г. Казань |
|
16 августа 2024 г. |
Дело N А12-20124/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Закировой И.Ш., Хлебникова А.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Волгоградский областной геронтологический центр"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.03.2024 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2024
по делу N А12-20124/2023
по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (ИНН 3445926514, ОГРН 1023403847235) к Государственному бюджетному специализированному стационарному учреждению социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Волгоградский областной геронтологический центр" (ИНН 3442049417, ОГРН 1033400170715), о взыскании излишне понесенных расходов на социальные выплаты, без участия в судебном заседании представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее - отделение, фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к государственному бюджетному специализированному стационарному учреждению социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Волгоградский областной геронтологический центр" (далее - учреждение, ответчик) о взыскании 26 429 руб. 06 коп. излишне понесенных расходов на социальные выплаты.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.03.2024 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Отделением проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, представленных учреждением для осуществления специальной страховой выплаты медицинским и иным работникам за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1859 (ред. от 25.12.2021, с изм. от 15.07.2022) "О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах работников стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающих социальные услуги (участвующих в оказании социальных услуг, обеспечивающих их оказание) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1859).
В ходе проверки выявлены нарушения пункта 2 Постановления N 1859, пункта 3, подпунктов "а", "г" пункта 6 Правил, утвержденных данным постановлением, выраженные в несоответствии данных реестров сведений о количестве фактически отработанных дней в предоставленных табелях учета использования рабочего времени, о чем составлен акт от 16.12.2022 N 1.
В частности, отделением установлено, что Бессмертновой Ольге Юрьевне должны были быть назначены выплаты по категории 5 (Технический персонал) из расчета 10 000 руб. за одну смену и стоимости одного отработанного дня 714 руб. 30 коп.:
- с 15.02.2021 по 28.02.2021 - за 12 фактически отработанных дней в нормативной смене - 8571 руб. 60 коп. (выплачено - 10 000 руб.);
- с 16.03.2021 по 31.03.2021 - за 14 фактически отработанных дней в нормативной смене -10000 руб. 20 коп. (выплачено - 11 428 руб. 57 коп.);
по категории 4 (Младший медицинский персонал) из расчета 15 000 рублей за одну смену и стоимости одного отработанного дня 1071 руб. 40 коп.:
- с 16.04.2021 по 30.04.2021 - за 13 фактически отработанных дней в нормативной смене -13 928 руб. 20 коп. (выплачено -16 071 руб. 43 коп.);
- 01.05.2021 по 03.05.2021 - за 2 фактически отработанных дня в нормативной смене - 2142 руб. 60 коп. (выплачено - 2142 руб. 86 коп.).
Всего Бессмертновой О.Ю. выплачено по направленным в отделение реестрам сведений за указанный период 39 642 руб. 86 коп. Однако сумма выплат за фактически отработанные дни в нормативной смене составляет 34 642 руб. 86 коп. Соответственно, сумма излишне понесенных фондом расходов на осуществление специальных социальных выплат Бессмертновой О.Ю. составила 5000 руб.
Решетову Владимиру Алексеевичу по категории 3 (административно-управленческий персонал) должна была быть назначена выплата из расчета 25 000 руб. за одну смену и стоимости одного отработанного дня 1785 руб. 70 коп:
- с 16.03.2021 по 31.03.2021 за 12 фактически отработанных дней в нормативной смене -21 428 руб. 40 коп. (выплачено - 28 571 руб. 43 коп.).
Сумма излишне понесенных фондом расходов на осуществление специальных социальных выплат Решетову В.А. составила 7143 руб. 03 коп.
Яранцевой Анастасии Владимировне по категории 3 (административно-управленческий персонал) должны были быть назначены выплаты из расчета 25 000 руб. за одну смену и стоимости одного отработанного дня 1785 руб. 70 коп.:
- 01.02.2021 по 14.02.2022 за 10 фактически отработанных дней в нормативной смене -17 857 руб. (выплачено - 25 000 руб.);
- с 16.03.2021 по 31.03.2021 за 12 фактически отработанных дней в нормативной смене - 21 428 руб. 40 коп. (выплачено - 28 571 руб. 43 коп.).
Всего Яранцевой А.В. выплачено по направленным в отделение реестрам сведений за указанный период 53 571 руб. 43 коп. Однако сумма выплат за фактически отработанные дни в нормативной смене составляет 39 285 руб. 40 коп. Соответственно, сумма излишне понесенных фондом расходов на осуществление специальных социальных выплат Яранцевой А.В. составила 14 286 руб. 03 коп.
Поскольку фондом излишне понесены расходы на выплату специальной социальной выплаты сотрудникам учреждения и ответчик добровольно не возвратил ошибочно перечисленные денежные средства, истец обратился в суд с иском об их взыскании.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности требований фонда.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1859 в целях государственной социальной поддержки работников стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающих социальные услуги (участвующих в оказании социальных услуг, обеспечивающих их оказание) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, производить с 16.11.2020 по 31.12.2022 специальную социальную выплату за нормативную смену, равную 14 календарным дням, установленную в организации в случае введения ограничительных мероприятий, предусматривающих особый режим работы (временная изоляция (обсервация), проживания в стационарной организации (отделении) получателей социальных услуг, работников стационарной организации (отделения) (далее - нормативная смена), следующим категориям работников: социальным работникам, специалистам по социальной работе, специалистам по работе с семьей, специалистам по реабилитационной работе в социальной сфере, психологам в социальной сфере, педагогическим работникам, в том числе воспитателям, инструкторам по труду, логопедам, музыкальным руководителям, педагогам-библиотекарям, педагогам-организаторам, педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-дефектологам, учителям-логопедам, административно-управленческому персоналу - в случае не выявления в стационарной организации социального обслуживания, стационарном отделении новой коронавирусной инфекции - 25 000 руб., в случае выявления - 35 000 руб.
Согласно пункту 3 Правил, специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, равную 14 календарным дням, установленную в организации в случае введения ограничительных мероприятий, предусматривающих особый режим работы (временная изоляция (обсервация), проживания в стационарной организации (отделении) получателей социальных услуг, работников стационарной организации (отделения) (далее - нормативная смена).
В случае, если специальная социальная выплата осуществляется за неполную смену, размер такой выплаты определяется по каждой категории работников исходя из количества фактически отработанных дней из расчета стоимости одного дня в размере одной четырнадцатой суммы выплаты, предусмотренной абзацами вторым - шестым пункта 2 Постановления N 1859.
Право на специальную социальную выплату работнику сохраняется за 14 календарных дней в случае выявления у работника организации в период выполнения им работы в рабочую смену новой коронавирусной инфекции либо вынужденного прерывания работы в рабочую смену работником, имевшим подтвержденный контакт с заболевшим новой коронавирусной инфекцией, в целях соблюдения режима изоляции.
В случае если работник прерывает рабочую смену по собственному желанию либо в связи с заболеванием, за исключением новой коронавирусной инфекции, специальная социальная выплата работнику осуществляется за фактически отработанные дни.
Организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10 Правил).
На основании пункта 12 Правил, расходы, излишне понесенные фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно предоставленным документам, в учреждении не было выявлено случаев коронавирусной инфекции, в связи с чем, специальная социальная выплата за нормативную смену назначалась из расчета 25 000 руб. - для 3 категории работников, 15 000 руб. - для 4 категории и 10 000 руб. - для 5 категории работников.
Трудовое законодательство обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (часть 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации). Это предполагает отражение количества отработанных дней и часов в табелях учета рабочего времени. Табель рабочего времени применяется для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду.
С учетом представленных доказательств, судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что фонд правомерно исходил из необходимости соответствия данных реестров сведений о количестве фактически отработанных дней в нормативной смене и данных предоставленных табелей учета использования рабочего времени, поскольку это прямо вытекает из содержания Правил и Трудового кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов, не подтверждают нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанции, иную оценку доказательств, представленных в материалы дела, и подлежат отклонению, как заявленные за пределами полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.03.2024 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2024 по делу N А12-20124/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность требований фонда о взыскании излишне понесенных расходов на социальные выплаты, выявленных в результате проверки данных учреждения. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, так как установленные факты соответствуют нормам права и требованиям законодательства о социальном обеспечении. Кассационная жалоба отклонена как не обосновывающая необходимость отмены решений судов.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 августа 2024 г. N Ф06-5531/24 по делу N А12-20124/2023