г. Казань |
|
14 августа 2024 г. |
Дело N А55-39179/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хлебникова А.Д.,
при участии представителей в Арбитражном суде Самарской области:
заявителя - Романчевой А.В. (доверенность от 19.09.2023 N 2), Корниловой Н.Е. (доверенность от 10.02.2023),
ответчика - Турининой О.И. (доверенность от 18.08.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу публичного акционерного общества "Первая Самарская инвестиционная компания" (ПАО "СамИнвестКом")
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.02.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024
по делу N А55-39179/2023
по заявлению публичного акционерного общества "СамИнвестКом" об оспаривании постановления Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Первая Самарская инвестиционная компания" (далее - ПАО "СамИнвестКом", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 14.11.2023 N 23-9343/3110-1 о привлечении ПАО "СамИнвестКом" к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.02.2024 по делу N А55-39179/2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе публичное акционерное общество "Первая Самарская инвестиционная компания" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дел, постановлением от 21.11.2023 N 23-9343/3110-1 ПАО "СамИнвестКом" привлечено к административной ответственности за нарушение срока предоставления бухгалтерской отчетности, составленной за отчетный период, состоящий из 3, 6 и 9 месяцев отчетного года, вместе с аудиторским заключением о ней, если в отношении нее проведен аудит, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО "Саминвестком" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о необоснованности заявленных требований.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) (статья 76.2), Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ, Закон о рынке ценных бумаг) (статья 42), Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, опубликованным на официальной странице Федеральной налоговой службы в сети Интернет, в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона N 39-ФЗ, общество является эмитентом.
Исходя из анализа информации, имеющейся в Банке России, общество является публичным акционерным обществом, осуществившим регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг, с размещением таких ценных бумаг путем открытой подписки. Таким образом, в силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 39-ФЗ, ПАО "Саминвестком" обязано раскрывать информацию в форме, в числе прочего, бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 39-ФЗ под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с Федеральным законом N 39-ФЗ.
Состав, порядок и сроки раскрытия информации на рынке ценных бумаг установлены Положением N 714-П.
Согласно пунктам 54.1, 54.2, 54.3 Положения N 714-П эмитенты, обязанные раскрывать информацию в форме бухгалтерской (финансовой) отчетности, должны раскрывать в том числе промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную за отчетный период, состоящий из 3, 6 и 9 месяцев отчетного года, вместе с аудиторским заключением о ней, если в отношении нее проведен аудит.
В соответствии с пунктом 55.4 Положения N 714-П промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента, составленная за отчетный период, состоящий из 3, 6 и 9 месяцев отчетного года, должна быть раскрыта в срок не позднее 3 дней, следующих за датой составления аудиторского заключения о ней, но не позднее 60-ти дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена отчетность, или не позднее 3 дней, следующих за датой ее составления, но не позднее 60-ти дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена отчетность, в случае если до истечения 60-ти дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена отчетность, в отношении нее не будет проведен аудит и составлено аудиторское заключение о ней.
Судами отмечено, что Банком России проведен мониторинг соблюдения ПАО "Саминвестком" требований к раскрытию информации на рынке ценных бумаг и установлено следующее.
В ходе проведённого 12.10.2023 осмотра Банком России страницы в сети Интернет, используемой обществом для раскрытия информации на рынке ценных бумаг https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=14573 (далее - страница в сети Интернет) и опубликованных документов, установлено, что 17.08.2023 на странице в сети Интернет опубликована промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 6 месяцев 2023 года (далее - отчетность), подписанная руководителем общества 31.07.2023 (Акт от 12.10.2023 N ВН-4-35-2/20117).
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.
Уставом общества, утвержденным общим собранием акционеров 05.05.2016, проведение аудита промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности не предусмотрено.
Таким образом, в соответствии с пунктом 55.4 Положения N 714-П, и учитывая дату составления отчетности 31.07.2023, обществу следовало раскрыть отчетность на странице в сети Интернет не позднее 03.08.2023.
ПАО "Саминвестком" нарушен порядок и срок раскрытия промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности общества за 6 месяцев 2023 года.
В процессе осуществления Центральным банком Российской Федерации (Банком России) возложенных на него полномочий по контролю и надзору за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах был установлен факт нарушения требований Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ), Положения Банка России от 27.03.2020 N 714-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение N 714-П) к порядку и сроку раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
На основании выявленного факта нарушения в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 31.10.2023 N ТУ-36-ЮЛ-23-9343/1020-1, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Копия протокола об административном правонарушении от 31.10.2023 N ТУ-36-ЮЛ-23-9343/1020-1 вручена законному представителю общества.
На рассмотрении дела законный представитель общества Пыхалов Д.В. наличие события административного правонарушения не отрицал. Выданное Банком России предписание от 12.10.2023 N Т4-35-2/19935 о принятии мер, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений, обществом не оспорено, исполнено.
Как установлено в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении N ТУ-36-ЮЛ-23-9343 и не оспаривается заявителем, 17.08.2023 на странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации на рынке ценных бумаг https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=14573 опубликована промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО "СамИнвестКом" за 6 месяцев 2023 года, которая подписана руководителем ПАО "СамИнвестКом" 31.07.2023 (акт от 12.10.2023 N ВН-4-35-2/20117).
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или нарушение, в том числе эмитентом, порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг включает в себя несколько самостоятельных требований, а именно: требование разместить в установленный срок в сети Интернет сведения, определенные частью 1 статьи 92 Федерального закона N 208-ФЗ, пунктом 55.4. Положения Банка России от 27.03.2020 N 714-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение N 714-П) и требование обеспечить доступ к данным сведениям.
В соответствии с пунктом 55.4 Положения N 714-П промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента, составленная за отчетный период, состоящий из 3, 6 и 9 месяцев отчетного года, должна быть раскрыта в срок не позднее 3 дней, следующих за датой составления аудиторского заключения о ней, но не позднее 60-ти дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена отчетность, или не позднее 3 дней, следующих за датой ее составления, но не позднее 60-ти дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена отчетность, в случае если до истечения 60-ти дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена отчетность, в отношении нее не будет проведен аудит и составлено аудиторское заключение о ней.
В соответствии с положением части 8 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.
Таким образом, с учетом составления (подписания) промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО "СамИнвестКом" за 6 месяцев 2023 года 31.07.2023, эмитенту надлежало раскрыть на станице в сети Интернет промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность ПАО "СамИнвестКом" за 6 месяцев 2023 года в срок не позднее 03.08.2023.
Факт выявленного в действиях общества правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае заявитель не представил доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований Федерального закона N 208-ФЗ.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным суды не усмотрели.
Кроме того, на дату рассмотрения дела N ТУ-36-ЮЛ-23-9343, в отношении ПАО "СамИнвестКом" имелось вступившее в законную силу постановление от 20.09.2023 N ТУ-36-ЮЛ-23-7428/3120-1 о назначении административного наказания в виде предупреждения по части 4 статьи 15.23.1 КоАП РФ.
С учетом того, что на момент рассмотрения административного дела N ТУ-36-ЮЛ-23-9343 сроки, предусмотренные статьей 4.6 КоАП РФ, не истекли, заявитель совершил административное правонарушение не впервые, исключена возможность замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение при вынесении постановления.
В настоящем случае административное наказание назначено обществу в размере половины минимального размера санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ.
При этом назначенное обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Таким образом, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о законности оспариваемого постановления.
Довод жалобы о составлении акта от 12.10.2023 N ВН-4-35-2/20117 без вызова представителя ПАО "СамИнвестКом" рассмотрены судами и отклонены ввиду следующего.
В соответствии с положениями статьи 76.2 Федерального закона N 86-ФЗ, пунктом 6 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг, абзаца 1 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов. В связи с этим Банк России вправе проводить проверки эмитентов, устанавливать порядок их проведения, в том числе проводить анализ информации о деятельности поднадзорной организации из публичных источников и выносить обязательные для исполнения предписания.
Акт от 12.10.2023 N ВН-4-35-2/20117 является документом Банка России, подписанным в электронном виде сотрудниками отдела корпоративных отношений и раскрытия информации Управления корпоративных отношений Волго-Вятского ГУ Банка России в соответствии с утвержденным в Банке России порядком электронного документооборота.
Акт подтверждает, что 12.10.2023 в 15:33 был произведен комиссионный просмотр (анализ) страницы в сети Интернет https://www.edisclosure.m/portal/companv.aspx?id= 14573, которую использует ПАО "СамИнвестКом" для раскрытия информации, раскрытые на ней документы по состоянию на 12.10.2023 соответствуют приложению.
К акту приложена распечатка отчета, размещенного на странице используемой заявителем, в котором указана дата его подписания -31.07.2023.
Комиссионный осмотр страниц эмитента в сети Интернет с составлением акта осмотра используется должностными лицами Банка России для фиксации обстоятельств, подлежащих контролю и надзору со стороны Банка России, не предусматривает присутствие при этом представителя эмитента.
Таким образом суды признали, что акт, подтверждающий нарушение раскрытия информации эмитентом, а также распечатка страницы эмитента в сети Интернет приложенного к нему, являются надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении.
Информация о возможности ознакомления со всеми материалами дела об административном правонарушении, в том числе с актом и приложениями к нему, была доведена Банком России до ПАО "СамИнвестКом" (телеграмма от 18.10.2023 N 436-15-АПБР/2431; протокол от 31.10.2023 N ТУ-36-ЮЛ-23-9343/1020-1; определение от 02.11.2023 N ТУ-36-ЮЛ-23-9343/3020-1; телеграмма от 10.11.2023 N 436-15-1/АПБР/2685). Возражений или иных доказательств по поводу даты составления бухгалтерской отчетности за 6 месяцев 2023 года от ПАО "СамИнвестКом" не представлялось.
Доводы о подписании промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 6 месяцев 2023 года руководителем ПАО "СамИнвестКом" 17.08.2023 при размещении отчетности также отклонены.
В соответствии с пунктами 1.7 и 9.6 Технических условий, согласованных каждым из аккредитованных агентств с Банком России, с 01.02.2017 все сообщения и документы, публикуемые субъектами раскрытия информации в аккредитованном агентстве должны быть подписаны электронной подписью (ЭП). Указанное требование закреплено в Положении 714-П (п. 1.6 (1)).
При размещении эмитентом любого документа в сети Интернет на сервере раскрытия информации Интерфакс происходит подписание электронного образца документа с целью подтверждения его подлинности.
При этом дата составления финансового документа (или любого иного документа) эмитента не равна дате его подписания в электронном виде в сети Интернет на сервере раскрытия информации Интерфакс.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о законности оспариваемого постановления административного органа
Приведенные в жалобе доводы нашли свое отражение в обжалуемых судебных актах, надлежащим образом исследованы судами и правомерно отклонены с учетом установленных фактических обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.02.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 по делу N А55-39179/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу оспаривающего административное постановление о привлечении к ответственности за нарушение сроков раскрытия бухгалтерской отчетности. Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили законность действий Центрального банка, установив факт нарушения требований законодательства о раскрытии информации на рынке ценных бумаг.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 августа 2024 г. N Ф06-6311/24 по делу N А55-39179/2023