В этом году в 25-й главе поправок не будет
В прошлом номере мы сообщали, что Правительство РФ определило дальнейшие направления налоговой реформы. Они изложены в Программе мер по реформированию налоговой системы Российской Федерации на период 2003-2005 годов. За подробностями мы обратились к человеку, который имеет к появлению этого документа самое непосредственное отношение, - руководителю Департамента налоговой политики Минфина России Александру Игоревичу Иванееву.
Правительство все же решилось снизить базовую ставку НДС, правда, лишь до 18 процентов. Со снижением ЕСН и вовсе решили повременить до 2005 года. Вряд ли это то снижение налогового бремени, которого все ждали.
Предлагаемые меры - действительно не совсем то, на что надеялось бизнес-сообщество. Но снижение налогов должно подкрепляться адекватным сокращением госрасходов. Результат же работы комиссии по оптимизации расходов неутешительный: говорить о сколько-нибудь значительном снижении расходных статей бюджета в ближайшем будущем не приходится. И все же реализация программы с учетом ранее заявленной отмены налога с продаж позволит заметно сократить налоговую нагрузку - по нашим расчетам, на 1,8 процента от валового внутреннего продукта.
А каковы планы по ЕСН, на сколько его предполагается снизить в 2005 году?
Мы предлагаем трехступенчатую шкалу ставок: 26 процентов для доходов до 300 тысяч рублей, 10 процентов для доходов от 300 до 600 тысяч и 2 процента - для доходов свыше 600 тысяч. Одновременно планируется отменить сегодняшние условия доступа к регрессивным ставкам: величина налоговой базы в расчете на одного работника - не менее 2,5 тысяч рублей в месяц без учета 10-30 процентов наиболее высокооплачиваемых сотрудников.
Эти меры должны привести к серьезному уменьшению налоговой нагрузки по ЕСН. Но мы не можем на них пойти, не перестроив всю систему социального и медицинского страхования. Вопрос сложный, тем более что этот год - предвыборный. Отсюда и решение отложить снижение ЕСН.
Впрочем, не исключено, что ситуация изменится. В Госдуму внесен депутатский законопроект о резком снижении ЕСН уже в 2004 году. Мы, разумеется, против, но дебаты могут быть тяжелыми. Если предложения депутатов будут приняты, по нашим оценкам, бюджет и система пенсионного страхования недосчитаются астрономической суммы - 260 миллиардов рублей.
В ходе дискуссий по поводу налоговой реформы звучали предложения перейти от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС экспортерам. Кроме того, говорилось об изменении правил принятия к вычету НДС при строительстве. Решения по ним тоже отложены?
Мы пока не намерены идти на эти послабления. Сначала нужно улучшить налоговое администрирование по НДС.
Для этого, в частности, в программе предлагается ввести специальные банковские счета, через которые должны проходить все расчеты по этому налогу между налогоплательщиками, а также с бюджетом. Как будет работать такая система?
Все организации помимо основного расчетного счета должны будут открыть специальный счет для расчетов по НДС. Оплачивая товар, я перечисляю его стоимость со своего расчетного счета на расчетный счет поставщика, а сумму НДС - со своего спецсчета на его спецсчет. Точно так же покупатели оплачивают мои товары. Спецсчет можно пополнять с расчетного счета, но не наоборот. Средства со спецсчета можно направить только на спецсчет другой организации или в бюджет. Возврат экспортного НДС будет производиться также на спецсчет.
Таким образом вы рассчитываете бороться с незаконным возмещением налога?
Да, деньги со спецсчета нельзя будет перевести на расчетный счет, нельзя обналичить, и незаконное возмещение НДС потеряет всякий смысл. Такая система успешно действует в Болгарии.
Когда она будет запущена у нас?
Сейчас создана рабочая группа из представителей Центрального банка, Минфина и МНС. Прежде всего нужно определиться с нормативными актами, которые требуют изменений. Беглый анализ показывает, что достаточно поправить инструкции Центробанка. Если это на самом деле так и законы править не нужно, новая система может заработать уже со следующего года.
В программе говорится, что помимо спецсчетов для НДС будут введены электронные счета-фактуры.
Они нужны МНС, чтобы повысить эффективность отбора налогоплательщиков для проверок. Предполагается, что все налогоплательщики одновременно с декларацией по НДС будут подавать на дискете или отправлять по электронной почте реестр выставленных и полученных счетов-фактур. Налоговики будут сопоставлять данные, полученные от контрагентов по сделке. Если обнаружатся расхождения, окажется, что какая-то фирма фиктивная, значит, нужно разбираться.
Это тоже в планах на будущий год?
Нет, думаю, это вопрос не 2004 года. Необходимые законодательные поправки могут пройти через Думу уже в этом году. Но чтобы вся эта система заработала, нужны большие деньги. В бюджете их нет.
А какова судьба имущественных налогов, в частности налога на имущество организаций? Законопроект о нем готов?
Да, после долгих обсуждений правительство внесло в Госдуму проект соответствующей главы Кодекса. Одновременно представлена глава "Налог на наследование и дарение". Это не имущественный налог, но мы его рассматриваем в пакете с остальными.
Что касается нового земельного и налога на имущество физических лиц, то они, видимо, будут введены в действие с 2005 года. По земельному налогу требуется время, чтобы завершить кадастровую оценку земель, а по налогу на имущество физлиц - чтобы разработать методику определения инвентаризационной стоимости недвижимости.
Налоговую базу по налогу на имущество организаций предполагается определять по данным налогового учета?
Нет, по данным бухгалтерского. Налоговый учет не отражает рыночной стоимости имущества, цена в нем занижена. Поэтому сохранится действующий порядок.
Правительство намерено сократить перечень региональных и местных налогов. О каких налогах идет речь?
Из региональных налогов мы отменяем сбор на нужды образовательных учреждений.
Он и так, можно сказать, не взимается, ведь фактически повсеместно введен налог с продаж.
Не забывайте, что налог с продаж с 2004 года прекращает свое существование. Это "воскресило" бы и сбор на нужды образовательных учреждений, и массу мелких местных налогов: налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, курортный сбор, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров и т.д. Поэтому одновременно с отменой налога с продаж мы исключаем из законодательства все эти налоги. Так что проще сказать, какие налоги останутся. Из региональных это налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество организаций. Из местных -земельный налог, налог на имущество физических лиц и, видимо, сбор за право торговли.
Вы не назвали налог на рекламу. Если не ошибаюсь, в программе не говорилось о его отмене, а вот сбор, напротив, правительство собиралось отменить.
С момента обнародования программы уже произошли некоторые изменения. Не секрет, что поступления от налога на рекламу распределены по регионам крайне неравномерно: 2/3 налога собирается в Москве. Сбор на право торговли лишен такого недостатка. К тому же именно налог на рекламу во многом "повинен" в том, что существенная часть рекламного бизнеса находится в тени. Поэтому мы готовы согласиться с предложением депутатов сохранить в числе местных налогов сбор за право торговли, пожертвовав налогом на рекламу. Ваши читатели, кстати, узнают об этом первыми.
Что ж, спасибо. Давайте поговорим на другую тему: об акцизах на нефтепродукты. Новый механизм их уплаты вводился для того, чтобы компенсировать региональным дорожным бюджетам потери от отмены налога на пользователей автодорог. Расчет делался на то, что поступления от акцизов равномерно "растекутся" по регионам: заправки-то есть везде. Вы удовлетворены результатом?
Нет, конечно. Ситуация крайне сложная. По данным, представленным нам из МНС, сбор акцизов на нефтепродукты за первый квартал где-то на 30-40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Что правда, то правда. Но проблема в том, что в одних регионах густо, а в других - пусто. Акцизы на нефтепродукты сегодня получают в основном регионы, где расположены НПЗ или в крайнем случае где находятся их оптовые базы.
Будем называть вещи своими именами: сегодняшняя схема позволяет нефтяным компаниям самостоятельно решать, где им платить акцизы. Это было бы не так страшно, если бы они зачислялись в федеральный бюджет. Но, как вы правильно заметили, цель состояла в том, чтобы распределить акцизы между регионами. Сейчас этого не получается. К тому же нефтяники получили мощный рычаг давления на региональные власти: не пойдете нам навстречу по такому-то вопросу - переведем все платежи вашему соседу.
Обделенные регионы винят во всем добровольный порядок получения свидетельств.
Дело не только в этом. В число налогоплательщиков не вошли арендаторы АЗС, а это 2/3 всех бензоколонок. Такова специфика этого бизнеса.
Но ведь это было известно и до введения нового механизма уплаты акцизов? Что называется, хотели как лучше
Все не так просто. Изначально наша позиция заключалась в том, что наличие свидетельства обязательно. То же самое с арендаторами: мы выступали за включение их в число налогоплательщиков. Но МНС убедило нас, что все это значительно усложнит налоговое администрирование. Число налогоплательщиков возросло бы в несколько раз. К тому же если у собственника АЗС за долги можно арестовать имущество, то с арендатора взятки гладки. Поэтому в конечном итоге был принят сегодняшний вариант, а главный расчет был сделан на то, что массовое получение свидетельств будет достигнуто благодаря рычагам налоговиков и влиянию региональных властей. Что мы имеем на сегодняшний день, я уже сказал.
Что будете делать?
Вносить поправки в Налоговый кодекс: делать свидетельства обязательными и включать в число налогоплательщиков арендаторов. Думаю, это будет сделано до конца года. В противном случае бомба может взорваться. В январе-феврале региональные дорожные фонды получали налог на пользователей автодорог за прошлый год, потом акцизы с прошлого года. Это приличные суммы, но они скоро закончатся*(1).
Часть предлагаемых мер касается налога на прибыль, в частности налогового учета и его приближения к учету бухгалтерскому. Что для этого будет сделано?
Пока ничего. В этом году в 25-ю главу Кодекса правительство никаких поправок вносить не будет.
Зачем же тогда строчка в программе?
Мы включили в программу этот пункт под давлением Минэкономразвития. Но конкретных предложений, что нужно поменять, от него не поступало. У МНС они, возможно, есть, но мы их пока не видели.
А к вашим коллегам из Департамента бухгалтерского учета и отчетности вы не обращались? Его руководитель Александр Сергеевич Бакаев не так давно в интервью нашему журналу предложил вовсе исключить из 25-й главы всякие упоминания о налоговом учете*(2).
Читал. Скажу прямо: когда писались статьи Кодекса о налоговом учете, я просил Александра Сергеевича включить туда его предложения. Он отказался, так как был и остается противником самого появления этого учета. Но вы поймите меня правильно, отказаться от идеи налогового учета мы уже не можем. Народ худо-бедно адаптировался, критических проблем с его применением нет. Поэтому если какие-то поправки и будут внесены, то не раньше 2004 года.
Рядового человека может шокировать уровень взаимодействия наших министерств: Минэкономразвития предлагает внести поправки, но не говорит какие: А вашим сотрудничеством с МНС вы довольны?
Да, по большинству вопросов у нас взаимопонимание. Хотя, конечно, есть и моменты, по которым наши позиции расходятся. Например, те же акцизы на нефтепродукты. По Методическим рекомендациям по различным налогам иногда возникают споры. Раньше инструкции согласовывались с Минфином, а теперь методички не согласовываются. В итоге мы даем налогоплательщикам разъяснения, порой противоречащие позиции налогового ведомства.
Вы можете себе это позволить: Минфин налоги не собирает.
Дело не в этом, а точнее, не только в этом. Мы непосредственно участвуем в разработке законов и даем свои разъяснения исходя из заложенного в них смысла. Даже если в итоге в законе оказалась не совсем удачная формулировка. МНС же порой исходит из буквальной трактовки.
Кто в этом случае прав, можно спорить до бесконечности. Всем, наверное, стало бы легче, сократись количество неудачных как вы выразились формулировок. Как вы, кстати, думаете, наше налоговое законодательство стало проще? Ведь несколько лет назад это заявлялось как одна из целей налоговой реформы.
Смотря что понимать под упрощением: если сокращение числа налогов - то да, если понятность, "прозрачность" законодательства - то нет. Но нужно понимать и то, что налоговое законодательство не может быть простым, кратким и ясным. Таковым оно не будет никогда. Вы видели, что представляет собой налоговое законодательство, скажем, США?
Нет, не приходилось.
Это несколько огромных талмудов на папиросной бумаге, в которых есть ответы на все или почти на все вопросы, когда-либо возникавшие на практике. Появилась проблема - ее прописывают в этом фолианте, причем до мельчайших подробностей, с числовыми примерами. Вот такая, я считаю, простота нам нужна.
Неужели в наших законах появятся примеры? Не верится.
Должны появиться.
Что же, будем ждать. Спасибо, что ответили на наши вопросы.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Взгляд МНС России на проблему будет представлен в одном из ближайших номеров. - Примеч. ред.
*(2) Читайте интервью в РНК, 2003, N 8. - Примеч. ред.
"Российский налоговый курьер", N 11, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99