Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 декабря 1998 г. N КА-А41/3207-98
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.08.98 и постановлением апелляционной инстанции того же суда от 27.10.98 Прокурору Московской области отказано в иске о признании недействительным распоряжения Комитета по управлению имуществом Московской области N 144 от 16.12.97 и плана приватизации ОАО "Аэросервис "Домодедово".
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемое распоряжение и план приватизации ОАО "Аэросервис "Домодедово" соответствуют требованиям законодательства о приватизации и не нарушают ничьих прав и охраняемых законом интересов в том числе и интересов государства, в чью защиту выступил Прокурор Московской области.
При этом суды сослались на Закон РСФСР от 03.07.91 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР"; на Государственную программу приватизации, утвержденную Указом Президента РФ от 24.12.93 N 2284; на Федеральный Закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" от 21.07.97.
В кассационной жалобе Прокурор Московской области просит об отмене вышеназванных судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: ст. 15; п. 5 ст. 16 ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" и п.п. "в" п. 12 ст. 1 Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Комитета по управлению имуществом Московской области и ОАО "Аэросервис "Домодедово", возражавших против отмены обжалуемых судебных актов, считая их законными и обоснованными, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения от 25.08.98 и постановления Арбитражного суда Московской области от 27.10.98 по делу N А41-К2-7031/98, вынесенных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий требованиям закона и иных правовых актов и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридических лиц, может быть признан судом недействительным.
Суд полно и тщательно исследовал все обстоятельства дела, оценил в совокупности собранные по делу доказательства и пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение КУИ Московской области от 16.12.97 N 144 об утверждении плана приватизации ОАО "Аэросервис "Домодедово" и план приватизации соответствуют законодательству о приватизации и не нарушают чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.
Основным доводом Прокурора Московской области, указанным в кассационной жалобе, является утверждение о том, что приватизация ОАО "Аэросервис "Домодедово" произведена с нарушением требований ст. 15 и п. 5 ст. 16 Федерального Закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ", действующего на момент утверждения плана приватизации распоряжением КУИ Московской области от 16.12.97, предусматривающих принятие решения о выборе способа приватизации Правительством РФ.
Утверждая план приватизации ОАО "Аэросервис "Домодедово" Мособлкомимущество, по мнению прокурора, вышло за пределы предоставленных ему полномочий.
Данный довод прокурора противоречит материалам дела, из которых следует, что решение о приватизации Домодедовского производственного объединения гражданской авиации (далее по тексту ДПОГА) и выборе способа приватизации принималось в 1996 г. в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (утратившего силу в связи с принятием 21.07.97 нового закона) и действующей как на момент принятия решения о приватизации, так и на настоящий момент Государственной программы приватизации, утвержденной Указом Президента РФ N 2284 от 24.12.93.
Так, решение о приватизации ДПО ГА было принято Правительством РФ (распоряжение N 1636-р от 31.10.96) на основании предложения Госкомимущества России (п. 1 распоряжения), что полностью соответствует п. 2.2 и п/п 2.2.6 Госпрограммы приватизации, утвержденной Указом Президента РФ N 2284 от 24.12.93.
Согласно разделу 5 названной программы конкретный способ приватизации предприятия определяется рабочей комиссией по приватизации.
Пунктом 2 распоряжения N 1636-р от 31.10.96 Правительство РФ поручило ГКИ РФ осуществить юридические действия, связанные с реорганизацией ДПО ГА и созданием соответствующих юридических лиц (двух ОАО и Унитарного предприятия), а также формированием их уставного фонда и уставного капитала.
Данные действия, по определению ст. 1 Закона РСФСР "О приватизации ...", являются приватизацией.
Во исполнение указанного Распоряжения Правительства РФ и изданных в его развитие распоряжений Госкомимущества России от 21.11.96 N 1225 и от 06.12.96 N 1299 (изданными в рамках полномочий ГКИ РФ, данных ему п. 4 ст. 5 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР"), ответчиком, КУИ Московской области были осуществлены юридические действия по приватизации указанного объекта.
Решением от 05.02.97 N 8 была создана Комиссия по приватизации, куда вошли представители ГКИ РФ, Москомимущества, Администрации Московской области и Домодедовского района, Фонда имущества, Федеральной aвиационной службы России и представители Трудового коллектива.
Данной комиссией был подготовлен план приватизации, в котором, в том числе, был определен способ ее проведения.
Решение о выборе способа приватизации было принято с учетом положений распоряжения ГКИ РФ от 06.12.96 N 1299, определившего, во исполнение решения Правительства РФ N 1623-р, способ приватизации - продажа государственного имущества на инвестиционном конкурсе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вероятно, имеется в виду распоряжение Правительства РФ N 1636-р от 31.10.96
Не противоречат данные распоряжения ГКИ РФ и новому закону "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ", вступившего в силу 02.08.97.
Пункт 5 ст. 16 названного закона устанавливает, что решение о выборе способа приватизации принимается в порядке, предусмотренном ст. 15 данного закона.
Пунктом 9 ст. 15 Закона о приватизации предусмотрено, что после принятия Правительством РФ решения о приватизации объекта, соответствующий орган по управлению имуществом создает Комиссию по приватизации, которая обязана подготовить план приватизации, в котором, во исполнение п. 11 ст. 15 нового закон о приватизации, должен быть определен способ продажи объекта приватизации.
При этом, действующим законодательством РФ о приватизации не предусматривается каких-либо обязанностей Правительства РФ по утверждению плана приватизации, а также обязанностей соответствующего комитета по управлению имуществом направить уже утвержденные им в соответствии с п. 11 ст. 15 Закона о приватизации, приватизационные документы на утверждение в Правительство РФ.
План приватизации утверждается в соответствии с п. 11 ст. 15 Закона о приватизации соответствующими органами по управлению имуществом, определенными ст. 7 и 8 ФЗ N 123 "О приватизации государственного имущества...".
Комиссия, руководствуясь действующим законодательством, и с учетом распоряжений Правительства РФ и ГКИ РФ разработала и представила на утверждение план приватизации, в котором в государственной собственности было закреплено 51% акций и установлен способ приватизации акций, подлежащих свободной продаже - на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями, с учетом изменений, принятых комиссией протоколом N 6 от 11.12.97 в соответствии с ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" (п. 1 ст. 16) (л.д. 69-70).
Также комиссией протоколом N 111 от 05.08.98 были внесены изменения в части отмены записи в плане приватизации о безвозмездной передаче акций трудовому коллективу (л.д. 66). Таким образом План приватизации был приведен в соответствие с действующим в настоящее время законодательством.
Учитывая, что представленный план приватизации был разработан компетентной комиссией в соответствии с требованиями законодательства, Мособлкомимущество в соответствии со своими полномочиями территориального агентства, распоряжением от 16.12.97 N 144 утвердило план приватизации ОАО "Аэросервис "Домодедово".
Несостоятельным является и довод прокуратуры о том, что при вынесении судебных актов не было учтено обстоятельство нарушения сроков подготовки плана приватизации.
Во-первых, прокурор не ссылался на данное нарушение в исковом заявлении (л.д. 5-7). А во-вторых, действующее законодательство РФ не сдержит запрета соответствующему комитету по управлению имуществом утверждать планы приватизации в случаях несоблюдения Комиссией по приватизации срока его подготовки, а также нормы законодательства РФ не содержат положений, согласно которым план приватизации может быть признан незаконным в силу имевшей место задержки в его подготовке.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит, что дело рассмотрено арбитражным судом полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177 АПК РФ, ФАС МО постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.08.98 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 27.10.98 по делу N А41-К2-7031/98 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 декабря 1998 г. N КА-А41/3207-98
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании