Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 4 апреля 2003 г. N КА-А41/1651-03
Прокурор Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области к Администрации г. Фрязино Московской области, Комитету по управлению имуществом и жилищным вопросам г. Фрязино с иском в защиту интересов государства и общества о признании недействительными п. 2-7 постановления N 535 от 20.07.1998 г. "О создании совместного Российско-Болгарского предприятия "Торговая база", а также об исключении из состава учредителей ОАО "Торговая база" Комитета по управлению имуществом и жилищным вопросам г. Фрязино.
Решением от 21.10.2002 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.01.2003 г. Арбитражного суда Московской области, иск удовлетворен.
Не согласившись с судебными актами, заявитель в кассационной жалобе просит об их отмене, как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права, а именно: п. 1 ст. 1, ст. 13, ст. 16, ст. 124, п. 2 ст. 125, 1069 Гражданского кодекса РФ, подпункт 2 п. 3 ст. 94 ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ от 06.07.1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", ФЗ от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ следует читать "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
По мнению заявителя, оспариваемое постановление от 20.07.1998 г. N 535 принято Главой г. Фрязино в пределах своей компетенции, в соответствии с действующим законодательством. Не соответствует действующему законодательству вывод арбитражного суда о том, что внесение государственного (муниципального) имущества в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного общества было произведено правомерно. Суд не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, не указал, каким нормам права противоречат пункты 2-7 оспариваемого Постановления. Выводы суда, изложенные в решении, постановлении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении дела суд вышел за пределы заявленных требований, не указал мотивы, по которым были отклонены доводы ОАО "Торговая База".
В судебном заседании кассационной инстанции представители истца, ответчика, Комитета по управлению муниципальным имуществом и жилищным вопросам г. Фрязино, МУП "Торговая база", каждый в отдельности, просили оставить судебные акты без изменения, как вынесенные в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ОАО "Торговая база" в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, просил судебные акты отменить, как необоснованные и незаконные.
Проверив материалы дела, правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит, что судебные акты подлежат отмене по п. 2, 3 ст. 288 АПК РФ, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, которое повлекло принятие неправильного решения, постановления.
В соответствии ч. 2 ст. 65 АПК РФ арбитражный суд определяет обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Суд данные требования закона не выполнил.
Арбитражный суд пришел к ошибочному выводу о том, что Комитет по управлению имуществом и жилищным вопросам г. Фрязино, являясь государственным органом, не вправе был выступать учредителем ОАО "Торговая база".
В силу ч. 1 ст. 10 ФЗ "Об акционерных обществах" государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 7 ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ г. "Об акционерных обществах" в случаях, установленных федеральными законами, муниципальное образование может являться учредителями открытых акционерных обществ (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий).
Статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на разных началах с иными участниками этих отношений.
Статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что от имени соответствующих образований осуществляют имущественные права органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 68 Закона РФ от 06.07.1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" установлено, что городская администрация:
1. управляет муниципальной собственностью города, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности; вносит предложения в Совет об отчуждении объектов муниципальной собственности;
2. в порядке, установленном Советом, создает за счет имеющихся средств предприятия смешанной формы собственности, участвует на долевых началах в создании и эксплуатации совместных предприятий; (в ред. Закона РФ от 22.10.1992 N 3703-1; Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
Уставом г. Фрязино определено, что Глава города осуществляет полномочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Следовательно, неправомерным является вывод арбитражного суда первой и апелляционной инстанции о невозможности участия муниципального образования в создании ОАО "Торговая база".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 ст. 66 ГК РФ вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.
При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.
Суд не исследовал оспариваемое постановление с точки зрения правомочности положения пункта N 2 о внесении в качестве вклада в уставной капитал Общества права безвозмездного пользования муниципальным имуществом, поэтому в этой части судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Федеральным Законом "Об акционерных обществах", Уставом акционерного общества ОАО "Торговая база" не предусмотрен судебный порядок выхода учредителя (Комитета по управлению имуществом и жилищным вопросам г. Фрязино) из состава учредителей.
Следовательно, удовлетворение требования истца арбитражным судом первой и апелляционной инстанции об исключении из состава учредителей ОАО "Торговая база" Комитета по управлению имуществом и жилищным вопросам г. Фрязино не основано на законе. Поэтому, судебные акты в этой части подлежат отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении этой части требований.
Согласно пункту 6 статьи 9 ФЗ "Об акционерных обществах" федеральными законами могут быть предусмотрены особенности учреждения обществ с участием иностранных инвесторов.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать вопрос о правомочности внесения муниципальным образованием г. Фрязино в качестве 49% вклада в уставной капитал общества ОАО "Торговая база" права безвозмездного пользования зданиями торговой базы сроком на 20 лет, правомерность учреждения Российского-Болгарского предприятия ОАО "Торговая база".
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 21.10.2002 г. и постановление апелляционной инстанции от 05.01.2003 г. по делу N А41-К2-12860/02 Арбитражного суда Московской области отменить.
В удовлетворении исковых требований об исключении из состава учредителей ОАО "Торговая база" Комитета по управлению имуществом и жилищным вопросам г. Фрязино отказать.
В остальной части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 апреля 2003 г. N КА-А41/1651-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст постановления в извлечениях и тезиса к нему опубликован в журнале "Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2004 г., N 2