Нижний Новгород |
|
13 августа 2014 г. |
Дело N А79-6197/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.08.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей
от заинтересованного лица: Кулеминой К.А. (доверенность от 24.12.2013),
от третьего лица: Кулеминой К.А. (доверенность от 02.09.2013 N 039/з-27)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "Чебоксарский завод промышленных тракторов" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.11.2013, принятое судьей Цветковой С.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2014, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А79-6197/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Чебоксарский завод промышленных тракторов" (ИНН: 2126003074, ОГРН: 1022100971144)
к администрации города Чебоксары Чувашской Республики
о признании незаконными действий,
третье лицо - Чебоксарский городской комитет по управлению государственным имуществом администрации города Чебоксары,
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Чебоксарский завод промышленных тракторов" (далее - ООО "Чебоксарский завод промышленных тракторов", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконными действий администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) по уклонению от заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 21:01:000000:51733, площадью 61 123 квадратных метра, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 101, по цене 2,5 процента кадастровой стоимости; об обязании Администрации в месячный срок с момента вступления в силу решения суда заключить с заявителем договор купли-продажи указанного земельного участка по цене 2,5 процента его кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Чебоксарский городской комитет по управлению государственным имуществом администрации города Чебоксары (далее - Комитет).
Решением суда от 21.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2014 решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя жалобы, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. На испрашиваемом Обществе участке расположены объекты недвижимости, право собственности на которые возникло у ООО "Чебоксарский завод промышленных тракторов" в результате приватизации; Общество обратилось с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012, поэтому оно обладает правом на выкуп земельного участка по льготной цене. Суды не применили подлежащий применению пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Администрация и Комитет в отзывах и их представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
ООО "Чебоксарский завод промышленных тракторов", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя не направило.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 101. Право собственности на указанные объекты недвижимости приобретено заявителем на основании Плана приватизации государственного предприятия Производственного объединения "Чебоксарский завод промышленных тракторов", утвержденного 21.09.1993 Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Администрация и Общество заключили договор 23.02.2000 N 52/1117-К аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:0:0106 площадью 75 901 квадратный метр, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 101 (в редакции дополнительного соглашения от 23.05.2008).
ООО "Чебоксарский завод промышленных тракторов" 11.03.2011 и 21.12.2011 обращалось в Администрацию с заявлениями о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Письмом от 18.04.2012 Комитет рекомендовал Обществу осуществить раздел земельного участка с определением границ с учетом того, что на испрашиваемом земельном участке находятся объекты, принадлежащие иному лицу - Дельману А.И.
Общество и ООО "НПП "Аршин" 29.05.2012 заключили договор на выполнение работ по межеванию и постановке земельного участка на кадастровый учет, по результатам чего письмом от 03.10.2012 в МКУ "Земельное управление" представлен кадастровый паспорт для подготовки распоряжения о приватизации земельного участка площадью 61 123 квадратных метра.
Постановлением Администрации от 11.01.2013 N 67 утверждена схема расположения земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости заявителя.
Данный земельный участок 23.01.2013 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 21:01:000000:51733.
Постановлением от 09.04.2013 N 949 Администрация предоставила Обществу земельный участок с кадастровым номером 21:01:000000:51733, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 101, определив цену земельного участка - 73 090 272 рубля 17 копеек, и направила ему проект договора купли-продажи земельного участка.
Общество 29.04.2013 обратилось в Администрацию за разъяснениями по поводу указанной стоимости испрашиваемого земельного участка.
В письме от 27.05.2013 N 039/з-1884 Администрация сообщила, что ранее Общество обращалось с заявлением с целью выкупа земельного участка площадью 75 901 квадратный метр. В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет после 01.07.2012, продажная цена данного участка установлена в размере его кадастровой стоимости.
Посчитав действия Администрации по уклонению от заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 21:01:000000:51733, площадью 61 123 квадратных метра, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д. 101, по цене 2,5 процента кадастровой стоимости незаконными и нарушающими его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 71, частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно пункту 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пункт 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготной цене устанавливается в порядке, предусмотренном абзацем 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а именно до 1 июля 2012 года.
Как установили суды и следует из материалов дела, в заявлениях, поданных в Администрацию 11.03.2011 и 21.12.2011, Общество просило предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 21:01:0:0106, площадью 75 901 квадратный метр, то есть данные заявления, как верно указал суд, содержат однозначно выраженную волю заявителя на предоставление конкретного участка определенной площади.
Испрашиваемый земельный участок на тот момент не был сформирован и не мог являться объектом купли-продажи в порядке, определенном действующим законодательством.
Следовательно, у органа местного самоуправления не возникла обязанность по решению вопроса о предоставлении Обществу иного земельного участка на основании указанных заявлений.
Доказательств обращения в срок до 01.07.2012 с заявлением о предоставлении в собственность иного, в том числе не состоящего на государственном кадастровом учете земельного участка, Общество в материалы дела не представило.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что у Общества отсутствует право на выкуп испрашиваемого земельного участка по льготной цене.
Суды обоснованно отклонили довод заявителя о необходимости применения в данном случае пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок с кадастровым номером 21:01:0:0106, являющийся предметом договора аренды, сформирован и поставлен на кадастровый учет. В рассматриваемой ситуации речь могла идти лишь о разделе указанного земельного участка, что фактически и имело место.
Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судами выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 21.11.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2014 по делу N А79-6197/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Чебоксарский завод промышленных тракторов" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Чебоксарский завод промышленных тракторов".
Возвратить открытому акционерному обществу "Чебоксарский завод промышленных тракторов" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному документу 31.05.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пункт 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготной цене устанавливается в порядке, предусмотренном абзацем 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а именно до 1 июля 2012 года.
...
Суды обоснованно отклонили довод заявителя о необходимости применения в данном случае пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок с кадастровым номером 21:01:0:0106, являющийся предметом договора аренды, сформирован и поставлен на кадастровый учет. В рассматриваемой ситуации речь могла идти лишь о разделе указанного земельного участка, что фактически и имело место."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 августа 2014 г. N Ф01-2661/14 по делу N А79-6197/2013