г. Саратов |
|
07 мая 2024 г. |
Дело N А12-9111/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Дудкиной А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "На Жолудева" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 февраля 2024 года по делу N А12-9111/2023
по заявлению Товарищества собственников жилья "На Жолудева" (400006, г. Волгоград, ул. им. Жолудева, д. 22, ОГРН: 1043400178909, ИНН: 3441027428)
к Администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. им. Володарского, д. 5, ОГРН: 1023403433822, ИНН: 3444059139)
о признании недействительным постановления в части,
с участием в деле в качестве заинтересованных лиц - Унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 32А, ОГРН: 1143400000875, ИНН: 3460000502), Индивидуального предпринимателя Бриж Владислава Евгеньевича (г. Волгоград, ИНН: 344409393023, ОГРНИП: 314344317800121), Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, Набережная 62-й Армии, д. 5, ОГРН: 1023403430082, ИНН: 3444069673), Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А, оф. 205, ОГРН: 1063460031580, ИНН: 3445079787), Комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 32А, ОГРН: 1143443000986, ИНН: 3460012716), Администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. им. Володарского, д. 5, ОГРН: 1023403433822, ИНН: 3444059139),
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Товарищество собственников жилья "На Жолудева" (далее - ТСЖ "На Жолудева", Товарищество, заявитель) с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Волгограда N 222 от 13.03.2023 "О внесении изменений в постановление Администрации Волгограда N 918 от 01.08.2014 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград", в части внесения в приложение изменения: 5000 ул. им. Жолудева, д. 38.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Унитарная некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - УНО "Региональный фонд капремонта"), Индивидуальный предприниматель Бриж Владислав Евгеньевич (далее - ИП Бридж В.Е.), Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - Департамент ЖКХ и ТЭК), Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, Администрация Волгограда.
Решением от 26 февраля 2024 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении заявленных требований ТСЖ "На Жолудева" отказал. Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.04.2023 г. по делу N А12-9111/2023 отменены.
ТСЖ "На Жолудева" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет ЖКХ) считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 05.04.2024.
Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 18.06.2014 на общем собрании собственников дома N 38 принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ "На Жолудева". Специальный счет был открыт в ПАО "Сбербанк России".
Постановлением Администрации Волгограда от 13.03.2023 N 222 внесены изменения в постановление Администрации Волгограда от 01.08.2014 г. N 918 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград", в соответствии с которым в приложение к Постановлению администрации Волгограда от 01.08.2014 N918, внесено изменение, в том числе в отношении дома N 38 по ул. им. Жолудева.
03 апреля 2023 года от УНО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" на адрес электронной почты ТСЖ "На Жолудева" поступило письмо об обязанности перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. УНО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" указало реквизиты банка для перевода взносов на капитальный ремонт, накопленных собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам, указанным в постановлении администрации Волгограда от 13.03.2023 N 222 на счет регионального оператора.
Кроме того, ТСЖ "На Жолудева" необходимо предоставить региональному оператору информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта и предоставить копии уведомлений о закрытии банковских счетов
Полагая, что постановление Администрации Волгограда от 13.03.2023 N 222 в части внесения в приложение изменения: "ул. им. Жолудева, д. 38", является незаконным, ТСЖ "На Жолудева" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным постановления Администрации Волгограда от 13.03.2023 N 222, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не указаны нормы закона, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс) расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предоставления государственной, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (часть 1 статьи 168 Кодекса).
На основании части 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Программа включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В части 4 статьи 168 ЖК РФ предусмотрена возможность внесения в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период.
В соответствии с частью 3 статьи 170 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 ЖК РФ).
Согласно части 7 статьи 170 Кодекса в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении.
В части 7 статьи 189 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
В соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении.
Таким образом, если фонд капитального ремонта формируется на специальном счете и капитальный ремонт не проведен в предусмотренные программой капитального ремонта сроки, орган местного самоуправления обязан принять решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Принятие решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, представляет собой необходимую меру, направленную на обеспечение сохранности этого дома и его безопасной эксплуатации.
Как указано выше, 18.06.2014 на общем собрании собственников дома N 38 принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ "На Жолудева". Специальный счет был открыт в ПАО "Сбербанк России".
Региональной программой срока проведения капремонта лифтов в МКД N 38 в 2020-2022 годах (в соответствии со строкой 6.17 Таблицы Np 2 краткосрочного плана реализации региональной программы на 2020 - 2022 годы, утвержденного приказом Комитета ЖКХ и ТЭК Волгоградской обл. от 15.04.2019 N 63-ОД (ред. N 16 от 17.06.2021) год планируемого капитального ремонта лифтов в МКД N38 - 2022, предельная стоимость указанных работ 12 129 394 руб.)
Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 12.02.2018 N 59-п утвержден Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка в целях установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее именуется - уполномоченный орган), создает комиссию по рассмотрению вопросов установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В Комитете ЖКХ в целях установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах приказом от 21.05.2018 N 76-ОД создана комиссия по рассмотрению вопросов установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее Комиссия) и утверждено положение о Комиссии.
Результат рассмотрения Комиссией поступивших от уполномоченного органа документов отражается в протоколе заседания Комиссии, который содержит одно из двух решений в соответствии с пунктом 8 Порядка:
- о необходимости (об отсутствии необходимости) повторного оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в срок, установленный региональной программой;
- о необходимости (об отсутствии необходимости) оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту, не проведенных в срок, предусмотренный региональной программой, с указанием срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Решением указанной Комиссии, оформленной протоколом от 14.02.2023, установлена необходимость оказания услуг и (или) выполнения работ по капремонту лифтов, не проведенных в сроки, установленные регпрограммой, в 82 МКД, фонд капремонта в которых формируется на спецсчетах, в том числе в МКД N 38.
Комиссией установлено, что лифты (в количестве - 5) в МКД N 38 по ул.Жолудево отработали срок службы (год ввода в эксплуатацию - 1978). На сегодняшний момент срок эксплуатации лифтов составляет 45 лет.
При этом информация об исполнении капитального ремонта лифтов в МКД N 38 в срок, установленный регпрограммой, не поступала.
Судебной коллегией отклоняется ссылка подателя жалобы, как на основание для отмены судебного акта, на заключения ООО "ИКЦ "Лифтсервис" от 17.01.2023, поскольку согласно выдам данных заключений лифты не соответствуют общим требованиям безопасности; требуют устранения выявленных нарушений.
Довод Товарищества об отсутствии актов осмотра технического состояния общего имущества в многоквартирном доме, заверенных управляющей организацией или лицом, уполномоченным действовать от имени собственников помещений в МКД, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен.
Как верно указал суд, указанные акты могут быть предоставлены в уполномоченный орган только при их наличии (о чем и указано в п. 4 Порядка), поскольку необходимость их рассмотрения при принятии решения о необходимости проведения капремонта присутствует не всегда. В случае с МКД N 38 для принятия решения Комиссией было достаточно получения заявления об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД с приложением соответствующей информации, направленного в уполномоченный орган органом местного самоуправления (департаментом ЖКХ и ТЭК). Указанное заявление представляется в свободной форме, его форма нормативными правовыми актами не установлена. Заявление, поданное органом местного самоуправления содержит информацию о перечне многоквартирных домов, в отношении которых в период с 2020 по 2022 годы в региональной программе были запланированы работы по капремонту (замене) лифтового оборудования и в ходе анализа первичной документации которых установлены факты отработки назначенного срока службы лифтового оборудования, но работы по капремонту не выполнены.
При таких обстоятельствах, является правомерным вывод суда о том, что обжалуемое в части постановление Администрации города Волгограда от 13.03.2023 N 222 соответствует нормам части 7 статьи 189 ЖК РФ.
При этом как верно указал суд, что указанное постановление определяет (изменяет) только способ исполнения обязанности собственников по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которая имеется у собственников помещений МКД в силу закона, т.е. формирование фонда капитального ремонта теперь должно осуществляться на счете Фонда.
Таким образом, никаких дополнительных прав или обязанностей указанное постановление не добавляет, поскольку ТСЖ является только владельцем специального счета, на котором аккумулировались денежные средства, а, согласно ст. 36.1 ЖК РФ, права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств для проведения капитального ремонта общего имущества, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме.
Довод подателя жалобы со ссылкой на договор N 02/22 от 11.07.2022, который содержит положения о рассрочке платежа, что, по мнению заявителя, представляет собой коммерческий кредит, и согласно положениям части 10 статьи 173 ЖК РФ, исключает возможность принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, так же правомерно отклонен судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 38 по ул. Жолудева, оформленным протоколом от 06.07.2022, постановлено проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения. Установлены сроки капремонта - июль-август 2022 года, определен перечень работ и порядок их финансирования.
Во исполнение решения собственников, между ИП Бриж В.Е. и ТСЖ "На Жолудева" заключен Договор N 02/22 от 11.07.2022, которым предусмотрена оплата единовременно 920 000 руб. и в рассрочку по 70 000 руб., ежемесячно до мая 2025 года.
Однако, как обоснованно указал суд, на момент принятия постановления задолженность за выполненный ремонт у ТСЖ "На Жолудева" отсутствовала. Договор заключен только 11.07.2022, постановление принято 13.03.2022. В указанную дату ремонтные работы произведены не были.
Наличие заключенного в последующем договора не свидетельствует о незаконности постановления в рассматриваемой части на момент его принятия.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал Товариществу в удовлетворении заявления, оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Иные доводы заявителя, изложенные в жалобе, рассмотрены апелляционным судом и отклонены, поскольку они не опровергают сделанные судом выводы и, по существу, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в с соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 февраля 2024 года по делу N А12-9111/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-9111/2023
Истец: ТСЖ "НА ЖОЛУДЕВА"
Ответчик: Бриж Владислав Евгеньевич, УНИТАРНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, КОМИТЕТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ