г. Казань |
|
14 августа 2024 г. |
Дело N А72-9098/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 13.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен - 14.08.2024.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Бубновой Е.Н.,
судей Федоровой Т.Н., Хисамова А.Х.,
при ведении протокола судебного заседания путем использования систем видеоконференц-связи секретарем судебного заседания Гариповой Л.А.,
при участии в Арбитражном суде Ульяновской области представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Контракт плюс" - Рябова М.Ю., доверенность от 09.01.2020 N 20-01,
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контракт плюс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.12.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024
по делу N А72-9098/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Контракт плюс" (ОГРН 1027301174515, ИНН 7325033724), г. Ульяновск к муниципальному учреждению администрация муниципального образования "Сенгилеевский район" (ОГРН 1027300930150, ИНН 7316002600), г. Сенгилей, муниципальному бюджетному учреждению "Городская служба благоустройства" муниципального образования "Сенгилеевское городское поселение" (ОГРН 1177325002469, ИНН 7321001915), г. Сенгилей, о признании незаконным бездействия, обязании предоставить информацию и заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Контракт плюс" (далее - ООО "Контракт плюс", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к муниципальному учреждению администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в уклонении от исполнения требований закона в части заключения с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) договора на обращение с ТКО, а также предоставления региональному оператору по обращению с ТКО информации, необходимой для определения ответчику размера норматива накопления ТКО в целях осуществления расчётов за коммунальную услугу по обращению с ТКО, об обязании администрации в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с обществом в письменном виде договор на обращение с ТКО и предоставлении в адрес общества документов, содержащих информацию о размере общей площади мест общего пользования муниципального образования (дорог, тротуаров, площадей и других территорий).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.09.2023 к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено муниципальное бюджетное учреждение "Городская служба благоустройства" муниципального образования "Сенгилеевское городское поселение" (далее - учреждение), от него и ответчика истребовано (при наличии) муниципальное задание на уборку территории на 2023 год.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.10.2023 учреждение привлечено в качестве соответчика по делу.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.12.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 по делу N А72-9098/2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Ссылается на неверное применение судами норм материального и процессуального права, на неправомерный отказ в удовлетворении заявленных требований, при том, что заявитель лишен возможности самостоятельного получения информации о количестве расчетных единиц. При этом, указывает на нерассмотренное требование о признании незаконным бездействия администрации по предоставлению запрошенной информации.
Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе,
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В соответствии со статьей 153.1, частью 3 статьи 284 АПК РФ судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ульяновской области, в отсутствие представителей ответчиков и при участии представителя истца, поддержавшего жалобу в части довода о не рассмотрении требования по признанию незаконным бездействия ответчиков.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, - исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд округа приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, истец имеет статус регионального оператора по обращению с ТКО в зоне N 2 Ульяновской области, в которую входит муниципальное образование "Сенгилеевский район" Ульяновской области.
Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 20.11.2018 N 06-207 для ООО "Контракт плюс" утверждён соответствующий единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО с 01.01.2019.
ООО "Контракт плюс" опубликовало предложение о заключении договора и сам типовой договор на своём официальном сайте - www.contraktplus.ru - 30.11.2018, в тот же день вышла публикация в газете "Ульяновская правда".
Администрация не направляла региональному оператору заявку о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Указывая на наличие у первого ответчика обязанности по заключению договора и внесению платы за услуги по вывозу ТКО, уклонение его от заключения договора с истцом, непредставление необходимых для исполнения договора сведений, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно доводам истца, его требования к ответчикам носят солидарный характер.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 421, 426, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - постановление N 49), постановлением Правительства Российской Федерации N 505 от 03.06.2016 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505), постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами" (далее - Правила N 1156), Информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" (далее - (Информационное письмо N 14), указав в частности, на отсутствие у истца в данном случае права на обращение с иском о понуждении заключения договора, не установили оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд округа с выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается, на основании следующего.
В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
По смыслу пункта 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", если в субъекте Российской Федерации заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только он, следовательно, у собственника отходов возникает обязанность оплачивать услуги по обращению с ТКО региональному оператору.
В статье 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО определен в Правилах N 1156. Указанными Правилами утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В пунктах 8(6), 8(7) названных Правил и в приложении к типовому договору на оказание услуг по обращению с ТКО определены сведения и документы, необходимые для заключения договора и проведения начислений за оказанную региональным оператором услугу по обращению с ТКО.
В пункте 8(4) Правил N 1156 в качестве оснований для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрены как письменная заявка потребителя, так и предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Порядок извещения региональным оператором потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также размещения адресованного потребителям предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текста типового договора регламентирован пунктом 8(17) Правил N 1156. Также указанным пунктом определены сроки для направления потребителем соответствующей заявки, порядок ее рассмотрения и последствия отсутствия со стороны потребителя соответствующего волеизъявления.
В случае если потребитель не направил региональному оператору в установленный срок заявку с приложением необходимых документов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).
Согласно пункту 8(12) Правил N 1156, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(18) Правил N 1156).
Сответственно, потребитель, то есть фактически любое юридическое лицо (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), обязан осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
26.05.2023 истец направил первому ответчику письмо с предложением заключить договор на обращение с ТКО, образуемых при сборе смёта с дорог, тротуаров, площадей и других территорий, парков отдыха на территории муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области.
Указанное письмо оставлено без ответа.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям, суды верно исходили из того, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, который не вправе отказать в заключении данного договора собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В рассматриваемом случае, предложение о заключении договора было направлено истцом ответчику и необходимая информация размещена истцом в установленном законом порядке.
На основании вышеизложенного, отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
Как следует из материалов дела и подтверждается представителем истца, рассматриваемые требования основаны на гражданско-правовых отношениях сторон по заключению и исполнению договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В данном случае, ссылка истца на непредставление ответчиками информации, необходимой для заключения договора само по себе не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку, как указано ранее, договор на оказание услуг по вывозу ТКО является публичным и заключается между сторонами на условиях типового.
Непредставление потребителем сведений не является обстоятельством, лишающим регионального оператора возможности определить объем оказываемых услуг по обращению с ТКО, исходя из имеющейся у него информации и права на применение соответствующего порядка расчетов, в том числе с применением норматива накопления ТКО.
Возможные имеющиеся у ответчика возражения с предоставлением им документального обоснования подлежат рассмотрению в рамках соответствующего требования истца об оплате фактически оказанных им услуг.
В данном случае, доводы истца, в частности, указание на трудности при определении подлежащего вывозу объема ТКО не свидетельствуют о неправомерности действий (бездействия) ответчиков при исполнении договора в рамках рассмотренных требований, основанных на гражданско-правовых правоотношениях сторон.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции обоснованно и верно не нашли оснований для удовлетворения всех заявленных требований.
Соответственно, все доводы заявителя кассационной жалобы судом округа отклоняются как несостоятельные, противоречащие имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу обстоятельствам.
Все требования и доводы истца рассмотрены и обоснованно и верно отклонены.
Доказательства, опровергающие правомерность выводов судов, в материалах дела отсутствуют.
Доводы, изложенные ответчиком в кассационной жалобе, ранее являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, отклонены с подробным изложением выводов судов в обжалуемых судебных актах.
Соответственно, все указанные доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04.12.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 по делу N А72-9098/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Н. Бубнова |
Судьи |
Т.Н. Федорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования о признании незаконным бездействия администрации по заключению договора на вывоз твердых коммунальных отходов, указав на публичный характер договора и отсутствие оснований для удовлетворения иска. Суд установил, что истец, как региональный оператор, вправе оказывать услуги без подписанного договора, если предложение о его заключении было направлено и информация размещена в установленном порядке.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 августа 2024 г. N Ф06-5158/24 по делу N А72-9098/2023