Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Необходимость разработки данного законопроекта обусловлена следующим.
1. Полномочия субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях нуждаются в детальном определении, поскольку ст.1.3 допускает различное их толкование вследствие применения приема "остаточных" полномочий. В самом Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) содержатся внутренние противоречия по вопросу разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, для снятия которых требуется дополнить ст.1.3 перечнем полномочий субъектов Российской Федерации.
2. Включение в КоАП РФ новой меры административного наказания - приостановление действия лицензии, предоставленной юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеет целью упорядочить применение подобной меры административно-правового воздействия, унифицировать процедуру ее применения, обеспечить наличие процессуальных гарантий при ограничении прав граждан и организаций.
3. Пункт 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ устанавливает способ определения размера административного штрафа, исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате либо суммы незаконной валютной операции. Однако, в части 4 настоящей статьи, где устанавливается предельный размер административного штрафа, исчисляемого таким способом, понятие "незаконная валютная операция" отсутствует. Возникает пробел в правовом регулировании, который предлагается решить путем внесения дополнения в часть 4 статьи 3.5 КоАП РФ.
4. Часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ устанавливает факторы, которые должны учитываться при назначении административного наказания физическому лицу. Среди них законодателем был упущен такой важный фактор, который, безусловно, должен влиять на вид и размер административного наказания, как степень вины виновного.
5. В существующей редакции часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ вряд ли может быть применима. Во-первых, аналогичная статья, содержащаяся в КоАП РСФСР, делала возможным наложение административного взыскания в пределах одной санкции только в том случае, если дела об административных правонарушениях рассматривались одним и тем же органом, должностным лицом одновременно. Формулировка части 2 статьи 4.4 в этом случае не конкретна, в течение какого времени должны быть рассмотрены дела, чтобы применить данную норму: одного дня, недели, месяца и т.д.? Во-вторых, возникает вопрос: в пределах какой санкции (вид административного наказания и его размер) должно налагаться наказание? Чем должно руководствоваться при этом должностное лицо (орган) КоАП РФ не содержит.
6. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности сравнительно невелик - два месяца со дня совершения или обнаружения административного правонарушения. И как исключение - 1 год по определенным категориям административных правонарушений. Действующее законодательство таково, что итогом реализации права лица, привлекаемого к административной ответственности, на обжалование постановления о назначении административного наказания, является прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому, необходимо установить норму, предусматривающую прерывание сроков давности привлечения к административной ответственности.
7. КоАП РФ не содержит нормы, устанавливающей исчисление сроков административного наказания. Между тем, эта норма очень важна при определении размера административного наказания. "Срочными" административными наказаниями по КоАП РФ являются административный арест, лишение специального права и дисквалификация. Статьей 3.9 КоАП РФ установлен лишь верхний предел срока административного ареста - 15 суток, поэтому срок административного ареста исчисляется сутками. Статьей 3.8 КоАП РФ срок лишения специального права установлен - от одного месяца до двух лет, поэтому срок лишения специального права исчисляется годами или месяцами. Статьей 3.11 КоАП РФ срок дисквалификации установлен - от 6 месяцев до 3 лет, поэтому срок дисквалификации исчисляется годами или месяцами.
8. Статья 56 Семейного Кодекса РФ среди неправомерных действий со стороны родителей или иных законных представителей в отношении несовершеннолетних, кроме неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (административная ответственность установлена статьей 5.35 КоАП РФ), называет такие неправомерные действия, как нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, злоупотребление родительскими правами, поэтому предлагается дополнить статью 5.35 частью 2.
9. Статьей 154 Жилищного Кодекса РСФСР установлено, что лица, виновные в нарушении порядка постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления гражданам жилых помещений несут административную ответственность. Предлагается дополнить КоАП РФ статьей 5.45 соответствующего содержания. Возбуждать дело об административном правонарушении, предусмотренным данной статьей, должен прокурор, исходя из смысла ст.28.4 КоАП РФ, а рассматривать - мировой судья.
10. Правонарушениям в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции посвящено достаточно статей в разных главах КоАП РФ, но субъектами административных правонарушений в данных статьях названы должностное лицо и юридическое лицо (статьи 6.14, 14.16-14.19, 15.13). Привлечь к административной ответственности гражданина, изготавливающего или реализующего алкогольную и спиртосодержащую продукцию домашней выработки невозможно.
11. В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137 "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года. В КоАП РФ предлагается ввести статью, предусматривающую ответственность за неисполнение этой обязанности. Соответственно данная норма будет вступать в силу лишь с 1 января 2004 года.
12. Статья 8.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за использование земель не по целевому назначению, при этом диспозицией статьи не охватывается неиспользование земель по целевому назначению, поэтому предлагается расширить диспозицию статьи 8.8 КоАП РФ.
13. Статьей 128 КоАП РСФСР была предусмотрена ответственность за безбилетный проезд пассажиров в троллейбусе, трамвае, автобусе городского и пригородного сообщения, маршрутном такси, статьей 127 КоАП РСФСР - за неоплаченный провоз багажа в данном виде транспорта. Статьи 11.18, 11.19 КоАП РФ такой ответственности не содержат. Между тем, такого рода правонарушения имеют широкое распространение на территории РФ, их необходимо отнести к административным правонарушениям, имеющим федеральное значение. Установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в соответствии со ст.1.3 КоАП РФ является компетенцией РФ.
14. Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 года N 725 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи" в пункте 53 установлен перечень запрещенных к пересылке во внутренних почтовых отправлениях предметов. Пункт 162 указанного Постановления предусматривает, что пользователи почтовой связи несут в соответствии с законодательством Российской Федерации административную ответственность за вред, причиненный другим пользователям или работникам, занятым обработкой почтовых отправлений, вследствие вложения в почтовые отправления предметов и веществ, запрещенных к пересылке, или в результате ненадлежащей упаковки пересылаемого вложения. Предлагается дополнить главу 13 КоАП РФ статьей 13.25 "Нарушение правил пересылки почтовых отправлений".
15. Диспозицию части 2 статьи 14.4 КоАП РФ предлагается расширить и установить административную ответственность, в том числе за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг в неустановленных местах или неприспособленных помещениях.
16. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 года N 290 "Об утверждении правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств", Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1036 "Об утверждении правил оказания услуг общественного питания", Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1025 "Об утверждении правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации" на исполнителя (продавца) возлагается обязанность иметь книгу отзывов и предложений, которая должна предоставляться потребителю по его требованию. Предлагается дополнить статью 14.8 КоАП РФ частью 4, предусматривающей ответственность за отказ от выдачи книги отзывов и предложений.
17. Статья 4 Федерального закона от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ "Об ограничении курения" запрещает розничную продажу табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет. Нарушение этого запрета влечет за собой привлечение к административной ответственности. Поскольку дополнительным объектом данного правонарушения является здоровье несовершеннолетнего, ответственность необходимо ужесточить по сравнению со статьей 14.15 КоАП РФ.
18. Статья 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129 "О государственной регистрации юридических лиц" запрещает регистрирующему органу требовать другие документы при государственной регистрации, кроме тех, предоставление которых установлено федеральным законом. Между тем, статья 14.25 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц не устанавливает такого состава административного правонарушения.
19. Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 года N 370 утверждены Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения. Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 года N 369 утверждены Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения. В данных нормативных правовых актах указывается, что в случае несоблюдения установленных правил ответственность наступает в соответствии с действующим законодательством. На данный момент она не установлена.
20. Статья 284.1 Бюджетного Кодекса РФ устанавливает, что, в случае, если бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты исполняются не органами федерального казначейства, руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, имеют право применять меры принуждения в соответствии с настоящим Кодексом. Между тем, широкая формулировка статьи 15.14 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, не позволяет субъектам РФ реализовать свои полномочия в данной сфере. Поэтому статью 15.14 КоАП РФ необходимо изменить, установив на федеральном уровне административную ответственность за нецелевое использование средств федерального бюджета.
21. Статья 20.1 "Мелкое хулиганство" не может быть применима, когда аналогичные действия, нарушающие спокойствие граждан, совершаются в жилых помещениях и субъектом административного правонарушения является либо должностное лицо, либо юридическое лицо. Между тем, постановление Совета Министров от 25 сентября 1985 года N 415 (ред. от 23 июля 1993 года) "Об утверждении правил пользования жилыми помещениями, содержания дома и придомовой территории в РСФСР и типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР" устанавливает, что пользование телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами допускается лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя жильцов дома, а с 23.00 до 7.00 часов должна соблюдаться полная тишина.
Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 вышеназванное постановление признано утратившим силу и утверждены новые Правила пользования жилыми помещениями
22. Статья 6 Федерального закона от 10 июля 2001 года N 87 "Об ограничении курения табака" ограничивает курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака. КоАП РФ не устанавливает административную ответственность за нарушение этого запрета.
23. Постановление Правительства РФ от 11 октября 1994 года N 1158 "О порядке учета, хранения и использования средств цветного копирования в Российской Федерации" обязывает граждан и руководителей (представителей) предприятий в течение месяца со дня приобретения средств цветного копирования представить в орган внутренних дел паспорт либо иной документ, удостоверяющий их личность или служебное положение (полномочия), а также письменное заявление произвольной формы о регистрации указанных средств. Кроме того, граждане, а также лица, ответственные за учет, хранение и использование средств цветного копирования на предприятии, обязаны обеспечить сохранность и использование этих средств строго по целевому назначению, вести учет средств цветного копирования и изготовленной на них печатной продукции в специальных книгах с указанием количества снятых копий и краткого содержания.
24. Пункт 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ предусматривает возможность рассмотрения дела об административном правонарушении иным органом, создаваемым в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, но ограничивает полномочия последнего, устанавливая вид создаваемого органа - коллегиальный. Между тем, в пункте 4 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ федеральный законодатель эту ошибку исправляет, "упуская" прилагательное "коллегиальный".
25. В части 2 статьи 23.1 КоАП РФ допущена ошибка. В санкции части 2 статьи 19.3 КоАП РФ в качестве альтернативного наказания предусмотрен административный арест. В соответствии со статьей 3.9 КоАП РФ административный арест назначается судьей. Начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания, уполномоченные в соответствии со статьей 23.4 КоАП РФ рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренное частью 2 статьи 19.3 КоАП РФ не могут назначить административное наказание в виде административного ареста.
26. Федеральным законом от 29 декабря 2000 года N 163-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 36 Закона РФ "О милиции" изменено наименование должности "участковый инспектор милиции" на "участковый уполномоченный милиции".
27. Предлагается расширить компетенцию органов государственного энергетического надзора, включить в часть 1 статьи 23.30 КоАП РФ статьи 14.4, 14.8 КоАП РФ (в отношении нефтепродуктов).
28. В части 4 статьи 25.5 следует изменить момент, с наступлением которого защитник и представитель допускаются к участию в деле. В настоящее время этот момент связан с моментом составления протокола об административном правонарушении. Между тем, часть 4 статьи 28.1 КоАП РФ момент возбуждения дела об административном правонарушении связывает не только с составлением протокола по делу об административном правонарушении, но и с составлением первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, оформления предупреждения или с момента наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения. Исходя из этого, лица, привлекаемые к административной ответственности, не обладают равными правами на квалифицированную юридическую помощь.
29. Предлагается расширить круг административных правонарушений, по которым может проводиться административное расследование, административными правонарушениями в области законодательства о банкротстве, поскольку в соответствии с действующим законодательством для определения признаков фиктивного и преднамеренного банкротства проводится экспертиза.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.