Нижний Новгород |
|
30 июня 2014 г. |
Дело N А17-5444/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.06.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Григорьева Ивана Александровича на решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.01.2014, принятое судьей Герасимовым В.Д., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014, принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А17-5444/2013
по заявлению администрации города Иваново (ИНН: 3728012487, ОГРН: 1023700543624)
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново от 03.04.2013 N 3316,
третье лицо - Григорьев Иван Александрович,
и у с т а н о в и л :
администрация города Иваново (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "ЭлвертИнжиниринг" (далее - ООО "ЭлвертИнжиниринг", Общество) от 03.04.2013 N 3316 и об обязании Инспекции аннулировать запись в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) от 03.04.2013 N 2133702089520 о прекращении деятельности Общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Григорьев Иван Александрович (далее - Григорьев И.А.)
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 15.01.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 решение суда оставлено без изменения.
Григорьев И.А. не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам; суды неправильно применили статьи 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушили статьи 68, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По его мнению, в ликвидационный баланс могут быть включены только те требования, которые заявлены кредиторами. Поскольку Администрация не направляла заявление с требованием о включении задолженности в ликвидационный баланс, то такая задолженность не подлежит учету. Ликвидатором Общества в адрес Администрации было направлено уведомление о ликвидации юридического лица, неполучение данного уведомления не влечет для ликвидатора каких-либо дополнительных обязанностей. Кроме того, как указывает заявитель, Администрация пропустила срок, установленный для обращения в арбитражный суд.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами заявителя, просила оставить судебные акты без изменения.
Инспекция отзыв в суд не представила.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ивановской области от 07.11.2012 по делу N А17-3089/2012 с ООО "ЭлвертИнжиниринг" в пользу Администрации взыскано 10 390 600 рублей.
30.10.2012 общим собранием участников ООО "ЭлвертИнжиниринг" принято решение о ликвидации Общества и возложении обязанностей ликвидатора данного общества на Григорьева И.А.; в регистрирующий орган направлены уведомления по форме N Р15001 и N Р15002 о принятии указанного решения и назначении ликвидатора.
21.12.2012 в ЕГРЮЛ внесены сведения о принятом решении о ликвидации Общества, о формировании ликвидационной комиссии и о назначении ликвидатора.
09.01.2013 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 1 (410) опубликовано уведомление о ликвидации ООО "ЭлвертИнжиниринг" и о том, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования уведомления о ликвидации.
14.03.2013 составлен промежуточный ликвидационный баланс ООО "ЭлвертИнжиниринг", который 18.03.2013 представлен в регистрирующий орган.
27.03.2013 в Инспекцию представлено заявление по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, к которому был приложен ликвидационный баланс Общества.
03.04.2013 на основании заявления ликвидатора о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией Инспекция приняла решение N 3316 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией (запись N 2133702089520).
Не согласившись с решением Инспекции, Администрация обратилась в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу, что представленный одновременно с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "ЭлвертИнжиниринг" в связи с его ликвидацией ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения о кредиторской задолженности, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно пункту 2 статьи 61 Кодекса юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В силу пунктов 1, 2 статьи 63 Кодекса ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидатором в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (пункт 4 статьи 63 Кодекса).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 5 статьи 63 Кодекса).
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что на момент принятия Инспекцией решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "ЭлвертИнжиниринг" не исполнило решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.11.2012 по делу N А17-3089/2012; представленные в регистрирующий орган промежуточный и ликвидационные балансы не содержали сведений о наличии у Общества кредиторской задолженности перед Администрацией.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что государственная регистрация ликвидации Общества произведена незаконно, на основании недостоверных сведений, и нарушает права и законные интересы Администрации, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.01.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 по делу N А17-5444/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Григорьева Ивана Александровича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на Григорьева Ивана Александровича.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что на момент принятия Инспекцией решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "ЭлвертИнжиниринг" не исполнило решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.11.2012 по делу N А17-3089/2012; представленные в регистрирующий орган промежуточный и ликвидационные балансы не содержали сведений о наличии у Общества кредиторской задолженности перед Администрацией.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июня 2014 г. N Ф01-2118/14 по делу N А17-5444/2013
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2118/14
04.04.2014 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-5444/13
04.04.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1551/14
15.01.2014 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-5444/13