Государственная регистрация юридических лиц:
практические рекомендации
С 1 июля 2002 г. изменился порядок государственной регистрации юридических лиц. По мнению чиновников, реализация принципа "одного окна" существенно облегчила эту непростую процедуру, по оценкам же других коммерческих организаций, - существенных перемен не произошло. Действительно, свидетельство о регистрации выдается налоговой инспекцией в течение пяти дней после подачи документов. Однако на этом процесс создания нового юридического лица не заканчивается: чтобы предприятие стало реально действующим, нужно получить печать, зарегистрировать компанию в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования и только после этого открывать постоянный расчетный счет в банке.
Тихая революция
Выступая в феврале 2001 г. на Всероссийском совещании руководителей налоговых органов и органов налоговой полиции Российской Федерации, Президент России В.В. Путин предложил подумать о передаче функций по регистрации юридических лиц налоговым органам. В этом направлении начали работать вице-премьер Правительства РФ и одновременно глава Комиссии по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление А. Кудрин и глава Минэкономразвития РФ Г. Греф. Они и предложили новую идеологию регистрации бизнеса по принципу "одного окна": не надо бегать по инстанциям, достаточно подать в налоговую инспекцию стандартный набор документов. Несмотря на то, что на налоговые органы ложится новая тяжелая нагрузка, министр МНС Г. Букаев поддержал эту инициативу.
К середине 2002 г. в стране функционировало около 4,5 тыс. регистрирующих органов. Из 18 тыс. их сотрудников около 14 тыс. занимались исключительно регистрацией юридических лиц. Вспомним, что 8 июля 1994 г. был издан Указ Президента РФ N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", который в соответствии со ст.34 и 35 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также "в целях ускорения процесса государственной регистрации" установил основополагающие начала государственной регистрации, не более того. Далее последовало свободное "законотворчество" местных властей. В результате рутинный процесс регистрации стал обрастать бесчисленными административными рогатками. Например, каждый регион устанавливал свою пошлину за регистрацию. Разница колебалась от 0,5 до 200 МРОТ. Не было единой методологической и технологической поддержки процедуры государственной регистрации, единого государственного реестра юридических лиц, а регистрационные сведения не позволяли идентифицировать юридическое лицо как перед государственными органами, так и перед другими юридическими и физическими лицами.
С 1 июля 2002 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319, принятого во исполнение Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", на Министерство РФ по налогам и сборам были возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
В постановлении указывается, что Правительство России приняло такое решение прежде всего "в интересах юридических лиц, с целью сокращения административных барьеров и реализации принципа "одного окна". Согласно обращению Министерства по налогам и сборам к гражданам России, опубликованному на официальном сайте МНС, реализация принципа "одного окна" будет способствовать "взаимодействию регистрирующего органа с государственными органами, осуществляющими в связи с выполнением своих функциональных обязанностей учет юридических лиц". Отныне территориальные налоговые органы России регистрируют юридические лица при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы, в сведения о юридическом лице.
Почему выбор пал именно на Министерство РФ по налогам и сборам, а, например, не на Минюст или Торгово-промышленную палату? С большой долей уверенности можно предположить, что выбор определялся следующим: территориальные подразделения МНС России существуют во всех субъектах Федерации (такая же разветвленная структура есть только у Сбербанка России); МНС давно выполняет схожий с государственной регистрацией юридических лиц процесс постановки их на учет в качестве налогоплательщиков.
По заверению чиновников, чтобы открыть свой бизнес, достаточно уплатить госпошлину, подать заявление в территориальную инспекцию МНС России и через пять рабочих дней получить свидетельство о регистрации новой фирмы и свидетельство о постановке ее на налоговый учет. Неужели все так просто? Неужели теперь никому не придется давать взятки?
Наиболее распространенные организационно-правовые формы вновь регистрируемых предприятий следующие: общество с ограниченной ответственностью (ООО) и закрытое акционерное общество (ЗАО). Принципиальной разницы ни в технологии регистрации, ни в формировании уставного капитала, ни тем более в налогообложении таких предприятий нет. Однако есть свои нюансы. Если вы решили зарегистрировать ООО, то в дальнейшем при смене учредителей придется в обязательном порядке вносить изменения в учредительные документы, поскольку паспортные данные учредителей содержатся и в уставе общества, и в учредительном договоре, и в протоколе общего собрания членов общества. В случае регистрации ЗАО в учредительном документе (для ЗАО это только устав) паспортные данные акционеров можно не указывать. Исключение составляет случай, когда ЗАО учреждено одним лицом. Изменение состава акционеров в таком случае может происходить через внутренние документы фирмы. Таким документом является реестр акционеров. При увеличении или уменьшении размера уставного капитала ООО необходимо будет зарегистрировать эти изменения в учредительных документах (уставе и договоре). Перед ЗАО же встанет необходимость регистрировать новую эмиссию акций, т.к. для него уставный капитал может изменяться либо путем дополнительной эмиссии, либо изменением номинальной стоимости акций.
Рассмотрим процедуру регистрации в Москве новой коммерческой организации на примере общества с ограниченной ответственностью как наиболее типичной и часто встречающейся организационно-правовой формы. Параллельно подсчитаем, во что обойдется учредителю такая регистрация и какой суммой необходимо обладать для создания собственного бизнеса.
Шаг первый: учредительные документы
Регистрация нового предприятия должна проходить в строгом соответствии с положениями действующего на момент регистрации гражданского законодательства. Это означает, что, если трактовка каких-либо документов, относящихся к регистрации, не будет отвечать положениям Гражданского кодекса РФ, Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц", судом такие документы могут быть признаны недействительными, а регистрация предприятия- ничтожной (несостоявшейся). Сам процесс регистрации включает в себя следующие этапы: подготовительный, регистрацию в налоговой инспекции (ранее - в регистрационной палате), изготовление печати и присвоение кодов статистики, постановка на учет в фискальных органах (фондах), разблокировка (открытие) расчетного (валютного) счета и фактическое начало работы.
Согласно ст.12 упомянутого Закона при регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы.
Во-первых, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р11001, утвержденной Правительством РФ, которую, кстати, можно найти на официальном сайте Управления МНС по г.Москве (www.mosnalog.ru). В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; сведения, содержащиеся в этих документах и заявлении, достоверны; при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в частности оплаты уставного капитала на момент регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.
Согласно Требованиям к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, от 19 июня 2002 г. N 439 заявление, уведомления и другие документы предоставляются на бумажном носителе или в электронном виде. В соответствии с п.1 Требований вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять регистрацию. В средствах массовой информации некоторые чиновники МНС часто заявляли, что в любой налоговой инспекции (не только в Москве, а по всей России) гражданин может получить дискету с формами документов и информацией о правилах государственной регистрации. Однако ни в территориальной налоговой инспекции, ни в самом МНС, что на Большой Тульской, 15, такую услугу не предоставляли, объясняя отказ недостаточностью финансирования.
В заявлении необходимо указать фамилию и ИНН (при его наличии) учредителя, паспортные данные, размер вклада в уставный капитал, адрес места жительства учредителя. Каждый учредитель заполняет и подписывает одно заявление, поэтому в налоговой инспекции необходимо сразу взять необходимое количество бланков. Подпись каждого учредителя должна быть нотариально заверена. Такая услуга стоит приблизительно 200 руб. Например, трем учредителям придется заплатить 600 руб. (и потратить немало времени - личное присутствие в нотариальной конторе всех троих обязательно, поскольку каждый из них обязан расписаться в реестре нотариуса).
Во-вторых, в налоговую инспекцию представляется решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с российским законодательством.
В-третьих, - учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии).
В-четвертых, - выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица, если оно является одним из учредителей.
В-пятых, - документ (квитанция) об уплате государственной пошлины. С 1 июля 2002 г. по всей России Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ введена единая государственная пошлина за регистрацию юридических лиц - 2 000 руб., которая вносится на код бюджетной классификации N 1400104. Государственная пошлина уплачивается на реквизиты для уплаты налогов в федеральный бюджет той налоговой инспекции, где будет проводиться регистрация юридического лица (по территориальной принадлежности). Кстати, от уплаты пошлины за государственную регистрацию, в частности за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, освобождаются: органы государственной власти и местного самоуправления, а также профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации.
Уполномоченными лицами (заявителями), имеющими право подачи документов на регистрацию, могут быть: руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании оформленной надлежащим образом доверенности.
Для регистрации ООО уполномоченные лица (заявители) обязаны представить в налоговую инспекцию по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица следующие документы: устав общества (поскольку некоторые инспекции предъявляют дополнительные требования, следует заранее узнать, предоставлять ли подлинник устава или нотариально заверенные копии подписей учредителей на уставе, что выльется в сумму от 200 до 600 руб. за удостоверение соответственно одной и трех подписей учредителей), нотариально заверенный учредительный договор о создании общества (если учредителей более двух) или нотариально заверенное решение о создании (если один учредитель), протокол собрания учредителей (участников) общества, документ, подтверждающий право учредителей на адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общества.
В уставе общества необходимо наличие как минимум нескольких глав: "Общие положения", "Участники общества", "Цели и задачи общества", "Виды деятельности общества", "Права и обязанности общества", "Права и обязанности участников общества", "Выход участника общества из общества", "Уставный капитал общества", "Органы управления обществом", "Реорганизация и ликвидация общества". Кроме того, в уставе могут быть отражены положения, касающиеся филиалов, представительств общества, дочерних и зависимых обществ, перехода доли участника в уставном капитале общества к другим участникам и третьим лицам, распределение прибыли между участниками общества и т.п.
В главе "Общие положения" следует указать наименование общества, фамилии учредителей, юридический адрес общества, по которому будет приходить корреспонденция и налоговые органы могут связаться с руководителями (ответственными лицами) общества (генеральным директором, главным бухгалтером).
В главе "Участники общества" указываются фамилии учредителей и их паспортные данные. Важный практический момент: лучше, если в уставе будут указаны данные паспортов нового образца, поскольку паспорта старого образца окажутся недействительными с 1 января 2004 г., что обязательно потребует внесения изменений в учредительные документы и повторной уплаты государственной пошлины размером 2 000 руб.
Глава "Цели и задачи общества" на первый взгляд весьма декларативна, и многие начинающие предприниматели, как правило, не обращают на нее особого внимания. При первичной регистрации общества, действительно, налоговая инспекция просматривает эту главу лишь на предмет непротиворечия действующему законодательству. Однако по ходу деятельности общества у налоговой инспекции на основе бухгалтерских отчетов и деклараций могут возникнуть некоторые вопросы относительно несоответствия целей и задач уставным.
Особое место занимает глава "Виды деятельности", которая определяет сферу возможной деятельности общества. Неприемлема формулировка: "Общество вправе осуществлять любой вид деятельности, не запрещенный законодательством Российской Федерации", поскольку существуют виды деятельности, требующие от учредителей получения специальной лицензии. При регистрации обществу в обязательном порядке присваиваются статистические коды в зависимости от вида деятельности, указанного в уставе.
В главе "Права и обязанности участников общества" обозначаются рамки дозволенного поведения участников, а также их обязанности, которые могут быть несколько изменены по сравнению с общими правилами российского законодательства. Многие предприниматели не понимают, зачем вообще нужна эта глава, если есть Закон РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Он регулирует права и обязанности участников, распространяет действие своих положений на конкретную организацию при отсутствии в уставе подобной главы. С одной стороны, такой подход оправдан, но с другой - закон, принятый несколько лет назад в другой политической, экономической и правовой обстановке, не мог предугадать и урегулировать сегодняшние реалии, тем более защитить права участника. Если в создаваемом ООО всего два-три учредителя, если оно не претендует на крупный товарооборот (скажем, это небольшая фирма, специализирующаяся на торгово-закупочной деятельности), усложнение устава специальными правами и не противоречащими закону обязанностями ни к чему. Если же в обществе много учредителей с разными интересами и стремлениями и фирма рассчитывает наладить, например, крупную оптово-продажную сеть с внушительным товарооборотом, безусловно понадобится индивидуальная разработка прав и обязанностей участников с учетом политики организации.
В главе "Уставный капитал общества" должна быть указана сумма капитала (фонда) общества (не меньшая, чем определенный Законом об обществах с ограниченной ответственностью минимум - 100 минимальных размеров оплаты труда), а также размер доли каждого из учредителей и период внесения долей в уставный капитал. Сегодня один МРОТ равен 100 руб., выходит, минимальная сумма капитала составляет 10 000 руб. Чтобы вся эта сумма не лежала мертвым грузом на банковском счете, Закон предусматривает следующее: при регистрации достаточно положить на счет половину капитала, т.е. 5000 руб., а вторую часть - через год после регистрации. Один год - максимальный период, на который можно "растянуть" формирование уставного фонда. Устав обязательно должен содержать эту главу, поскольку сумма капитала (она может быть и больше установленного минимума) служит гарантией прав для возможных кредиторов. Кроме того, уставом может быть предусмотрено как внесение сразу всей суммы капитала на расчетный счет, так и внесение второй части не через год, а, например, через четыре месяца после регистрации. В таком случае большую силу будут иметь положения устава, не противоречащие норме Закона.
В главе "Органы управления обществом" необходимо указать наименование, процедуру создания (выборов) исполнительных органов, их функции и порядок взаимодействия. Так, устав ООО с небольшим количеством учредителей может предусматривать избрание индивидуального исполнительного органа - генерального директора (директора, руководителя, президента), избрание или назначение избранным директором исполнительного директора (помощника, заместителя директора, вице-президента), назначение ревизора. В ООО с большим числом учредителей целесообразно учреждение коллегиального исполнительного органа, например, общего собрания (конференции) участников общества, которое на первой (учредительной) конференции выбирает председателя, его заместителей, а также руководителей комиссий по разным направлениям деятельности общества путем простого голосования.
Начинающий предприниматель может найти много типовых уставов, однако не следует забывать, что от адекватности уставных положений реальной деятельности зависят отношения с налоговыми органами.
Если есть возможность обратиться к юристу за составлением пакета учредительных документов, следует это сделать. На этапе создания юридического лица отказ от регистрации по новому закону может быть выдан только в двух случаях: при представлении не соответствующего ст.12 Закона (неполного) комплекта документов (по форме Р50001) или при их подаче в ненадлежащий регистрирующий орган (по форме Р50002), т.е. если адрес местонахождения предприятия не совпадает с адресом обслуживающей налоговой инспекции (ч.2 ст.8 Закона). Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения и принято в срок не позднее, чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Отказ может быть обжалован в судебном порядке. Сейчас, в период становления новой системы "единого окна", безграмотно составленные учредительные документы скорее всего будут благополучно зарегистрированы. Однако в последующем организации не избежать объяснений с налоговой инспекцией. Если выяснится, что документы содержали недостоверные данные, учредители понесут за это ответственность. На основании протокола налоговой инспекции суд вправе оштрафовать их на 5 000 руб. в соответствии со ст.14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В учредительном договоре о создании общества указываются название общества, решение о создании, фамилии и данные учредителей, размер уставного капитала, решение о представлении общества на регистрацию в установленном порядке, доверенное лицо, которому учредители поручили регистрацию, а также основные виды деятельности общества.
Протокол общего собрания участников должен содержать: перечень присутствующих, дату и номер протокола (как правило, протокол N 1), повестку дня, перечень докладчиков и краткое содержание их выступлений; величину уставного капитала и способ внесения в него долей каждым учредителем. В протоколе должны быть отражены вопросы для голосования, например: "О создании общества", "О составе учредителей", "О размере уставного капитала", "об избрании генерального директора и назначении исполнительного директора", "О регистрации общества", а также результаты голосования по каждому из вопросов, например: "решение принято единогласно", "решение принято большинством голосов, против - Петров, воздержался - Семенов".
Шаг второй: получение свидетельства о регистрации
Собрав пакет учредительных документов, вы сдаете его специалисту отдела регистрации юридических лиц и взамен получаете справку о принятии документов с указанием страниц каждого из них. Документы могут быть направлены заявителем почтой с объявленной ценностью и описью вложения. Важный момент: необходимо принести документы в инспекцию не позднее, чем через пять рабочих дней после даты утверждения устава, поэтому не спешите ставить дату, заранее выберите день посещения налоговой инспекции. Через пять рабочих дней она обязана выдать вам свидетельство о регистрации юридического лица и присвоить тринадцатизначный регистрационный номер, а также выдать решение о регистрации. Обязательно проверьте правильность отражения в свидетельстве организационно-правовой формы и названия организации, наличие печати и подписи начальника отдела организации учета налогоплательщиков. Зарегистрированные учредительные документы и свидетельство о регистрации следует размножить (5-6 комплектов) и копии заверить у нотариуса. Такое их количество не окажется лишним, поскольку почти каждая структура (фонд) требует от зарегистрированной организации нотариально заверенные копии учредительных документов. Заверение устава (10-15 страниц) обойдется приблизительно в 180 руб. (5 копий - 900 руб.), учредительного договора - 65 руб. (5 копий - 325 руб.), протокола - 50 руб. (5 копий - 250 руб.), свидетельства о регистрации - 15 руб. (5 копий - 75 руб.).
Шаг третий: заказ и изготовление печати
По логике следующим шагом должна стать постановка юридического лица на налоговый учет в той инспекции, которая выдала ему свидетельство о государственной регистрации. Однако не следует забывать, что с момента получения свидетельства время не на стороне организации: начинают течь пресекательные сроки постановки на учет в Фонде социального страхования, Пенсионном фонде, Фонде занятости населения, Фонде обязательного медицинского страхования, фактическое общение с которыми начнется только после заказа и получения печати. Фирменную печать необходимо заказать именно до постановки на налоговый учет, поскольку на ее изготовление уйдет две-три недели, а без печати нельзя будет открыть сначала накопительный, а потом и расчетный счет. Для утверждения эскиза печати в уполномоченный орган представляются следующие документы.
1) Заявление на специальном бланке в трех экземплярах о выдаче разрешения на изготовление печати (подписывается руководителем).
2) Ксерокопии паспортов руководителя и главного бухгалтера (все страницы, в том числе и пустые).
3) Приказ (решение) руководителя на бланке организации об изготовлении печати (штампа) или нотариально заверенная копия приказа (решения). В приказе указывается причина изготовления печати, для каких целей будет использоваться печать, если это дополнительная печать, а также какой она будет содержать в себе реквизит (надпись), например: "для финансовых документов", "филиал N 1" (в соответствии с уставом или положением о филиале), "отдел кадров", "склад" и т.п. В приказе указывается и организация, ответственная за утверждение эскиза печати (штампа).
4) Документ о назначении руководителя, а в случае назначения руководителя общим собранием акционеров - протокол общего собрания (нотариально заверенная копия протокола или документа о назначении руководителя). В случае назначения руководителя правлением необходимо представить протокол общего собрания акционеров об избрании правления и протокол правления об избрании единоличного исполнительного органа - руководителя (либо нотариально заверенные копии).
5) Свидетельство о государственной регистрации (нотариально заверенная копия либо оригинал и ксерокопия).
6) Нотариально заверенная копия устава организации.
7) Документ (квитанция), подтверждающий факт оплаты стоимости утверждения эскиза печати и внесения оттиска печати в городской Реестр печатей. Для этого необходимо узнать банковские реквизиты Московской регистрационной палаты и оплатить установленную сумму - 630 руб.
8) Нотариально заверенная копия свидетельства Роспатента о регистрации товарного знака (при наличии в эскизе печати (штампа) средств визуальной индивидуализации (графического изображения) или оригинал свидетельства вместе с ксерокопией.
В акте приема-передачи документов напротив каждого из перечисленных документов руководитель или доверенное лицо ставит свою подпись.
Предпринимателю следует заранее знать, что в Московской регистрационной палате (центральной или по месту регистрации) или в Центральном городском реестре печатей (ЦГРП) может не оказаться бланков заявлений, без которых все остальные документы не принимаются. В этом случае услужливые работники могут посоветовать обратиться в несколько организаций, сотрудничающих с МРП и ЦГРП, у которых имеются бланки заявлений.
На практике оказалось, что, например, с регистрационной палатой давно сотрудничают более десяти участников Гильдии профессиональных изготовителей печатей, которые за 1300 руб. (за срочность стоимость увеличивается на 200-300 руб.) готовы выполнить заказ. В эту сумму входит стоимость заключения договора на изготовление печати (90-100 руб.), изготовление эскиза печати (650 руб.), непосредственно изготовление печати (440 руб.), стоимость штемпельной подушки и краски для печати (100 руб.).
Шаг четвертый: посещение Фонда социального страхования
С момента получения свидетельства о государственной регистрации юридического лица начинают течь пресекательные сроки постановки на учет в Фонде социального страхования. Поэтому в течение 10 календарных дней необходимо заехать в Фонд и заявить об успешной регистрации в налоговой инспекции, тогда никаких штрафных санкций (5 000 руб.) к вам применено не будет. Регистрация в Фонде происходит при наличии у учредителей: свидетельства о постановке на налоговый учет, кодов статистики, печати. Также, по мнению работников Соцстраха, до регистрации в Фонде юридическому лицу было бы неплохо открыть расчетный счет. Последнее является только пожеланием, т.к. закон не обязывает организацию до регистрации в Соцстрахе открывать такой счет. Интересно, что Закон о государственной регистрации вообще ничего не говорит о порядке открытия расчетного счета.
Итак, заехав в Фонд, вы заполняете заявление, в котором указываете, что не успели собрать все документы и сделаете это в ближайшее время. После такой отметки вас уже никто не ограничивает во времени (никаких штрафов не предусмотрено), и можно не спеша собирать все необходимые бумаги. Когда вы снова придете с документами, отметку о вашем приходе и регистрации работники Соцстраха поставят задним числом- днем вашего первого посещения фонда. Хочется спросить: кем и зачем придумана такая процедура? Ведь 99% создаваемых юридических лиц не успевают за 10 дней объехать несколько инстанций (у каждой свои дни и часы приема, всюду очереди) и собрать столько документов. Согласно ч.4 ст.11 Закона о государственной регистрации юридических лиц налоговая инспекция "в срок не более, чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации, представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ". Этот список полностью еще не определен, но не вызывает никаких сомнений, что в него войдут и фонды. Новый Закон ничего не говорит о постановке на учет в фондах, хотя это является одним из основных этапов, после которых предприятие становится реально действующим. Остается надеяться, что вскоре будут приняты постановления Правительства, разъясняющие и упрощающие процедуру постановки на учет в фондах.
Шаг пятый: открытие накопительного счета
Правила банковского обслуживания предусматривают: одно из условий открытия счета для вновь создаваемой организации- наличие собственной печати. Именно поэтому банк сначала откроет вам накопительный счет, на который кладется не менее половины минимального размера уставного капитала (5 000 руб.). После получения печати банк закрывает накопительный счет и открывает расчетный, куда и перетекает сумма вкладов учредителей (уставный фонд). В большинстве случаев с вами заключат дополнительный договор. Расценки на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц (кроме кредитных организаций) по счетам в рублях следующие: открытие счета (за исключением счетов для проведения расчетов по специальным решениям Минфина, Сбербанка и Банка России, открыть которые стоит 2 000 руб.) - 500 руб.; обслуживание бюджетных счетов и счетов муниципальных мероприятий - на договорной основе; переоформление документов в связи с изменением реквизитов клиента (так называемое внесение изменений в юридическое дело), если это не связано с ошибкой банка или изменением законодательных и нормативных актов, - 100 руб.
Шаг шестой: получение кодов статистики
Коды статистики можно получить в Главном межрегиональном центре обработки и распространения статистической информации Государственного комитета РФ по статистике (ГМЦ Госкомстата России). В ГМЦ представляются следующие документы: копия устава, копия учредительного договора, копии свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о присвоении ИНН учредителям как физическим лицам. Копии не требуют нотариального заверения. Интересно, что в заявлении, которое подается при регистрации юридического лица, указывать ИНН учредителей только рекомендуется, а в ГМЦ - обязательное требование. Поэтому, если учредителям еще не присвоен ИНН, целесообразно получить его в самом начале процесса регистрации, чтобы потом не терять на это времени. Присвоение кодов статистики (ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ, ОКФС, ОКОПФ) происходит через несколько дней. За эту услугу придется заплатить ГМЦ около 350 руб. (дополнительно 150-200 руб. за срочность). Помимо ГМЦ Госкомстата России существует много организаций, которые за вас могут подать все документы и получить коды статистики. При этом вы освобождаетесь от стояния в очередях. Стоит такая услуга приблизительно 400 руб.; присвоение дополнительного кода ОКОНХ 30 руб.; предоставление дополнительных подлинников справок - 15-20 руб.; распечатка пояснений к кодам - 60 руб.; присвоение кодов при внесении изменений и реорганизации - 350-400 руб.; подтверждение кодов - 180-200 руб.; ликвидация кодов - 110-130 руб.
Шаг седьмой: оформление документов на адрес
Адресом юридического лица согласно ч.2 ст.8 Закона о государственной регистрации считается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (индивидуального или коллегиального). К документам на адрес относятся нотариально заверенные: договор аренды помещения, свидетельство о собственности, гарантийное письмо. Многие предприниматели (руководители) указывают юридическим адресом фирмы свое фактическое место жительства. Для этого все проживающие в квартире совершеннолетние члены семьи должны дать свое согласие на предоставление домашнего адреса в качестве адреса постоянного нахождения исполнительного органа юридического лица. В произвольной форме составляется документ, подписываемый проживающими. Например: "Мы, проживающие в жилом помещении по адресу: предоставляем свой домашний адрес в качестве адреса постоянного нахождения исполнительного органа ООО "Ромашка". Общество вправе указывать данный адрес в любых документах и бумагах, непосредственно связанных с осуществлением обществом уставных целей и функций, а также в иных случаях, в которых использование адреса юридическими лицами законодательно не запрещено. К согласию обязательно прилагаются копия финансового лицевого счета, выписка из домовой книги и нотариально заверенная копия свидетельства о праве собственности на квартиру.
Ситуации, когда учредители по каким-либо причинам не могут указать свой домашний адрес в качестве адреса юридического лица, не могут арендовать помещение (офис), в принципе тоже разрешимы. Можно "купить" адрес у третьих лиц. Иными словами, третье лицо, обладающее правом на квартиру (жилое помещение), пишет заявление, что не возражает против того, чтобы его адрес использовался в качестве адреса юридического лица со всеми вытекающими отсюда последствиями. Стоит такая услуга от 200 до 300 условных единиц.
Шаг восьмой: постановка на налоговый учет
Для постановки на налоговый учет необходимы: нотариально заверенная копия устава; нотариально заверенная копия учредительного договора; нотариально заверенное свидетельство о регистрации; коды статистики; документы на адрес; приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера, копии паспортов руководителя, бухгалтера, учредителей, доверенного лица; копии свидетельства о присвоении ИНН руководителя, главного бухгалтера, учредителей; заявление с тремя приложениями. Все документы вы сдаете в налоговую инспекцию и уже через несколько дней получаете свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе. Копии полученного свидетельства следует размножить (не менее 5 экземпляров) и заверить в нотариальной конторе.
Шаг девятый: регистрация в Фонде социального страхования
Собрав необходимые документы (свидетельство о постановке на налоговый учет, коды статистики) и заказав печать, надо встать на учет в Фонде социального страхования. Согласно приложению 4 к Порядку регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации вам выдается страховое свидетельство. В нем указываются организационно-правовая форма и наименование юридического лица, сведения о государственной регистрации, сведения об исполнительном органе Фонда социального страхования, а также присвоенные юридическому лицу десятизначный регистрационный номер страхователя и код подчиненности. Помимо свидетельства вам выдадут уведомление о размерах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (согласно приложению 9 к Порядку регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации). Кроме того, от регионального отделения Фонда социального страхования РФ необходимо потребовать выдать справку о действительной постановке на учет (для этого пишется запрос на имя руководителя регионального отделения). Справка нужна для открытия счета в банке. Теперь необходимо зарегистрироваться в Пенсионном фонде и открыть расчетный счет.
Шаг десятый: регистрация в Пенсионном фонде
Необходимо заранее узнать дни и часы приема в данный организации. В Пенсионном фонде требования, предъявляемые к постановке на учет, идентичны требованиям Фонда социального страхования, за исключением следующего: расчетный счет в банке может быть открыт только после постановки на учет в Пенсионном фонде. Немного смягчены и требования по срокам. Предприятие обязано зарегистрироваться в течение одного месяца со дня регистрации. Если этот срок нарушен, платится штраф в размере 5000 руб.; если организация не зарегистрируется в течение трех месяцев - штраф 10 000 руб.
Шаг одиннадцатый: открытие расчетного счета
Получив печать, нужно пойти в отделение сбербанка и взять там для заполнения документы (или дополнительное соглашение), необходимые для открытия расчетного счета. Следует начинать именно с этого, поскольку во многих отделениях Сбербанка России установлены свои особенности открытия счетов и требования к документам. Чтобы открыть расчетный счет, необходимо представить в банк следующие документы:
1) заявление на открытие счета (бланк берется в банке); 2) договор на расчетно-кассовое обслуживание в двух экземплярах (если фирма будет заниматься торговой деятельностью); 3) копию свидетельства о регистрации, заверенную нотариально; 4) копию устава, заверенную нотариально; 5) копию учредительного договора, заверенную нотариально. 6) карточку с образцами подписей, оттиска печати (вот почему до изготовления печати банк не сможет открыть вам сразу расчетный счет), заверенную нотариально; 7) протокол (приказ) о назначении руководителя, приказы о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи в карточке с образцами подписей; 8) нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции; 9) анкеты на всех лиц, имеющих право подписи в карточке (с предоставлением паспорта); 10) справку из органов статистики о присвоении кодов ОКПО; 11) документ, подтверждающий регистрацию организации в Фонде социального страхования РФ (справка из регионального отделения).
Собрав весь комплект документов, фирма предоставляет его в банк. По прошествии нескольких дней (требующихся для проверки документов на соответствие российскому законодательству) банк от имени управляющего или заместителя управляющего заключает с фирмой в лице директора договор банковского счета (как правило, в валюте Российской Федерации). В договоре оговаривается порядок открытия и ведения счета, указываются условия начисления процентов на остатки денежных средств на счете клиента, права, обязанности и ответственность сторон, порядок разрешения споров, форс-мажорные обстоятельства и срок действия договора. Что касается расценок на предоставление выписок о текущих операциях по счету, то за предоставление справки об остатках, оборотах и операциях по одному счету банк берет 200 руб. за один экземпляр справки; за предоставление справки о наличии счетов - 100 руб. за один экземпляр справки; за предоставление справки об операциях и остатках по счетам - 1000 руб. за один экземпляр справки; за предоставление дубликата выписки, копий платежных и других документов по запросу клиента об операциях по счету сроком: до трех месяцев - 100 руб. за каждый предоставленный документ, свыше трех месяцев - 250 руб. за каждый предоставленный документ. Ведение и закрытие счета, а также безналичные операции по счету, зачисление средств на счет клиента, перечисление со счета налоговых и приравненных к ним платежей в бюджет и внебюджетные фонды осуществляются бесплатно.
Шаг двенадцатый: покупка и оформление ККМ (для торговли)
Организации, выбравшие торгово-закупочную деятельность (розничную торговлю), обязаны приобрести и зарегистрировать контрольно-кассовую машину (аппарат) для контроля налоговой инспекции за расходами и доходами, а также расчетами с гражданами. Стоимость аппарата от 4000 до 8000 руб. (в зависимости от модели и функций). Обычно, согласно Положению о порядке продажи и технического обслуживания контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, с продавцами кассовых аппаратов заключается договор на техническое обслуживание и ремонт аппарата, что обходится в сумму приблизительно 2500-3 000 руб. в год.
Кассовый аппарат должен быть зарегистрирован в налоговой инспекции, причем присутствие работника фирмы-продавца ККМ, с которой организация заключила договор техобслуживания, в налоговой инспекции обязательно.
Шаг четырнадцатый: оформление договора аренды торговой площади
Организациям, планирующим осуществлять розничную торговлю (например, на рынках), необходимо заключить договор аренды с владельцем территории рынка и представить копию договора в налоговую инспекцию. Это нужно потому, что "пропиской" кассового аппарата (и адресом возможных налоговых проверок) будет адрес торгового места (в частности адрес, указанный в договоре аренды торгового помещения (павильона, палатки).
Шаг пятнадцатый: подсчет произведенных расходов, или во что
обойдется регистрация ООО двум учредителям
Устав (5 нотариально заверенных копий) - 900 руб.
Учредительный договор (5 нотариально заверенных копий) - 325 руб.
Протокол (5 нотариально заверенных копий) - 250 руб.
Нотариальное заверение подписей на заявлении - 400 руб.
Государственная пошлина за регистрацию - 2 000 руб.
Свидетельство о регистрации (5 нотариально заверенных копий) - 75 руб.
Свидетельство о присвоении ИНН фирме (5 нотариально заверенных копий) - 75 руб.
Свидетельство о присвоении ИНН учредителям (5 нотариально заверенных копий) - 150 руб.
Плата за присвоение кодов статистики - 400 руб.
Свидетельство о присвоении кодов (5 нотариально заверенных копий) - 75 руб.
Распечатка пояснений к кодам - 60 руб.
Плата за изготовление печати - 1300 руб.
Открытие расчетного счета - 500 руб.
Государственная пошлина за утверждение эскиза печати - 630 руб.
Минимальный размер уставного капитала - 10 000 руб.
Документы на адрес (5 нотариально заверенных копий) - 175 руб.
Ксерокопии паспортов учредителей (5 экземпляров) - 100 руб.
Расходы по ксерокопированию документов - 500 руб.
Покупка книг для ведения бухгалтерского учета - 400 руб.
Предвиденные (подарки) и непредвиденные расходы - 2 000 руб.
Итого: 20 315 руб.*(1).
Л.Ю. Грудцына,
адвокат Межтерриториальной коллегии "Гильдия российских адвокатов",
аспирант кафедры прав человека Московской
гуманитарно-социальной академии
"Право и экономика", N 6, июнь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В расчет не вошли транспортные издержки, расходы на услуги юриста (например, по составлению пакета учредительных документов), а также потраченное время, которое, как известно, стоит дорого.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная регистрация юридических лиц: практические рекомендации
Автор
Л.Ю. Грудцына - адвокат Межтерриториальной коллегии "Гильдия российских адвокатов", аспирант кафедры прав человека Московской гуманитарно-социальной академии
Родилась 15 июля 1979 г. в г.Москве.
В 2001 г. окончила юридический факультет Московской гуманитарно-социальной академии.
"Право и экономика", 2003, N 6