Правительство Российской Федерации рассмотрело проект федерального закона и сообщает следующее. Дать заключение по законопроекту в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации не представляется возможным в связи с отсутствием необходимого финансово-экономического обоснования.
По законопроекту имеются следующие замечания.
1. Законопроект (статья 1, пункт 2 статьи 2, пункт 4 статьи 10) предусматривает обращение имущества граждан и юридических лиц в государственную и муниципальную собственность на основании постановления Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.
Однако необходимо учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 статьи 235 и статьей 306 Гражданского кодекса Российской Федерации обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится только в государственную собственность и только на основании федерального закона.
2. Пункт 2 статьи 4 законопроекта содержит императивную норму, предусматривающую безусловную национализацию приватизированного имущества, что противоречит части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации.
3. Согласно статье 5 законопроекта национализируемое имущество закрепляется за государственными или муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и указанное имущество не подлежит отчуждению из федеральной или муниципальной собственности в течение 10 лет с момента национализации.
Указанная норма не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и содержит внутреннее противоречие, поскольку унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, несут ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, и установление запрета на его отчуждение нарушит интересы кредиторов при банкротстве таких предприятий.
4. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 законопроекта Правительство Российской Федерации, исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации обязаны отказать инициатору обращения в рассмотрении заявления об обращении в государственную собственность имущества по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 4 настоящего Федерального закона.
Однако статья 4 законопроекта таких оснований не устанавливает.
5. Законопроект (пункт 3 статьи 10, пункт 2 статьи 13, статья 14) предусматривает, что расчет стоимости национализируемого имущества и определение размера возмещения стоимости имущества производит комиссия по изучению имущества, что противоречит Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку такая комиссия не является юридическим лицом и субъектом оценочной деятельности.
6. Положение пункта 5 статьи 10 законопроекта, предусматривающее выплату возмещения наряду с собственником национализируемого имущества иным лицам, обладающим правами на национализируемое имущество, не соответствует статьям 235 и 306 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым возмещение убытков при национализации имущества производится только собственнику такого имущества.
7. Согласно статье 11 законопроекта право государственной собственности на национализированное имущество возникает с момента государственной регистрации имущества в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что действующее законодательство Российской Федерации (статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") предусматривает государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество.
8. Глава 3 законопроекта устанавливает порядок возмещения собственнику стоимости имущества собственнику, который не учитывает требования статей 235 и 306 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие необходимость возмещения не только стоимости имущества, но и других убытков, причиненных собственнику в результате принятия федерального закона, прекращающего право собственности, а также не определяет источники и порядок финансирования государством такого возмещения.
Необходимо иметь в виду, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (статья 35 Конституции Российской Федерации).
9. Пунктом 2 статьи 12 законопроекта предусмотрено, что средствами платежа при национализации могут быть признаны государственные или муниципальные ценные бумаги. Вместе с тем выплата возмещения за национализируемое имущество ценными бумагами приведет к нарушению конституционного принципа о равноценности возмещения (часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации). Кроме того, данное положение противоречит действующему законодательству, устанавливающему добровольность размещения ценных бумаг (часть 4 статьи 75 Конституции Российской Федерации, пункт 2 статьи 817 Гражданского кодекса Российской Федерации, глава 5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг").
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона.
Заместитель Председателя Правительства |
А.Кудрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 10 февраля 2003 г. N 781п-П5 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О национализации имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Арефьевым Н.В."
Текст письма официально опубликован не был