На кого падут расходы?
Ранее АПК РФ 1995 г. (ст.89) в состав судебных издержек не включал расходы по оплате услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь, а также другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением его в арбитражном суде. Новым АПК РФ, как известно, расширен состав судебных расходов, которые в соответствии со ст.101 состоят из государственной пошлины и судебных издержек.
В одном из интервью газете "эж-ЮРИСТ" председатель ФАС МО Людмила Майкова подчеркивала, что данные положения нового АПК РФ вызывают ряд вопросов в судебной практике.
Установление возможности взыскания в пользу лиц, участвующих в деле (а не только сторон), судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, конечно, будет способствовать более качественной подготовке всех участников процесса к рассмотрению дела в арбитражном суде, реализации права на судебную защиту. Подтверждением данного тезиса является норма ч.2 ст.111 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд вправе отнести все судебные расходы на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей.
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются с проигравшей стороны.
Такая формулировка статьи оставляет ряд вопросов открытыми, в том числе о том, возможно ли в соответствии с новым АПК РФ отнесение судебных расходов на государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы?
К сожалению, в судебной практике нет однозначного мнения по данному вопросу. Причина этого в недостаточной согласованности норм ст.40, 44 АПК РФ с нормами гл.22-26 АПК РФ. Но, как указывает И.А. Приходько - автор Комментария к главе 9 АПК РФ, введение в ч.1 ст.110 АПК РФ понятия лица, в пользу которого принят судебный акт, фактически распространяет порядок распределения судебных расходов в делах искового производства на дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в которых участники правового конфликта являются лицами, участвующими в деле, но не именуются сторонами*(1).
Аналогичная позиция выражена КС РФ в Определении от 20.02.2002 N 22-О, однако данное Определение принято до введения в действие нового АПК РФ.
В связи с поднятой проблемой весьма важным является вопрос о наименовании лиц, участвующих в деле по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Лица стерты...
Согласно ст.40 АПК РФ лицами, участвующими в деле, являются стороны, а также заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных, предусмотренных законом случаях, третьи лица, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд.
Статья 44 АПК РФ определяет понятие сторон - это истец и ответчик. Анализ положений раздела III АПК РФ свидетельствует о том, что лица, участвующие в деле, по-разному называются Кодексом: так, в соответствии с ч.2 ст.191, ч.2 ст.197 АПК производство по делам об оспаривании нормативных актов, а также по делам об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании нормативного акта недействующим, а ненормативного акта недействительным, или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Статьи 202, 203, 206 АПК РФ называют участников административного процесса:
заявители - должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении; административные органы, составившие протокол (ст.205 АПК РФ), которые обращаются в суд с соответствующим заявлением; лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.
Параграф 2 главы 25 также называет лицо, обращающееся с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, заявителем (подп.3 ч.1 ст.209).
Глава 26 "Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций" (так же как и глава 25) прямо не устанавливает, что стороной, в отношении которой заявлены требования в судебном порядке по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, является заинтересованное лицо, в то же время предусматривает наименование другой стороны - "заявитель".
Таким образом, исходя из содержания ст.40 АПК РФ во взаимосвязи со статьями глав 22-26 АПК РФ полагаем, что сторону, обратившуюся с заявлением, следует называть заявителем, а лицо, в отношении которого заявлено требование, - ответчиком, так как иное наименование (заинтересованное лицо) АПК РФ не установлено, как это предусмотрено ст.40 АПК РФ.
Существует точка зрения, заключающаяся в том, что истцом и ответчиком именуются стороны в гражданском процессе, а заявитель и заинтересованное лицо - во всех остальных случаях, и так как в соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ судебные расходы взыскиваются со стороны, под которой ст.44 АПК РФ понимает истца или ответчика, то есть участников искового судопроизводства, то с государственных органов, органов местного самоуправления судебные расходы взысканы быть не могут, потому что они не являются сторонами*(2).
Трудно согласиться с данным подходом.
Понятие "заинтересованное лицо" используется для определения стороны по делам особого производства - в самостоятельном виде судопроизводства, закрепленном в АПК РФ.
Считаем неправильным применение указанного определения к лицам, в отношении которых заявлены имущественные или неимущественные требования. Более правильно назвать это лицо ответчиком.
Кроме того, если следовать логике таких рассуждений, то государственная пошлина и другие судебные расходы не должны взыскиваться с государственных органов и иных публичных органов и с предпринимателей, юридических лиц, если решение принято не в их пользу.
Между тем законодательством и ранее предусматривалось возложение судебных расходов (АПК РФ 1995 г.) на ряд государственных органов. В соответствии с п.5 ч.3 ст.5 Закона РФ "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины освобождаются налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и возврате из соответствующего бюджета (т.е. при исполнении публичных функций), за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение.
На практике реального взыскания госпошлины с указанных органов не производилось, а в случае принятия решения не в пользу государственного органа госпошлина возвращалась из бюджета лицу, уплатившему пошлину при подаче иска.
Полагаю, что предложенный законодателем механизм предусматривает, что в случае некачественной подготовки к судебному заседанию с государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, как и с предпринимателей и иных участников экономической деятельности, могут быть взысканы судебные расходы.
Эти меры носят дисциплинарный характер и могут реально обеспечить качество досудебной подготовки и качество направляемых в суд обращений. Особенно большие нарекания вызывают заявления налоговых органов о взыскании штрафов. Если штрафы незначительные, то налоговые органы уклоняются как от явки в судебные заседания, так и от представления документов, затребованных судом. Если такие действия приводят к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела, то имеются все основания для применения ч.2 ст.111 АПК РФ.
Для исключения неоднозначного толкования рассмотренных в данном материале норм целесообразно изложить ст.44 АПК РФ в следующей редакции:
1. Сторонами в арбитражном процессе являются: истец (заявитель по делам, возникающим из административных и иных публичных отношений), и ответчик.
2. Истцами являются организации и граждане, предъявившие иск в защиту своих прав и законных интересов.
3. Заявителями по делам, возникающим из административных и иных публичных отношений, являются граждане, обращающиеся в суд за судебной защитой, организации, должностные лица, предъявляющие требования в защиту публичных интересов.
4. Ответчиками являются организации, должностные лица и граждане, к которым предъявлен иск, заявление.
5. Стороны пользуются равными процессуальными правами.
И. Гонзус,
помощник первого заместителя председателя Арбитражного
суда Краснодарского края
"эж-ЮРИСТ", N 21, май 2003 г.
_____________________________
*(1) Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. заслуженного юриста РФ, судьи Конституционного Суда РФ, д.ю.н., проф. Г.А. Жилина. М., 2003. С.269.
*(2) Постановление апелляционной инстанции от 03.02.2003 по делу N А-32-16730/2002-22/395, постановление апелляционной инстанции от 11.02.2003 по делу N А-32-12471/2002-22/366.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru