Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 марта 2003 г. N КА-А41/1396-03
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве обратилось в арбитражный суд г. Москвы к обществу с ограниченной ответственностью "Юриском-Т" с иском о взыскании штрафа за нарушение срока регистрации в качестве страхователя.
Решением Арбитражного суда от 28.10.2002 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.01.2003, иск удовлетворен.
Не согласившись с судебными актами, Общество в кассационной жалобе просит об их отмене, как вынесенных с нарушением норм материального законодательства, а именно: Федерального Закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Временного порядка регистрации - налогоплательщиков, (страхователей), утвержденного постановлением Правления ПФР от 11.03.2001 N 33а, Письма Пенсионного Фонда РФ от 11.03.2002 г. N М-З09-25/2186.
По мнению заявителя, в случае непредставления всех необходимых документов страхователем, его регистрация в Пенсионном Фонде должна носить уведомительный характер.
Проверив материалы дела, правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит, что состоявшиеся судебные акты подлежат отмене по п. 2 ст. 288 АПК РФ, как вынесенные с нарушением норм материального законодательства.
Арбитражный суд первой инстанции установил, что: ООО "Юриском-Т" зарегистрировано в Московской регистрационной палате 11.03.2002 г. (л.д. 26).
С заявлением о регистрации в орган Пенсионного фонда РФ он обратился 13.06.2002 г., т.е. с нарушением месячного срока, предусмотренного законом (л.д. 8).
Решением от 15.08.2002 г. N 93 ГУ-ОПФР по г. Москве Общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. за нарушение сроков регистрации в органах ПФР (л.д. 10).
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанции установил, что факт нарушения Обществом срока подачи заявления о постановке на учет в органе Пенсионного Фонда РФ подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, ошибочным является вывод арбитражного суда первой и апелляционной инстанции о том, что Общество было правомерно привлечено истцом к ответственности за нарушение срока регистрации в территориальном органе Пенсионного Фонда РФ.
Обязанность по подаче заявления в Пенсионный фонд, установлена ст. 11 Федерального Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Федеральным Законом.
Пунктом 1 ст. 25 вышеуказанного Закона установлено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. В силу п. 2 ст. 25 ФЗ N 167-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации могут осуществлять только взыскание недоимки по страховым взносам и пеней.
Право на взыскание штрафа за несвоевременную регистрацию в органе Пенсионного фонда у ответчика отсутствует.
В соответствии со статьей 9 ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000 г. "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды.
Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поэтому, истец не вправе был налагать на ответчика взыскание в виде штрафа.
Исследовав и оценив существенные для правильного рассмотрения дела обстоятельства, арбитражный суд первой и апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права, поэтому суд кассационной инстанции находит, что состоявшиеся судебные акты подлежат отмене, считает возможным не передавая дело на новое рассмотрение вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 28 ноября 2002 г. и постановление от 20 января 2003 г. арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-43470/02-90-526 отменить.
В удовлетворении требований отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве о взыскании с ООО "Юриском-Т" штрафа в размере 5000 рублей отказать.
Возвратить ООО "Юриском-Т" из федерального бюджета госпошлину в размере 250 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 марта 2003 г. N КА-А41/1396-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании