Нижний Новгород |
|
03 сентября 2014 г. |
Дело N А31-11088/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.09.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителя
от заявителя: Болдова И.О. (доверенность от 19.11.2013 N 299)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Росспиртпром" на решение Арбитражного суда Костромской области от 20.02.2014, принятое судьей Максименко Л.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014, принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., по делу N А31-12397/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Росспиртпром" (ИНН: 7730605160, ОГРН: 1097746003410)
к Департаменту агропромышленного комплекса Костромской области (ИНН: 4401009368, ОГРН: 1034408617484)
о признании незаконными действий (бездействия)
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Росспиртпром" (далее - ОАО "Росспиртпром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Департамента агропромышленного комплекса Костромской области (далее - Департамент), выразившихся в неполном представлении Обществу субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат в связи с производством алкогольной продукции и о возложении на Департамент обязанности перечислить на расчетный счет ОАО "Росспиртпром" субсидию в сумме 34 576 475 рублей на возмещение затрат в связи с производством алкогольной продукции в 2012 году.
Решением суда от 20.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды применили не подлежащие применению Федеральный закон от 02.07.2013 N 181-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов" и не вступившее в силу постановление администрации Костромской области (далее - Администрация) от 27.08.2013 N 346-а (вступило в силу 30.08.2013), которое обратной силы не имеет. В момент подачи заявления о доначислении субсидии Общество имело право на получение субсидии. В связи с этим отказ Департамента в предоставлении Обществу субсидии по причине изменения норм федерального законодательства, является незаконным и нарушает право Общества на получение соответствующих субсидий.
Подробно доводы Общества приведены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Департамент отзыв на жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в мае 2011 года Администрация и ОАО "Росспиртпром" подписали соглашение, в котором определили основы взаимодействия и сотрудничества сторон, направленные на обеспечение развития филиала предприятия, расположенного на территории Костромской области, использование его промышленного потенциала, улучшение финансовых показателей деятельности, сохранение занятости работников и обеспечение поступления стабильных доходов в бюджетную систему Российской Федерации. В рамках данного соглашения Администрация оказывает Обществу государственную поддержку в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Костромской области от 14.10.1997 N 12 "Об инвестиционной деятельности в Костромской области".
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Костромской области от 28.12.2011 N 165-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2012 год" Администрация постановлением от 30.05.2012 N 217-а (с учетом изменений от 15.11.2012 и от 21.12.2012) утвердила "Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат в связи с производством продукции организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции в Костромской области, в 2012 году" (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком ОАО "Росспиртпром" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении субсидии от 21.11.2012 N ВИ-04-1441. Согласно расчету размера субсидий на возмещение части затрат в связи с производством алкогольной продукции в Костромской области, в 2012 году, ОАО "Росспиртпром" претендовало на получение из областного бюджета субсидии в сумме 16 824 392 рублей.
Письмом от 26.11.2012 N 01-23/753 Департамент уведомил ОАО "Росспиртпром" о предоставлении субсидий в соответствии с Порядком, в пределах средств областного бюджета, утвержденных Законом Костромской области от 28.12.2011 N 168-5- ЗКО "Об областном бюджете на 2012 год".
В рамках исполнения указанного решения платежными поручениями от 13.12.2012 N 855, от 24.12.2012 N 244, от 25.12.2012 N 478 на расчетный счет ОАО "Росспиртпром" было перечислено 16 824 392 рубля.
Законом Костромской области от 05.12.2012 N 313-5-ЗКО "О внесении изменений в Закон Костромской области "Об областном бюджете на 2012 год" бюджет Костромской области был скорректирован, бюджетные ассигнования увеличены.
В соответствии с постановлением Администрации от 21.12.2012 N 560-a были внесены изменения в Порядок. В частности, установлено, что в случае увеличения в соответствии с Законом Костромской области "Об областном бюджете на 2012 год" бюджетных ассигнований получатель вправе обратиться за доначислением субсидий согласно приложению N 6 и расчета размера субсидии в соответствии с приложением N 7, произведенного, исходя из увеличенного объема средств областного бюджета. В этом случае сумма субсидий доначисляется за вычетом ранее начисленных в текущем году субсидий.
ОАО "Росспиртпром" 20.12.2012 представило в Департамент заявление N ВИ-04-1585 о доначислении субсидии на сумму 40 576 475 рублей. К указанному заявлению был приложен расчет субсидий и сведения из налогового органа и государственных внебюджетных фондов об отсутствии задолженности по налоговым платежам и в государственные внебюджетные фонды по состоянию на 01.12.2012.
Департамент письмом от 28.12.2012 N 01-23/990 уведомил ОАО "Росспиртпром" о принятом решении доначислить субсидию на сумму 40 576 475 рублей. Платежными поручениями от 29.05.2013 N 386 на сумму 5 000 000 рублей и от 10.06.2013 N 387 на сумму 1 000 000 рублей Департамент перечислил на расчетный счет заявителя 6 000 000 рублей от суммы, подлежащей доначислению. Остальная часть субсидии в размере 34 576 475 рублей не была перечислена.
Письмом от 12.08.2013 N 5038-70 Администрация сообщила Обществу, что внесенные в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации изменения запрещают предоставлять из бюджетов субъектов РФ субсидии юридическим лицам на возмещение затрат в связи с производством подакцизных товаров, что делает невозможным погашение задолженности области перед Обществом по ранее согласованному решению о предоставлении субсидии за 2012 год.
Общество, посчитав, что бездействие Департамента, выразившееся в неполном предоставлении ОАО "Росспиртпром" субсидии за 2012 год, является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2, 3, 5, 6, 7, 8, 29, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядками предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат в связи с производством продукции организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции в Костромской области, в 2012 году и в 2013 году, утвержденными соответственно постановлениями Администрации от 30.05.2012 N 217-а и от 09.04.2013 N 143-а, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 181-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов") субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как установили суды и следует из материалов дела, оставшаяся от доначисленной за 2012 год ОАО "Росспиртпром" суммы субсидии из бюджета Костромской области часть денежных средств в размере 34 576 475 рублей должна была быть перечислена указанному юридическому лицу на основании подпункта 1 пункта 4 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат в связи с производством продукции организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции в Костромской области, в 2013 году, утвержденного постановлением высшего исполнительного органа государственной власти Костромской области - администрацией Костромской области от 09.04.2013 N 143-а. Между тем в связи с вступлением в силу с 03.07.2013 пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в новой редакции, согласно которой из числа получателей бюджетных субсидий исключаются производители подакцизных товаров, в том числе алкогольной продукции, постановлением администрации Костромской области от 27.08.2013 N 346-а, вступившим в силу с 30.08.2013, было признано утратившим силу постановление указанного органа от 09.04.2013 N 143-а, утвердившее названный выше порядок. Таким образом, с 30.08.2013 отсутствует нормативно-правовое основание для предоставления ОАО "Росспиртпром" из бюджета Костромской области субсидий, а соответственно и для выплаты оставшейся суммы субсидии, предоставленной за 2012 год в размере 34 576 475 рублей.
Законом Костромской области от 30.09.2013 N 411-5-ЗКО, вступившим в силу со дня официального опубликования 04.10.2013, в Закон Костромской области о бюджете на 2013 год были внесены изменения о сокращении бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам - производителям алкогольной продукции до 6 000 000 рублей, то есть в размере уже исполненных перед истцом расходных обязательств.
Таким образом, учитывая, что постановлением Администрации от 09.04.2013 N 143-а размер субсидий производителям алкогольной продукции, не выплаченных в 2012 году, ограничен объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Костромской области о бюджете на 2013 год по данной целевой статье расходов, расходные обязательства по выплате субсидии, доначисленной Обществу в 2012 году, могли быть исполнены только в пределах предусмотренных Законом Костромской области бюджетных ассигнований, то есть в размере 6 000 000 рублей.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что несовершение Департаментом агропромышленного комплекса Костромской области, исполнительно-распорядительных действий по перечислению заявителю из бюджета области в качестве субсидии денежных средств в сумме 34 576 475 рублей не может быть квалифицировано в качестве незаконного бездействия, поскольку для совершения названных действий у Департамента отсутствовали нормативно-правовые основания.
С учетом изложенного суды правомерно отказали ОАО "Росспиртпром" в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 20.02.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу N А31-11088/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Росспиртпром"
- без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Росспиртпром".
Возвратить открытому акционерному обществу "Росспиртпром" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 24.06.2014 N 5203.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установили суды и следует из материалов дела, оставшаяся от доначисленной за 2012 год ОАО "Росспиртпром" суммы субсидии из бюджета Костромской области часть денежных средств в размере 34 576 475 рублей должна была быть перечислена указанному юридическому лицу на основании подпункта 1 пункта 4 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат в связи с производством продукции организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции в Костромской области, в 2013 году, утвержденного постановлением высшего исполнительного органа государственной власти Костромской области - администрацией Костромской области от 09.04.2013 N 143-а. Между тем в связи с вступлением в силу с 03.07.2013 пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в новой редакции, согласно которой из числа получателей бюджетных субсидий исключаются производители подакцизных товаров, в том числе алкогольной продукции, постановлением администрации Костромской области от 27.08.2013 N 346-а, вступившим в силу с 30.08.2013, было признано утратившим силу постановление указанного органа от 09.04.2013 N 143-а, утвердившее названный выше порядок. Таким образом, с 30.08.2013 отсутствует нормативно-правовое основание для предоставления ОАО "Росспиртпром" из бюджета Костромской области субсидий, а соответственно и для выплаты оставшейся суммы субсидии, предоставленной за 2012 год в размере 34 576 475 рублей.
...
решение Арбитражного суда Костромской области от 20.02.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу N А31-11088/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Росспиртпром""
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 сентября 2014 г. N Ф01-3239/14 по делу N А31-11088/2013