Как в настоящее время реализуется Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"?
К сельскохозяйственным товаропроизводителям (сельхозтоваропроизводителям), понятие о которых дается в ст.2 Федерального закона от 9.07.02 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", относятся организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством продукции растениеводства и животноводства, рыболовства, охоты, пушного промысла и разведения дичи, рыболовецкие артели (колхозы) по вылову рыбы и других биоресурсов, которые включены по приоритетному виду деятельности в подотрасль "Сельскохозяйственное производство", код 21000 (письмо Минсельхоза России от 28.04.03 г. N 4-23/3474 и письмо МНС России от 8.05.03 г. N АС-6-29/534). Доля выручки от реализации произведенной, произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год указанных категорий сельхозтоваропроизводителей должна составлять не менее 50%. Правом на реструктуризацию задолженности в соответствии с Законом N 83-ФЗ могут воспользоваться в том числе и сельхозтоваропроизводители, которые реструктурируют имеющуюся задолженность по состоянию на 1 января 2001 г. в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 8.06.01 г. N 458 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 21.02.02 г. N 123, от 11.11.02 г. N 818) "О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов" или от 1.10.01 г. N 699 (с изм. и доп. по состоянию на 11.11.02 г.) "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 года", а также сельхозтоваропроизводители, утратившие право на реструктуризацию в соответствии с указанными постановлениями, при условии выполнения ими требований к участнику программы финансового оздоровления.
В целях использования права на реструктуризацию задолженности в рамках Закона N 83-ФЗ сельхозтоваропроизводитель должен подать в межведомственную территориальную комиссию соответствующее заявление с приложением документов согласно Перечню документов, прилагаемых к заявлению сельскохозяйственного товаропроизводителя о включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.03 г. N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Пунктом 12 этого Перечня предусмотрено представление решений о реструктуризации задолженности, которые были приняты до подачи заявления о включении должника в состав участников программы финансового оздоровления.
Сельхозтоваропроизводитель в период с даты подачи заявления о включении в программу финансового оздоровления до даты предоставления организации права на реструктуризацию задолженности в соответствии с Законом N 83-ФЗ должен в полном объеме исполнять условия реструктуризации, предусмотренные постановлениями N 458 или N 699. Если в указанный период организацией нарушены условия реструктуризации, предусмотренные данными постановлениями, то налоговые органы принимают решение о прекращении реструктуризации задолженности и начисляют в установленном порядке пени на реструктурируемую задолженность. Для предоставления организации права на реструктуризацию задолженности в рамках Закона N 83-ФЗ организация должна в течение 3 месяцев до принятия решения о реструктуризации долгов уплатить не только текущие платежи, но и доначисленные пени.
Долги, подлежащие реструктуризации, определяются по состоянию на первое число месяца подачи сельхозтоваропроизводителем заявления о включении его в состав участников программы финансового оздоровления, но не более суммы задолженности, имеющейся на дату предоставления организации права на реструктуризацию задолженности в соответствии с Законом N 83-ФЗ (день подписания кредиторами соглашения о реструктуризации долгов).
Следовательно, на расширенное заседание межведомственной территориальной комиссии, на котором обсуждается вариант реструктуризации долгов и по результатам которого должнику направляется проект соглашения о реструктуризации долгов для подписи кредиторами, не представленными в межведомственной территориальной комиссии, налоговыми органами должна быть представлена (при необходимости) уточненная справка о задолженности сельхозтоваропроизводителя. К расширенному заседанию межведомственной территориальной комиссии представитель отделения ПФР (управляющий или его заместитель) также должен иметь уточненные сведения о непогашенной сумме задолженности, имевшейся по состоянию на 1 января 2001 г. Если комиссией вынесено положительное решение по вопросу предоставления организации права на реструктуризацию задолженности в соответствии с Законом N 83-ФЗ, то налоговыми органами будет приниматься решение об отмене права на реструктуризацию задолженности в соответствии с постановлениями N 458 или N 699 (с даты подписания соглашения о реструктуризации долгов) в связи с предоставлением такого права согласно Закону N 83-ФЗ.
При наличии у сельхозтоваропроизводителя задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, которая не подлежит реструктуризации в рамках Закона N 83-ФЗ, органы ПФР должны взыскивать данную задолженность в судебном порядке. Абзац 3 п.1 ст.31 Закона N 83-ФЗ не распространяется на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Сельхозтоваропроизводители, реструктурирующие имеющуюся задолженность в соответствии с Законом N 83-ФЗ, вправе обратиться в органы ПФР за отсрочкой (рассрочкой) по уплате авансового платежа по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, только по основанию, указанному в п.п.1 п.2 ст.64 НК РФ (п.6 Порядка проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденного протоколом заседания Межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.03 г. N 4). Поскольку изменение срока уплаты авансового платежа не влияет на установленный срок погашения задолженности, графики уплаты реструктурируемых долгов не корректируются.
После подписания кредиторами соглашения о реструктуризации долгов отделение ПФР должно иметь следующие документы: экземпляр соглашения (подлинник), копии справок налоговых органов о долгах (в том числе уточненная), копия приложения 1 "Распределение сложившейся задолженности" к Порядку оценки долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденному протоколом заседания Межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.03 г. N 4.
В. Ершова,
начальник отдела систематизации законодательства
Правового департамента ПФР
9 июля 2003 г.
"Финансовая газета", N 28, июль 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71