Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Фоминой О.П., Чижова И.В.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.10.2010, принятое судьей Лежниной В.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010, принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Смирновой Т.А., по делу N А38-1789/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автомир" о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл от 31.05.2010 N 05-2214 и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автомир" (далее - ООО "Автомир", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - Территориальное управление, уполномоченный орган) от 31.05.2010 N 05-2214 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 348 квадратных метров, кадастровый номер 12:05:0505004:49, разрешенное использование - для размещения производственной базы, находящегося в восточной части кадастрового квартала 12:05:0505004 по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Волкова; об обязании Территориального управления принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка в течение месяца с момента принятия этого решения, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его в адрес Общества с предложением о его заключении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.10.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Территориальное управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на нарушение норм материального права.
Ссылаясь на пункт 2, подпункт "ж" пункта 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, пункт 1.1.6 приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 207 "Об осуществлении Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл функций Федерального агентства по управлению государственным имуществом", заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание, что Территориальное управление осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, лишь по поручению центрального аппарата Росимущества, в связи с чем им производились необходимые действия для получения соответствующего поручения; в соответствии с порядком продажи земельных участков, утвержденным Росимуществом, с 08.04.2010 решение о предоставлении земельных участков в собственность юридических и физических лиц принимается непосредственно центральным аппаратом Росимущества, в том числе в случае, если площадь земельного участка превышает один гектар.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Территориальное управление и Общество, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Третье лицо заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 20.07.2005, серия АБ N 0029825, и от 17.04.2008, серия 12МР N 162953, Обществу принадлежит на праве собственности недвижимое имущество: будка газосварщика, площадка автогазозаправки и гараж - стоянка на 200 автомашин.
Для размещения объектов недвижимости Обществу на основании договора аренды от 31.12.2008 N 1196-Ф передан земельный участок площадью 348 квадратных метров, кадастровый номер 12:05:0505004:49, находящийся в восточной части кадастрового квартала 12:05:0505004 по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Волкова, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке за Российской Федерацией.
ООО "Автомир" 09.12.2009 обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность за плату указанного земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости Общества.
Письмом от 12.03.2010 N 03-1092 Территориальное управление сообщило Обществу о возможности продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, только по поручению Росимущества.
С целью получения такого поручения Территориальное управление 17.12.2009 направило в центральный аппарат Росимущества заявление ООО "Автомир" и приложенные к нему документы.
В установленный законом срок ответ из центрального аппарата Росимущества о результате рассмотрения заявки не поступил.
В дальнейшем вышестоящий орган, рассмотрев представленный пакет документов, письмом от 21.06.2010 N ПП-10/17153 возвратил его в Территориальное управление, указав на невозможность принятия решения о предоставлении в собственность ООО "Автомир" земельного участка ввиду отсутствия основания раздела земельного участка с кадастровым номером 12:05:0505004:49; отсутствия кадастровых паспортов и свидетельств о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 12:05:0505004:51 и 12:05:0505004:52; непредставление документа, подтверждающего отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности иным лицам; отсутствие выписки из реестра федерального имущества.
После этого Территориальное управление письмом от 31.05.2010 N 05-2214 возвратило ООО "Автомир" документы для устранения недостатков, указанных в письме Росимущества.
Общество посчитало, что Территориальное управление незаконно уклоняется от заключения договора купли-продажи земельного участка, фактически приняло решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, поэтому обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 9, 29, 36, 61 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил заявленные требования. Суд пришел к выводу о том, что отказ Территориального управления в предоставлении в собственность за плату земельного участка не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом и федеральными законами.
В пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Во исполнение указанной нормы Министерство экономического развития Российской Федерации приказом от 30.10.2007 N 370 утвердило Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через свои территориальные органы.
В подпунктах 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, указано, что Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и расположенными на территории Республики Марий Эл, является Территориальное управление, поэтому оно вправе принять решение о продаже данного земельного участка, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Исследовав и оценив документы, представленные в дело, суды установили, что на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0505004:49 находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности; ООО "Автомир" при обращении в Территориальное управление представило полный комплект документов, необходимых для принятия решения о продаже земельного участка; отсутствие оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, предусмотренных в пункте 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем права на данный земельный участок подлежат переоформлению по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды сделали правильные выводы о том, что спорное решение Территориального управления от 31.05.2010 N 05-2214 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод Территориального управления со ссылкой на порядок продажи земельных участков, утвержденный Росимуществом, о том, что с 08.04.2010 решение о предоставлении земельных участков в собственность юридических и физических лиц принимается непосредственно центральным аппаратом Росимущества в случае, если площадь земельного участка превышает один гектар, не может быть принят во внимание, поскольку доказательств утверждения Росимуществом такого порядка материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от её уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 15.10.2010 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 по делу N А38-1789/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.П. Фомина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Исследовав и оценив документы, представленные в дело, суды установили, что на земельном участке с кадастровым номером 12:05:0505004:49 находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие Обществу на праве собственности; ООО "Автомир" при обращении в Территориальное управление представило полный комплект документов, необходимых для принятия решения о продаже земельного участка; отсутствие оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, предусмотренных в пункте 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем права на данный земельный участок подлежат переоформлению по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 мая 2011 г. N Ф01-908/11 по делу N А38-1789/2010