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Из заявления Управления Росприроднадзора следует, что оно своевременно направило все первичные учетные данные в уполномоченную организацию (УФК по Астраханской области), в подтверждение чего в материалы дела представлен акт приема-передачи баз данных из ведомственной информационной системы для ведения бюджетного учета для миграции в государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами "Электронный бюджет" от 22.07.2021 (т. 1 л.д. 71-72). При этом, Инспекцией не было установлено искажения первичных учетных данных, либо их несвоевременное направление в адрес уполномоченной организации.
С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что поскольку обязанности по представлению налоговых деклараций за Управление Росприроднадзора Постановлением Правительства РФ переданы УФК по Астраханской области, следовательно, в действиях налогоплательщика состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, отсутствует.
У налогового органа отсутствовали основания для привлечения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям к налоговой ответственности.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 декабря 2023 года по делу N А12-15171/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-15171/2023
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО АСТРАХАНСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Ответчик: МИФНС N 3 по Волгоградской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Нижне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление Федерального казначейства по Астраханской области