Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Чернышова Д.В.
при участии представителя от ответчика: Рябикова Д.А. (доверенность от 07.10.2010)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Алюпласт-Кострома" на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.01.2011, принятое судьей Егоровой О.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011, принятое судьями Лысовой Т.В., Караваевой А.В., Перминовой Г.Г., по делу N А31-6732/2010 по иску Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области к обществу с ограниченной ответственностью "Алюпласт-Кострома" о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка и установил:
Департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области (с учетом замены истца определением Арбитражного суда Костромской области от 10.12.2010, далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Алюпласт-Кострома" (далее - ООО "Алюпласт-Кострома", Общество) о взыскании задолженности в размере 172 677 рублей 74 копеек по договору аренды земельного участка от 10.04.2006 N 1.6267.1, образовавшейся с 01.01.2009 по 12.07.2010, а также пеней в размере 10 602 рублей 07 копеек с 01.07.2006 по 12.07.2010 и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 438 рублей 98 копеек с 13.07.2010 по 23.08.2010.
Исковые требования основаны на статьях 309 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы невнесением арендных платежей.
Не согласившись с данными судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суды допустили расширенное толкование пунктов 3.3 и 6.1 договора аренды земельного участка и не применили пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывая, что изменение размера арендной платы возможно только при наличии дополнительного соглашения, а в отсутствие такового изменение размера арендной платы незаконно и необоснованно.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления апелляционного суда по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав полномочного представителя ответчика, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Департамент (с учетом замены арендодателя дополнительным соглашением от 12.03.2007, далее - арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды от 10.04.2006 N 1.6267.1, по которому арендатор принял в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Кострома, улица Галичская, дом 100, общей площадью 2383,65 квадратного метра, для эксплуатации объектов промышленного назначения (литера И).
Названный земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 24.03.2006.
В пункте 2.1 договора стороны установили срок аренды с 15.12.2005 по 15.06.2006, при этом стороны предусмотрели, что в случае продолжения пользования земельным участком после истечения срока договора и при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (пункт 2.3 договора).
Согласно пункту 3.2 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными долями до первого числа первого месяца квартала путем перечисления на расчетный счет.
Размер арендной платы устанавливается на основании ставки земельного налога действующей на момент расчета и может изменяться арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, Костромской области, нормативных актов местного самоуправления. Изменения арендной платы оформляются дополнительным соглашением. Дополнительное соглашение об изменении размера арендной платы вместе с расчетом направляется арендатору и является неотъемлемой частью договора (пункт 3.3 договора).
Согласно Закону Костромской области от 15.08.2006 года N 62-4-ЗКО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы" и постановлению администрации Костромской области от 19.05.2008 N 140-а "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы" Департамент является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Дополнительным соглашением от 12.03.2007 стороны оговорили изменение арендной платы на 2007 год, определив ее в размере 9 850 рублей 61 копейки ежеквартально.
В соответствии с постановлениями администрации Костромской области от 22.10.2007 N 241-а "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Костромской области и земельные участки на территории Костромской области, государственная собственность на которые не разграничена" и от 28.10.2008 N 393-а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Костромской области" Департамент пересчитал размер арендной платы на 2009 и 2010 годы, где в основе расчетов применена кадастровая стоимость земельного участка.
Об изменении размера арендной платы Департамент уведомил Общество, направив в его адрес дополнительные соглашения от 17.02.2009 и 29.04.2010.
Невнесение Обществом арендных платежей с 01.01.2009 по 12.07.2010 послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. При этом устанавливаемый органами местного самоуправления порядок определения арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не должен противоречить федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
Предметом спорных арендных отношений является земельный участок, государственная собственность на который не разграничена.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Костромской области от 15.08.2006 года N 62-4-ЗКО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы, за исключением земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данных домов объекты, осуществляется исполнительным органом государственной власти Костромской области.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Департамент осуществил перерасчет арендной платы за использование земельного участка в соответствии с постановлениями администрации Костромской области, которые являются действующими, а потому подлежат применению, в связи с чем изменение размера арендной платы не противоречит пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суды протолковали пункт 3.3 договора аренды земельного участка по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, и сочли, что стороны оговорили возможность изменения арендодателем размера арендной платы в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, Костромской области. В соответствии с пунктом 6.1 договора Департамент направлял в адрес Общества дополнительные соглашения, в которых указывалось на изменение размера арендных платежей. Отсутствие в дополнительных соглашениях согласования со стороны Общества не освобождает последнее от обязанности вносить арендную плату, размер которой рассчитан в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного приведенные в кассационной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, расширительного толкования положений договора судами не допущено.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Расходы по государственной пошлине, согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 14.01.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.03.2011 А31-6732/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алюпласт-Кострома" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Костромской области от 15.08.2006 года N 62-4-ЗКО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Костромы, за исключением земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данных домов объекты, осуществляется исполнительным органом государственной власти Костромской области.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Департамент осуществил перерасчет арендной платы за использование земельного участка в соответствии с постановлениями администрации Костромской области, которые являются действующими, а потому подлежат применению, в связи с чем изменение размера арендной платы не противоречит пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суды протолковали пункт 3.3 договора аренды земельного участка по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, и сочли, что стороны оговорили возможность изменения арендодателем размера арендной платы в одностороннем порядке в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, Костромской области. В соответствии с пунктом 6.1 договора Департамент направлял в адрес Общества дополнительные соглашения, в которых указывалось на изменение размера арендных платежей. Отсутствие в дополнительных соглашениях согласования со стороны Общества не освобождает последнее от обязанности вносить арендную плату, размер которой рассчитан в соответствии с действующим законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 мая 2011 г. N Ф01-1747/11 по делу N А31-6732/2010