г. Казань |
|
21 августа 2024 г. |
Дело N А65-3689/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хлебникова А.Д.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" - Липатникова М.И., доверенность от 16.02.2023,
Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей - Жамалетдинова И.И., доверенность от 25.07.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2024
по делу N А65-3689/2024
по заявлению Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей (ОГРН 1021602865239, ИНН 1654025044) в лице Нижнекамского территориального органа к акционерному обществу "Торговый дом "Перекресток" (ОГРН 1027700034493, ИНН 7728029110) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению Государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, в лице Казанского территориального органа (далее - заявитель, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к акционерному обществу "Торговый дом "Перекресток" (далее - Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 марта 2024 года, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2024 года, акционерное общество "Торговый дом "Перекресток" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Алкогольная продукция: пиво "Жигулевское" светлое, пастеризованное, фильтрованное в пластиковой таре коричневого цвета, крепостью 4,5%, производства АО "Жигулевское пиво", датой розлива 03.11.2023, годное до 02.01.2024, объемом 1,5 л. в количестве 1 штуки, находящуюся на хранении в Госалкогольинспекции РТ по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Бызова, д. 20а, направлена на уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством.
Не согласившись с названными судебными актами, АО "Торговый дом "Перекресток" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования административного органа.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Общества просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель административного органа в судебном заседании просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд округа приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно обращению Шайдуллиной Гульчачак Фаязовны, поступившего 11.01.2024 (вх.N 20/05) в Госалкогольинспекцию Республики Татарстан установлено, что она приобрела 10 января 2024 года в 14 часов 09 минут в универсаме "Перекресток", находящемся по адресу: г. Нижнекамск, пр. Химиков, д. 18, корпус 2, где хозяйственную деятельность осуществляет АО "ТД" Перекресток", пиво "Жигулевское" светлое, пастеризованное, фильтрованное в пластиковой таре коричневого цвета, крепостью 4,5% об., производства АО "Жигулевское пиво", с датой розлива 03.11.2023, годен до 02.01.2024, объемом 1,5 л., по цене 229 руб. 99 коп.; в количестве 1 шт., с истекшим сроком годности, что подтверждается кассовым чеком от 10.01.2024 и бутылкой данного пива, от которой гражданка Шайдуллина Г.Ф. отказалась и представила в качестве доказательства.
В рамках административного расследования ведущим специалистом-экспертом контрольно-инспекционного отдела Нижнекамского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан Кабировой Г.И. 11.01.2024 в помещении Нижнекамского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан по адресу: г. Нижнекамск, ул. Вызова, д. 20"А", с использованием служебного компьютера был осуществлен доступ к функционалу "Личный кабинет" органа власти на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/cabinet/home). В результате полученного отчета "Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" по АО "ТД" Перекресток" (ИНН 7728029110) за период с 03.11.2023 по 04.01.2024, установлено, что информация о подтверждении приема или об отказе в приеме реализованного пива "Жигулевское" с истекшим сроком годности, была зафиксирована в ЕГАИС 07.11.2023, от АО "ТД" Перекресток" (ИНН 7728029110) в торговом объекте по адресу: г. Нижнекамск, пр. Химиков, д. 18, корпус 2, по товарно-транспортной накладной N АП-775860 (TTN-0685444553), строка N 409).
По данному факту должностным лицом административного органа в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом о месте и времени составления протокола, составлен протокол об административном правонарушении от 30.01.2024 N 000064, в котором его действия квалифицированы по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ, статьи 203 АПК РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды руководствовались следующим.
В соответствии с часть 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Обязательные требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования, к которым относятся пищевая продукция, а также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Согласно статье 4 ТР ТС 021/2011 под пищевой продукцией понимаются продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 29-ФЗ под пищевыми продуктами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Частью 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, не могут находиться в обороте. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно пунктам 7, 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 при хранении и реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем.
В силу статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства-члена Таможенного союза.
Согласно пункту 8.24 "Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила. СП 2.3.6.1066-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001 (далее - СП 2.3.6.1066-01), в организациях торговли запрещается реализация продукции с истекшими сроками годности.
В соответствии с частью 1 статьи 25 и статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) алкогольная продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, считается находящейся в незаконным обороте, ее реализация запрещена. В случае нарушения установленных запретов такая продукция подлежит изъятию.
Судами установлено, что в нарушение вышеуказанных требований Обществом предлагалась к реализации алкогольная продукция с истекшим сроком годности.
Оборот товаров с истекшим сроком годности создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, такая продукция является опасной для здоровья и жизни человека.
Факт совершения АО "Торговый дом "Перекресток" вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что АО "Торговый дом "Перекресток" были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, суду не представлено.
С учетом изложенного судами сделан вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и наличии вины Общества в его совершении.
Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции нормы части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, нарушений процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено, существенных нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу административном правонарушении допущено не было.
Основания для применения положений статей 2.9, 4.1, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ судами не установлены.
Рассматривая доводы АО "Торговый дом "Перекресток" об отсутствии оснований для привлечения его к административной ответственности, поскольку ранее за данное правонарушение к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ было привлечено должностное лицо Общества, суды указали следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Судами отмечено, что Общество не доказало принятие им всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
По настоящему делу не представлено допустимых и достаточных доказательств того, что Общество осуществляло надлежащий контроль за соблюдением работниками, возложенных на них обязанностей по контролю сроков реализации товаров и недопуску к реализации товара с истекшим сроком годности.
Кроме того, неоднократное привлечение Общества к административной ответственности по статье 14.43 КоАП РФ (в частности, дела N А65-29276/2021 и N А65-1013/202) свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны Общества за соблюдением требований законодательства в рассматриваемой сфере.
При таких обстоятельствах судами сделан вывод об отсутствии в данном случае правовых оснований для применения положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ.
Наложение на АО "Торговый дом "Перекресток" административного штрафа в сумме 300 000 руб. соответствует обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения.
Приведенные в жалобе доводы, аналогичны изложенным в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела, подробно исследованы судами и им дана соответствующая правовая оценка исходя из конкретных обстоятельств дела.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2024 по делу N А65-3689/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Д. Хлебников |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения к административной ответственности за продажу алкогольной продукции с истекшим сроком годности, назначив штраф в размере 300000 рублей. Суд установил, что общество не предприняло необходимых мер для соблюдения норм законодательства, что подтверждается материалами дела и предыдущими правонарушениями. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 августа 2024 г. N Ф06-6395/24 по делу N А65-3689/2024