Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Становление в новом законодательном формате системы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации (А.В. Крикунов, "Аудиторские ведомости", N 12, декабрь 2002 г.)

Становление в новом законодательном формате системы
регулирования аудиторской деятельности
в Российской Федерации


В настоящее время регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7.08.01 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и Федеральным законом от 8.08.01 г. N 128-ФЗ (с изм. от 13, 21.03.02 г.) "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также рядом нормативных правовых актов, подготовленных и утвержденных во исполнение указанных Законов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.02.02 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации определено в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности, также этим документом утверждены Правила обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона N 119-ФЗ.

Правительством Российской Федерации во исполнение Федерального закона N 128-ФЗ 11 февраля 2002 г. принято постановление N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым Минфин России определен лицензирующим органом в области аудиторской деятельности. Наряду с этим Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.03.02 г. N 190 (с изм. и доп. от 3.10.02 г.) "О лицензировании аудиторской деятельности", которое вступило в силу 4 апреля 2002 г. и которым было утверждено Положение о лицензировании аудиторской деятельности. Необходимо отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 3.10.02 г. N 731 указаны изменения, внесенные в нормативные правовые акты, касающиеся регистрации юридических лиц.

Следующим шагом стало принятие Правительством Российской Федерации постановления от 12.06.02 г. N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита". Данным постановлением утверждены Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%.

Следует подчеркнуть, что конкурс по отбору аудиторских организаций на проведение такой обязательной ежегодной аудиторской проверки организаций открытый. Организатором конкурса является орган управления организаций, подлежащий обязательному аудиту, формируемый ее собственниками и осуществляющий общее руководство деятельностью организации. Конкурс проводится ежегодно. В конкурсе могут участвовать только аудиторские организации, имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, предоставленные в установленном порядке, а также отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации N 409 подготовлен перечень соответствующих мероприятий:

утверждение типового положения о конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита (приказ Минфина России от 31.10.02 г. N 107н зарегистрирован в Минюсте России, опубликован в "Финансовой газете" N 50, 2002 г.);

утверждение типового технического задания на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, и федеральных государственных унитарных предприятий;

проведение конкурсов (по акционерным обществам - определение аудитора общества по отчетности за 2003 г., по федеральным государственным унитарным предприятиям - определение аудитора предприятия по отчетности за 2003 г., определение аудитора предприятия по отчетности за 2002 г. проводится на конкурсной основе в случае, если предприятием до утверждения документа, указанного в п.1 примерного перечня мероприятий, не был заключен договор с аудитором по отчетности за 2002 г.);

выработка дальнейшего плана действий по результатам проведенного анализа.

Во исполнение указанных законодательных и нормативных документов Минфином России изданы приказы:

от 1.04.02 г. N 26н "Об утверждении формы бланка лицензии на осуществление аудиторской деятельности";

от 25.04.02 г. N 34н "Об утверждении формы бланка квалификационного аттестата аудитора";

от 29.04.02 г. N 38н "Об утверждении Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации";

от 3.06.02 г. N 47н "О Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации";

от 28.06.02 г. N 64н "Об утверждении Временного положения о ведении государственных реестров в области организации аудиторской деятельности";

от 17.07.02 г. N 146 "Об упразднении Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Министерства финансов Российской Федерации";

от 25.07.02 г. N 153 "О составе Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации";

от 12.09.02 г. N 93н "Об утверждении Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации".

Соответствующие нормативные акты в установленном порядке прошли государственную регистрацию в Минюсте России, в частности приказ N 93н зарегистрирован Минюстом России 27 ноября 2002 г.

В связи с поступающими запросами с мест для целей разъяснения отдельных вопросов организации аудиторской деятельности были подготовлены следующие письма:

от 11.04.02 г. N 28-05-01/781/СШ "Перечень документов, требований и условий, необходимых для подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности" (опубликовано в "Финансовой газете" N 17, 2002 г.);

от 25.04.02 г. N 28-01-21/871/СШ "Перечень документов, требований и условий, необходимых для обмена квалификационных аттестатов аудитора" (опубликовано в "Финансовой газете" N 18, 2002 г.);

от 18.07.02 г. N 28-01-05/1239 "Об отдельных вопросах повышения квалификации аудиторами" (опубликовано в "Финансовой газете" N 30, 2002 г.);

от 2.08.02 г. N 28-05-01/1324/АП (опубликовано в "Финансовой газете" N 36, 2002 г.);

от 25.11.02 г. N 28-0501/1882/АП "Об изменениях в перечне документов на предоставление лицензии на осуществление аудиторской деятельности".

По состоянию на декабрь 2002 г. за 8-летний период протоколами ЦАЛАК Минфина России и приказами Минфина России приняты решения о выдаче лицензий на осуществление аудиторской деятельности 26,5 тыс. лицензиатов, в том числе аудиторским организациям - 15,9 тыс. и индивидуальным аудиторам - 10,6 тыс.; из них в области общего аудита - 21,7 тыс.; по аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов - 1,2 тыс.; по аудиту страховщиков - 0,9 тыс. (с учетом ранее принятых решений ЦАЛАК Росстрахнадзора); единые лицензии (без выделения видов аудита) - 2,7 тыс.

Из общего количества лицензий число лицензий, выданных по приказам Минфина России, составило почти 11,5 тыс.; отказано в выдаче лицензий 179 соискателям лицензий.

Аннулировано 20 ранее выданных лицензий. Переоформлено по заявлениям лицензиатов 326 лицензий, выдано 20 дубликатов утраченных лицензиатами бланков лицензий.

Общее число действующих лицензий по состоянию на декабрь 2002 г. (с учетом ранее выданных лицензий) составило 8,5 тыс., в том числе единых для четырех видов аудита - 2,7 тыс.

По состоянию на декабрь 2002 г. общее количество действующих аттестатов составляет 29,1 тыс.

За период с начала действия Правил обмена квалификационных аттестатов аудитора - 1 мая 2002 г. - во исполнение Закона N 119-ФЗ издано 4 приказа Минфина России по вопросам обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу этого Закона, на аттестаты, предусмотренные Законом N 119-ФЗ. В целом по состоянию на декабрь 2002 г. приняты решения об обмене 1644 квалификационных аттестатов аудитора, при этом отказано в обмене 41 аудитору.

По состоянию на этот же период 2002 г. при Минфине России аккредитованы 7 профессиональных аудиторских объединений:

Некоммерческое партнерство "Аудиторская палата России";

Некоммерческое партнерство "Московская аудиторская палата";

Международная общественная организация "Ассоциация бухгалтеров и аудиторов "Содружество";

Некоммерческое партнерство "Институт профессиональных аудиторов";

Общественная организация "Российская коллегия аудиторов";

Некоммерческое партнерство "Национальная федерация консультантов и аудиторов";

Некоммерческое партнерство "Институт профессиональных бухгалтеров России".

Представители указанных профессиональных аудиторских объединений вошли в Совет по аудиторской деятельности при Минфине России. Вместе с тем аккредитованные объединения пока не заработали так, как необходимо для эффективного развития профессии, на что Департаментом организации аудиторской деятельности обращено внимание руководства этих объединений.

Аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям, на наш взгляд, предначертана роль заинтересованных групп, которая должна состоять в систематизации, примирении и сведении к единому знаменателю интересов всех составляющих их компонентов для последующего представления этих интересов в федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Эти группы должны обеспечивать использование организационных форм и профессионального опыта, необходимых для систематизации и упорядочения разнородных конфликтующих требований и интересов. Они должны выполнять ряд функций, имеющих большое общественно-профессиональное значение: а) информационную, требующую значительных средств, в том числе предпринимательских; б) социально-психологическую (убеждение членов группы в принятии определенной программы действий); в) управленческую (направление информаций, программ, проектов в Минфин России и обоснование их целесообразности). Аккредитованным объединениям еще предстоит сделать более конструктивные шаги на пути возможного их объединения (полное объединение на данный момент пока невозможно по целому ряду причин) или хотя бы укрупнения и координации действий с учетом опыта стран с более продолжительной историей аудита.

Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений и Положение о Совете по аудиторской деятельности при Минфине России были подготовлены при широком участии ведущих профессиональных аудиторских объединений, научных кругов и практикующих аудиторов.

Интеллектуальный потенциал Совета должен способствовать формированию действенной системы регулирования аудиторской деятельности, объективно и компетентно влиять на формирование и развитие аудиторского рынка. С начала работы Совета прошло 5 заседаний, рассмотрено большое количество важных для профессии вопросов, кроме того, на декабрьское заседание готовятся такие вопросы, как: утверждение положений о комиссиях Совета, выработка схемы работы по анализу рейтингов аудиторских организаций и аудиторских групп в сфере аудиторской деятельности, разработка концепции подготовки закона, определяющего порядок и условия осуществления обязательного страхования при проведении аудита, конкретизирующего положения ст.13 Закона N 119-ФЗ, формирования перечня федеральных правил (стандартов) 3-й очереди. Одной из первоочередных задач Совета была и остается разработка и предварительная экспертиза федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. В настоящее время в данном направлении идет активная работа, в том числе с участием проекта ТАСИС "Реформа системы российского аудита", определен первоочередной перечень проектов 11 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

В Департаменте организации аудиторской деятельности подготовлены предложения по внесению изменений в приказ от 27.10.99 г. N 69н "Об утверждении Порядка представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков", принятие уточненного документа по данному вопросу должно стать важным шагом в деле регулирования аудиторской деятельности.

В связи с разработкой федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.02 г. N 696) и внедрением международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в Российской Федерации необходимо еще раз отметить, что в соответствии с п.1 ст.1 Закона N 119-ФЗ аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Согласно п.3 ст.1 Закона N 199-ФЗ целью аудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В то же время основной целью аудита финансовой отчетности, составленной по МСФО или правилам иностранных государств, является установление соответствия финансовой отчетности во всех существенных аспектах установленным основам финансовой отчетности.

В целях регулирования и лицензирования деятельности аудиторов, выражающих свое мнение о финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО или стандартами иностранных государств, на наш взгляд, прежде всего необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 21.11.96 г. N 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 23.07.98 г. и 28.03.02 г.) "О бухгалтерском учете" с целью включения требования о применении МСФО. В дальнейшем во исполнение обновленного Федерального закона N 129-ФЗ изменению в определенной степени подвергнутся в том числе положения по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты, составляющие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Внесение изменений в Закон N 129-ФЗ с целью включения требования о применении МСФО представляется целесообразным на первоначальном этапе внедрения МСФО только для отдельных категорий организаций. На наш взгляд, данное требование должно относиться к консолидированной финансовой отчетности компаний, акции которых обращаются на фондовой бирже, и банков. Законом должно быть также предусмотрено, что данная финансовая отчетность должна проходить независимую аудиторскую проверку, осуществляемую аудитором или аудиторской организацией, которая официально признается как имеющая право на такую проверку.

Поскольку целью аудита в соответствии с Законом N 119-ФЗ является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, которое будет предусматривать применение МСФО, то и деятельность аудиторов, выражающих свое мнение о финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, будет подлежать регулированию и лицензированию в соответствии с Законами N 119-ФЗ и N 128-ФЗ. При этом внесения изменений и дополнений в указанные Законы не требуется, МСФО будут включены в действующее российское законодательство, а составление финансовой отчетности в формате МСФО отдельными категориями организаций (компаниями, акции которых обращаются на фондовой бирже, и банками) и аудит такой финансовой отчетности станут законодательным требованием. Из этого логически вытекает, что деятельность аудиторов, выполняющих согласно требованию закона аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, будет подлежать регулированию, в том числе лицензированию.

Изложенные меры должны создать хорошую нормативно-правовую базу для подготовки и представления содержательной достоверной финансовой информации в интересах общества. В то же время необходимы меры, обеспечивающие эффективное применение введенных правил. Это потребует дальнейшего совершенствования порядка регулирования аудиторской деятельности.

Такая работа уже ведется. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 80 формируется система федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Этим же постановлением определено, что до утверждения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, были разработаны в соответствии с подготовленной Минфином России по поручению Правительства Российской Федерации от 4.01.98 г. N АЧ-П13-00058 и утвержденной в апреле 1998 г. Программой действий на период 1998-1999 гг. по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов на основе разработанных на международной базе аудиторских стандартов.

Департаментом организации аудиторской деятельности совместно с ЦАЛАК Минфина России в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации N 80 в контакте с проектом ТАСИС "Реформа российского аудита" была сформирована рабочая группа по подготовке проектов федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Рабочей группой был проведен сравнительный анализ правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, и международных стандартов аудита (МСА), выделены по схожести 3 группы стандартов. Итогом данной работы стал перечень проектов федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности для первоочередной разработки. Указанные проекты были рассмотрены Советом по аудиторской деятельности в два этапа и рекомендованы для внесения на утверждение в Правительство Российской Федерации.

Постановлением N 696 утверждены первые 6 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности", "Документирование аудита", "Планирование аудита", "Существенность в аудите", "Аудиторские доказательства" и "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности". Данные стандарты разработаны с учетом международных стандартов аудита, практически максимально к ним приближены.

В настоящее время на основе соответствующих международных стандартов аудита разработаны проекты 5 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности второй очереди: "Внутрифирменный контроль качества работы в аудите", "Оценка рисков и внутренний контроль", "Аффилированные лица", "События после отчетной даты" и "Применимость допущения непрерывности деятельности" с учетом анализа предложений от членов Совета по аудиторской деятельности и представителей аккредитованных профессиональных аудиторских объединений по совершенствованию правил (стандартов) во взаимосвязи с существующими тенденциями по переходу на МСФО. Запланированный комментарий по указанным стандартам должен в дальнейшем дать ответы на многие вопросы, которые в настоящее время систематизируются. В данном же случае считаем необходимым привести в сопоставлении аналоги международных стандартов аудита, использованных при разработке федеральных правил (стандартов).


/-----------------------------------------------------------------------\
| N |Наименование российского пра-|N по ISA и наименование  аналогичного|
|п/п|вила    (стандарта)     ауди-|международного стандарта аудита      |
|   |торской деятельности         |                                     |
|---+-----------------------------+-------------------------------------|
| 1 |Федеральное   правило  (стан-|ISA  200.  Objectives  and   General |
|   |дарт) аудиторской деятельнос-|Principles  Governing  an   Audit of |
|   |ти  N  1   "Цель  и  основные|Financial Statements                 |
|   |принципы  аудита  финансовой |МСА 200.                             |
|   |(бухгалтерской) отчетности"  |Цель и общие принципы аудита финансо-|
|   |                             |вой отчетности                       |
|---+-----------------------------+-------------------------------------|
| 2 |Федеральное   правило  (стан-|ISA 230.                             |
|   |дарт) аудиторской деятельнос-|Documentation                        |
|   |ти   N  2   "Документирование|МСА 230.                             |
|   |аудита"                      |Документация                         |
|---+-----------------------------+-------------------------------------|
| 3 |Федеральное   правило  (стан-|ISA 300.                             |
|   |дарт) аудиторской деятельнос-|Planning                             |
|   |ти N 3  "Планирование аудита"|МСА 300.                             |
|   |                             |Планирование                         |
|---+-----------------------------+-------------------------------------|
| 4 |Федеральное   правило  (стан-|ISA 320.                             |
|   |дарт) аудиторской деятельнос-|Audit Materiality.                   |
|   |ти   N  4  "Существенность  в|МСА 320.                             |
|   |аудите"                      |Существенность в аудите              |
|   |                             |Кроме того,  частично  пересекается с|
|   |                             |ISA 400                              |
|---+-----------------------------+-------------------------------------|
| 5 |Федеральное   правило  (стан-|ISA 500.                             |
|   |дарт) аудиторской деятельнос-|Audit Evidence                       |
|   |ти N 5  "Аудиторские  доказа-|МСА 500.                             |
|   |тельства"                    |Аудиторские доказательства           |
|---+-----------------------------+-------------------------------------|
| 6 |Федеральное   правило  (стан-|ISA 700.                             |
|   |дарт) аудиторской деятельнос-|The Auditor's  Report  on  Financial |
|   |ти N 6  "Аудиторское заключе-|Statements                           |
|   |ние  по  финансовой  (бухгал-|МСА 700.                             |
|   |терской) отчетности"         |Аудиторские заключения по  финансовой|
|   |                             |отчетности                           |
|---+-----------------------------+-------------------------------------|
| 7 |Федеральное   правило  (стан-|ISA 400.                             |
|   |дарт) аудиторской деятельнос-|Risk   Assessments   and    Internal |
|   |ти "Оценка рисков  и внутрен-|Control                              |
|   |ний   контроль"   Подготовлен|МСА 400.                             |
|   |проект                       |Оценка рисков и  система  внутреннего|
|   |                             |контроля                             |
|---+-----------------------------+-------------------------------------|
| 8 |Федеральное   правило  (стан-|ISA 220.                             |
|   |дарт) аудиторской деятельнос-|Quality Control for Audit Work       |
|   |ти "Внутрифирменный  контроль|МСА 220.                             |
|   |качества   работы  в  аудите"|Контроль качества аудиторской  работы|
|   |Подготовлен проект           |                                     |
|---+-----------------------------+-------------------------------------|
| 9 |Федеральное   правило  (стан-|ISA 550.                             |
|   |дарт) аудиторской деятельнос-|Related Parties                      |
|   |ти   "Аффилированные    лица"|МСА 550.                             |
|   |Подготовлен проект           |Связанные стороны                    |
|---+-----------------------------+-------------------------------------|
|10 |Федеральное   правило  (стан-|ISA 560. Subsequent Events           |
|   |дарт) аудиторской деятельнос-|МСА 560.                             |
|   |ти  "События  после  отчетной|Последующие события                  |
|   |даты" Подготовлен проект     |                                     |
|   |                             |                                     |
|---+-----------------------------+-------------------------------------|
|11 |Федеральное   правило  (стан-|ISA 570.                             |
|   |дарт) аудиторской деятельнос-|Going Concern                        |
|   |ти   "Применимость  допущения|МСА 570.                             |
|   |непрерывности   деятельности"|Допущение о непрерывности деятельнос-|
|   |Подготовлен проект           |ти предприятия                       |
\-----------------------------------------------------------------------/

Стандарты аудита - вновь разрабатываемые федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, - определяют процедуры проведения аудита, а не составления отчетности. С учетом того, что в их основе лежат международные стандарты аудита, данные стандарты позволяют проводить аудит и в соответствии с российскими ПБУ, и в соответствии с МСФО.

На основе рекомендаций Международного комитета по стандартам учета и отчетности, Международной федерации бухгалтеров и Международной организации высших аудиторских учреждений Всемирным банком в 1995 г. разработано Руководство по финансовому учету, отчетности и аудиту. Как правило, оно используется в качестве справочного пособия, и хотелось бы в том числе аудиторам рекомендовать ознакомиться с этим материалом.

В целом можно отметить, что и практика аудита, опираясь на накопленный в мире опыт, имеет в различных странах, в том числе и в России, свои особенности. Они отражают специфику каждой страны, систему ее государственного самоуправления и многое другое.

Один из важнейших блоков в настоящее время в структуре регулирования аудиторской деятельности - блок, включающий системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов.

Минфин России в соответствии с Законом N 119-ФЗ и постановлением N 80 организует в установленном законодательством Российской Федерации порядке систему аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов. При этом аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов будут проводиться в учебно-методических центрах, включенных в государственный реестр учебно-методических центров.

Обязательными условиями и требованиями включения учебно-методических центров в государственный реестр учебно-методических центров являются:

учебно-методический центр действует (создан) в структуре образовательного учреждения или с участием образовательного учреждения и аккредитованного профессионального аудиторского объединения;

образовательное учреждение должно иметь лицензию на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования по специальностям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и (или) "Финансы и кредит". Длительность обучения, предусмотренная лицензией, должна быть не менее 200 часов;

учебно-методический центр должен иметь в штате или привлечь на договорной основе преподавателей высшей квалификации (не менее 2 докторов экономических наук или 4 кандидатов экономических наук по специальностям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и (или) "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение" либо не менее 2 профессоров или 4 доцентов по кафедрам, читающих курсы по аудиту, бухгалтерскому учету, анализу, налогообложению, финансам и кредиту);

учебно-методический центр должен иметь необходимую материально-техническую базу (служебные помещения, оргтехнику, факсимильный аппарат, желательно компьютерный класс, собственный адрес электронной почты, доступ в сеть Интернет);

образовательное учреждение должно иметь трехлетний опыт работы по подготовке (переподготовке) или повышению квалификации кадров экономического профиля.

Образовательное учреждение профессионального образования, претендующее на включение в государственный реестр учебно-методических центров, будет представлять в Минфин России следующие документы:

заявление по установленной форме;

заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и документа о государственной регистрации образовательного учреждения;

заверенную в установленном порядке копию лицензии на осуществление образовательной деятельности с приложениями к ней;

заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения (если имеется);

общие сведения об образовательном учреждении по установленной форме;

сведения о профессорско-преподавательском составе также по установленной Минфином России форме;

сведения о материально-технической базе образовательного учреждения;

разработанные специалистами образовательного учреждения экзаменационные билеты (не менее 250 вопросов) и тесты (не менее 300 вопросов) в соответствии с разделами действующей Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора, а также практические задачи по аудиту в количестве 25 для каждого учебно-методического центра.

Основаниями для отказа на включение учебно-методического центра в государственный реестр при рассмотрении заявлений и комплектов документов от этих центров будут являться:

представление вместе с заявлением неполного комплекта документов, установленных Минфином России, либо неполного перечня сведений об образовательном учреждении;

несоответствие установленным критериям, описанным ранее;

предоставление недостоверных сведений либо документов;

учебно-методический центр был ранее (менее чем за 5 лет до представления заявления) исключен из государственного реестра учебно-методических центров.

Решения о включении или отказе на включение учебно-методического центра в государственный реестр учебно-методических центров будут приниматься Минфином России в срок не более 60 дней с даты поступления (регистрации) полного комплекта документов с учетом возможного рассмотрения данного вопроса Советом по аудиторской деятельности при Минфине России.

После издания Минфином России приказа о включении в государственный реестр учебно-методических центров учебно-методическому центру в течение 5 рабочих дней будет направляться письменное уведомление (письмо) с копией данного приказа. Сведения о включении учебно-методического центра в государственный реестр учебно-методических центров будут публиковаться Минфином России в официальных СМИ Минфина России (в "Финансовой газете"). При отказе на включение учебно-методического центра в государственный реестр учебно-методических центров Минфин России планирует в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об отказе во включении в государственный реестр учебно-методических центров направлять письменное уведомление с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения. Минфин России для осуществления процесса аттестации будет заключать в установленном законодательством Российской Федерации порядке договоры с организациями, в структуре или с участием которых созданы учебно-методические центры, о проведении в учебно-методических центрах квалификационных экзаменов и повышения квалификации аудиторов.

Минфин России вправе приостановить выполнение своих обязательств по договору с организациями. Основаниями для приостановления выполнения Минфином России своих обязательств по договору будут являться:

нарушение требований, предъявляемых к учебно-методическим центрам, о которых говорилось выше;

неоднократное нецелевое использование средств, перечисленных Минфином России на проведение квалификационных экзаменов;

невыполнение решений Минфина России, обязывающих учебно-методические центры устранить выявленные нарушения в установленные сроки;

неоднократное (более 2 раз в год) несоблюдение сроков представления в Минфин России списков групп претендентов, календарных планов проведения занятий с группой аудиторов, итоговых протоколов экзаменационных комиссий и документов претендентов;

неправильное отражение сведений о претендентах, вносимых в списки групп претендентов в соответствии с полученными от них документами, а также предоставление недостоверных сведений о результатах квалификационных экзаменов;

непредставление Минфину России в установленные сроки отчетов о деятельности учебно-методического центра по итогам календарного года;

наличие неоднократных обоснованных жалоб слушателей на низкий уровень качества занятий и отсутствие практической пользы в результате их посещения.

Об устранении нарушений, повлекших за собой приостановление выполнения Минфином России своих обязательств по договору, учебно-методический центр в письменной форме будет информировать Министерство и предоставлять соответствующие документы.

Минфин России при этом имеет право исключить учебно-методический центр из государственного реестра в случаях:

если нарушения, повлекшие приостановление выполнения Министерством своих обязательств по договору, не устранены в течение 6 месяцев с даты указанного приостановления;

если в течение одного календарного года учебно-методический центр не проводил аттестацию и повышение квалификации аудиторов;

нарушения порядка проведения аттестации;

реорганизации образовательного учреждения (кроме преобразования), изменения типа или ликвидации образовательного учреждения, прекращения действия лицензии на образовательную деятельность.

При принятии решения об исключении учебно-методического центра из государственного реестра учебно-методических центров Минфином России будет издаваться приказ и производиться соответствующая запись в государственном реестре.

После издания Минфином России приказа об исключении из государственного реестра учебно-методических центров образовательному учреждению в течение 5 рабочих дней планируется направлять письменное уведомление (письмо) с копией данного приказа.

Сообщения об исключении учебно-методического центра из государственного реестра будут публиковаться Минфином России в официальных СМИ Минфина России.

Необходимо отметить, что аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов в области:

общего аудита;

аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита). По нашему мнению решение по данному вопросу логически обосновано, соблюдает преемственность ранее действовавшей системы аттестации и подтверждено соответствующими исследованиями в этой области.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, будет выдаться квалификационный аттестат аудитора соответствующего типа без ограничения срока действия по форме, утвержденной приказом Минфина России N 34н.

К аттестации допускаются лица с высшим экономическим и (или) юридическим образованием, полученным в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию либо документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании. Кроме того, требуется стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти на территории Российской Федерации (либо в российских или совместных с российскими организациях и учреждениях на территории иностранных государств). К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

При определении примерного перечня экономических и юридических специальностей Минфин России планирует руководствоваться действующими нормативными актами Российской Федерации по данному вопросу.

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора должны будут представлять в Минфин России через учебно-методические центры следующие документы:

заявление, заполненное в печатном виде, о допуске к аттестации по установленной форме;

нотариально заверенную копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;

нотариально заверенную копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);

свидетельство Минобразования России о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);

копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;

копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

Для обеспечения проведения аттестации Советом по аудиторской деятельности при Минфине России по согласованию с Минфином России созданы Комиссия по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов, а также Комиссия по формированию и обновлению экзаменационной базы билетов и тестов, и утверждены составы указанных комиссий. В настоящее время в структуре Совета созданы 10, на наш взгляд, ключевых и необходимых для настоящего периода комиссий, в том числе упомянутые.

База данных для формирования экзаменационных билетов и тестов рекомендуется Советом по аудиторской деятельности и используется Минфином России в процессе аттестации.

База данных для формирования экзаменационных билетов и тестов будет состоять из не менее 800 вопросов по экзаменационным билетам, не менее 1000 вопросов-тестов для проведения квалификационного экзамена в соответствии с разделами Программы, не менее 150 практических задач по аудиту.

Обновление базы данных для формирования экзаменационных билетов и тестов будет осуществляться на регулярной основе с учетом внесенных изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты.

На основе полного предусмотренного комплекта документов учебно-методические центры будут формировать списки групп претендентов на сдачу квалификационного экзамена в количестве не менее 10 и не более 20 человек. Указанные списки необходимо представлять в Минфин России не менее чем за 15 дней до даты проведения квалификационного экзамена и они будут рассматриваться министерством в срок, не превышающий 10 дней.

Представители учебно-методических центров получают в Минфине России списки претендентов, допущенных Минфином России к сдаче квалификационного экзамена, не позднее чем за 5 дней до даты проведения квалификационного экзамена. В случае ненадлежащего оформления списков групп претендентов указанные списки возвращаются на переоформление в учебно-методический центр.

Списки претендентов включают следующие данные:

номер по порядку;

фамилия, имя, отчество претендента;

домашний адрес по месту регистрации;

данные документа, удостоверяющего личность;

идентификационный номер налогоплательщика;

места работы и должности, занимаемые претендентом за последние пять лет (при несоответствии занимаемой должности примерному перечню экономических и юридических специальностей в случае необходимости предоставляется расшифровка должностных обязанностей);

полное наименование учебного заведения, действовавшее на момент окончания его претендентом (номер диплома, специальность, год окончания), номер свидетельства о государственной аккредитации;

наличие свидетельства Минобразования России о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (в случае если высшее экономическое или юридическое образование получено в иностранном образовательном учреждении);

номер и дата платежного документа, подтверждающего внесение платы за проведение аттестации, фамилия, имя, отчество (наименование организации) плательщика.

Минфин России может рассматривать результаты квалификационных экзаменов в срок, не превышающий 45 дней со дня представления учебно-методическими центрами соответствующих документов с учетом возможного предварительного рассмотрения результатов квалификационных экзаменов Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, и принимать решение о выдаче (отказе в выдаче) квалификационных аттестатов аудитора.

Минфин России будет выдавать квалификационные аттестаты аудитора по установленной форме в месячный срок со дня принятия решения об их выдаче. Выдача квалификационных аттестатов осуществляется по предъявлении документа, удостоверяющего личность, самому аудитору либо иному лицу на основании нотариально заверенной доверенности.

Взамен утерянного (утраченного) действующего квалификационного аттестата может быть выдан дубликат.

Для получения дубликата аудитору необходимо представить следующие документы:

заявление с указанием причины получения дубликата;

копию платежного документа о внесении платы за выдачу дубликата;

2 фотографии (для аттестатов с ограниченным сроком действия и для бессрочных аттестатов, выданных согласно решениям ЦАЛАК Минфина России в период с 9 сентября 2001 г. по 13 июня 2002 г.).

Минфин России рассматривает и оформляет документы, представленные для получения дубликата квалификационного аттестата в случае соответствия их установленным требованиям, включая поступление платы за выдачу дубликата квалификационного аттестата, в месячный срок со дня регистрации в Минфине России их полного комплекта.

Выдача дубликатов квалификационных аттестатов производится по предъявлении документа, удостоверяющего личность, самому аудитору либо иному лицу на основании нотариально заверенной доверенности.

Что касается самой процедуры, то квалификационные экзамены по направлениям аудита, соответствующим отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, будут проводиться один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы.

Квалификационные экзамены будут проводиться в течение трех дней и состоять из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно-устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно-устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке без помощи переводчика.

Информация о дате и месте проведения квалификационного экзамена будет доводиться до сведения претендентов учебно-методическими центрами не менее чем за 5 дней до намеченной даты его проведения. Конкретные даты проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Минфином России.

Минфин России утверждает Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора. Претенденты сдают квалификационные экзамены в соответствии с этими Программами. До утверждения Программ будут действовать Программы, утвержденные ЦАЛАК Минфина России и ЦАЛАК Банка России, согласованные с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, с учетом нововведений в законодательстве Российской Федерации. На заседании Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, состоявшемся 28 ноября с.г., в первом чтении рассмотрен проект новой программы квалификационных экзаменов в области общего аудита, в течение декабря она должна быть доработана для последующего принятия министерством.

Минфин России формирует состав экзаменационных комиссий для проведения квалификационного экзамена в письменно-устной форме за пять дней до даты проведения экзаменов.

Экзаменационная комиссия (не менее 5 человек) должна состоять из председателя, членов комиссии - специалистов в области гражданского права, бухгалтерского учета, налогообложения юридических и физических лиц, финансов организаций, аудита, а также технического секретаря.

Обоснованиями понятия "специалист" являются:

наличие ученой степени кандидата (доктора) наук или ученого звания доцента (профессора) по специальности, входящей в Программу проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора;

при наличии других ученых степеней и званий или при отсутствии степеней и званий - наличие пятилетнего опыта работы либо пятилетнего опыта преподавания, предусматривающих знание вопросов по разделам Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора.

Председатель экзаменационной комиссии определяется из сформированного Минфином России по согласованию с Советом по аудиторской деятельности состава кандидатов в председатели экзаменационных комиссий по проведению квалификационных экзаменов.

В состав каждой экзаменационной комиссии включаются представители Минфина России и (или) федеральных органов исполнительной власти, участвующих в регулировании профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, и (или) Банка России и (или) аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. Членами комиссии могут являться специалисты, в том числе рекомендованные аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями. В настоящее время с аккредитованными объединениями отрабатываются списки их представителей для участия в данных комиссиях.

Не допускается включать в состав экзаменационной комиссии (в том числе в качестве председателя комиссии) представителей учебно-методического центра, в котором проводится экзамен, а также участников предэкзаменационной подготовки претендентов экзаменационной группы, в которой проводится экзамен. На наш взгляд, это важно, если мы хотим отделить процесс подготовки к экзамену от процесса проведения экзамена.

Минфин России формирует и утверждает для каждого учебно-методического центра индивидуальный экзаменационный комплект билетов и тестов, не повторяющий экзаменационные комплекты билетов и тестов для других учебно-методических центров. Формирование экзаменационных комплектов билетов и тестов осуществляется централизованно методом выборки из базы данных для формирования экзаменационных билетов и тестов.

Претенденты допускаются к квалификационным экзаменам при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Хотелось бы подчеркнуть, что претенденты, не имеющие при себе паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность, либо опоздавшие на экзамены, будут считаться не явившимися на экзамен.

Для проведения тестирования формируются 20 вариантов тестов, каждый из которых содержит 50 вопросов (10 вопросов по каждому из пяти разделов Программы), для выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам - экзаменационные билеты в количестве 25 штук. Экзаменационный билет в настоящее время состоит из двух частей. Первая часть экзаменационного билета включает 5 вопросов в соответствии с каждым из разделов Программы, вторая часть - одну практическую задачу по аудиту.

Представители учебно-методических центров будут в установленном порядке получать в Минфине России экзаменационные билеты, скрепленные штампом Минфина России.

При информационно-техническом обеспечении проведения квалификационных экзаменов Минфином России формируются индивидуальные варианты экзаменационных тестов и через телекоммуникационные средства связи доводятся до каждого претендента. Сейчас Минфин России завершил подготовительные мероприятия в этом направлении.

Во время проведения тестирования (при условии его информационно-технического обеспечения) допускается присутствие по поручению Минфина России представителей Минфина России, Совета по аудиторской деятельности при Минфине России и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в качестве наблюдателей без права общения с претендентами.

Тестирование будет проводиться в течение 3 академических часов.

Экзаменационная комиссия оформляет протокол результатов тестирования и через учебно-методические центры доводит данные результаты до сведения претендентов на следующий день после даты проведения тестирования.

При информационно-техническом обеспечении проведения квалификационных экзаменов тестирование проводится с 10 до 12 часов 15 минут (по московскому времени) в режиме реального времени, промежуточный протокол результатов тестирования оформляется Минфином России и через учебно-методические центры доводится до сведения претендентов на следующий день после даты проведения тестирования. Внедрение процедуры единого тестирования, на наш взгляд, является очень важным элементом совершенствования и повышения эффективности квалификационных экзаменов в целом.

Письменно-устная работа в первый день проводится по экзаменационным билетам, включающим 3 вопроса по следующим разделам Программы: "Основы правового регулирования имущественных отношений", "Налогообложение юридических и физических лиц", "Финансы организаций". На подготовку ответа по каждому вопросу билета в первый и во второй день письменно-устной работы претенденту предоставляется 1 академический час. После ответа на каждый вопрос билета и сдачи экзаменационной комиссии подписанных листов с письменным ответом по данному вопросу претендент имеет право выхода из аудитории на 10 минут. После возвращения в аудиторию претенденту выдается следующий вопрос билета. Во второй день проводится письменно-устная работа по билетам, включающим два вопроса по разделам Программы "Бухгалтерский учет и отчетность" и "Аудит" и практическую задачу. После ответа на каждый вопрос билета и сдачи экзаменационной комиссии подписанных листов с письменным ответом по данному вопросу претендент имеет право выхода из аудитории на 10 минут. После возвращения в аудиторию претенденту выдается практическая задача, на решение которой предоставляется 2 академических часа. Претенденты не имеют права выхода из аудитории до сдачи практической задачи экзаменационной комиссии.

Результаты квалификационного экзамена объявляются претендентам экзаменационной комиссией в срок не более 2 дней после его проведения.

При проведении квалификационных экзаменов претендентам запрещается пользоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, инструктивными и справочными материалами, за исключением периода решения практической задачи. Вести переговоры с другими претендентами запрещается. Претенденты, нарушившие эти требования, удаляются из аудитории и считаются не сдавшими экзамены.

Лицам, не принимающим участие в экзамене, присутствовать на квалификационных экзаменах не разрешается.

Результаты квалификационных экзаменов оцениваются следующим образом:

за каждый правильный ответ на поставленный вопрос тестов дается 2 балла, за неправильный ответ - 0 баллов;

за каждый ответ на поставленный вопрос в билете, оцененный экзаменационной комиссией "отлично", дается 10 баллов, соответственно "хорошо" - 8 баллов, "удовлетворительно" - 6 баллов, "неудовлетворительно" - 0 баллов;

за решение практической задачи даются следующие баллы: 50 баллов, либо 25 баллов, либо 0 баллов.

Претендент, набравший по тестированию менее 86 баллов, считается не сдавшим экзамен и к письменно-устной работе по экзаменационным билетам не допускается.

Экзаменационная комиссия после проведения квалификационного экзамена выносит положительное или отрицательное решение по результатам сдачи претендентами квалификационных экзаменов. При этом успешно сдавшими квалификационные экзамены считаются претенденты, набравшие по второму этапу квалификационного экзамена от 67 до 100 баллов при условии получения за ответы на вопросы экзаменационных билетов не менее 42 баллов.

По истечении времени, отведенного на проведение экзаменов, претенденты обязаны сдать в экзаменационную комиссию тесты и билеты вместе с подписанными на них ответами. Претенденты, нарушившие эти требования, считаются не сдавшими квалификационный экзамен.

При информационно-техническом обеспечении проведения квалификационных экзаменов тестирование проводится в режиме реального времени.

Итоговые протоколы экзаменационных комиссий и документы претендентов в течение пяти дней после проведения квалификационных экзаменов передаются в Минфин России. Совет по аудиторской деятельности при Минфине России может в предварительном порядке рассматривать результаты аттестации, в том числе с участием соответствующей комиссии по вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов. В случае возникновения сомнений в объективности выставленной экзаменационной комиссией оценки Минфин России вправе назначить претенденту переэкзаменовку.

Претенденты, в отношении которых экзаменационной комиссией по результатам сдачи квалификационных экзаменов вынесено отрицательное решение, имеют право апеллировать в Совет по аудиторской деятельности при Минфине России в течение 30 календарных дней с даты объявления результатов экзаменов. Аргументированная апелляция представляется в письменной форме.

Для ее рассмотрения Минфин России по согласованию с учебно-методическими центрами устанавливает специальный день, который заранее сообщается претендентам, представившим апелляцию. Апелляция рассматривается апелляционной комиссией, создаваемой Советом по аудиторской деятельности при Минфине России по согласованию с Минфином России, в месячный срок со дня получения ею материалов на апелляцию в присутствии претендента. Совет по аудиторской деятельности при Минфине России может рассматривать материалы проверок по апелляциям претендентов.

Заключение апелляционной комиссии в течение трех дней после рассмотрения апелляции направляется в Минфин России для принятия окончательного решения. Окончательное решение по апелляции Минфин России принимает и сообщает претенденту в месячный срок после получения заключения апелляционной комиссии.

При выявлении фактов представления в Минфин России недостоверных сведений и (или) подложных документов претендент лишается права на получение квалификационного аттестата аудитора, а необоснованно выданный аттестат аннулируется. При повторном представлении недостоверных сведений вопрос о выдаче нового аттестата не рассматривается.

Письменные работы претендентов, сдававших квалификационные экзамены, а также протоколы экзаменационных комиссий хранятся в Минфине России в течение 3 лет.

Минфин России организует регулярные проверки правильности проведения квалификационных экзаменов и использования выделенных для этого средств. Материалы проверок в предварительном порядке могут рассматриваться на заседаниях Совета по аудиторской деятельности при Минфине России. По результатам проверок Минфином России выносятся соответствующие решения.

В отношении Порядка обучения и повышения квалификации аудиторов необходимо отметить, что порядок предаттестационного (или предквалификационного) обучения претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора в итоге будет определяться федеральным правилом (стандартом) "Образование аудитора". В период до принятия постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу претендентам рекомендуется проходить предэкзаменационное (предквалификационное) обучение в учебно-методических центрах по Программам проведения квалификационных экзаменов.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата (продления на неограниченный срок либо обмена), проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Минфином России. До утверждения Минфином России программ повышения квалификации аудиторов действуют, с учетом нововведений в законодательстве, программы повышения квалификации аудиторов, утвержденные ЦАЛАК Минфина России.

Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационный аттестат одного типа, осуществляется в объеме не менее 40 академических часов в год. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух и более типов, осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год по каждому направлению аудита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме.

Учебно-методические центры принимают решение о выдаче и выдают сертификаты о прохождении курса повышения квалификации единого образца по установленной форме, принимаемой Минфином России. Учебно-методические центры не позднее чем за 7 календарных дней до начала проведения курсов повышения квалификации представляют в Минфин России календарный план проведения занятий с группой аудиторов. Если повышение квалификации аудиторов проводится вне местонахождения учебно-методического центра, вместе с календарным планом представляются письмо с указанием номера и даты договора с образовательным учреждением, а также копия лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями), выданной образовательному учреждению, на базе которого учебно-методический центр планирует проводить повышение квалификации аудиторов. Характерно, что сохраняя выездное повышение квалификации, вводимая в действие система не предусматривает проведение выездных квалификационных экзаменов с учетом того, что ранее при проведении экзаменов ЦАЛАК они не оправдывали себя и давали наиболее высокие баллы.

Минфин России вправе отменить проведение повышения квалификации аудиторов, уведомив об этом учебно-методический центр. Отмена проведения повышения квалификации аудиторов осуществляется в случаях:

представления недостоверных сведений в календарных планах;

несоблюдения сроков представления календарных планов;

отсутствия лицензии на образовательную деятельность (с приложениями) и (или) договора с образовательным учреждением, на базе которого проводится повышение квалификации вне местонахождения учебно-методического центра.

Не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором проводилось повышение квалификации аудиторов, учебно-методические центры представляют в Минфин России информацию о выданных аудиторам сертификатах о прохождении курсов повышения квалификации аудиторов с указанием номеров сертификатов, количества прослушанных аудитором академических часов по повышению квалификации в разрезе разделов программы, фамилии, имени, отчества аудитора, номера и типа его квалификационного аттестата. Данные сведения представляются в печатном и электронном виде (на дискете). Эти контрольные данные используются при процедуре подтверждения на оборотной стороне квалификационного аттестата как его действия, так и соблюдения условий повышения квалификации.

Минфин России организует регулярные проверки проведения повышения квалификации аудиторов. Минфин России вправе отменить решение учебно-методического центра о выдаче аудитору сертификата о прохождении курса повышения квалификации в случае представления учебно-методическим центром недостоверных сведений о прохождении аудитором повышения квалификации.

Аудитор в срок не позднее 4 лет с момента выдачи вновь оформленного либо выданного в порядке обмена квалификационного аттестата аудитора и в срок не позднее 3 лет с момента выдачи квалификационного аттестата аудитора по результатам предыдущего подтверждения Минфина России прохождения аудитором обязательного ежегодного повышения квалификации представляет в Минфин России оригинал квалификационного аттестата аудитора с заявлением по установленной форме о подтверждении прохождения аудитором обязательного ежегодного повышения квалификации. Аудитор также представляет копии сертификатов о прохождении обязательного ежегодного повышения квалификации в учебно-методических центрах.

Минфин России один раз в 3 года подтверждает повышение квалификации аудитора. На оборотной стороне бланка квалификационного аттестата производится соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации. При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более 4 лет квалификационный аттестат аудитора аннулируется, о чем регулярно планируется сообщать через средства массовой информации, включая электронные, для использования этих данных пользователями аудиторских услуг.

По нашим оценкам, первый этап аккредитации учебно-методических центров при Минфине России для ведущих в этой области организаций, должен завершиться в первой половине января 2003 г. При этом Совету по аудиторской деятельности при Минфине России в январе 2003 г. необходимо будет провести два заседания для скорейшего возобновления процедуры аттестации.

Другим важнейшим блоком в системе регулирования, на котором необходимо более подробно остановиться, является блок, посвященный организации и обеспечению контроля качества оказываемых аудиторских услуг.

С учетом опыта, полученного в результате взаимодействия с международными финансовыми институтами, в том числе и по вопросам регулирования аудиторской деятельности, развития методологической базы аудита, а также с учетом опыта стран со сложившейся на протяжении многих лет системой аудита, Минфином России создана и продолжает развиваться на качественно новом уровне система проверок деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Особое внимание при проведении контрольных мероприятий уделяется качеству работы аудиторов, наличию у них внутрифирменных стандартов, соблюдению ими правил (стандартов) аудиторской деятельности. Связано это в том числе и с повышением требований, предъявляемых самими пользователями аудиторских услуг.

Большое внимание уделено вопросам контроля качества работы аудиторов в Законе N 119-ФЗ, который предусматривает, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Проведение проверок предусмотрено ст.6 и 12 Закона N 129-ФЗ, ст.14 "Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов" и п.2 ст.18 "Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности" Закона N 119-ФЗ, а также п.6 Положения о лицензировании аудиторской деятельности. При этом следует иметь в виду, что согласно п.4 ст.13 Закона N 128-ФЗ лицензия на осуществление аудиторской деятельности может быть аннулирована решением суда в случае неоднократного или грубого нарушения лицензионных требований и условий.

Реализация указанных требований возможна в первую очередь при тесном взаимодействии Минфина России - как уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности - с аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки своими силами или делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

Что касается делегирования права проведения контрольных проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений, а также иных дополнительных полномочий, то этот вопрос будет решаться индивидуально для каждого объединения с учетом рассмотрения представленного объединением квартального отчета о проведенных проверках и функционировании системы контроля качества, в том числе анализа их отчетности за 2002 г.

В целях реализации требований Закона N 119-ФЗ и Закона N 128-ФЗ утверждены:

Примерный порядок организации плановых проверок аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов), проводимых Департаментом организации аудиторской деятельности (утвержден 8 апреля 2002 г.);

Типовая программа проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) (утверждена 17 мая 2002 г., в ред. от 9 сентября 2002 г. и 26 сентября 2002 г.).

Публикация данной программы является нашей принципиальной позицией. Мы надеемся, что она окажет помощь квалифицированным аудиторским организациям, в том числе в их повседневной работе, а для организаций, проводящих псевдоаудит, будет сигналом о серьезных намерениях контрольных органов.

Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.

В случае выявления при проведении проверки качества работы фактов систематического нарушения аудитором аудиторской организации или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) на виновных в таких нарушениях может быть в установленном порядке наложено взыскание, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Контроль за деятельностью аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов можно разделить на предварительный и последующий.

Последующий контроль организуется на основе данных, полученных по результатам представления ежегодных отчетов, а также в связи с жалобами и обращениями надлежащих пользователей аудиторской отчетности или в связи с обращениями правоохранительных органов.

Программой проверки деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов предусмотрено раскрытие (с учетом Методических рекомендаций по проведению проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и по заполнению унифицированных форм) следующих основных вопросов:

достоверность данных в документах, представленных для получения лицензии, и своевременность внесения в них изменений аудиторской организацией и (или) индивидуальным аудитором;

соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) лицензионных требований и условий;

соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) правил внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок и требований правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Департаментом организации аудиторской деятельности Минфина России в 2001-2002 гг. было организовано 673 проверки аудиторских организаций, по состоянию на декабрь 2002 г. из рассмотренных материалов проверок аудиторских организаций различные нарушения лицензионных требований и условий, а также качества работы были выявлены в 503 аудиторских организациях и по результатам приняты соответствующие меры. При этом 72 аудиторские организации взяты на особый контроль.

Проверка соблюдения правил (стандартов) аудиторской деятельности, которым в Законе N 119-ФЗ отводится роль одного из главных критериев оценки качества работы аудиторской организации или индивидуального аудитора, по нашему мнению, не должна быть единственным компонентом при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторов.

Внешний контроль должен учитывать и множество других факторов, кроме упомянутых выше, в том числе:

направленность (специализацию) деятельности аудиторской организации по отраслям экономики, с учетом специфики ведения бухгалтерского учета в некоторых отраслях;

аудиторские риски, существующие в конкретных отраслях и секторах экономики;

методологически обоснованные и выверенные способы расчета уровня существенности и необходимого объема выборки, в том числе с учетом специфики конкретных отраслей и секторов экономики, а также особенностей проверяемых организаций.


* * *


С учетом изложенного необходимо сформировать и перспективные направления развития профессии. Основными направлениями деятельности в области регулирования аудиторской деятельности, по нашему мнению, в 2003 г. должны быть следующие:

1. Продолжение совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования аудиторской деятельности, издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; реализация действующих актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

2. Завершение Минфином России инвентаризации нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых ими в области аудиторской деятельности в период, предшествующий вступлению в силу постановления N 80;

3. Продолжение разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, совершенствование действующих стандартов аудиторской деятельности;

4. Организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации по усовершенствованной схеме, лицензирование аудиторской деятельности и ведение реестра лицензий;

5. Организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий с привлечением к этой работе аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений, контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

6. Совершенствование порядка представления Минфину России как уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, анализ данной отчетности;

7. Ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

8. Рассмотрение Советом по аудиторской деятельности проекта Кодекса профессиональной этики аудиторов и выработка рекомендаций по данному вопросу;

9. Совершенствование работы Совета по аудиторской деятельности при Минфине России в целях оказания им реального содействия Минфину России как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, и повышение эффективности аудиторской деятельности в целом.


А.В. Крикунов,

руководитель Департамента Минфина России,

заместитель председателя Совета по аудиторской деятельности,

доктор экономических наук


"Аудиторские ведомости", N 12, декабрь 2002 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал "Аудиторские ведомости"


Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

Международный еженедельник "Финансовая газета"

Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"

Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.

Свидетельство о регистрации N 015676

Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а