г. Казань |
|
15 августа 2024 г. |
Дело N А57-4738/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хлебникова А.Д.,
при участии в судебном заседании, проведенном путем использования системы веб-конференции (онлайн заседания), представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Охотник и К" - Гнедюк М.Ю. (доверенность от 26.09.2023, Сахарова А.П. (директор, по паспорту),
Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области - Зацепиной С.А. (доверенность от 29.09.2023 N 01-68/61),
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охотник и К"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.12.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2024
по делу N А57-4738/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Охотник и К" (ОГРН 1146454004036, ИНН 6454143040), заинтересованные лица: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям (ОГРН 1056405502372, ИНН 6455039267), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр охраны здоровья животных" (ОГРН 1023301283720, ИНН 3327100048), Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура, Комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области (ОГРН 1086455001632, ИНН 6455048180), областное государственное учреждение "Красноармейская районная станция по борьбе с болезнями животных" (ОГРН 1046404200061, ИНН 6442009949), Саратовская региональная общественная организация "Охрана животного мира и среды его обитания" в лице председателя Зацаринина Вячеслава Валентиновича (ОГРН 1126400000550, ИНН 6451999570), Управление ветеринарии Правительства Саратовской области (ОГРН 1026403672382, ИНН 6455009745), о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Охотник и К" (далее - ООО "Охотник и К", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям (далее - Управление Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям, Управление) о внесении изменений в решение Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям о проведении внеплановой выездной проверки от 24.11.2022 N 3514-248-ФЗ, акта выездной проверки от 14.12.2022 N 3514, предписания от 14.12.2022 N 3514.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.12.2023 по делу N А57-4738/2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2024, прекращено производство по делу в части признания незаконным акта выездной проверки Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям от 24.11.2022 N 3514, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Охотник и К" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр охраны здоровья животных", Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура, областное государственное учреждение "Красноармейская районная станция по борьбе с болезнями животных", Саратовская региональная общественная организация "Охрана животного мира и среды его обитания" в лице председателя Зацаринина Вячеслава Валентиновича, Управление ветеринарии Правительства Саратовской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 153.2 АПК РФ судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции (онлайн заседания).
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 13.08.2024 объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 15.08.2024.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Управление Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям поступило обращение председателя Саратовской региональной общественной организации "Охрана животного мира и среды его обитания" (далее - СРОО "Охрана животного мира и среды его обитания") от 17.11.2022 о наличии на территории охотничьего хозяйства ООО "Охотник и К" трупов диких кабанов и о сокрытии падежа диких кабанов.
На основании данного обращения Управлением принято решение от 24.11.2022 N 3514-248-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Охотник и К", срок проведения проверки: с 29.11.2022 с 09 час. 00 мин. до 12.12.2022 до 17 час. 00 мин., место проведения проверки: Российская Федерация, Саратовская, область, Красноармейский район, Луганское муниципальное образование, урочище Еланка.
Указанное решение 24.11.2022 направлено в адрес ООО "Охотник и К" в 14:48 (МСК) посредством размещения в федеральной государственной информационной системе "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" (далее - ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий"). Кроме того, 28.11.2022 копия решения от 24.11.2022 N 3514-248-ФЗ получена директором ООО "Охотник и К" Сахаровым А.П. лично.
Управление Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям направило в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру заявление от 24.11.2022 о согласовании с прокурором проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Охотник и К".
Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой 25.11.2022 согласовано проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Охотник и К", срок проведения проверки с 29.11.2022 с 09 час. 00 мин. до 12.12.2022 до 17 час. 00 мин., место проведения проверки: Саратовская область, Красноармейский район, Луганское муниципальное образование, урочище Еланка.
Решением Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям внесены изменения в решение Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям о проведении внеплановой выездной проверки от 24.11.2022 N 3514-248-ФЗ, в котором конкретизированы координаты места проведения проверки. Указанное решение о внесении изменений 01.12.2022 направлено в адрес ООО "Охотник и К" посредством размещения в ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий". Кроме того, 02.12.2022 копия решения о внесении изменений направлена на электронную почту директора общества.
Уполномоченными сотрудниками Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям 09.12.2022, 12.12.2022 проведены осмотры части территории охотничьего хозяйства. Результаты осмотров зафиксированы в протоколах осмотра от 09.12.2023 и от 12.12.2022.
Согласно протоколам осмотра от 09.12.2022 и от 12.12.2022 на территории охотничьего хозяйства ООО "Охотник и К" обнаружены 5 мест сжигания и захоронения трупов животных и 1 полуобгоревший труп животного. С указанных мест отобраны образцы патологического материала (акты и протоколы отбора проб от 09.12.2022 и от 12.12.2022).
Указанные пробы направлены для исследования в Саратовский филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр охраны здоровья животных" (далее - ФГБУ "ВНИИЗЖ").
ФГБУ "ВНИИЗЖ" сообщило (письма от 10.12.2022 N 02-12/1477, от 13.12.2022 N МК-02/17257, протоколы испытаний от 10.12.2022 N П-2867, от 13.12.2022 N П-2880, от 13.12.2022 N П-2881), что в результате исследования паталогического материала обнаружена ДНК (Дезоксирибонуклеиновая кислота) вируса африканской чумы свиней (Рestis africana suum) (далее - АЧС).
Управлением сделаны выводы о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО "Охотник и К" требований пункта 19 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утверждённых приказом Минсельхоза России от 28.01.2021 N 37 (далее - Правила N 37), пункта 25 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утверждённых приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626 (далее - Правила N 626).
По результатам выездной проверки составлен акт проверки от 14.12.2022 N 3514, который 14.12.2022 направлен в адрес ООО "Охотник и К" посредством размещения в ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий". Кроме того, 16.12.2022 копия акта проверки направлена на электронную почту директора общества.
По итогам проведённой проверки в отношении ООО "Охотник и К" выдано предписание от 14.12.2022 N 3514 о необходимости устранить выявленные нарушения в срок до 30.12.2022 в соответствии с пунктами 25-28 Правил N 626.
Предписание 16.12.2022 направлено ООО "Охотник и К" по юридическому адресу посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением N 80098379670647.
Общество обжаловало решение о внесении изменений в решение о проведении внеплановой выездной проверки от 24.11.2022 N 3514-248-ФЗ, акт выездной внеплановой проверки от 14.12.2022 N 3514, предписание от 14.12.2022 N 3514 в Управление Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям.
Решениями Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям от 17.01.2023 N 02-197, от 20.01.2023 N 02-256, от 12.01.2023 N 05-65 жалобы общества оставлены без удовлетворения.
Общество оспорило вышеназванные решение, акт и предписание в судебном порядке.
При прекращении производства по делу в части признания незаконным акта выездной проверки от 14.12.2022 N 3514 суды указали, что такой акт не отвечает критериям ненормативного акта, в связи с тим не обладает признаками правового акта, проверка законности которого осуществляется по правилам главы 24 АПК РФ.
В данной части судебные акты обществом не обжалуются.
В удовлетворении заявленных требований в остальной части суды отказали, при этом руководствовались следующим.
Управление Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям является уполномоченным органом исполнительной власти на территории Саратовской области, осуществляющим государственный ветеринарный надзор, что следует из положений статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 "Об утверждении Положения о федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору", приказа Россельхознадзора от 22.08.2022 N 1280 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям".
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 и частью 3 статьи 57 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
Согласно части 2 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Частью 2 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев её проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путём направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до её начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля (частью 6 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ).
В соответствии с частями 5, 6, 7 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ в день подписания решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в целях согласования его проведения контрольный (надзорный) орган направляет в орган прокуратуры сведения о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии с приложением копии решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для его проведения. Сведения о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии и прилагаемые к ним документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия. По результатам рассмотрения сведений о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии и прилагаемых к ним документов не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днём их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия или об отказе в согласовании его проведения.
Судами установлено, что между Комитетом охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области, Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и ООО "Конструкторское Бюро Пожарной Автоматики" (охотпользователь) заключено охотхозяйственное соглашение от 19.06.2014 N 02-54/7 (далее - соглашение от 19.06.2014 N 02-54/7).
В пункте 2.1.2 соглашения от 19.06.2014 N 02-54/7 определены границы охотничьего угодья "Луганское".
Между ООО "Конструкторское Бюро Пожарной Автоматики", ООО "Охотник и К", Комитетом охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области и Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области заключено дополнительное соглашение от 28.03.2018 N 1 к соглашению от 19.06.2014 N 02-54/7, согласно которому ООО "Охотник и К" является правопреемником реорганизованного ООО "Конструкторское Бюро Пожарной Автоматики".
Таким образом, с 28.03.2018 ООО "Охотник и К" является охотпользователем охотничьего угодья "Луганское" по условиям соглашения от 19.06.2014 N 02-54/7.
На основании обращения председателя СРОО "Охрана животного мира и среды его обитания" принято решение от 24.11.2022 N 3514-248-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Охотник и К", срок проведения проверки: с 29.11.2022 с 09 час. 00 мин. до 12.12.2022 до 17 час. 00 мин., место проведения проверки: Российская Федерация, Саратовская, область, Красноармейский район, Луганское муниципальное образование, урочище Еланка. Данное мероприятие согласовано органами прокуратуры в установленном порядке.
Указанное решение 24.11.2022 направлено в адрес ООО "Охотник и К" в 14:48 (МСК) посредством размещения в федеральной государственной информационной системе "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" (далее - ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий"). Кроме того, 28.11.2022 копия решения от 24.11.2022 N 3514-248-ФЗ получена директором ООО "Охотник и К" Сахаровым А.П. лично, что подтверждено отметкой о получении.
Таким образом, ООО "Охотник и К" надлежащим образом извещено о начавшемся контрольном мероприятии. Данный факт обществом не отрицается.
Решением Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям внесены изменения в решение Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям о проведении внеплановой выездной проверки от 24.11.2022 N 3514-248-ФЗ, которым уточнено место проведения проверки путём указания конкретных координат.
Судами проверены доводы ООО "Охотник и К" о том, что решение о внесении изменений в решение о проведении внеплановой выездной проверки от 24.11.2022 N 3514-248-ФЗ не было дополнительно согласовано с органами прокуратуры, данным решением значительно расширена территории проведения контрольного мероприятия, что нарушает права и законные интересы общества.
Как указали суды, территория проведения мероприятия, указанная в решении о внесении изменений в решение о проведении внеплановой выездной проверки, соответствует границам охотничьего хозяйства "Луганское", охотпользователем которого является ООО "Охотник и К".
С учетом положений статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ, согласно которым выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля, суды пришли к выводу, что конкретизацией границ проверяемой территории не нарушены права и законные интересы ООО "Охотник и К".
Таким образом, контрольное мероприятие проводилось по месту осуществления деятельности заявителя.
Согласно акту проверки от 14.12.2022 N 3514 контрольные мероприятия проводились 09.12.2022 и 12.12.2022.
С учетом размещения решения о внесении изменений в ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" 01.12.2022, направления 02.12.2022 копии данного решения на электронную почту директора общества, а также заявления директора ООО "Охотник и К" от 06.12.2022 о невозможности присутствия при проведении контрольных мероприятий, суды признали, что общество надлежащим образом извещено о внесении изменений в ранее вынесенное решение о проведении внеплановой выездной проверки от 24.11.2022 N 3514-248-ФЗ.
Суды проанализированы положения статьи 91 Федерального закона N 248-ФЗ и указали, что проведение внеплановой проверки на территории, несколько отличной от первоначально согласованной с прокуратурой, не является грубым нарушением и не влечёт за собой признание результатов проверки недействительными, поскольку контрольное мероприятие проводилось по месту осуществления деятельности общества. Иные изменения в первоначальное решение о проведении проверки не вносились. Общество об изменении проверяемой территории извещено.
Довод ООО "Охотник и К" о незаконности решения о внесении изменений в решение о проведении внеплановой выездной проверки от 24.11.2022 N 3514-248-ФЗ отклонён как несостоятельный.
Правила N 37 направлены на осуществление профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов АЧС, устанавливают обязательные для исполнения требования к осуществлению профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установлению и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов АЧС.
В соответствии с Перечнем (утв. приказом Минсельхоза России от 19.12.2011 N 476) АЧС отнесена к особо опасным болезням животных (пункт 4 Перечня).
Согласно пункту 19 Правила N 37 юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые заключили охотхозяйственные соглашения или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов при обнаружении в закрепленных охотничьих угодьях, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, при обнаружении в общедоступных охотничьих угодьях и на территории особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения, природоохранные учреждения при обнаружении на территории ООПТ федерального значения, а также граждане при обнаружении диких кабанов с клиническими признаками, характерными для АЧС, перечисленными в пункте 3 настоящих Правил, либо трупов диких кабанов должны: - сообщить в течение 24 часов любым доступным способом о подозрении на заболевание диких кабанов АЧС должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, или подведомственной ему организации; содействовать специалистам госветслужбы в проведении отбора проб от подозреваемых в заболевании АЧС павших, добытых диких кабанов и направлении проб в лабораторию.
Правила N 626 регулируют обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами требования при перемещении, хранении, переработке и утилизации биологических отходов, за исключением биологических отходов, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные в соответствии с критериями отнесения твёрдых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериями отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериями классификации удаляемых радиоактивных отходов.
Согласно пункту 2 Правила N 626 биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворождённые плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.
В силу пункта 25 Правил N 626 утилизация особо опасных биологических отходов должна осуществляться под наблюдением специалиста в области ветеринарии, являющегося уполномоченным лицом органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (далее - государственный специалист в области ветеринарии), путём сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка.
Из материалов дела следует, что в результате исследования паталогического материала, отобранного при проведении внеплановой выездной проверки в границах охотничьего угодья "Луганское", обнаружена ДНК вируса АЧС.
Таким образом ООО "Охотник и К" на территории охотхозяйства допустило сокрытие падежа дикого кабана и захоронение биологических отходов (трупов) в земле. Данные факты свидетельствуют о неисполнении организацией предусмотренных законом обязанностей, в результате возникла угроза распространения заболевания АЧС.
Установленный в ходе проверки факт нахождения обгоревших и захороненных в землю останков диких кабанов на территории охотхозяйства свидетельствует о неисполнении обществом возложенных на него законодательством обязанностей по уведомлению компетентных органов о внезапном одновременном падеже диких животных и нарушению порядка обращения с биологическими отходами.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер по недопущению вменяемого нарушения либо наличие объективных обстоятельств, препятствующих исполнению возложенных обязательств, в материалы дела не представлено.
Таким образом ООО "Охотник и К" нарушены требования пункта 19 Правил N 37 и пункта 25 Правила N 626.
Доводы общества об отсутствии доказательств того, что останки обнаруженных животных принадлежат дикому кабану, отклонены.
Суды указали, что 08.10.2022 сотрудниками областного государственного учреждения "Красноармейская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ОГУ "Красноармейская районная СББЖ") на территории урочища Еланка уничтожено 4 трупа кабанов, предположительно погибших от заболевания АЧС.
При этом основным источником возбудителя АЧС являются больные, переболевшие и/или павшие от африканской чумы свиней домашние свиньи и дикие кабаны (Правила N 37).
Переносчиками вируса АЧС могут быть насекомые, клещи, собаки, кошки, лисицы, волки, шакалы, мелкие грызуны и хищные птицы. Однако непосредственными носителя вируса АЧС являются только домашние свиньи и дикие кабаны. Только данные животные гибнут от АЧС.
Согласно протоколам испытаний от 10.12.2022 N П-2867, от 13.12.2022 N П-2880, от 13.12.2022 N П-2881 исследовались именно останки животных и части их трупов (трубчатая кость), обнаруженные на территории охотничьего угодья "Луганское".
Таким образом, вирус АЧС обнаружен именно в тканях павших от АЧС животных.
ОГУ "Красноармейская районная СББЖ" сообщило суду, что выявленные факты падежа дикого кабана на территории охотничьего хозяйства ООО "Охотник и К" имели место в октябре и декабре 2022 года. Об обнаружении трупов кабанов 10.12.2022 и 13.12.2022 учреждение проинформировано сотрудниками Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям. Утилизация всех обнаруженных трупов произведена сотрудниками ОГУ "Красноармейская районная СББЖ".
Согласно актам от 10.12.2022, 13.12.2022 сотрудниками ОГУ "Красноармейская районная СББЖ" на территории охотничьего хозяйства ООО "Охотник и К" уничтожены останки именно диких кабанов, предположительно погибших от заболевания АЧС.
Экспертное исследование от 23.10.2023, проведённое по видеозаписи контрольных мероприятий, не опровергает данный вывод, поскольку оно основано на иных доказательствах.
Таким образом, суды признали доказанным, что останки обнаруженных на территории охотничьего угодья "Луганское" животных принадлежали дикому кабану.
Также отклонены доводы общества об отсутствии доказательств сожжения и сокрытия трупов диких кабанов сотрудниками ООО "Охотник и К".
Из представленных ОГУ "Красноармейская районная СББЖ" актов следует, что директор ООО "Охотник и К" присутствовал при уничтожении трупов диких кабанов 17.12.2022, 22.12.2022 и 23.12.2022, то есть после проведения контрольных мероприятий. Однако данный факт не опровергает бездействие общества по несообщению о падеже диких кабанов, останки которых обнаружены при проведении внеплановой выездной проверки.
Также судами отмечено, что ООО "Охотник и К" заключило охотхозяйственное соглашение, которым обязалось обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, взяв на себя обязанность в том числе по предупреждению распространения АЧС.
Меры, предписанные ветеринарным законодательством, обществом не предприняты. Кроме того, при наличии ранее введённых карантинных мероприятий ООО "Охотник и К", будучи добросовестным охотпользователем, в условиях возложения на него дополнительных обязанностей, должно было особенно тщательно мониторить состояние диких кабанов.
Ведение хозяйственной деятельности осуществляется субъектом предпринимательства самостоятельно и на свой риск, им же и определяются приоритеты направления этой деятельности, а также просчитываются риски совершения тех или иных действий (бездействия).
Небольшое количество сотрудников при большой площади охотничьих угодий не освобождает заявителя от предусмотренных законом обязанностей по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания.
В данном случае Управлением Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям установлена вина ООО "Охотник и К" в совершённом правонарушении.
Общество также приводило доводы об отсутствии доказательств того, что пробы, направленные на исследование, отобраны на территории его охотничьего хозяйства.
Однако директор ООО "Охотник и К" не отрицает, что 6 кострищ, обнаруженные сотрудниками Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям, находились на территории его охотничьего хозяйства.
Согласно видеозаписям контрольных мероприятий отборы проб производились именно из кострищ. Указанное следует и из скриншотов, имеющихся в экспертном исследовании от 23.10.2023.
Кроме того, в актах отбора проб указано, что они отбиралась на территории охотничьего угодья "Луганское".
Некорректное отражение координат не опровергает факт отбора проб именно из обнаруженных 6 кострищ. Ответ кадастрового инженера также не опровергает указанный факт.
Вопреки доводам общества нормативно-правовое регулирование деятельности Россельхознадзора не обязывает сотрудников указанной службы при осуществлении контрольных мероприятий руководствоваться приказом Роскартографии от 18.01.2002 N 3-ПР. Согласно данному приказу его цель - упорядочение планирования и организации геодезических и картографических работ по развитию съёмочного обоснования и съёмке ситуации и рельефа в подразделениях Роскартографии и других субъектах геодезической и картографической деятельности. Россельхознадзор не является субъектах геодезической и картографической деятельности.
Доводам общества о незаконности выданного предписания по мотиву его неисполнимости дана надлежащая правовая оценка.
Пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Федеральным законом о виде контроля.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Судами учитывали вышеприведенные правовые нормы и указали, что выданное ООО "Охотник и К" предписание от 14.12.2022 N 3514 содержит законное требование об устранении установленных в ходе контрольного мероприятия нарушений, ссылку на пункты и статьи нормативных правовых актов Российской Федерации, которые были нарушены (пункт 19 Правил N 37, пункт 25 Правила N 626). На момент выдачи предписания компетентный орган ещё не располагал информацией о принятых мерах по устранению эпидемиологической угрозы, поскольку соответствующие мероприятия ОГУ "Красноармейская районная СББЖ" произведены накануне, 13.12.2022. Это не нарушает права заявителя и не противоречит закону. При вынесении предписания орган действовал разумно и добросовестно, законно и в соответствии с полномочиями и целями своей деятельности.
Устранение выявленных нарушений иными лицами (ОГУ "Красноармейская районная СББЖ") в данном случае не является основанием для признания предписания незаконным, поскольку оно выдано Управлением Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям после оформления акта контрольного мероприятия в рамках имеющихся полномочий, не нарушает права заявителя, а направлено на побуждение его должным образом исполнять свои обязанности. Заявителю достаточно было известить Россельхознадзор об устранении нарушений. Оперативные действия иных компетентных органов по ликвидации очага и угрозы распространения инфекции не могут быть основаниями для вывода о незаконности предписания.
Также судами указано на отсутствие правовых оснований для привлечения к участию в деле прокуратуры, согласовавшей проверку. Прокурор имеет право вступить в данный процесс по собственному усмотрению. Кроме того, в рассматриваемом случае в деле участвовало структурное подразделение Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры - Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура, которое обычно и представляет её в судах в Саратове.
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура является специализированной прокуратурой. Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура приравнивается к районной прокуратуре, руководство которой в соответствии со статьёй 18 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) осуществляется прокурором Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
Поскольку прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура была извещена о ходе настоящего процесса в лице своего структурного подразделения - Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры, которая участвовала в деле и могла реализовать процессуальные права.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу, что оспариваемые ненормативные правовые акты являются законными и обоснованными, в этой связи отказали в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами судов и признает, что все существенные обстоятельства дела установлены судами, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, кассационным судом рассмотрены и отклонены.
Приведенные доводы уже были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, следовательно, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, способных повлиять на правильность принятых судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.12.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2024 по делу N А57-4738/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил жалобу оспаривающего предписание ветеринарного надзора, установив законность проведения внеплановой проверки и выявленных нарушений в охотничьем хозяйстве, связанных с сокрытием падежа диких кабанов и нарушением порядка обращения с биологическими отходами. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 августа 2024 г. N Ф06-5950/24 по делу N А57-4738/2023