Виновен, спору нет?
С 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), призванный установить единообразные правила привлечения к административной ответственности, что будет способствовать усилению законности в сфере производства по делам об административных правонарушениях.
Следует отметить, что наиболее значительные изменения внесены в порядок рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил: сокращено число видов нарушений таможенных правил, изменился порядок производства по таким делам, введены новые правила обжалования постановлений таможенных органов по делам об административных правонарушениях.
Порядок обжалования
Отрадно отметить, что в настоящее время исключен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий таможенный орган постановлений о привлечении к ответственности за нарушение таможенных правил, установленный ранее ст.371 Таможенного кодекса РФ. Его несоблюдение служило для арбитражных судов основанием для прекращения производства по делу. Обжалование постановлений в вышестоящий таможенный орган зачастую не приводило к удовлетворению жалобы лица, привлекаемого к ответственности, и лишь затягивало реализацию законного права на обращение в суд. Дела об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности, вынесенных в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, подведомственны арбитражному суду согласно гл.25 АПК РФ. Государственная пошлина не взимается при рассмотрении заявлений об оспаривании постановлений таможенных органов о назначении административного наказания.
Разъяснения, обязательные для исполнения арбитражными судами, дал Пленум ВАС РФ в постановлении от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях" (далее - Постановление).
ВАС РФ указал в п.8 Постановления, что при решении вопросов подведомственности и порядка рассмотрения следует различать две категории споров: дела об административных правонарушениях и дела, возбуждаемые по жалобам лиц, привлеченных к административной ответственности, на постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела о нарушении таможенных правил таможенный орган выносит постановление о назначении административного наказания в соответствии со ст.29.9 КоАП РФ.
Право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обжаловать в суде постановления таможенных органов о привлечении к административной ответственности установлено ст.30.1 КоАП РФ и ст.207 АПК РФ.
Однако при применении ст.30.1 КоАП РФ следует учитывать, что обжалованию подлежат постановления, вынесенные таможенными органами, но не судами общей юрисдикции по подведомственным им делам.
Постановление таможенного органа по делу об административном правонарушении (назначении наказания) может быть обжаловано законными представителями юридического лица, индивидуальным предпринимателем и его представителями. Заявление об оспаривании постановления таможенного органа подается в арбитражный суд по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в течение десяти дней со дня получения копии постановления (ст.208 АПК РФ, ст.30.3 КоАП РФ). Если срок подачи заявления пропущен, суд по ходатайству заявителя может восстановить пропущенный срок.
Лицу, привлекаемому к административной ответственности за нарушение таможенных правил, следует обратить внимание на своевременное соблюдение десятидневного срока обращения в суд, так как после истечения указанного срока постановление таможенного органа вступает в законную силу и обращается к исполнению.
Дела об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 25 АПК РФ.
По окончании судебного разбирательства суд выносит одно из следующих решений: о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления полностью или в части; об изменении постановления; об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти со дня его принятия, если на него не подана апелляционная жалоба. В случае, если апелляционная жалоба подана, решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления апелляционной инстанции.
Пределы привлечения
Изменения коснулись не только перечня таможенных правонарушений, но и административной ответственности, подлежащей применению при совершении нарушения. Как в таком случае налагать ответственность за таможенные правонарушения, которые совершены до введения Кодекса.
В случае когда правонарушение совершено до 1 июля 2002 года, решение о привлечении к административной ответственности не может быть вынесено судом, если ответственность за это правонарушение не установлена. Если таможенным органом вынесено постановление о назначении административного наказания по такому правонарушению, взыскание также не может быть произведено. Иное противоречило бы конституционному принципу исключения ответственности за деяние, если после его совершения ответственность устранена (ст.54 Конституции РФ).
Если ответственность за таможенное правонарушение смягчена, то положения, улучшающие положение лица, совершившего правонарушение до 1 июля 2002 года, имеют обратную силу и подлежат применению арбитражными судами (п.5 Постановления).
Вместе с тем нормы, отягчающие административную ответственность, обратной силы не имеют и могут применяться только в отношении лиц, совершивших нарушения таможенных правил после 30 июня 2002 года. Если нарушение совершено до указанной даты, ответственность наступает в соответствии с санкциями, установленными Таможенным кодексом РФ.
Суд при рассмотрении заявления об оспаривании решения таможенного органа о привлечении к административной ответственности вправе принять решение об изменении этого решения. Однако в силу ст.30.7 КоАП РФ не допускается изменение решения в части усиления наказания и ухудшения положения лица, привлекаемого к ответственности.
Лицу, привлекаемому к ответственности, следует обращать внимание на истечение годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ. Он исчисляется со дня совершения правонарушения. При длящемся нарушении таможенных правил срок давности исчисляется со дня обнаружения правонарушения.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил согласно ст.24.5 КоАП РФ признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Если судом вынесено решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, но впоследствии этот судебный акт был отменен, то, как отмечает ВАС РФ (п.20 Постановления), лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если к моменту вынесения нового судебного акта истек срок давности, установленный ст.4.5 КоАП РФ.
Необходимо учитывать, что указанные сроки не подлежат восстановлению, и суд, в случае их пропуска, обязан принять решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения таможенного органа полностью или в части в силу ст.211 АПК РФ. На это обстоятельство ВАС РФ особо обратил внимание судов в п.18 Постановления.
Основанием для отмены постановления таможенного органа может служит несоблюдение установленных правил оформления постановления по делу об административном правонарушении (ст.29.10 КоАП РФ). Например, наличие диспозиции соответствующей статьи в постановлении не заменяет обязательного указания на соответствующую статью (постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2002 N А56-16498/02).
При подготовке постановления о назначении наказания таможенный орган должен указать на форму вины лица, привлекаемого к ответственности. Это требование следует из обязательности установления виновности лица в совершении таможенного правонарушения (ст.26.1 КоАП РФ). В случае назначения наказания лишь при вменении объективной стороны правонарушения постановление таможенного органа может быть признано судом незаконным.
Кроме того, одним из обстоятельств, служащим основанием для отмены постановления таможенного органа о назначении административного наказания, признается нарушение правил составления протокола о нарушении таможенных правил, установленных ст.28.2 КоАП РФ. Необходимый перечень требований, подлежащих соблюдению при составлении протокола, например разъяснение индивидуальному предпринимателю и его представителям или представителям юридического лица их прав и обязанностей, о чем делается запись в протоколе, а также включение в протокол объяснений и замечаний названных лиц по содержанию протокола, направлен на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело о нарушении таможенных правил. По мнению ВАС РФ (п.17 Постановления), судам необходимо проверять соблюдение ст.28.2 КоАП РФ, регламентирующей порядок составления протокола о нарушении таможенных правил.
Без вины не виноватые
Понятие таможенного правонарушения характеризуется объективной и субъективной стороной правонарушения. Субъективная сторона правонарушения состоит в отношении лица к совершенному правонарушению, выражающемуся в форме неосторожности или умысла.
По общему правилу лицо подлежит привлечению к ответственности за правонарушение только в том случае, если установлена его вина (ст.1.5 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 27.04.2001 N 7-П, отсутствие вины при нарушении таможенных правил является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу в силу отсутствия состава таможенного правонарушения.
Лицо, привлекаемое к ответственности не обязано доказывать свою вину. Более того, при рассмотрении дела об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к ответственности, в силу п.4 ст.210 АПК РФ возлагается на таможенный орган, принявший соответствующее постановление.
Казалось бы лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение таможенных правил, нормой права устанавливающей презумпцию невиновности, осталось лишь молчаливо взирать в судебном процессе на усилия таможенного органа по доказыванию его вины. Однако на практике именно лицу, привлекаемому к ответственности, зачастую приходится доказывать отсутствие вины в совершении правонарушения.
Так, при установлении вины согласно ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Например, арбитражным судом при рассмотрении дел о незачислении валютной выручки от экспорта товаров (ст.16.17 КоАП РФ - неисполнение требований таможенного режима экспорта), устанавливаются действия, предпринятые экспортером в целях истребования у покупателя выручки за реализованные товары.
В постановлении от 27.01.2003 по делу N КА-А41/9159-02 ФАС Московского округа указал, что выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанции об отсутствии вины экспортера в нарушении таможенных правил (не зачислена валютная выручка на счета в уполномоченных банках от реализации товаров в режиме экспорта) не подтверждены материалами дела, поскольку необходимых мер для получения от покупателя экспортируемого товара валютной выручки истцом не предпринималось. Экспортер признан виновным в совершении таможенного правонарушения на основании того, что им не представлено соответствующих доказательств, свидетельствующих о том, что им предпринимались необходимые меры для получения валютной выручки и ее своевременного зачисления на счет в уполномоченном банке.
Вместе с тем той же судебной инстанцией (постановление ФАС МО от 25.12.2002 по делу N КА-А40/8302-02) признано отсутствие вины юридического лица в совершении правонарушения, связанного с незачислением экспортной выручки. Экспортер с целью взыскания задолженности покупателя в соответствии с договорной подведомственностью разногласий по экспортному контракту обратился в арбитражный суд при торгово-промышленной палате по месту нахождения покупателя. Решением суда в иске экспортеру было отказано. Указанные обстоятельства расценены кассационной инстанцией как свидетельствующие об отсутствии вины экспортера в незачислении валютной выручки. Кроме обращения экспортера в суд и с иском к покупателю, в качестве добросовестных действий лица, привлекаемого к ответственности, могут признаваться такие действия как ведение переписки, направление в адрес покупателя претензий и другие действия (постановление ФАС СЗО от 20.12.2002 по делу N А13-6800/02-07АП, постановление ФАС ВВО от 19.02.2003 по делу N А31-3331/7, постановление ФАС УО от 08.08.2002 по делу N Ф09-1629/02-АК).
При привлечении к ответственности за таможенное правонарушение, связанное с приобретением товаров, ввезенных в Российскую Федерацию с нарушением таможенных правил (ст.16.21 КоАП РФ), таможенный орган должен доказать, что данный товар ввезен с нарушением таможенных правил, а также факт последующего приобретения товаров и что это именно тот товар, который ввозился неправомерно (постановление ФАС ДВО от 27.11.2002 по делу N Ф03-А73/02-2/2452, постановление ФАС ВСО от 05.03.2002 по делу N А19-9219/01-26-Ф02-399/02-С1).
При рассмотрении дел об оспаривании постановлений о привлечении к ответственности за недостоверное декларирование товаров (ст.16.2 КоАП РФ) подлежит доказыванию таможенным органом вина декларанта в совершении такого правонарушения. Зачастую такие правонарушения совершаются в связи с представлением декларанту неправильных или фальшивых документов о товаре собственником этого товара или другими лицами. Очевидно, что вина декларанта может быть установлена лишь при представлении таможенным органом доказательств, свидетельствующих, что декларант знал о том, что указывает в таможенной декларации недостоверные сведения о товаре или транспортных средствах (постановления ФАС ВВО от 10.02.2003 по делу N А11-5238/2002-К2-Е-2057, от 08.10.2002 по делу N 1154/5-к, постановление ФАС ПО от 08.10.2002 по делу N А72-711/02-з35).
Более того, ст.16.2 КоАП РФ подлежит применению лишь в тех случаях, когда в таможенной декларации заявлены недостоверные сведения, необходимые для принятия решения о выпуске товаров. Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением может признаваться виновное действие, за которое установлена административная ответственность. Если же недостоверные сведения, указанные в декларации, не влияют на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров и таможенный орган выпустил товар в заявленном режиме, лицо не виновно в совершении правонарушения и не подлежит привлечению к ответственности (постановление ФАС ПО от 03.10.2002 N А72-1399/02-з62).
При рассмотрении споров о признании незаконными постановлений таможенных органов, вынесенных в отношении таможенных правонарушений, связанных с несоблюдением срока или маршрута доставки товаров или транспортных средств (ст.16.10 КоАП РФ), следует устанавливать вину лица в совершении деяния, то есть имело ли оно необходимые возможности для своевременной транспортировки товаров и что могло этому препятствовать. Нередко транспортировка может осуществляться несколькими перевозчиками, и вследствие несвоевременных действий одного из перевозчиков последующая транспортировка грузов может производиться с нарушением сроков доставки товара. В таком случае при определении субъекта правонарушения необходимо устанавливать, действия какого перевозчика повлекли несвоевременную доставку товара. Конечный перевозчик не может быть признан виновным, если он не мог предотвратить несвоевременную доставку грузов (постановления ФАС ВСО от 09.01.2003 по делу N А19-6885/02-26-Ф02-3849/02-С1, от 27.12.2002 по делу N А19-11436/02-39-Ф02-3792/02-С1). Таким образом, при подготовке заявлений и в процессе рассмотрения в арбитражном суде споров о признании незаконными постановлений таможенных органов по делам о нарушениях таможенных правил лицам, привлекаемым к ответственности, следует обращать внимание на те обстоятельства, которые позволяют избежать привлечения к административной ответственности. Кроме того, при подготовке к судебному спору заявителю целесообразно собрать необходимые доказательства, свидетельствующие об отсутствии его вины в совершении правонарушения.
Г. Фоломеев,
юрист,
ОАО "Объединенные консультанты "ФДП"
"эж-ЮРИСТ", N 23, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru