г. Казань |
|
13 августа 2024 г. |
Дело N А55-9568/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кашапова А.Р.,
судей Гильмановой Э.Г., Мельниковой Н.Ю.,
в отсутствии лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы КФХ Мустафина Рустама Ядкаровича
на определение Арбитражного суда Самарской области от 14.02.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2024
по делу N А55-9568/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя главы КФХ Мустафина Рустама Ядкаровича об освобождении от взыскания исполнительского сбора в рамках дела по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области ((ИНН 631601001, ОГРН 1036300553332) к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Мустафину Рустаму Ядкаровичу (ИНН 635704018263, ОГРН 317631300040893) о взыскании субсидии,
по встречному исковому заявлению акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях", г. Москва (ОГРН 5087746119951, ИНН 7721632827) к акционерному обществу "ИНТРА" г. Москва (ОГРН 1027739052978, ИНН 7726058395) о взыскании штрафной неустойки,
УСТАНОВИЛ:
министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя главы КФХ Мустафина Рустама Ядкаровича в доход областного бюджета денежных средств в размере 3 000 000 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 17.08.2021 с индивидуального предпринимателя главы КФХ Мустафина Рустама Ядкаровича в пользу министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области взысканы денежные средства в сумме 3 000 000 руб.
От Мустафина Рустама Ядкаровича поступило заявление об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Андреевой Н.В. от 25.09.2023 в размере 210 000 руб.
Определение Арбитражного суда Самарской области от 14.02.2024 оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2024 заявление удовлетворено частично, размер исполнительского сбора по исполнительному производству N 82229/21/63031-ИП уменьшен до 157 500 руб.
Мустафин Рустам Ядкарович, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил состоявшиеся судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых судебных актов в силу следующего.
В силу части 2.1 статьи 324 АПК РФ по правилам, установленным частью 2 настоящей статьи, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом.
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона N 229-ФЗ...", установленный этим положением размер взыскания (семь процентов) представляет допустимый максимум или верхнюю границу и, следовательно, с учетом характера правонарушения, размера вреда, степени вины, имущественного положения правонарушителя и других обстоятельств, он может быть снижен правоприменителем.
В силу части 6 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ должник вправе в установленном законом порядке обратиться в суд с заявлением об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, вопрос о возможности снижения исполнительского сбора должен быть рассмотрен исходя из обстоятельств дела, а также с учетом характера совершенного правонарушения и степени вины должника.
Факт неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается.
В рассматриваемом случае, уменьшая размер исполнительского сбора до суммы 157 500 руб. суды обеих инстанций учли степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное положение должника.
Данные обстоятельства обоснованно признаны основанием для снижения исполнительного сбора.
При вынесении судебных актов суды предыдущих инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию незаконных судебных актов по делу, судом округа не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 14.02.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2024 по делу N А55-9568/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Р. Кашапов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения решения нижестоящих судов, которые частично удовлетворили заявление о снижении исполнительского сбора. Размер сбора был уменьшен с 210 000 руб. до 157 500 руб. Суд учел степень вины должника и его имущественное положение, подтвердив законность и обоснованность принятых судебных актов.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 августа 2024 г. N Ф06-5862/24 по делу N А55-9568/2021
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5862/2024
10.07.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4670/2024
03.05.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4366/2024
01.04.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2336/2024
17.08.2021 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-9568/2021