г. Киров |
|
04 апреля 2014 г. |
Дело N А17-5444/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи:
в Арбитражном суде Ивановской области:
представителя заявителя - Звигунова И.А., действующего на основании доверенности от 25.07.2013;
во Втором арбитражном апелляционном суде:
представителя третьего лица - Дворянкиной М.В., действующей на основании доверенности от 06.02.2014,
рассмотрев апелляционную жалобу Григорьева Ивана Александровича
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.01.2014 по делу N А17-5444/2013, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению администрации города Иванова (ОГРН 1023700543624, г. Иваново, пл. Революции, д. 6 )
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново (г. Иваново, пер. Семеновского, д. 10),
третье лицо: Григорьев Иван Александрович (г. Иваново),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
администрация города Иванова (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново (далее - ответчик, Инспекция, ИФНС по г. Иваново, регистрирующий орган) о признании недействительным решения Инспекции от 03.04.2013 N 3316 о государственной регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью "ЭлвертИнжиниринг" (далее - ООО "ЭлвертИнжиниринг, Общество), выразившегося во внесении в ЕГРЮЛ записи от 03.04.2013 N 2133702089520 о прекращении деятельности Общества, возложении на Инспекцию обязанности аннулировать данную запись.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Григорьев Иван Александрович (далее - третье лицо, Григорьев И.А.) (том 1, л.д. 89-90).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 15.01.2014 заявленные требования удовлетворены.
Григорьев И.А. с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе Григорьев И.А. указывает, что действующее законодательство не предусматривает обязанности учитывать в ликвидационном балансе всю существующую у Общества кредиторскую задолженность, независимо от наличия требований кредиторов в отношении данной задолженности; ликвидатором в адрес Администрации направлено уведомление о ликвидации ООО "ЭлвертИнжиниринг"; неполучение Администрацией уведомления не влечет для ликвидатора дополнительных обязанностей; Администрация имела возможность своевременно обнаружить внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации Общества.
Стороны отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
В заседании суда представитель третьего лица поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя опроверг их.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.11.2012 Арбитражным судом Ивановской области вынесено решение по делу N А17-3089/2012, которым с общества с ограниченной ответственностью "ЭлвертИнжиниринг" (далее - Общество, ООО "ЭлвертИнжиниринг") в пользу администрации г.Иваново взыскано 10390600 рублей (том 1, л.д. 77-82).
30.10.2012 общим собранием участников ООО "ЭлвертИнжиниринг" принято решение о ликвидации Общества и возложении обязанностей ликвидатора данного общества на Григорьева И.А. Данное решение формализовано в протоколе от 30.10.2012 (том 1, л.д. 102).
20.12.2012 Инспекцией получены уведомления по форме N Р15001 и N Р 15002 о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора (том 1, л.д. 72-74, 68-71), в связи с чем 21.12.2012 в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи (том 1, л.д. 38-41).
09.01.2013 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 1 (410) опубликовано сообщение о ликвидации ООО "ЭлвертИнжиниринг", установлен двухмесячный срок для предъявления требований кредиторов (том 1, л. д. 64).
08.08.2012 Инспекция получила уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица - по форме N Р15003 (том 1, л.д. 59), к которому приложен промежуточный баланс (том 1, л.д. 60-62). 15.08.2012 Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса (том 1, л.д. 38-41).
26.03.2013 ликвидатором ООО "ЭлвертИнжиниринг" составлен и утвержден ликвидационный бухгалтерский баланс (том 1, л.д. 54-56).
27.03.2013 в Инспекцию представлено (том 1, л.д. 51) заявление ликвидатора по форме N Р16001 о государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией (том 1, л.д. 52-53) и ликвидационный баланс ООО "ЭлвертИнжиниринг".
03.04.2013 Инспекцией в отношении ООО "ЭлвертИнжиниринг" принято решение N 3316 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией (том 1, л.д. 50) и внесена запись N 2133702089520 о прекращении деятельности ООО "ЭлвертИнжиниринг" (том 1, л.д. 41).
Не согласившись с решением Инспекции от 03.04.2013, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что представленный на регистрацию ликвидационный баланс Общества содержал недостоверную информацию, заявленные Администрацией требования удовлетворил.
Указанная позиция суду апелляционной инстанции представляется обоснованной исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
Статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидатором в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации.
Из пункта 1 статьи 21 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц следует, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, в том числе: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, ликвидационный баланс.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона о регистрации юридических лиц отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11 указал, что необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Материалами дела подтверждено, что Инспекция приняла решение о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "ЭлвертИнжиниринг" в связи с его ликвидацией, руководствуясь, в том числе ликвидационным балансом от 26.03.2013, представленным ликвидатором ООО "ЭлвертИнжиниринг" вместе с заявлением по форме N Р16001. При этом промежуточный ликвидационный баланс от 14.03.2013, ликвидационный баланс от 26.03.2013 составлены без учета задолженности Общества перед Администрацией в сумме 10390600 рублей, установленной решением Арбитражного суда Ивановской области от 07.11.2012 по делу N А17-3089/2012, вступившим в законную силу 14.02.2013(том 2, л.д. 7-13). Между тем, согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. В нарушение указанной нормы Обществом решение суда по делу А17-3089/2012 не исполнено.
Учитывая, что ликвидационный баланс не содержал сведений о задолженности, установленной указанным решением арбитражного суда, основания для государственной регистрации прекращения деятельности Общества отсутствовали.
Довод апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает обязанности учитывать в ликвидационном балансе всю существующую у Общества кредиторскую задолженность независимо от наличия требований кредиторов в отношении данной задолженности, в связи с чем в ликвидационный баланс могут быть включены только те требования, которые заявлены кредиторами, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку по смыслу положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" составление ликвидационного баланса не может осуществляться без учета первичных учетных документов юридического лица. При этом ликвидатор должен действовать в равной степени добросовестно как в отношении ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов. Однако, в рассматриваемой ситуации ликвидатор при составлении промежуточного и ликвидационного балансов действовал недобросовестно, не отразив в них установленную и взысканную вступившим в законную силу судебным актом. Ликвидационный баланс, не отражающий действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, не может являться основанием для принятия регистрирующим органом решения о прекращении деятельности юридического лица.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация имела возможность своевременно обнаружить внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации Общества, носит предположительный характер, в связи с чем не может быть принят за основу судом апелляционной инстанции. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Администрация располагала сведениями о ликвидации Общества до получения 20.06.2013 от Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области уведомления от 17.06.2013 N 119338/13/02/37 об окончании исполнительного производства по взысканию с ООО "ЭлвертИнжиниринг" задолженности в размере 10390600 руб.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату госпошлины по апелляционной жалобе Григорьева И.А. в размере 100 рублей остаются на ее заявителе, излишне уплаченная госпошлина на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.01.2014 по делу N А17-5444/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Григорьева Ивана Александровича - без удовлетворения.
Возвратить Григорьеву Ивану Александровичу из федерального бюджета 1900 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 29.01.2014 N 2540572264.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-5444/2013
Истец: Администрация г. Иваново
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Иваново
Третье лицо: Григорьев Иван Александрович
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2118/14
04.04.2014 Определение Арбитражного суда Ивановской области N А17-5444/13
04.04.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1551/14
15.01.2014 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-5444/13