Отвечаем на ваши вопросы
Какие льготы имеют плательщики налога с имущества, переходящего в порядке наследования? Имеются ли льготы на квартиру, принадлежащую инвалиду?
Согласно ст.4 Закона РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" установлен исчерпывающий перечень объектов, с которых налог на наследство не взыскивается. В него входят:
- имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга;
- жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем на день открытия наследства;
- имущество лиц, погибших при защите СССР и РФ в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР и РФ по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;
- транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца (потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
- жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам первой и второй групп.
Как видим льготы на квартиры, принадлежащие инвалидам, не установлены. По жалобе налогоплательщика данный вопрос был рассмотрен Конституционным судом и вынесено определение от 7 февраля 2002 г. N 13-0.
В нем было отмечено следующее. В результате принятия Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", установившего, что граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению, вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, совершать с ними иные сделки, не противоречащие закону, и внесения в Жилищный кодекс РСФСР изменений и дополнений, касающихся регулирования права собственности на квартиры, и с связи с этим - замены понятия "жилой дом (часть дома)" на "жилой дом (часть дома), квартира" такие объекты частной собственности как жилой дом и квартира, были полностью уравнены в правовом титуле. Принятая в декабре 1993 г. Конституция закрепила равную правовую охрану всех объектов частной собственности, в том числе жилых помещений, и гарантии их наследников (ст.35 и 40).
В связи с тем, что Закон РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" вступил в силу в период радикального преобразования отношений собственности на жилье, эти изменения не нашли своего отражения, хотя в иных нормах того же Закона квартиры перечисляются в одном ряду с такими видами объектов недвижимости как жилые дома, дачи, садовые домики в садовых товариществах.
Жилые дома, при наследовании которых предоставляется налоговая льгота инвалидам, как обособленные строения с прилегающей к ним территорией представляют собой, как правило, не меньшую ценность, чем квартира в доме. По мнению Конституционного Суда РФ такое положение не может быть объяснено ни с точки зрения защиты фискальных интересов государства, ни с точки зрения социальной защиты инвалидов. При этом отмечено, что освобождение от уплаты налога является прерогативой законодателя, который не может при этом нарушать такие принципы налогообложения как справедливое налогообложение, юридическое равенство, равное финансовое обременение, всеобщность налогообложения и законное установление обязательных платежей.
Конституционным Судом РФ определено, что положение, содержащееся в Законе РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" в его конституционно-правовом истолковании не может служить основанием для отказа инвалидам I и II групп в освобождении от уплаты налога на переходящее в их собственность в порядке наследования имущество в виде квартиры. Данная льгота распространяется только на тех граждан, которые имели указанные группы инвалидности на день открытия наследства.
В соответствии со ст.6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в редакции Федеральных конституционных законов от 8 февраля 2001 г. N 1-ФКЗ, от 15 декабря 2001 г. N 4-ФКЗ) решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Поэтому названное определение КС РФ должно исполняться всеми налоговыми органами.
В связи с тем, что налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, в настоящее время является федеральным, представительным и исполнительным органам власти любого уровня не предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по уплате этого налога. Они могут быть введены только федеральным законом.
Какие предусмотрены ставки налога на наследство?
Налог исчисляется со стоимости унаследованного имущества, превышающей 850-кратный МРОТ, т.е. 85 тыс.руб. на сегодняшний день.
Наследники первой и второй очереди облагаются по ставкам соответственно 5 и 10% со стоимости имущества в пределах от 850 - до 1700-кратного МРОТ (или от 85 до 170 тыс. руб., а другие наследники - по ставке 20%. К стоимости имущества, превышающей 1700-кратный размер МРОТ применяется прогрессивная шкала ставок.
Наследники, отнесенные гражданским законодательством к третьей - восьмой очередям облагаются по ставкам налога, предусмотренным для других наследников. Граждане, получающие имущество по завещанию, облагаются налогом также по ставкам, предусмотренным для других наследников (от 20 до 40%) без учета степени родства.
В соответствии с подпунктом 3 п.3 ст.44 НК РФ задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества. Применяется ли эта норма к налогу с имущества, переходящего в порядке наследования?
Да, применяется. Сумма налога за налогоплательщика, умершего до наступления срока платежа по названному налогу, подлежит взысканию с его наследников в пределах стоимости унаследованного имущества.
Облагается ли налогом с имущества, переходящего в порядке наследования земельный участок?
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 1993 г. N 2118 "О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей" с 22 декабря 1993 г. по апрель 2002 г. земельные участки подлежали налогообложению. В связи с отменой данного документа Указом Президента Российской Федерации от 3 апреля 2002 г. N 311 с 3 апреля 2002 г. земельный участок не будет объектом обложения данным налогом.
Предпринимателю без образования юридического лица, осуществляющему деятельность по упрощенной системе налогообложения, с 23 июня 2002 г. присвоена II группа инвалидности. С какого момента данный предприниматель пользуется льготой по единому социальному налогу, предусмотренной подпунктом 3 п.1 ст.239 Налогового кодекса РФ (НК РФ), и каков механизм расчета и начисления налога, в том числе авансовых платежей?
В соответствии с подпунктом 3 п.1 ст.239 НК РФ в редакции Федерального закона от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" от уплаты налога освобождаются индивидуальные предприниматели и адвокаты, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающим 100 000 руб. в течение налогового периода.
Согласно п.1 ст.236 НК РФ, объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон).
В соответствии с п.3 ст.3 Закона валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Согласно п.3 ст.237 НК РФ, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
В соответствии с п.1 ст.244 НК РФ расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода налогоплательщиками -индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями, производится налоговым органом, исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в п.3 ст.241 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 6 этой статьи.
Таким образом, расчет сумм авансовых платежей на 2002 г. у индивидуального предпринимателя - инвалида, применяющего упрощенную систему налогообложения, будет производиться налоговым органом, исходя из произведения валовой выручки, полученной по итогам 2001 г., и коэффициента 0,1 c учетом льготы (100 000 руб.).
Согласно п.4 ст.244 НК РФ, авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
1) за январь-июнь - не позднее 15июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь-декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В случае если индивидуальный предприниматель в результате освидетельствования получает инвалидность в течение налогового периода, то налоговая льгота применяется начиная с 1-го числа того месяца, в котором получена инвалидность. Налоговым органом производится перерасчет авансовых платежей по налогу. При этом в расчете должна учитываться налоговая льгота пропорционально времени, в течение которого он находится на инвалидности.
Пример. Валовая выручка за 2001 г. индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, составила 2 000 000 руб.
Налоговая база составит:
2 000 000 х 0,1 = 200 000 (руб.).
Предпринимателю с 23 июня 2002 г. присвоена II группа инвалидности.
Налоговая льгота составит:
(100 000 : 12) х 7 = 58 333 (руб.).
Налоговая база для исчисления налога составит:
200 000 х 58333 = 141 667 (руб.).
Налоговым органом производится перерасчет авансовых платежей налога по ненаступившим срокам уплаты.
Обращаем ваше внимание на то, что в случае значительного (более чем на 50%) увеличения дохода в налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода - вправе) представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий налоговый период по ненаступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.
Расчет налога по итогам года производится налогоплательщиками -предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, самостоятельно, исходя из полученной в налоговом периоде валовой выручки и ставок, указанных в п.3 ст.241 НК РФ.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Каков порядок налогообложения единым социальным налогом выплат, произведенных организацией своему сотруднику - инвалиду II группы?
В соответствии с п.1 ст.237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 ст.236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст.238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
Согласно п.1 ст.239 НК РФ, от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
В соответствии с п.3 ст.243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Таким образом, налоговая база нарастающим итогом с начала года формируется как сумма объекта налогообложения с начала года (ст.236 НК РФ) за вычетом сумм, не подлежащих налогообложению (ст.238 НК РФ), и сумм налоговых льгот (ст.239 НК РФ).
Пример. Работником организации является инвалид II группы. За отчетный период нарастающим итогом с начала года объект налогообложения по этому работнику составил 130 000 руб. Сумма налоговых льгот нарастающим итогом с начала года составила 100 000 руб. Величина налоговой базы нарастающим итогом с начала года составит 30000 руб. (130 000 - 100 000). К указанной налоговой базе, в соответствии с п.1 ст.241 НК РФ, применяется ставка налога, предусмотренная для величины налоговой базы до 100 000 руб.
Вместе с тем Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) установлены основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, основания для возникновения и порядок осуществления прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с п.2 ст.10 Закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ. Однако данный Закон не устанавливает льгот по уплате страховых взносов, а также не содержит отсылочных норм на положения Кодекса, устанавливающие налоговые льготы по единому социальному налогу (ст.239 НК РФ). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога, относятся к обязательным платежам и подлежат уплате в установленном Законом порядке.
Таким образом, в рассматриваемом случае на выплаты и иные вознаграждения, не превышающие в течение налогового периода 100 000 руб. и производимые организацией по трудовому договору в пользу инвалида II группы, единый социальный налог не начисляется, а взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются и уплачиваются с налоговой базы, без учета названных льгот.
Возможно ли внесение в паспорт гражданина Российской Федерации отметки о присвоенном данному гражданину идентификационном номере налогоплательщика?
В соответствии с п.5 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, по желанию гражданина в его паспорте может производиться соответствующими налоговыми органами отметка об идентификационном номере налогоплательщика.
На основании Порядка внесения в паспорт гражданина РФ отметки об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) по желанию гражданина, утвержденного приказом МНС России от 22 апреля 2002 г. N БГ-3-09/215, внесение отметки об ИНН в паспорт гражданина РФ осуществляется в налоговом органе по месту жительства физического лица в случае его обращения путем проставления штампа налогового органа, изготовленного в соответствии с приказом МНС России от 22 апреля 2002 г. N БГ-3-09/214 "О введении штампов налоговых органов для внесения по желанию граждан отметки об идентификационном номере налогоплательщика в паспорт гражданина Российской Федерации" по утвержденному образцу.
При этом основанием для внесения ИНН в оттиск указанного штампа является содержащее ИНН Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.
Обязаны ли должностные лица налоговых органов при приеме заявления о выдаче патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности физическим лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ставить отметку о приеме на данном заявлении и его копии, которая остается у лица, подающего заявление?
В соответствии с п.4 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" организациям и индивидуальным предпринимателям патент выдается налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала. Форма заявления на выдачу патента, подаваемого в налоговые органы индивидуальным предпринимателем (форма N 8), утверждена приказом Госналогслужбы России от 24 января 1996 г. N ВГ-3-02/5. Формой указанного заявления предусмотрено проставление на нем отметки о регистрации с указанием даты регистрации, регистрационного номера, а также подписи должностного лица налогового органа с указанием фамилии и инициалов.
В случае необходимости на втором экземпляре заявления на выдачу патента, остающемся у лица, подающего данное заявление, проставляется аналогичная отметка о регистрации заявления.
Организация, зарегистрированная в одной из налоговых инспекций г.Москвы, арендовала в другом районе г. Москвы помещение и встала на учет в налоговом органе по месту нахождения указанного помещения, зарегистрировав его как структурное подразделение организации без ведения отдельного баланса. Нужно ли организации уплачивать какие-либо налоги по месту нахождения арендованного помещения?
Согласно п.4 ст.58 НК РФ, конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с данной статьей применительно к каждому налогу.
Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ.
Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
При этом статьей 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что до признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ссылки в ст.19, а также п.4 ст.58 НК РФ на положения части второй Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
В соответствии со ст.288 НК РФ налогоплательщики налога на прибыль организаций - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.
Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками налога на прибыль организаций - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения и определяемой как средне арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда), удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п.13 ст.259 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
В соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления земельного налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком (аренды).
Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.
Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
Согласно п.24 инструкции Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"", организации представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации причитающихся с них платежей налога в текущем году на бланке установленной формы.
Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку, предоставленному организации в собственность, владение или пользование, а за земли, занятые их жилищным фондом, - отдельно по каждому жилому дому.
Если объекты налогообложения юридических лиц расположены на территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом, допускается представление одной сводной налоговой декларации по всем объектам, но с приложением к ней таблиц с указанием площадей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому земельному участку и жилому дому, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с нахождением их в различных зонах градостроительной ценности территории городов, поселков и курортных районов. Такой же порядок устанавливается и при налогообложении земель сельскохозяйственного назначения налогоплательщиков, указанных в ст.4 Закона РФ "О плате за землю", в связи с различными категориями земель, видами и подвидами угодий. Если объекты налогообложения одного юридического лица расположены на территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в каждый налоговый орган представляется налоговая декларация за те объекты налогообложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным налоговым органом.
Учитывая изложенное, организация производит уплату земельного налога по месту нахождения соответствующих объектов налогообложения.
В соответствии с п.8 ст.243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по единому социальному налогу), а также обязанности по представлению расчетов по данному налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
Сумма единого социального налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется, исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
Сумма единого социального налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.
В иных случаях сумма единого социального налога уплачивается централизованно по месту нахождения организации.
В соответствии со ст.175 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, уплачивает налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется как одна вторая произведения общей суммы налога, подлежащей уплате организацией, на величину, исчисленную как сумма удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) по организации в целом и удельного веса стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в стоимости основных производственных фондов по организации в целом.
Вместе с тем в целях применения ст.175 НК РФ, определяющей особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по месту нахождения обособленных подразделений организации, Министерство РФ по налогам и сборам письмом от 16 января 2002 г. N ВГ-6-03/41 продлило на 2002 г. действие письма Министерства РФ по налогам и сборам от 12 февраля 2001 г. N ВГ-6-03/130@, установившего возможность централизованного порядка уплаты налога на добавленную стоимость организацией, в состав которой входят обособленные подразделения. При принятии решения о централизованной уплате налога на добавленную стоимость (в целом по организации, включая все обособленные подразделения) по месту нахождения организации организации-налогоплательщики в приказе об учетной политике для целей налогообложения должны дополнительно указать, в каком порядке будет уплачиваться налог на добавленную стоимость (централизованно или по месту нахождения каждого обособленного подразделения).
В соответствии с Законом РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" налог на имущество уплачивают юридические лица по месту регистрации, а также их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Указанные плательщики, согласно ст.7 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", зачисляют сумму платежей по налогу на имущество предприятий равными долями в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в районный бюджет района или городской бюджет города по месту своего нахождения.
Предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном данным Законом, в доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.
В соответствии с п.7 ст.226 НК РФ налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется, исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
В случае расположения головной организации и ее обособленного подразделения в пределах одного субъекта РФ, а именно г.Москвы, перечисление налога организацией за свои обособленные подразделения, по мнению Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве, может производиться централизованно, т.е. в отделение федерального казначейства по месту нахождения головной организации.
Налогоплательщиками налога с продаж на основании ст.348 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с п.2 ст.354 НК РФ налог с продаж подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии с Кодексом.
При этом, согласно ст.355 НК РФ, организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивает налог на территории того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров (работ, услуг).
Учитывая, что на территории г.Москвы налог с продаж уплачивается налогоплательщиками в единый бюджет г.Москвы, организации - плательщики данного налога, зарегистрированные в налоговых органах г.Москвы по месту нахождения самой организации, а также по месту нахождения обособленных подразделений, также зарегистрированных на территории г. Москвы, вправе уплачивать налог с продаж централизованно (за организацию и за все обособленные подразделения, расположенные на территории г.Москвы) по месту нахождения организации.
Должно ли частное охранное предприятие, состоящее на налоговом учете по месту своего нахождения в налоговом органе г.Москвы, вставать на учет в другом налоговом органе г.Москвы по месту нахождения обособленного подразделения в связи с заключением договора на охрану имущества? При этом в месте расположения охранных постов отсутствует имущество частного охранного предприятия, а всем необходимым оборудованием обеспечивает "заказчик". В случае если такая постановка необходима, то какие налоги должна уплачивать головная организация по месту нахождения обособленного подразделения?
Согласно ст.83 НК РФ, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
При этом постановка организации и индивидуальных предпринимателей на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ под местом нахождения обособленного подразделения российской организации для целей Кодекса понимается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" понятие рабочего места определено как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Учитывая вышеизложенное, независимо от наличия оборудования по месту нахождения постов охраны, а также независимо от того, каким предприятием оно установлено (охранным или организацией, являющейся объектом охраны), посты охраны, обладающие признаками, установленными статьей 11 НК РФ, являются обособленными подразделениями организации, и, соответственно, организация обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по месту их нахождения.
Согласно п.4 ст.58 НК РФ, конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с данной статьей применительно к каждому налогу.
Имеют ли право учредители общества с ограниченной ответственностью делать денежные инвестиции в имущество данного общества и облагаются ли эти суммы налогами ?
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" участники общества с ограниченной ответственностью (далее - общество) обязаны, если это предусмотрено уставом общества, по решению общего собрания участников общества вносить вклады в имущество общества. Такая обязанность участников общества может быть предусмотрена уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками единогласно.
Вклады в имущество общества вносятся деньгами, если иное не предусмотрено уставом общества или решением общего собрания его участников.
Вместе с тем право участников общества самостоятельно вносить вклады в имущество общества законодательно не ограничено.
Согласно ст.250 НК РФ, доходы в виде безвозмездно полученного имущества относятся к внереализационным доходам налогоплательщика.
При этом статьей 247 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль, которая складывается в том числе из внереализационных доходов.
Вместе с тем, согласно подпункту 11 п.1 ст.251 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно: от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации; от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации; от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.
По договору безвозмездного займа организация - учредитель общества с ограниченной ответственностью перечисляет данному обществу для осуществления финансово-хозяйственной деятельности денежные средства. При этом доля организации в уставном капитале общества превышает 50%. Подлежит ли налогообложению указанная операция?
Статьей 251 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. Подпунктом 10 п.1 указанной статьи Кодекса к таким доходам отнесены доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
Следовательно, средства, полученные организацией по договору безвозмездного займа с организацией-учредителем, доля которой в уставном капитале организации-заемщика превышает 50%, подпадают под действие изложенных выше положений Кодекса и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль предприятий.
Согласно ст.146 НК РФ, объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При этом на основании подпункта 15 п.3 ст.149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по оказанию финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме.
В связи с этим в случае передачи на безвозмездной основе на основании договора займа организацией-учредителем денежных средств учрежденной организации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость ни сумма самого займа в денежной форме, ни доходы по данному займу.
Вместе с тем оказание услуг по предоставлению займа в иной форме облагается налогом на добавленную стоимость.
Вправе ли Межрайонная налоговая инспекция г.Москвы назначать и проводить выездную налоговую проверку организации по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части правильности применения льгот по налогу на прибыль предприятий за 1999 и 2000 гг., а также проверку правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 1999 и 2000 гг., если Межрегиональной инспекцией МНС РФ по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков уже была проведена выездная налоговая проверка данной организации по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж за 2000 г.?
В соответствии со ст.87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
При этом проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, запрещено.
Учитывая, что на момент вынесения данной межрайонной налоговой инспекцией решения о проведении выездной налоговой проверки организации по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части правильности применения льгот по налогу на прибыль предприятий за 1999 и 2000 гг., а также проверки правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 1999 и 2000 гг. Межрегиональной инспекцией МНС РФ по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков уже была проведена выездная налоговая проверка указанной организации по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж за 2000 г., проведение Межрайонной налоговой инспекцией г.Москвы выездной налоговой проверки указанной организации по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части правильности применения льгот по налогу на прибыль предприятий за 2000 г. невозможно.
В то же время проведение налоговой проверки указанной организации по вопросу правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 2000 г. является правомерным, поскольку проверка правильности исчисления и уплаты в бюджет данного налога Межрегиональной инспекцией МНС РФ по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков не проводилась.
Являясь индивидуальным предпринимателем и плательщиком налога на добавленную стоимость, прошу разъяснить, правомерны ли требования налогового инспектора, согласно которым в п.2 приложения "В" декларации по налогу на доходы физических лиц в строке "Сумма дохода" отражается вся сумма фактических поступлений от реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг с учетом налога на добавленную стоимость, а в строке "Материальные расходы" сумма расходов, направленная на осуществление предпринимательской деятельности, отражается без учета налога на добавленную стоимость уплаченного поставщику товара?
В соответствии с п.2 ст.54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок), утвержденным совместным приказом Минфина России и МНС России от 21 марта 2001 г. N 24н/БГ-3-08/419.
Согласно п.4 раздела 2 Порядка, учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (далее - Книга учета) операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения.
Пунктами 13 и 14 раздела 3 Порядка определено, что в разделе I Книги учета кассовым методом отражаются все доходы, полученные индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, без уменьшения их на предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации налоговые вычеты.
В доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг.
В соответствии с п.41 раздела 9 Порядка налоги (взносы), сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
Статьей 143 Кодекса установлено, что индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС).
Согласно п.2 ст.153 НК РФ, при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется, исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг) и полученных им в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.
При этом статьей 162 Кодекса предусмотрено, что в облагаемый оборот включаются денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
На основании Порядка и ст.171 НК РФ расходы на приобретение материальных ресурсов определяются, исходя из цен их приобретения без учета НДС, если он принимается к вычету при определении налоговой базы по НДС.
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую исчисленную сумму НДС на установленные указанной статьей НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
Индивидуальный предприниматель при заполнении приложения "В" декларации по налогу на доходы физических лиц на основе данных Книги учета в строке "Сумма дохода" п.2 данного приложения отражает всю сумму фактических поступлений от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг. В строке "Материальные затраты" сумма расходов, направленная на осуществление предпринимательской деятельности, отражается без учета НДС, уплаченного поставщику товара.
Возмещение уплаченного индивидуальным предпринимателем НДС происходит через цены реализованных товаров или услуг. Сумма уплаченного в бюджет НДС включается в состав расходов индивидуального предпринимателя на основании п.3 ст.221 НК РФ и отражается в строке "Прочие расходы" п.2 приложения "В" декларации по налогу на доходы физических лиц.
Таким образом, НДС, уплаченный в бюджет, уменьшает налогооблагаемую базу предпринимателя без образования юридического лица, и налог на доходы на сумму НДС не начисляется.
Правомерны ли требования налогового органа по обязыванию индивидуального предпринимателя уплачивать налог с продаж при оказании услуги по сдаче внаем физическим лицам жилого помещения, находящегося в собственности у данного индивидуального предпринимателя?
Отношения, связанные с наймом жилых помещений, регламентируются главой 35 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
В соответствии со ст.671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Пунктом 1 ст.677 ГК РФ установлено, что нанимателем по договору найма жилого помещения может быть только гражданин.
Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме (ст.674 ГК РФ). Согласно ст.350 НК РФ, не облагаются налогом с продаж (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам услуг по сдаче внаем населению жилых помещений.
Таким образом, в случае заключения между физическим лицом и индивидуальным предпринимателем, являющимся собственником квартиры, договора найма жилого помещения, оформленного в письменном виде, операция по реализации индивидуальным предпринимателем указанной услуги не подлежит обложению налогом с продаж.
Г.Н. Присягина
Г.Н. Молчанова
А.С. Курочкин,
советник налоговой службы II ранга
"Гражданин и право", N 11/12, ноябрь-декабрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отвечаем на ваши вопросы
Авторы
Г.Н. Присягина
Г.Н. Молчанова
А.С. Курочкин - советник налоговой службы II ранга
"Гражданин и право", 2002, N 11/12