Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 января 2003 г. N КГ-А40/8841-02
Министерство связи и информации Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству имущественных отношений Российской Федерации, Комитету по управлению государственным имуществом Псковской области и Открытому акционерному обществу (ОАО) "Псковская городская телефонная сеть" о признании недействительной в силу ничтожности сделки приватизации арендного предприятия "Псковская городская телефонная исеть".
Уточнив требования, истец просил признать недействительными: план приватизации АООТ "Псковская городская телефонная сеть", утвержденный Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области 11.03.1994 г.; распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по управлению имуществом от 28.12.1993 г. N 2263-р; государственную регистрацию АООТ "Псковская городская телефонная сеть", оформленную соответствующим Уставом.
Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение статьи 3 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Государственной программы приватизации, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 г. N 2980-1 (в редакции от 1.07.1993 г.) решение о приватизации арендного предприятия "Псковская городская телефонная сеть", которое являлось предприятием связи, было принято Госкомимуществом Российской Федерации (распоряжение от 28.12.1993 г. N 2263-р) без решения Правительства Российской Федерации.
До принятия решения судом отклонено ходатайство ОАО "Псковская городская телефонная сеть" о замене истца на Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
Решением от 1 июля 2002 года исковые требования удовлетворены полностью по тем мотивам, что в нарушение законодательства о приватизации решение о приватизации арендного предприятия "Псковская городская телефонная сеть" принято Госкомимуществом Российской Федерации без решения Правительства Российской Федерации; оспариваемая сделка приватизации произведена не в соответствии с Законом "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", поскольку арендное предприятие "Псковская городская телефонная сеть" было преобразовано в товарищество с ограниченной ответственностью "Псковская городская телефонная сеть", а не в акционерное общество открытого типа; приватизация в виде выкупа арендованного имущества товариществом с ограниченной ответственностью "Псковская городская телефонная сеть" не произведена; заключенный между Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области и ТОО "Псковская городская телефонная сеть" договор на аренду имущества N 11 от 5.04.1993 г. не соответствует требованиям Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", поскольку действовавшим на момент его заключения законодательством не предусматривалась передача государственного имущества в аренду с правом выкупа коммерческому предприятию, каковым являлось ТОО "Псковская городская телефонная сеть".
На основании указанных выводов суд признал недействительными распоряжение Госкомимущества Российской Федерации N 2263-р от 28.12.1993 г. и государственную регистрацию АООТ "Псковская городская телефонная сеть", оформленную Уставом АООТ "Псковская городская телефонная сеть", зарегистрированным распоряжением Администрации города Пскова N 732-р от 31.03.1994 г.
Постановлением апелляционной инстанции от 16 октября 2002 года решение оставлено без изменения по тем же мотивам.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права; на отсутствие у истца права на подачу иска о признании недействительной сделки приватизации, поскольку такое право принадлежит Министерству имущественных отношений Российской Федерации; судом не принято по внимание Постановление Правительства Российской Федерации N 1003 от 22.12.1992 г., которым была разрешена приватизация предприятий связи на основании заключений Министерства связи Российской Федерации, а такое заключение в материалах дела имеется; приватизация арендованного имущества производилась способом, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации N 1230 от 14.10.1992 г.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Псковская городская телефонная сеть" привел доводы, аналогичные изложенным в жалобе.
Представитель истца возразил против доводов жалобы, ссылаясь на их необоснованность.
Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, отзывов и своих представителей не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Псковским областным производственно-техническим управлением связи Министерства связи РСФСР и организацией арендаторов Псковской городской телефонной сети в 1990 году был заключен договор аренды, согласно которому арендатору передана Псковская городская телефонная сеть как единый имущественный комплекс основных производственных фондов по состоянию на 1.10.1990 г.
Статья 7 указанного договора предусматривает право выкупа арендованного имущества, стоимость которого определена в сумме 5368400 руб. Указанный договор аренды заключен на основании решения от 21.01.1991 г. и Постановления от 12.03.1991 г. Госарбитража Псковской области, которые оставлены без изменения Постановлением Госарбитража РСФСР от 23.12.1991 г. N 11/49 б.
Арендное предприятие "Псковская городская телефонная сеть" было зарегистрировано 27.02.1991 г. решением N 182 исполкома Псковского городского совета народных депутатов.
16.02.1993 года распоряжением N 406-р Администрация города Пскова зарегистрировала Товарищество с ограниченной ответственностью "Псковская городская телефонная сеть", которое являлось правопреемником арендного предприятия "Псковская городская телефонная сеть".
5.04.1993 г. между Комитетом по управлению имуществом Псковской области и ТОО "Псковская городская телефонная сеть" был заключен договор аренды N 11, статья 20 которого предусматривает право арендатора на выкуп арендованного имущества.
Госкомимущество Российской Федерации распоряжением N 2263-р от 28.12.1993 г. разрешило приватизацию арендного предприятия "Псковская городская телефонная сеть" путем преобразования в акционерное общество открытого типа.
Основанием для издания распоряжения указаны: статья 15 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", пункт 5.10 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, Указ Президента Российской Федерации от 14.10.1992 г. N 1230, а также заключение Министерства связи Российской Федерации N 5795 от 16.11.1993 г.
Комитетом по управлению имуществом Псковской области был утвержден план приватизации государственного имущества, арендуемого ТОО "Псковская городская телефонная сеть", в котором предусмотрено преобразование ТОО "Псковская городская телефонная сеть" в акционерное общество открытого типа.
31.03.1994 г. распоряжением N 732-р Администрации города Пскова было зарегистрировано АООТ "Псковская городская телефонная сеть", являющееся правопреемником ТОО "Псковская ГТС".
Сделав вывод о том, что решение о приватизации арендного предприятия "Псковская ГТС" принято Госкомимуществом Российской Федерации (распоряжение N 2263-р от 28.12.1993 г.) без соответствующего решения Правительства Российской Федерации, суд обеих инстанций не учел, что Правительство Российской Федерации Постановлением N 1003 от 22.12.1992 г. разрешило приватизацию государственных предприятий связи и информатики и поручило Госкомимуществу Российской Федерации рассматривать вопросы приватизации предприятий связи на основании заключений Министерства связи Российской Федерации.
В оспариваемом распоряжении Госкомимущества Российской Федерации N 2263-р от 28.12.1993 г. имеется ссылка на заключение Министерства связи Российской Федерации N 5795 от 16.11.1993 г., в котором последнее не возражало против преобразования арендного предприятия "Псковская ГТС" в акционерное общество открытого типа.
Таким образом, ссылка суда на отсутствие решения Правительства Российской Федерации по этому вопросу является необоснованной.
ОАО "Псковская городская телефонная сеть" приводило эти доводы в процессе судебного разбирательства, однако в нарушение статей 127 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 и 2002 г.г. в решении и постановлении не указаны доводы суда, по которым отклонены эти ссылки.
Основным доводом, который приведен судом обеих инстанций в обоснование недействительности (ничтожности) сделки приватизации, является довод о том, что арендное предприятие "Псковская городская телефонная сеть" было преобразовано не в акционерное общество открытого типа, а в товарищество с ограниченной ответственностью, чем нарушен порядок приватизации, установленный действовавшим в тот момент законодательством о приватизации.
Действительно, арендное предприятие "Псковская ГТС" было преобразовано в одноименное товарищество с ограниченной ответственностью, а последнее явилось правопреемником арендного предприятия, договор аренды с ТОО предусматривал право выкупа арендованного имущества.
Суд ошибочно не принял во внимание тот факт, что преобразование арендного предприятия в товарищество с ограниченной ответственностью было продиктовано требованиями Указа Президента Российской Федерации N 1230 от 14.10.1992 г., в соответствии с которыми выкуп государственного имущества, сданного в аренду, осуществляется арендаторами, организационно-правовая форма которых приведена в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (п.5).
Госкомимущество Российской Федерации обязано было переоформить договоры аренды в соответствии с этим Указом, не допуская пересмотра условий договоров аренды.
Поэтому факт преобразования арендного предприятия в товарищество с ограниченной ответственностью следует рассматривать не как нарушение законодательства о приватизации, а как необходимый этап, предписанный Указом N 1230 от 14.10.1992 г.
Неверная оценка факта преобразования арендного предприятия в товарищество с ограниченной ответственностью повлекла ошибочные выводы о незаконности плана приватизации ТОО "Псковская ГТС", а также о недействительности оспариваемого распоряжения Госкомимущества Российской Федерации.
Таким образом, приватизация арендованного имущества произведена способом, предусмотренным пунктом 2 статьи 15 Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий", и в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации N 1230 от 14.10.1992 г. "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду".
В связи с изложенным у суда не было оснований для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, решением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25 марта 2002 года по делу N 916/02 признано недействительным постановление Правительства Российской Федерации от 5.07.1999 г. N 129 в части включения ОАО "Псковская городская телефонная сеть" в перечень акционерных обществ, указанных в приложении N 2 к данному постановлению.
Несмотря на то, что это решение не является преюдициальным при рассмотрении данного спора, однако из него следует, что при его принятии Высший Арбитражный суд Российской Федерации исходил из действительности сделки приватизации арендного предприятия "Псковская ГТС", приведя в решении обстоятельства, связанные с приватизацией этого предприятия.
Спор, связанный с "золотой акцией", выпуск которой в свою очередь являлся следствием произведенной приватизации, невозможно рассмотреть без оценки самой сделки приватизации, следовательно, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации не нашел оснований для квалификации сделки приватизации, как ничтожной.
Поскольку обстоятельства дела и представленные доказательства исследованы судом обеих инстанций с достаточной полнотой, собирания и исследования новых доказательств не требуется, суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты, считает необходимым принять новое решение об отказе в иске по мотивам, изложенным выше.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 1 июля 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 16 октября 2002 года по делу N А40-21193/02-50-244 Арбитражного суда города Москвы отменить.
В иске отказать.
Возвратить ОАО "Псковская городская телефонная сеть" из федерального бюджета госпошлину в сумме 750 руб. уплаченную по платежному поручению N 1412 от 6.12.2002 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2003 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 января 2003 г. N КГ-А40/8841-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании