Статус судебного пристава
До принятия федеральных законов в сфере исполнительного производства судебные исполнители, большинство из которых составляли женщины, были лишены реальной силовой поддержки. Нормы, которые содержались в процессуальных кодексах, уже не отвечали требованиям развивающейся рыночной экономики. Наряду с кардинальными положительными изменениями Федеральные законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" оставили нерешенными многие важные вопросы, в частности, касающиеся статуса судебного пристава-исполнителя.
Меры воздействия
В случае неисполнения в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель применяет к должнику меры принудительного исполнения: обращает взыскание на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализацию; обращает взыскание на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; обращает взыскание на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изымает у должника и передает взыскателю определенные предметы, указанные в исполнительном документе; предпринимает иные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.
Права судебного пристава-исполнителя
Для своевременного и полного исполнения исполнительных документов законодатель предоставил судебному приставу-исполнителю право:
получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника - помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества;
возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.
Особое правомочие
При выполнении своих служебных обязанностей он выступает как представитель исполнительной власти и обладает особым правомочием - от имени государства применять меры принуждения к должнику, не исполняющему требования исполнительного листа или требования судебного пристава-исполнителя. Согласно ст.14 ФЗ "О судебных приставах" и ст.4 ФЗ "Об исполнительном производстве" требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ.
Вновь принятые федеральные законы существенно изменили и расширили полномочия судебных приставов-исполнителей по сравнению с теми, какими располагали судебные исполнители.
Расширение полномочий судебных приставов-исполнителей выразилось, прежде всего, в том, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно возбуждает исполнительное производство путем вынесения постановления и также самостоятельно выносит постановление о возвращении исполнительного производства взыскателю в случае несоблюдения требований, предъявляемых к исполнительному документу. Вопросы об отложении исполнительных действий и об окончании исполнительного производства также решаются судебным приставом-исполнителем самостоятельно.
С правом отступать от правил
С письменного разрешения старшего судебного пристава судебный пристав-исполнитель вправе в необходимых случаях отступать от правил относительно времени совершения исполнительных действий, выносить постановления о розыске должника, его имущества или розыске ребенка, о возвращении исполнительного документа взыскателю, о привлечении к ответственности лиц, противодействующих судебному приставу-исполнителю или не исполняющих возложенные на них обязанности, об отводе специалиста или переводчика.
Кроме того, старший судебный пристав организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения; обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании; координирует действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей, судебных приставов-исполнителей; является распорядителем депозитного счета подразделения судебных приставов; осуществляет специальные полномочия, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве.
На практике старшие судебные приставы по различным причинам непосредственно участвуют в исполнительном производстве, составляют и подписывают запросы в различные инстанции, выносят постановления о наложении ареста на имущество должника, совершают иные процессуальные действия. Причем, несмотря на то что законодательство об исполнительном производстве прямо не закрепляет за старшим судебным приставом права вынесения постановлений, суды считают такие действия со стороны старших судебных приставов правомерными.
Так, в постановлении ФАС Московского округа от 29.03.2001 по делу N КГ-А40/1457-01 было отмечено, что ссылка заявителя на то, что в силу ст.7 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительным документом является только постановление судебного пристава-исполнителя, а не старшего судебного пристава, не может быть признана обоснованной, поскольку перечень исполнительных документов, предусмотренных указанной статьей, не является исчерпывающим, а в ст.10 ФЗ "О судебных приставах" старший судебный пристав наделен правом осуществлять специальные полномочия, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве.
Вне контроля суда
Касаясь прав и полномочий старшего судебного пристава, отметим, что, по нашему мнению, необходимо наделить старших судебных приставов, а также главных судебных приставов правом отменять незаконные и необоснованные постановления подчиненных ему судебных приставов-исполнителей, что позволит оперативно влиять на ход исполнительного производства.
Считаем также целесообразным наделить статусом судебного пристава-исполнителя всех старших и главных судебных приставов - тем самым будет обеспечена взаимная подчиненность и возможность указанных должностных лиц осуществлять реальный контроль за действиями судебных приставов-исполнителей, оперативно и квалифицированно решать возникающие проблемы в ходе исполнения.
При этом нельзя не учитывать, что деятельность судебных приставов-исполнителей практически выведена из-под контроля суда, обжалование решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке связано со значительными временными издержками. Тем самым будет устранен еще один недостаток ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которому главные и судебные приставы даже не входят ни в одну из категорий судебных приставов, указанных в ст.4 ФЗ "О судебных приставах".
"Следствие в миниатюре"
Изменение статуса указанных должностных лиц представляется необходимым и в связи с тем, что в силу нового УПК РФ главный судебный пристав России, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ относятся к органам дознания (ст.40 УПК РФ), т.е. наделяются правом завести уголовное дело и начать "следствие в миниатюре" (допросы, обыски, аресты).
В соответствии со ст.151 УПК РФ дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.294 (вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия), ст.297 (неуважение к суду), ч.1 ст.311 (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса), ст.312 (незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого аресту, т.е. растрата, отчуждение, сокрытие или незаконная передача имущества, подвергнутого аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено, осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами, на которые наложен арест), а также ст.315 (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта) УК РФ, производится дознавателями органов службы судебных приставов Минюста России.
В течение максимум 25 дней, отведенных для дознания, судебные приставы должны собрать доказательства и передать дело прокурору, который в свою очередь решает: прекратить дело, направить его на доработку, передать другому правоохранительному органу либо отправить в суд.
Больше прав - меньше обязанностей
Нельзя не отметить, что расширение полномочий судебного пристава-исполнителя заключается в увеличении прав, а не обязанностей, что не может, на наш взгляд, способствовать результативности исполнительного производства. Многие вопросы исполнения исполнительных документов отданы законодателем на усмотрение судебного пристава. Так, судебный пристав-исполнитель вправе (а не обязан) одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства произвести опись имущества должника и наложить на него арест (ст.9 п.5).
Законодатель необдуманно "оставляет на усмотрение судебного пристава-исполнителя вопрос о том, налагать ли арест на имущество должника, тем самым он, возможно, ставит это должностное лицо перед искусом взятки со стороны должника"*(1).
В связи с этим мы считаем целесообразным внести в ФЗ "Об исполнительном производстве" нормы, обязывающие судебного пристава-исполнителя производить арест имущества должника, выявленного в ходе исполнительного производства.
Вышеприведенное замечание, на наш взгляд, применимо и к положениям ст.19 указанного ФЗ, согласно которой судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия на срок не более 10 дней на основании определения судьи, по заявлению взыскателя, должника или по собственной инициативе.
По нашему мнению, необходимо существенно изменить статью, регулирующую институт отложения исполнительных действий, приведя ее в соответствие с нормами ст.328 АПК РФ, согласно которой вопросы приостановления исполнительных действий по исполнительным листам, выданных арбитражным судом, входят в компетенцию арбитражного суда.
А пристав кто?
К лицу, назначаемому на должность судебного пристава, законодательством предъявляются следующие требования: судебным приставом может быть только гражданин РФ, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий полное среднее или среднее профессиональное образование. Для старшего судебного пристава необходимо высшее юридическое образование. Судебный пристав должен быть способен по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности, связанные с государственной службой. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.
Отметим, что, несмотря на значительное различие в функциональных обязанностях двух групп судебных приставов (судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов выполняют охранные функции, а судебные приставы-исполнители - процессуальные), законодательство предъявляет к судебным приставам требования без учета различий возложенных на них задач и функций, что представляется не совсем правильным.
Так, для повышения эффективности исполнительного производства необходимо, на наш взгляд, предъявлять более высокие требования к судебному приставу-исполнителю, в частности предусмотреть для него высшее юридическое образование.
Кроме того, считаем целесообразным дополнить ограничения при назначении на должность судебного пристава-исполнителя. Судебным приставом-исполнителем не может быть лицо ограниченно дееспособное или недееспособное. Судебный пристав-исполнитель не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению служебных обязанностей; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности с использованием своего служебного положения; использовать в целях, не связанных с исполнением служебных обязанностей, средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства и другое имущество службы судебных приставов, а также служебную информацию; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей судебного пристава-исполнителя, за исключением ценных подарков и денежных сумм, которыми судебные приставы-исполнители поощряются в установленном порядке по службе. Устранение выявленных пробелов и других недостатков нормативного регулирования института принудительной реализации актов юрисдикционных органов имеет существенное значение не только с теоретической точки зрения, но, что особенно важно, с точки зрения практики в целях дальнейшего повышения эффективности исполнительного производства.
Согласно ст.315 УК РФ злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
За невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства об исполнительном производстве виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до 100 МРОТ, а за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий - приводу.
А. Палунина,
юрист
"эж-ЮРИСТ", N 11, март 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Скобликов П.А. Истребование долгов и организованная преступность. - М. 1998. С.38.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru