Государственная регистрация юридических лиц:
практические рекомендации
Тихая революция
Все началось с того, что, выступая в феврале 2001 г. на Всероссийском совещании руководителей налоговых органов и органов налоговой полиции Российской Федерации, В. Путин предложил подумать о передаче функций по регистрации юридических лиц налоговым органам. В этом направлении начали работать вице-премьер Правительства РФ и одновременно глава Комиссии по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление А. Кудрин и глава Минэкономразвития России Г. Греф. Они и предложили новую идеологию регистрации бизнеса по принципу "одного окна": не надо бегать по инстанциям, достаточно подать в налоговую инспекцию стандартный набор документов. Несмотря на то, что на налоговые органы ложится новый тяжелый груз, министр МНС России Г. Букаев поддержал эту инициативу.
К середине 2002 г. в стране функционировало примерно 4,5 тыс. регистрирующих органов, насчитывающих примерно 18 тыс. сотрудников, из которых около 14 тыс. занимались исключительно регистрацией юридических лиц. Вспомним, что 8 июля 1994 г. был издан Указ Президента РФ N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", который в соответствии со ст.34 и 35 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также "в целях ускорения процесса государственной регистрации" установил основополагающие начала государственной регистрации, не более того. Далее последовало свободное "законотворчество" местных властей, в результате которого рутинный процесс регистрации превратился в череду административных барьеров и рогаток. Например, каждый регион устанавливал свою пошлину за регистрацию в диапазоне от 0,5 до 200 МРОТ. Не было единой общероссийской методологической и технологической поддержки процедуры государственной регистрации, единого государственного реестра юридических лиц, а регистрационные сведения не позволяли идентифицировать юридическое лицо как перед государственными органами, так и перед другими юридическими и физическими лицами.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319, принятым во исполнение Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон), с 1 июля 2002 г. на федеральное Министерство по налогам и сборам возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Как сказано в обращении МНС России к гражданам страны, опубликованном на официальном сайте министерства, реализация принципа "одного окна" будет способствовать "взаимодействию регистрирующего органа с государственными органами, осуществляющими в связи с выполнением своих функциональных обязанностей учет юридических лиц". Отныне территориальные налоговые органы России регистрируют юридические лица при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы, сведения о юридическом лице.
Почему выбор пал именно на Министерство РФ по налогам и сборам, а, например, не на Министерство юстиции или Торгово-промышленную палату? С большой долей уверенности можно предположить, что выбор определялся следующим: территориальные подразделения МНС России существуют во всех субъектах Федерации; органы министерства давно выполняют схожую с государственной регистрацией юридических лиц процедуру постановки их на учет в качестве налогоплательщиков.
Наиболее распространенные организационно-правовые формы вновь регистрируемых предприятий следующие: общество с ограниченной ответственностью (ООО) и закрытое акционерное общества (ЗАО). Принципиальной разницы ни в технологии регистрации, ни в формировании уставного капитала, ни тем более в налогообложении таких предприятий нет. Однако есть свои нюансы. Если вы решили зарегистрировать ООО, то в дальнейшем при смене учредителей придется в обязательном порядке вносить изменения в учредительные документы, поскольку паспортные данные учредителей содержатся и в уставе общества, и в учредительном договоре, и в протоколе общего собрания членов общества. В случае регистрации ЗАО в учредительном документе (для ЗАО это только устав) паспортные данные акционеров можно не указывать. Исключение составляет случай, когда ЗАО учреждено одним лицом. Изменение состава акционеров может тогда происходить через внутренние документы фирмы. Таким документом является реестр акционеров. При увеличении или уменьшении размера уставного капитала ООО необходимо будет зарегистрировать эти изменения в учредительных документах (уставе и договоре). Перед ЗАО же встанет необходимость регистрировать новую эмиссию акций, так как для него уставный капитал может изменяться путем дополнительной эмиссии либо изменения номинальной стоимости акций.
Рассмотрим регистрацию в Москве новой коммерческой организации на примере общества с ограниченной ответственностью как наиболее типичной и часто встречающейся организационно-правовой формы. Параллельно подсчитаем, во что обойдется учредителю регистрация ООО и какой суммой необходимо обладать для создания собственного бизнеса.
Шаг первый. Учредительные документы
Регистрация нового предприятия должна проходить в строгом соответствии с положениями действующего на момент регистрации гражданского законодательства. Это означает, что, если трактовка каких-либо документов, относящихся к регистрации, не будет отвечать положениям Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", судом такие документы могут быть признаны недействительными, а регистрация предприятия - ничтожной (несостоявшейся). Сам процесс регистрации включает в себя такие этапы: подготовительный, регистрацию в налоговой инспекции (ранее - в регистрационной палате), изготовление печати и присвоение кодов статистики, постановка на учет в фискальных органах (фондах), разблокировка (открытие) расчетного (валютного) счета и фактическое начало работы.
Согласно ст.12 Закона при регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы.
1. Заявление учредителя. Заявление о государственной регистрации составляется по форме Р 11001, утвержденной Правительством РФ (кстати, образец заявления можно найти на официальном сайте Управления МНС России по г. Москве: www.mosnalog.ru). В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих документах и заявлении, достоверны, а при создании организации соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в частности оплаты уставного капитала на момент регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
2. Решение о создании юридического лица в налоговую инспекцию представляется в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с российским законодательством.
3. Учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии).
4. Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица, если оно является одним из учредителей.
5. Документ (квитанция) об уплате государственной пошлины.
Согласно Требованиям к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, от 19 июня 2002 г. N 439 заявление, уведомления и другие документы предоставляются на бумажном носителе или в электронном виде. В соответствии с п.1 Требований вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять регистрацию. Когда готовилось введение новой системы, в средствах массовой информации некоторые чиновники МНС России часто говорили, что в любой налоговой инспекции (не только в Москве, а по всей России) гражданин может получить дискету с формами документов и информацией о правилах государственной регистрации. Однако ни в территориальной налоговой инспекции, ни в самом Министерстве, что на Большой Тульской, 15, об этом не знали и отвечали примерно так: "На бумагу-то денег не хватает, а вы хотите, чтобы каждому дискету давали ...".
В заявлении необходимо указать фамилии и ИНН (при его наличии) учредителя, паспортные данные, размер вклада в уставный капитал и адрес места жительства учредителя. Каждый учредитель заполняет и подписывает одно заявление, его подпись должна быть нотариально заверена. Такая услуга нотариуса стоит приблизительно 200 руб. Значит, если ООО образуют два учредителя, за удостоверение подписей им придется заплатить 400 руб. (и потратить немало времени - личное присутствие в нотариальной конторе всех обоих обязательно, поскольку каждый из них обязан расписаться в реестре нотариуса).
С 1 июля 2002 г. по всей России Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ введена единая государственная пошлина за регистрацию юридических лиц - 2000 руб. Государственная пошлина уплачивается на реквизиты для уплаты налогов в федеральный бюджет той налоговой инспекции, где будет проводиться регистрация юридического лица (по территориальной принадлежности). От уплаты пошлины за государственную регистрацию, в частности за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, освобождаются: органы государственной власти и местного самоуправления, а также профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации.
Уполномоченным лицом (заявителем), имеющим право подачи документов на регистрацию, может быть: руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании оформленной надлежащим образом доверенности.
Теперь уточним общий порядок применительно к созданию ООО. Для регистрации ООО уполномоченные лица (заявители) обязаны представить в налоговую инспекцию по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица следующие документы: устав общества (поскольку некоторые инспекции предъявляют дополнительные требования, следует заранее узнать, предоставлять ли подлинник устава или нотариально заверенные копии подписей учредителей на уставе (200 руб. за удостоверение одной подписи); нотариально заверенный учредительный договор о создании общества (если учредителей более двух) или нотариально заверенное решение о создании (если учредитель один), протокол собрания учредителей (участников) общества, документ, подтверждающий право учредителей на адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общества.
В уставе общества необходимо наличие нескольких глав: "Общие положения", "Участники общества", "Цели и задачи общества", "Виды деятельности общества", "Права и обязанности общества", "Права и обязанности участников общества", "Выход участника общества из общества", "Уставный капитал общества", "Органы управления обществом", "Реорганизация и ликвидация общества". Кроме того, в уставе могут быть отражены положения, касающиеся филиалов, представительств общества, дочерних и зависимых обществ, перехода доли участника в уставном капитале общества к другим участникам и третьим лицам, распределение прибыли между участниками общества и т.п.
В главе "Общие положения" следует указать наименование общества, фамилии учредителей, юридический адрес общества, по которому будет приходить корреспонденция и налоговые органы могут связаться с руководителями (ответственными лицами) общества (генеральным директором, главным бухгалтером).
В главе "Участники общества" указываются фамилии учредителей и их паспортные данные. Важный практический момент: лучше, если в уставе будут указаны данные паспорта нового образца, старые паспорта окажутся недействительными с 1 января 2004 г., что обязательно потребует внесения изменений в учредительные документы и повторной уплаты государственной пошлины размером 2000 руб.
Положения главы "Цели и задачи общества" многие начинающие предприниматели, как правило, считают не имеющей существенного значения и не обращают на нее особого внимания. При первичной регистрации общества, действительно, налоговая инспекция просматривает эту главу лишь на предмет непротиворечия действующему законодательству. Однако в ходе деятельности общества у налоговой инспекции на основе бухгалтерских отчетов и деклараций могут возникнуть некоторые вопросы относительно соответствия целей и задач уставным.
Особое место занимает глава "Виды деятельности", которая определяет сферу возможной деятельности общества. Весьма распространенная формулировка: "Общество вправе осуществлять любой вид деятельности, не запрещенный законодательством Российской Федерации" неприемлема, поскольку существуют виды деятельности, требующие от учредителей получения специальной лицензии. При регистрации обществу в обязательном порядке присваиваются статистические коды в зависимости от вида деятельности, указанного в уставе.
В главе "Права и обязанности участников общества" обозначаются рамки дозволенного поведения участников, а также их обязанности, которые могут быть несколько изменены по сравнению с общими правилами, установленными законодательством. Многие предприниматели не понимают, зачем вообще нужна эта глава, если есть Закон РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Если в создаваемом ООО всего два-три учредителя, если оно не претендует на крупный товарооборот (скажем, это небольшая фирма, специализирующаяся на торгово-закупочной деятельности), подобная разработка этой главы может и не понадобиться. Если же в обществе много учредителей с разными интересами и они рассчитывают наладить, например, крупную оптово-продажную сеть с внушительным товарооборотом, тогда индивидуальная разработка прав и обязанностей участников с учетом политики организации безусловно необходима.
В главе "Уставный капитал общества" должна быть указана сумма капитала (фонда) общества (не меньшая, чем определенный Законом об обществах с ограниченной ответственностью минимум - 100 минимальных размеров оплаты труда), а также размер доли каждого из учредителей и период внесения долей в уставный капитал. На сегодняшний день один МРОТ равен 100 рублям, выходит, минимальная сумма капитала составляет 10000 руб. Чтобы вся эта сумма не лежала мертвым грузом на банковском счете, закон предусматривает следующее: при регистрации достаточно положить на счет половину капитала, а вторую часть - в течение года после регистрации. Один год - максимальный период, на который можно "растянуть" формирование уставного фонда. Устав обязательно должен содержать эту главу, поскольку определенные им суммы капитала (она может быть и больше установленного минимума) служит гарантией прав для возможных кредиторов. Уставом могут быть предусмотрены и другие правила - например, внесение сразу всей суммы капитала на расчетный счет, или внесение второй части, скажем, через четыре месяца после регистрации. В таком случае приоритет будут иметь положения устава, не противоречащие норме закона.
В главе "Органы управления обществом" необходимо указать наименование, процедуру создания (выборов) исполнительных органов, их функции и порядок взаимодействия. Так, устав ООО с небольшим количеством учредителей может предусматривать избрание индивидуального исполнительного органа - генерального директора (директора, руководителя, президента), избрание или назначение исполнительного директора (помощника, заместителя директора, вице-президента), назначение ревизора. В ООО с большим числом учредителей целесообразно учреждение коллегиального исполнительного органа, например, общего собрания (конференции) участников общества, которое на первой (учредительной) конференции выбирает председателя, его заместителей, а также руководителей комиссий по разным направлениям деятельности общества путем простого голосования.
Начинающий предприниматель может найти немало типовых уставов, однако не следует забывать, что от адекватности уставных положений реальной деятельности зависят отношения с налоговыми органами.
Для составления пакета учредительных документов лучше обратиться к юристу. На этапе создания юридического лица отказ в регистрации по новому Закону может быть выдан только в двух случаях: при представлении не соответствующего ст.12 Закона (неполного) комплекта документов (по форме Р50001) или при их подаче в ненадлежащий регистрирующий орган (по форме Р50002), т.е. если адрес местонахождения общества не совпадает с адресом обслуживающей налоговой инспекции (ч.2 ст.8 Закона). Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения и быть принято в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Отказ может быть обжалован в судебном порядке. Сейчас, в период становления новой системы "единого окна", безграмотно составленные учредительные документы, скорее всего, будут благополучно зарегистрированы. Однако в последующем организации не избежать объяснений с налоговой инспекцией. Если выяснится, что документы содержали недостоверные данные, учредители понесут за это ответственность: на основании протокола налоговой инспекции суд вправе оштрафовать их на 5000 руб. согласно ст.14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В учредительном договоре указывается название общества, решение о создании, фамилии и данные учредителей, размер уставного капитала, решение о представлении общества на регистрацию, доверенное лицо, которому учредители поручили регистрацию, а также основные виды деятельности общества.
Протокол общего собрания участников должен содержать: перечень присутствующих, дату и номер протокола (как правило, протокол N 1), повестку дня, перечень докладчиков и краткое содержание их выступлений; величину уставного капитала и способ внесения в него долей каждым учредителем. В протоколе должны быть отражены вопросы для голосования, например: "о создании общества", "о составе учредителей", "о размере уставного капитала", "об избрании генерального директора и назначении исполнительного директора", "о регистрации общества", а также результаты голосования по каждому из вопросов, например: "решение принято единогласно", "решение принято большинством голосов, против - Петров, воздержался - Семенов".
Шаг второй. Получение свидетельства о регистрации
Пакет учредительных документов следует сдать специалисту отдела регистрации юридических лиц, который взамен выдает справку о принятии документов с указанием количества страниц каждого из них. Документы могут быть направлены заявителем почтой с объявленной ценностью и описью вложения. Важный момент: необходимо принести документы в инспекцию не позднее чем через пять рабочих дней после даты утверждения устава, поэтому не стоит спешить ставить дату, если заранее не определен день посещения налоговой инспекции. Через пять рабочих дней должно быть выдано решение и свидетельство о регистрации юридического лица и присвоен тринадцатизначный регистрационный номер. Учредителям следует проверить правильность отражения в свидетельстве организационно-правовой формы и названия организации, наличие печати и подписи начальника отдела организации учета налогоплательщиков. Зарегистрированные учредительные документы и свидетельство о регистрации лучше сразу размножить (5-6 комплектов) и копии заверить у нотариуса, поскольку почти каждый взимающий обязательные платежи и взносы фонд требует от зарегистрированной организации нотариально заверенные копии учредительных документов. Заверение устава (10-15 страниц) обойдется приблизительно в 180 руб. (5 копий - 900 руб.), учредительного договора - 65 руб. (5 копий - 325 руб.), протокола - 50 руб. (5 копий - 250 руб.), свидетельства о регистрации - 15 руб. (5 копий - 75 руб.).
Шаг третий. Заказ и изготовление печати
По логике, следующим шагом должна стать постановка юридического лица на налоговый учет в той инспекции, которая выдала ему свидетельство о государственной регистрации. Однако не следует забывать, что, получив свидетельство, нужно уложиться в сроки постановки на учет в Фонде социального страхования, Пенсионном фонде, Фонде занятости населения, Фонде обязательного медицинского страхования, фактическое общение с которыми начнется только после заказа и получения печати. Фирменную печать необходимо заказать именно до постановки на налоговый учет, поскольку на ее изготовление уйдет 2-3 недели, а без печати нельзя будет открыть сначала накопительный, а потом и расчетный счета. Для утверждения эскиза печати в уполномоченный орган представляются следующие документы:
- заявление на специальном бланке в трех экземплярах о выдаче разрешения на изготовление печати (подписывается руководителем);
- ксерокопии паспортов руководителя и главного бухгалтера (все страницы, в том числе и пустые);
- приказ (решение) руководителя на бланке организации об изготовлении печати (штампа) или нотариально заверенная копия приказа (решения). В приказе указывается причина изготовления печати, для каких целей она будет использоваться, если это дополнительная печать, а также какой будет содержать в себе реквизит (надпись), например: "для финансовых документов", "филиал N 1" (в соответствии с уставом или положением о филиале), "отдел кадров", "склад" и т.п. В приказе указывается и организация, ответственная за утверждение эскиза печати (штампа);
- документ о назначении руководителя, а в случае назначения руководителя общим собранием акционеров - протокол общего собрания (нотариально заверенная копия протокола или документа о назначении руководителя). В случае назначения руководителя правлением необходимо представить протокол общего собрания акционеров об избрании правления и протокол заседания правления об избрании единоличного исполнительного органа - руководителя (либо нотариально заверенные копии);
- свидетельство о государственной регистрации (нотариально заверенная копия либо оригинал и ксерокопия);
- нотариально заверенная копия устава организации;
- документ (квитанция), подтверждающий факт оплаты стоимости утверждения эскиза печати и внесения оттиска печати в городской реестр печатей. Для этого необходимо узнать банковские реквизиты Московской регистрационной палаты и оплатить установленную сумму - 630 руб.;
- нотариально заверенная копия свидетельства Роспатента о регистрации товарного знака (при наличии в эскизе печати (штампа) средств визуальной индивидуализации (графического изображения) или оригинал свидетельства вместе с ксерокопией.
В акте приема-передачи документов напротив каждого из перечисленных документов руководитель или доверенное лицо ставит свою подпись.
Предпринимателю следует заранее знать, что в Центральном городском реестре печатей (ЦГРП) может не оказаться бланков заявлений, без которых все остальные документы не принимаются. В этом случае учтивые работники могут посоветовать обратиться в несколько организаций, сотрудничающих с ЦГРП, у которых имеются бланки заявлений.
В организациях, являющихся участниками Гильдии профессиональных изготовителей печатей, ориентировочная стоимость заказа составляет 1 300 руб. (за срочность эта сумма увеличивается на 200-300 руб.). В названную сумму входит оплата заключения договора на изготовление печати (90-100 руб.), стоимость изготовления эскиза печати (650 руб.), непосредственно изготовление печати (440 руб.), стоимость штемпельной подушки и краски для печати (100 руб.).
Шаг четвертый. Постановка на учет в Фонде социального страхования
С момента получения свидетельства о государственной регистрации юридического лица начинается отсчет срока постановки на учет в Фонде социального страхования. Поэтому в течение десяти календарных дней необходимо посетить соответствующее отделение Фонда и заявить об успешной регистрации в налоговой инспекции, тогда никаких штрафных санкций (5000 руб.) не последует. Постановка на учет производится при наличии у учредителей: свидетельства о постановке на налоговый учет, кодов статистики, печати. Также, по мнению работников Соцстраха, до регистрации в Фонде социального страхования юридическому лицу было бы неплохо открыть расчетный счет. Последнее является только пожеланием, так как закон не обязывает организацию до регистрации в органах Соцстраха открывать такой счет. Интересно, что Закон о государственной регистрации вообще ничего не говорит о порядке открытия расчетного счета.
Итак, в отделении Фонда надо заполнить заявление, в котором указывается, что на момент его составления собраны все документы и что организация обязуется сделать это в ближайшее время. После этого можно не спеша собирать все необходимые бумаги, а при следующем визите - уже со всеми документами, в отметке о постановке на учет работниками Соцстраха будет поставлена дата первого посещения Фонда. Хочется спросить: кем и зачем придумана такая процедура? Ведь 99 % создаваемых юридических лиц не успевают за десять даже не рабочих, а календарных дней объехать несколько инстанций (у каждой свои дни и часы приема, всюду очереди) и собрать столько документов. Ведь согласно ч.4 ст.11 Закона о государственной регистрации юридических лиц налоговая инспекция "в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ". Этот список полностью еще не определен, но не вызывает никаких сомнений, что в него войдут и фонды. Новый Закон ничего не говорит о постановке на учет в фондах, хотя это является одним из основных этапов, после которых предприятие становится реально действующим. Остается надеяться, что вскоре будут приняты постановления Правительства, разъясняющие и упрощающие процедуру постановки на учет в фондах.
Шаг пятый. Открытие накопительного счета
Правила банковского обслуживания предусматривают: одно из условий открытия счета для вновь создаваемой организации - наличие собственной печати. Именно поэтому банк сначала открывает вновь образованной организации накопительный счет, на который должно быть внесено не менее половины минимального размера уставного капитала (5000 руб.). После получения печати банк закрывает накопительный счет и открывает расчетный, куда и перетекает сумма вкладов учредителей (уставный фонд). В большинстве случаев для этого заключается дополнительный договор. Расценки на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц (кроме кредитных организаций) по счетам в рублях следующие: открытие счета 500 руб. (за исключением счетов для проведения расчетов по специальным решениям Минфина, Сбербанка и Банка России, открыть которые стоит 2000 руб.); обслуживание бюджетных счетов и счетов муниципальных мероприятий - на договорной основе; переоформление документов в связи с изменением реквизитов клиента (так называемое внесение изменений в юридическое дело), если это не связано с ошибкой банка или изменением законодательных и нормативных актов, - 100 руб.
Шаг шестой. Получение кодов статистики
Коды статистики можно получить в Главном межрегиональном центре обработки и распространения статистической информации Государственного комитета Российской Федерации по статистике (ГМЦ Госкомстата России). В ГМЦ предоставляются следующие документы: копия устава, копия учредительного договора, копии свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о присвоении ИНН учредителям как физическим лицам. Копии не требуют нотариального заверения. Интересно, что в заявлении, которое подается при регистрации юридического лица, указывать ИНН учредителей только рекомендуется, а в ГМЦ это обязательное требование. Поэтому, если учредителям еще не присвоен ИНН, целесообразно получить его в самом начале процесса регистрации, чтобы потом не терять времени. Присвоение кодов статистики (ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ, ОКФС, ОКОПФ) происходит через несколько дней. За эту услугу придется заплатить ГМЦ около 350 руб. (дополнительно 150-200 руб. за срочность). Помимо ГМЦ Госкомстата России существует много организаций, которые могут обеспечить подачу всех документов и получить коды статистики, освободив учредителей от стояния в очередях. Стоит такая услуга приблизительно 400 руб.; присвоение дополнительного кода ОКОНХ - 30 руб.; предоставление дополнительных подлинников справок - от 15 до 20 руб.; распечатка пояснений к кодам - 60 руб.; присвоение кодов при внесении изменений и реорганизации от 350 до 400 руб.; подтверждение кодов - от 180 до 200 руб.; ликвидация кодов - от 110 до 130 руб.
Шаг седьмой. Оформление документов на адрес
Адресом юридического лица согласно ч.2 ст.8 Закона о государственной регистрации считается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (индивидуального или коллегиального). К документам на адрес относятся нотариально заверенные: договор аренды помещения, свидетельство о праве собственности, гарантийное письмо. Многие предприниматели (руководители) указывают юридическим адресом фирмы свое фактическое место жительства. Для этого все проживающие в квартире совершеннолетние члены семьи должны дать свое согласие на предоставление домашнего адреса в качестве адреса постоянного нахождения исполнительного органа юридического лица, для чего в произвольной форме составляется документ, подписываемый проживающими. Например: "Мы, проживающие в жилом помещении по адресу: предоставляем свой домашний адрес в качестве адреса постоянного нахождения исполнительного органа ООО "Имярек". Общество вправе указывать данный адрес в любых документах и бумагах, непосредственно связанных с осуществлением обществом уставных целей и функций, а также в иных случаях, в которых использование адреса юридическими лицами законодательно не запрещено". К согласию обязательно прилагается копия финансового лицевого счета, выписка из домовой книги и нотариально заверенная копия свидетельства о праве собственности на квартиру.
Ситуации, когда учредители по каким-либо причинам не могут указать свой домашний адрес в качестве адреса юридического лица и не могут арендовать помещение (офис), в принципе тоже разрешимы. На практике довольно распространена так называемая "покупка" адреса у третьих лиц. Иными словами, третье лицо, обладающее правом на квартиру (жилое помещение), пишет заявление, что не возражает против того, чтобы его адрес использовался в качестве адреса юридического лица со всеми вытекающими отсюда последствиями. Конечно, это не легитимная, но и не запрещенная законом сделка. Стоимость такой услуги - от 200 до 300 условных единиц.
Шаг восьмой. Постановка на налоговый учет
Для постановки на налоговый учет необходимы: нотариально заверенная копия устава; нотариально заверенная копия учредительного договора; нотариально заверенное свидетельство о регистрации; коды статистики; документы на адрес; приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера, копии паспортов руководителя, бухгалтера, учредителей, доверенного лица; копии свидетельства о присвоении ИНН руководителя, главного бухгалтера, учредителей; заявление с тремя приложениями. Все документы сдаются в налоговую инспекцию, которая уже через несколько дней выдает свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе. Копии полученного свидетельства следует размножить (не менее пяти экземпляров) и заверить в нотариальной конторе.
Шаг девятый. Постановка на учет в Фонде социального страхования
Собрав необходимые документы (свидетельство о постановке на налоговый учет, коды статистики) и заказав печать, следует стать на учет в Фонде социального страхования. Согласно приложению N 4 к Порядку регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации поставленной на учет организации выдается страховое свидетельство. В нем указывается организационно-правовая форма и наименование юридического лица, сведения о государственной регистрации, сведения об исполнительном органе Фонда социального страхования, а также присвоенные юридическому лицу десятизначный регистрационный номер страхователя и код подчиненности. Помимо свидетельства должно быть выдано уведомление о размерах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (согласно приложению N 9 к Порядку регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации). Кроме того, от регионального отделения Фонда социального страхования РФ необходимо потребовать выдать справку о действительной постановке на учет (для этого необходимо написать запрос на имя руководителя регионального отделения). Справка нужна для открытия счета в банке. Теперь необходимо зарегистрироваться в Пенсионном фонде и открыть расчетный счет.
Шаг десятый. Постановка на учет в Пенсионном фонде
Необходимо заранее узнать дни и часы приема. В Пенсионном фонде требования, предъявляемые к постановке на учет, идентичны требованиям Фонда социального страхования, за исключением следующего: расчетный счет в банке может быть открыт только после постановки на учет в Пенсионном фонде. Немного смягчены и требования по срокам. Предприятие обязано зарегистрироваться в течение одного месяца со дня регистрации. Если этот срок нарушен, взимается штраф в размере 5000 руб.; если организация не зарегистрируется в течение трех месяцев - штраф 10000 руб.
Шаг одиннадцатый. Открытие расчетного счета
Получив печать, нужно пойти в отделение Сбербанка и взять там для заполнения документы (или дополнительное соглашение), необходимые для открытия расчетного счета. Начинать следует именно с этого, поскольку во многих отделениях Сбербанка России установлены свои особенности открытия счетов и требования к документам.
Чтобы открыть расчетный счет, необходимо предоставить в банк следующие документы: заявление на открытие счета (бланк) следует взять в банке); договор на расчетно-кассовое обслуживание в двух экземплярах (если фирма будет заниматься торговой деятельностью); копию свидетельства о регистрации, заверенную нотариально; копию устава, заверенную нотариально; копию учредительного договора, заверенную нотариально; карточку с образцами подписей, оттиска печати (вот почему до изготовления печати банк не сможет сразу открыть расчетный счет), заверенную нотариально; протокол (приказ) о назначении руководителя, приказы о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи в карточке с образцами подписей; нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции; анкеты на всех лиц, имеющих право подписи в карточке (с предоставлением паспорта); справку из органов статистики о присвоении кодов ОКПО; документ, подтверждающий регистрацию организации в Фонде социального страхования РФ (справка из регионального отделения). Собрав весь комплект документов, фирма представляет их в банк.
По прошествии нескольких дней (требующихся для проверки документов на соответствие российскому законодательству) банк от имени управляющего или заместителя управляющего заключает с фирмой в лице директора договор банковского счета (как правило, в валюте Российской Федерации). В договоре оговаривается порядок открытия и ведения счета, указываются условия начисления процентов на остатки денежных средств на счете клиента, права, обязанности и ответственность сторон, порядок разрешения споров, форс-мажорные обстоятельства и срок действия договора. Что касается расценок на предоставление выписок о текущих операциях по счету, то за предоставление справки об остатках, оборотах и операциях по одному счету банк берет 200 руб. за один экземпляр справки; за предоставление справки о наличии счетов - 100 руб. за один экземпляр справки; за предоставление справки об операциях и остатках по счетам - 1000 руб. за один экземпляр справки; за предоставление дубликата выписки, копий платежных и других документов по запросу клиента об операциях по счету сроком: до трех месяцев - 100 руб. за каждый предоставленный документ, свыше трех месяцев - 250 руб. за каждый предоставленный документ.
Шаг двенадцатый. Покупка и оформление ККМ (для торговли)
Организации, выбравшие торгово-закупочную деятельность или розничную торговлю, обязаны приобрести и зарегистрировать контрольно-кассовую машину (аппарат). Стоимость аппарата от 4000 до 8000 руб. (в зависимости от модели и функций). Обычно, согласно Положению о порядке продажи и технического обслуживания контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, с продавцами кассовых аппаратов заключается договор на техническое обслуживание и ремонт аппарата. Обслуживание стоит около 2500-3000 руб. в год.
Кассовый аппарат должен быть зарегистрирован в налоговой инспекции, причем присутствие работника фирмы-продавца ККМ, с которой организация заключила договор техобслуживания, в налоговой инспекции обязательно.
Шаг четырнадцатый. Оформление договора аренды торговой площади
Организациям, планирующим осуществлять розничную торговлю (например, на рынках), необходимо заключить договор аренды и представить его копию в налоговую инспекцию. Это нужно потому, что "пропиской" кассового аппарата (и адресом возможных налоговых проверок) будет адрес места проведения торговых операций (в частности, адрес, указанный в договоре аренды торгового помещения.
Шаг пятнадцатый. Подсчет произведенных расходов,
или во что обойдется регистрация ООО двум учредителям
Устав (5 нотариально заверенных копий)- 900 руб.
Учредительный договор (5 нотариально заверенных копий) - 325 руб.
Протокол (5 нотариально заверенных копий) - 250 руб.
Нотариальное заверение подписей на заявлении - 400 руб.
Государственная пошлина за регистрацию - 2000 руб.
Свидетельство о регистрации (5 нотариально заверенных копий) - 75 руб.
Свидетельство о присвоении ИНН фирме (5 нотариально заверенных копий) - 75 руб.
Свидетельство о присвоении ИНН учредителям (5 нотариально заверенных копий) - 150 руб.
Плата за присвоение кодов статистики - 400 руб.
Свидетельство о присвоении кодов (5 нотариально заверенных копий) - 75 руб.
Распечатка пояснений к кодам - 60 руб.
Плата за изготовление печати - 1300 руб.
Открытие расчетного счета - 500 руб.
Государственная пошлина за утверждение эскиза печати - 630 руб.
Минимальный размер уставного капитала - 10 000 руб.
Документы на адрес (5 нотариально заверенных копий) - 175 руб.
Ксерокопии паспортов учредителей (5 экземпляров) - 100 руб.
Расходы по ксерокопированию документов - 500 руб.
Покупка книг для ведения бухгалтерского учета - 400 руб.
Накладные расходы - 2000 руб.
Итого: 20315 руб.*(1)
Л. Грудцына,
член Гильдии российских адвокатов аспирантка
Московской гуманитарно-социальной академии
"Адвокат", N 12, декабрь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В расчет не вошли транспортные издержки, расходы на услуги юриста (например, по составлению пакета учредительных документов), а также потраченное время, которое, как известно, стоит дорого.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная регистрация юридических лиц: практические рекомендации
Автор
Л. Грудцына - член Гильдии российских адвокатов аспирантка Московской гуманитарно-социальной академии
"Адвокат", 2002, N 12