г. Казань |
|
22 августа 2024 г. |
Дело N А12-9111/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Хлебникова А.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "На Жолудева"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.02.2024 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2024
по делу N А12-9111/2023
по заявлению товарищества собственников жилья "На Жолудева" (ОГРН 1043400178909, ИНН 3441027428) к администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) о признании недействительным постановления в части, заинтересованные лица: унитарная некоммерческоая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ОГРН 1143400000875, ИНН 3460000502), индивидуальный предприниматель Бриж Владислав Евгеньевич (ИНН 344409393023, ОГРНИП 314344317800121), Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (ОГРН 1023403430082, ИНН 3444069673), Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787), Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1143443000986, ИНН 3460012716),
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "На Жолудева" (далее - Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Волгограда от 13.03.2023 N 222 "О внесении изменений в постановление Администрации Волгограда от 01.08.2014 N 918 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград", в части внесения в приложение изменения: "5000 ул. им. Жолудева, д. 38".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Волгограда, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - Департамент ЖКХ и ТЭК), Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, унитарная некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - Фонд), индивидуальный предприниматель Бриж Владислав Евгеньевич (далее - ИП Бридж В.Е.),
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.02.2024, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2024, в удовлетворении заявления Товарищества отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Товарищество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, оспариваемым постановлением администрации Волгограда от 13.03.2023 N 222 нарушено исключительное право собственников многоквартирного дома на решение вопросов, связанных с проведением капитального ремонта и формированием фонда капитального ремонта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, Товарищество является управляющей организацией многоквартирного дома N 38 по ул. Жолудева в г. Волгограде.
18.06.2014 на общем собрании собственников названного дома было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете Товарищества, который был открыт в публичном акционерном обществе "Сбербанк России".
Постановлением администрации Волгограда от 13.03.2023 N 222 внесены изменения в приложение к постановлению администрации Волгограда от 01.08.2014 N 918 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград", в том числе в отношении дома N 38 по ул. Жолудева.
03.04.2023 от Фонда на адрес электронной почты Товарищества поступило письмо об обязанности перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Фонд указал реквизиты банка для перевода взносов на капитальный ремонт, накопленных собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам, указанным в постановлении администрации Волгограда от 13.03.2023 N 222, на счет регионального оператора. Кроме того, Товариществу предложено предоставить региональному оператору информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, а также представить копии уведомлений о закрытии банковских счетов.
Полагая, что постановление администрации Волгограда от 13.03.2023 N 222 в части внесения в приложение изменения: "ул. им. Жолудева, д. 38", является незаконным, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предоставления государственной, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (часть 1 статьи 168 ЖК РФ).
На основании части 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Программа включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В части 4 статьи 168 ЖК РФ предусмотрена возможность внесения в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период.
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 ЖК РФ).
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении.
В части 7 статьи 189 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Таким образом, если фонд капитального ремонта формируется на специальном счете и капитальный ремонт не проведен в предусмотренные программой капитального ремонта сроки, орган местного самоуправления обязан принять решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Принятие решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, представляет собой необходимую меру, направленную на обеспечение сохранности этого дома и его безопасной эксплуатации.
Как установлено судами, согласно краткосрочному плану реализации региональной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области", утвержденному приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - Комитет ЖКХ и ТЭК Волгоградской области) от 15.04.2019 N 63-ОД (в редакции от 17.06.2021 N 16), год планируемого капитального ремонта лифтов в доме N 38 по ул. Жолудева - 2022, предельная стоимость указанных работ - 12 129 394 руб. (строка 6.17 таблицы 2 краткосрочного плана).
Постановлением администрации Волгоградской области от 12.02.2018 N 59-п утвержден Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка в целях установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее именуется - уполномоченный орган), создает комиссию по рассмотрению вопросов установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В Комитете ЖКХ и ТЭК Волгоградской области в целях установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах приказом от 21.05.2018 N 76-ОД создана комиссия по рассмотрению вопросов установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - Комиссия) и утверждено положение о Комиссии.
Результат рассмотрения Комиссией поступивших от уполномоченного органа документов отражается в протоколе заседания Комиссии, который содержит одно из двух решений в соответствии с пунктом 8 Порядка:
- о необходимости (об отсутствии необходимости) повторного оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в срок, установленный региональной программой;
- о необходимости (об отсутствии необходимости) оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту, не проведенных в срок, предусмотренный региональной программой, с указанием срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Решением Комиссии, оформленной протоколом от 14.02.2023, установлена необходимость оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту лифтов, не проведенных в сроки, предусмотренные региональной программой, в 82 многоквартирных домах, фонд капремонта в которых формируется на спецсчетах, в том числе в многоквартирном доме N 38 по ул. Жолудева.
Комиссией установлено, что лифты в количестве 5 штук в многоквартирном доме N 38 по ул. Жолудева отработали срок службы (год ввода в эксплуатацию - 1978); на сегодняшний момент срок эксплуатации лифтов составляет 45 лет. При этом информация о выполнении капитального ремонта лифтов в многоквартирном доме N 38 по ул. Жолудева в срок, установленный региональной программой, не поступала.
Доказательств принятия собственниками помещений спорного дома решения о переносе сроков капитального ремонта лифтов на иной период не представлено (отсутствуют протоколы общего собрания собственников, на которых решались вопросы о переносе сроков капитального ремонта). Мер по реализации Программы капремонта за счет средств, находящихся на специальном счете (в части невыполненных работ по замене лифтов), также не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая положения части 7 статьи 170 ЖК РФ, суды обоснованно пришли к выводу о наличии у администрации Волгограда оснований для принятия постановления о включении спорного дома в перечень домов, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, в связи с чем правомерно отказали Товариществу в удовлетворении его требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.02.2024 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2024 по делу N А12-9111/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Т. Сибгатуллин |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на решение о признании недействительным постановления администрации, изменяющего порядок формирования фонда капитального ремонта для многоквартирного дома. Установлено, что собственники не реализовали право выбора способа формирования фонда, что дало основание для включения дома в перечень объектов, финансируемых через счет регионального оператора.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 августа 2024 г. N Ф06-6106/24 по делу N А12-9111/2023