Нижний Новгород |
|
02 октября 2014 г. |
Дело N А29-6745/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.10.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заявителя: Терентьева К.Н. (доверенность от 11.12.2013),
от заинтересованного лица: Пыстиной Т.А. (доверенность от 02.09.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Воркутауголь" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.03.2014, принятое судьей Василевской Ж.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014, принятое судьями Хоровой Т.В., Великоредчаниным О.Б., Черных Л.И., по делу N А29-6745/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Воркутауголь" (ИНН: 1103019252, ОГРН: 1021100807452)
о признании частично недействительным решения от 06.07.2012 N 007/003/31-2012 государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми (ИНН: 1103001015, ОГРН: 1021100806748)
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Воркутауголь" (далее - ОАО "Воркутауголь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми (далее - Управление, Фонд) о признании недействительным решения от 06.07.2012 N 007/003/31-2012 в части уплаты страховых взносов в суммах: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 1 139 209 рублей 80 копеек, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 119 927 рублей 72 копеек, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 93 325 рублей 23 копеек, на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников угольной промышленности в размере 15 224 201 рубля (пункт 6 решения); пеней в суммах: в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 128 958 рублей 99 копеек, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 12 448 рублей 88 копеек, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 10 968 рублей, на дополнительное социальное обеспечение работников угольной отрасли - 931 614 рублей 47 копеек (пункт 5 решения); штрафа в сумме 3 322 016 рублей (пункт 4 решения).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.03.2014 заявленное требование удовлетворено частично: решение Фонда признано недействительным в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 3 322 016 рублей (пункт 4); в части доначисления пеней по страховым взносам в размере 131 364 рублей 49 копеек (пункт 5); в части доначисления страховых взносов в сумме 1 145 756 рублей 30 копеек (пункт 6). В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 57 Конституции Российской Федерации, статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", а также неправильно истолковали правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 17.06.2013 N 13-П и определении от 02.07.2013 N 1051-О. По мнению Общества, применение положений части 3 статьи 6 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 217-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" к правоотношениям с 01.01.2011, недопустимо в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, в связи с чем доначисление страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение работников угольной отрасли в размере 15 224 201 рубля за 2011 год необоснованно. Общество также указывает, что начисление пеней за несвоевременную уплату страховых взносов Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" не предусмотрено.
Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов Общества, просили оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку деятельности ЗАО "Шахта Воргашорская 2" (правопреемником которого с 15.06.2012 является Общество), в том числе по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) взносов на дополнительное социальное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
В ходе проверки в числе прочих нарушений установлено, что в нарушение части 3 статьи 6 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 217-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" Обществом не уплачены страховые взносы за 2011 год в сумме 15 224 201 рубля.
По результатам проверки Фонд составил акт от 05.06.2012 N 007/003/31-2012 и принял решение от 06.07.2012 N 007/003/31-2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в общей сумме 3 322 016 рублей. В этом же решении Обществу предложно уплатить доначисленные страховые взносы в общей сумме 16 610 080 рублей 88 копеек и соответствующие пени.
Не согласившись с решением Фонда, Общество обжаловало его в арбитражном суде.
Руководствуясь частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", Федеральным законом N 217-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1051-О, Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части. Суд пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2013 N 1051-О, пенсионное обеспечение работников организаций угольной промышленности осуществляется в настоящее время как в рамках обязательного пенсионного страхования - на основании федеральных законов от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так и посредством имеющего обязательный характер дополнительного пенсионного обеспечения - на основании Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (далее - Закон N 84-ФЗ), который вступил в силу с 01.01.2011 (статья 9).
Согласно Закону N 84-ФЗ право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии, имеют лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии оставления ими работы, дающей право на доплату к пенсии (статья 1 и часть 6 статьи 4).
В отличие от трудовой пенсии ежемесячная доплата к пенсии, установленной лицам, работавшим в организациях угольной промышленности, имеет иную правовую природу, что подтверждается и порядком финансирования данной доплаты, а также механизмом определения размера взносов, за счет которых она выплачивается.
В силу статей 5 - 7 Закона N 84-ФЗ эти взносы уплачиваются работодателями - организациями, использующими труд названной категории работников, помимо начисляемых в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) страховых взносов.
Таким образом, ежемесячная доплата к пенсии, установленной лицам, работавшим в организациях угольной промышленности, имеет обособленный источник финансирования, формируемый за счет взносов, которые начисляются работодателями по дополнительному тарифу на фонд оплаты труда работающих представителей данной профессиональной группы, не подлежат капитализации и направляются на финансирование ежемесячной доплаты к пенсии тем работникам организаций угольной промышленности, кто оставил работу, дающую право на получение доплаты к пенсии.
Размер этой доплаты определяется с учетом суммы фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации средств на ее выплату, которая, в свою очередь, зависит от таких постоянно изменяющихся условий, как число организаций, использующих труд соответствующих категорий работников угольной промышленности, количество работающих на должностях, дающих право на доплату к пенсии, размер фонда оплаты труда и т.д., и ежеквартально корректируется также в зависимости от суммы фактически поступивших средств.
В первоначальной редакции Закон N 84-ФЗ определял объект обложения и базу для начисления взносов на доплату к пенсии отдельным категориям работников угольной промышленности как объект обложения и базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые установлены Законом N 212-ФЗ (часть 3 статьи 6).
Соответственно, с 01.01.2011 (момента вступления в силу данного федерального закона) применительно к взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности, использовался порядок определения базы для начисления страховых взносов, установленный Законом N 212-ФЗ, который ограничивал ее предельную величину доходами в сумме 415 000 рублей в год нарастающим итогом на каждого застрахованного. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 933 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 года" база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463 000 рублей нарастающим итогом с 01.01.2011.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 217-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (далее - Закон N 217-ФЗ) изложена в новой редакции часть 3 статьи 6 Закона N 84-ФЗ, в соответствии с которой объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения и база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Закона N 212-ФЗ.
В результате было исключено применение ограничения, установленного в отношении базы для начисления страховых взносов, применительно к начислению взносов для выплаты доплаты к пенсии отдельным категориям работникам организаций угольной промышленности.
Закон N 217-ФЗ вступил в силу с 22.07.2012, а действие положений части 3 статьи 6 Закона N 84-ФЗ в редакции данного Закона было распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
В определении от 02.07.2013 N 1051-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что распространяя введенный Законом N 217-ФЗ порядок определения базы по взносам на выплату доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности на правоотношения, возникшие с 01.01.2011, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить формирование обособленного источника финансирования ежемесячной доплаты к пенсии в объеме, который позволил бы осуществлять ее выплату надлежащим образом, и тем самым защитить социальные права указанной категории работников, то есть преследовал конституционно значимые цели.
В статье 57 Конституции Российской Федерации содержится запрет придавать обратную силу законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков. Этот запрет призван обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения; вместе с тем иные помимо налогов либо сборов обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет - не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы - не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее доктринальных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 N 13-П и от 28.02.2006 N 2-П). Приведенная правовая позиция может быть распространена и на аналогичные обязательные платежи публично-правового характера.
Взносы на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации организациями, использующими труд указанной категории работников, не являясь налогами и не подпадая под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов, по своему юридическому содержанию и социально правовой природе представляют собой обязательные целевые платежи публично-правового характера - они взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
С принятием Закона N 217-ФЗ формирование базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, в том числе в течение расчетного периода 2011 года, должно осуществляться без учета установленной частью 4 статьи 8 Законом N 212-ФЗ предельной величины начисленных выплат и иных вознаграждений и, соответственно, плательщики взносов должны учитывать нарастающим итогом весь объем выплат и иных вознаграждений, начисленных за этот год в пользу работников определенных законом специальностей.
В результате федеральный законодатель увеличил базу для начисления взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на выплату доплаты к пенсии работников определенных законом специальностей.
Доначисление взносов Фондом за период до 22.07.2011 повлекло за собой увеличение финансовых расходов плательщика на уплату взносов. Между тем, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1051-О, социальную направленность установления взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, суды сделали правильный вывод о том, решение Фонда от 06.07.2012 N 007/003/31-2012 в обжалуемой части вынесено в полном соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что требование Общества в соответствии с положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Довод Общества о том, что Законом N 84-ФЗ начисление пеней за несвоевременную уплату взносов не предусмотрено, отклоняется в силу следующего.
Согласно статье 5 Закона N 84-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией Закона N 84-ФЗ.
В части 2 статьи 7 Закона N 84-ФЗ предусмотрено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики взносов производят исчисление ежемесячных платежей по взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифа взносов. Уплата ежемесячных платежей по взносам производится не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Контроль за правильностью исчисления и уплатой взносов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом N 212-ФЗ (часть 3 статьи 7 Закона N 84-ФЗ).
Зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм взносов, соответствующих пеней и штрафов, уточнение сумм указанных платежей, а также уплата процентов, начисленных за несвоевременное осуществление возврата взносов, соответствующих пеней и штрафов, процентов, начисленных на излишне взысканные суммы взносов, соответствующих пеней и штрафов, осуществляются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом N 212-ФЗ (часть 4 статьи 7 Закона N 84-ФЗ).
В силу статьи 25 Закона N 212-ФЗ помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов в случае их уплаты в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщиком страховых взносов подлежат уплате пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Из системного толкования указанных норм права следует, что начисление пеней в связи с несвоевременной уплатой взносов в соответствии с Законом N 84-ФЗ произведено Фондом правомерно.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении требования о признании недействительным решения Управления от 06.07.2012 N 007/003/31-2012 в обжалуемой части.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.03.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 по делу N А29-6745/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Воркутауголь" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Воркутауголь".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм взносов, соответствующих пеней и штрафов, уточнение сумм указанных платежей, а также уплата процентов, начисленных за несвоевременное осуществление возврата взносов, соответствующих пеней и штрафов, процентов, начисленных на излишне взысканные суммы взносов, соответствующих пеней и штрафов, осуществляются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом N 212-ФЗ (часть 4 статьи 7 Закона N 84-ФЗ).
В силу статьи 25 Закона N 212-ФЗ помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов в случае их уплаты в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщиком страховых взносов подлежат уплате пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Из системного толкования указанных норм права следует, что начисление пеней в связи с несвоевременной уплатой взносов в соответствии с Законом N 84-ФЗ произведено Фондом правомерно."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 октября 2014 г. N Ф01-3991/14 по делу N А29-6745/2012
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2014 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3991/14
30.09.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-6745/12
06.06.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3484/14
05.06.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-6745/12
07.03.2014 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-6745/12
27.07.2012 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-6745/12