Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 февраля 2003 г. N КА-А40/184-03
Общество с ограниченной ответственностью "Внешнеэкономическая компания "Асалмаз" (далее - ООО ВК "Асалмаз") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации N 4 по Центральному административному округу г. Москвы (далее - Инспекция) о признании недействительным ее решения от 14.06.02. N 34-ДСП, которым Общество привлечено на основании п. 1 ст. 122 НК РФ к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1.510.000 руб. Этим же решением подлежали взысканию суммы налога на прибыль за 2000 год - 7.550.000 руб. и пени - 2.335.902 руб.
Решением от 20.08.02, оставленным без изменения постановлением от 24.10.02, иск удовлетворен, поскольку налогоплательщик правомерно воспользовался льготой по налогу на прибыль при перечислении налога в городской бюджет в связи с финансированием мероприятий, направленных на снижение вредного влияния автотранспорта на экологическую остановку в г. Москве, предусмотренную пп. "а" пункта 1 статьи 4 дефиса 5 Закона г. Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль" от 22.12.99 N 39.
В кассационной жалобе ИМНС РФ N 4 по ЦАО г. Москвы просит судебные акты отменить и принять решение об отказе в иске, ссылаясь на отсутствие у налогоплательщика с 30.08.2000 основания для применения льготы по налогу на прибыль, поскольку Фондом экологизации транспорта "Мосэкотранс", уполномоченным на привлечение средств для реализации целевой программы по улучшению экологической обстановки в городе Москве, превышены лимиты целевых затрат на 2000 год, установленные постановлением Правительства г. Москвы от 28.12.99 N 1202.
В судебном заседании представитель налоговой Инспекции поддержал доводы и требования кассационной жалобы. Представитель ООО ВК "Асалмаз" возражал против этих доводов по мотивам, изложенным в судебных актах и представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалованных судебных актов.
Судом установлено, что в 2000 году налогоплательщик в соответствии с договором от 14.09.2000 N 335 (л.д. 16), заключенным с Фондом экологизации транспорта "Мосэкотранс", осуществил финансирование мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки в городе Москве, на сумму 7.750.000 руб. согласно перечню затрат, утвержденных постановлением Правительства Москвы N 1202 от 28.12.99, что подтверждается платежными поручениями N 647 от 22.09.2000, N 803 от 30.11.2000 и N 847 от 21.12.2000 (л.д. 18-20).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 дефиса 5 Закона г. Москвы N 19 от 18.06.97 г. "О ставках и льготах по налогу на прибыль", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, предприятиям и организациям, расположенным на территории города Москвы, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при исчислении налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет города Москвы, предоставляются льготы по налогу на прибыль на величину фактически произведенных затрат, связанных с улучшением экологической обстановки в городе Москве (по перечню затрат, определяемых Москомприродой и ежегодно утверждаемых Правительством Москвы). Пунктом 16 указанной статьи (в доп. Закона г. Москвы от 21.10.98 N 25) предусматривался порядок предоставления льгот на сумму фактического взноса, подтвержденного копией платежного поручения, договором инвестора с предприятием-застройщиком, актом приема-передачи имущества либо ценных бумаг (банковских векселей).
В силу пп. "а" п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 22.12.99 N 39 сумма налога на прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию целевых программ по улучшению экологической обстановки.
Согласно п. 1 постановления Правительства Москвы от 28.12.99 N 1202 "О перечне затрат, связанных с улучшением экологической обстановки в городе Москве" с 1 января 2000 года затратами, связанными с улучшением экологической обстановки в городе и принимаемыми при предоставлении льгот по налогу на прибыль, подлежащему уплату в бюджет г. Москвы, считаются средства, направленные организациям, уполномоченным Правительством Москвы на финансирование мероприятий по улучшению экологической обстановки в городе.
В силу п. 2 названного постановления такой организацией определен Фонд экологизации транспорта "Мосэкотранс".
Пунктом 3 этого же постановления Правительство Москвы утвердило уполномоченным организациям перечни лимитов затрат на проведение в 2000 году мероприятий по улучшению экологической обстановки в городе.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о наличии у налогоплательщика права на уменьшение налога на прибыль в 2000 году. При этом обоснованно исходил из того, что все требования Закона в отношении порядка предоставления льгот по налогу на прибыль Обществом выполнены, поскольку Фонд экологизации транспорта "Мосэкотранс" в силу вышеназванного постановления определен уполномоченной организацией по реализации мероприятий, связанных с экологией транспорта, а налогоплательщик подтвердил сумму фактического взноса на улучшение экологической обстановки в городе Москве, перечисленный Фонду в 2000 году во исполнение инвестиционного договора N 61-335. Данный факт налоговым органом не оспаривается.
Доводы Инспекции о том, что льгота по налогу на прибыль для Общества может быть применена лишь в пределах лимитированных затрат Фонда, т.е. до 30.08.2000, и при превышении этих затрат Фондом применение налогоплательщиком льготы по налогу неправомерно, не приняты кассационной инстанцией, поскольку это ограничение устанавливается для Фонда. Закон г. Москвы от 18.06.97 г. N 19 такого ограничения для инвесторов не содержит. Не устанавливает этого ограничения и Закон г. Москвы от 22.12.99 N 39 "О ставках и льготах по налогу на прибыль".
Кроме того, вышеназванным постановлением Правительства г. Москвы установлен лимит затрат, а не лимит получения денежных средств, направленных на перечисленные этим Постановлением цели.
Налогоплательщик, добросовестно направивший средства по целевому назначению, в силу ст.ст. 106 и 109 НК РФ не может нести ответственность за действия Фонда, превысившего размер установленного лимита.
Кроме того, суд кассационной инстанции исходит из того, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах оснований к отмене обжалованных судебных актов по данному делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-287, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 20.08.2002 и постановление апелляционной инстанции от 24.10.2002 по делу N А40-23276/02-117-272 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 4 по Центральному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 февраля 2003 г. N КА-А40/184-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании