Нижний Новгород |
|
11 июля 2014 г. |
Дело N А31-10012/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.07.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заявителя: Шестанова А.Ю. (доверенность от 05.11.2013) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зенитар" на решение Арбитражного суда Костромской области от 23.12.2013, принятое судьей Смирновой Т.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014, принятое судьями Караваевой А.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А31-10012/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зенитар" (ИНН: 4401125212, ОГРН: 1114401002176)
о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области,
третье лицо - Департамент по труду и занятости населения Костромской области,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Зенитар" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области (далее - Комиссия) об отклонении заявки о потребности в иностранных работниках в количестве 60 человек на 2014 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по труду и занятости населения Костромской области (далее - Департамент).
Решением суда от 23.12.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 указанное решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 (далее - Правила), сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. По мнению Общества, Комиссия не привела предусмотренных законом оснований для отклонения его заявки. Вывод судов о том, что при рассмотрении заявки установлена возможность удовлетворения потребности Общества в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, необоснован.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Департамент в отзыве отклонил доводы жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество 05.04.2013 обратилось в Департамент с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых мест иностранными работниками на 2014 год.
Комиссия исключила указанную заявку из потребности региона в привлечении иностранной рабочей силы в связи с тем, что имеется возможность удовлетворить потребность в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов (подпункт "б" пункта 2 протокола от 25.06.2013 N 11).
О принятом решении Общество извещено письмом Департамента от 08.07.2013 N 1006/01-1.
Общество посчитало, что решение Комиссии не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 17 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации N 1032-1), статьей 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), пунктами 7, 11, 15, 16, 17 и 18 Правил, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявка Общества отклонена Комиссией на законных основаниях, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации N 1032-1 привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 18.1 Федерального закона N 115-ФЗ).
В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Формирование квоты, распределение квоты по субъектам Российской Федерации и профессионально-квалификационным группам, увеличение или уменьшение размера указанной квоты и установление ее резерва осуществляются в соответствии с Правилами (пункт 3 статьи 18.1 Федерального закона N 115-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 18.1 Федерального закона N 115-ФЗ квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда.
В силу пункта 15 Правил согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников.
Ежегодно, до 1 мая, работодатели представляют в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (пункт 7 Правил).
В соответствии с пунктом 9 Правил уполномоченные органы субъектов Российской Федерации ежегодно до 1 июня обобщают заявки работодателей и направляют их на рассмотрение соответствующих органов.
Согласно пункту 11 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают заявки работодателей и готовят для уполномоченных органов субъектов Российской Федерации заключения о целесообразности предусматриваемых в предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников с учетом возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов путем подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников; возможности перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации; ожидаемого количества выпускников профессиональных образовательных учреждений по профессиям и специальностям, по которым работодатели предусматривают привлечение иностранных работников; оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.
На основании пункта 16 Правил уполномоченные органы субъектов Российской Федерации направляют на рассмотрение межведомственных комиссий: а) сведения о потребности работодателей в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками; б) заключения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о целесообразности заявленных работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников; в) заключения по результатам рассмотрения заявок работодателей территориальными органами Федеральной миграционной службы; г) информацию государственных инспекций труда о нарушениях трудового законодательства, допущенных в предыдущем и текущем годах работодателями, предусматривающими привлечение иностранных работников, а также об устранении выявленных нарушений; д) информацию о результатах оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.
В пункте 17 Правил предусмотрено, что межведомственные комиссии рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
По решению комиссий объемы привлечения иностранных работников могут быть уменьшены, а заявки работодателей отклонены полностью или частично. Заявка может быть отклонена, в том числе, в связи с наличием возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (пункт 18 Правил).
В целях решения вопросов привлечения и использования иностранных работников на территории Костромской области создана и действует Комиссия (постановление администрации Костромской области от 09.11.2009 N 376-а, постановление губернатора Костромской области от 09.11.2009 N 257).
Как следует из материалов дела, Общество в заявке о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2014 год указало на необходимость привлечения 60 человек: 50 подсобных рабочих, 5 животноводов, 5 трактористов.
Суды установили, что по состоянию на 25.06.2013 по заявленным Обществом профессиям на учете в органах службы занятости Костромской области состояло: подсобных рабочих - 335 человек, животноводов - 5 человек, трактористов - 56 человек.
При указанных обстоятельствах суды сделали правильный вывод, что Комиссия, установив возможность удовлетворения потребности Общества в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, правомерно отклонила его заявку.
Вывод судов соответствуют имеющимся в деле документам и не противоречат им. Доводы, приведенные в жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных ими обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Иные доводы, приведенные в жалобе, выводы судов не опровергают.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 23.12.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А31-10012/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зенитар" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 18.1 Федерального закона N 115-ФЗ).
В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Формирование квоты, распределение квоты по субъектам Российской Федерации и профессионально-квалификационным группам, увеличение или уменьшение размера указанной квоты и установление ее резерва осуществляются в соответствии с Правилами (пункт 3 статьи 18.1 Федерального закона N 115-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 18.1 Федерального закона N 115-ФЗ квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 июля 2014 г. N Ф01-2412/14 по делу N А31-10012/2013